Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация заработной платы. Основные принципы. Формы и системы оплаты труда.




Заработная плата – определённая сумма денежных средств, размер которой определяется письменным или устным договором о найме, заключённым на основании соглашения или национального законодательства, уплачиваемая работодателем трудящемуся за проделанною работу.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято понимать:

- выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельно и прогрессивной оплате;

- доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные, за работу в ночное время и праздничные дни и др.;

- оплата простоев не по вине работника;

- премии, премиальные надбавки и др.

Дополнительная заработная плата включает выплаты за непроработанное время, предусмотренное законодательством о труде и коллективными договорами:

- оплата времени отпусков;

- оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

- оплата перерывов в работе кормящих матерей;

- оплата льготных часов подростков; оплата выходного пособия при увольнении и др.

Организация оплаты труда на предприятии определяется взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами:

- тарифной системой

- нормированием труда;

- формами оплаты труда.

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и форма оплаты труда.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов коллектива, к которому относится работник.

Нормирование труда предусматривает установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия или выполнение заданного объёма работы в определённых организационно – технических условиях. Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания, численности) устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации пр-ва и труда.

Норма выработки устанавливает количество натуральных единиц продукции (шт., м, т), которое должно быть изготовлено и получено в нормальных условиях работы за единицу времени (час, смену, месяц).

Норма времени предусматривает время, необходимое для выполнения работы в в определённых организационно – технических условиях (мин., час.).

Форма оплаты труда. Существует две формы заработной платы – сдельная и повременная с их разновидностями (системами).

В современных условиях основными факторами конкурентоспособности любой организации стали, обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень её мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.

Заработная плата, её размер, являются фактором который заманивает персонал в организацию. А так же заработная плата является отличным мотиватором. Зар.плата – это краткосрочный мотиватор, но грамотное построение системы вознаграждения позволяет успешно манипулировать персоналом.

В современных условиях конкурентного рынка размер заработной платы на отдельно взятом предприятии не должен сильно отличаться от размера заработной платы в аналогичных предприятий в данной отрасли.

Организация заработной платы. Основные принципы. Формы и системы оплаты труда.

Принципы организации оплаты труда:

- Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности пр-ва и труда.

- обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы (или темпо объема выпуска продукции над темпами роста фонда потребления).

- дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности.

- равная оплата за равный труд.

- государственное регулирование оплаты труда.

- учет воздействия рынка труда.

- простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда, что обеспечивает широкую информированность об их сущности.

При повременной форме оплаты труда заработок рабочему начисляется за фактически проработанное время и определяется умножением установленной тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации.

Повременную форму оплаты труда целесообразно применять при следующих условиях: если рабочий не может оказывать непосредственного влияния на увеличение выпуска продукции; если отсутствуют количественные показатели выработки продукции; если организован строгий контроль и ведется учет фактически отработанного времени; при правильной тарификации рабочих в соответствии с их квалификацией и сложностью выполняемых работ. Повременная форма оплаты труда подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную.

Простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую, поденную и помесячную. При почасовой оплате вначале определяют часовую тарифную ставку рабочего: тарифную ставку рабочего 1-го разряда умножают на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации и делят на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года. Полученную часовую тарифную ставку умножают на отработанное рабочим количество часов в расчетном периоде. ЗПпп = m (часовая, дневная тарифная ставка рабочего соотв. разряда)*Т (факт. отработанное время)

При поденной оплате заработная плата определяется умножением дневной тарифной ставки рабочего на отработанное количество рабочих дней. Дневная тарифная ставка определяется делением тарифной ставки рабочего разряда, умноженной на тарифный коэффициент присвоенного разряда, на количество рабочих дней в месяце. При помесячной оплате заработная плата рабочего определяется так же, как и при почасовой оплате.

При повременно-премиальной системе оплаты труда простая повременная система дополняется премиями

54. Социальная политика и уровень жизни населения России: сущность, показатели, динамика

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией страны является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции "в человека"; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Сущность социальной политики выражается в стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи, прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.

Социальная политика активно влияет на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику ВВП, движение общества к прогрессу. Очевидно, что без хорошо развитой системы образования, культуры, здравоохранения и т.п. невозможно развитие производства, поскольку именно эти факторы оказывают огромное влияние на людей как главный (личный) фактор производства.

Инструменты государственной социальной политики - социальное законодательство; система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы). Методы разработки и реализации социальной политики - социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование.

Учитывая комплексный и многоплановый характер определения "социальная политика", ее обычно расчленяют на следующие составные части:

  • политика доходов населения;
  • социальная защита граждан;
  • развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;
  • молодежная политика.

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по Уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например калорийность и биологическая ценность рациона питания. В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения, ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Наименование           Рост
               
  Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц           +
  Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году   113,6   98,2 100,7 +
  Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб.           +
  Реальная начисленная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году 110,1 106,8 101,9   109,8 -
  Средний размер назначенных месячных пенсий, (на конец года руб.)           +
  Реальный размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему году 106,6 128,7 106,3 104,2 103,3 -
  Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц           +
  в процентах к предыдущему году 120,6 113,6 108,7 110,7 101,7 -
  Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов: среднедушевых денежных доходов 177,7 194,3 180,9 176,3 188,7 +
  среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 277,1 290,4 292,1 288,3 329,8 +
  среднего размера назначенных месячных пенсий   131,2   158,8 172,7 -
  Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек 92,9 82,5 91,1 94,8 85,3 -
  в процентах от общей численности населения 30,4 26,9 29,6 30,6 27,6 -
  в процентах к предыдущему году 85,1 88,8 110,4 104,1   -
  Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 11,4   11,5 11,3 11,6 +
  Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,369 0,376 0,37 0,368 0,371 -

В целом по Российской Федерации 2006 – 2012 гг. наблюдается рост уровня качества жизни. Темпы роста замедляются в последние годы: частично это обусловлено некоторым снижением темпов инвестирования в социальную сферу.

Среднероссийский уровень качества жизни на протяжении 2011 – 2012 гг. находился на стабильно высоком уровне, превышающем показатели качества жизни в предыдущие годы.

55. Управление демографическими процессами: цели, задачи. Содержание демографической политики.

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

 

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...