Смена парадигмы управления на современном этапе. Системно-ситуационный подход в менеджменте
Современная управленческая парадигма Парадигма (от греч. – пример, образец) – набор концепций, взглядов, ценностей, способов поведения, который формирует восприятие менеджмента и служит фундаментом для его организации на определенном историческом отрезке времени. СУП – общепринятая комплексная модель теории и принятия менеджмента к настоящему моменту времени. Основная задача новой парадигмы менеджмента конца ХХ - начала ХХI века состоит в том, чтобы сделать знания производительными. В этой связи ведущие исследователи в сфере менеджмента считают, что новая парадигма управления требует существенных изменений систем управления: простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности. Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах - инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России. Новая парадигма управления соответствует быстрым и подчас непредсказуемым изменениям внешней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на использовании знания. Основные характеристики СУП: 1. гуманизация управления; 2. стратегическая направленность управления; 3. использование системно-ситуационного подхода в управлении. Современные тенденции менеджмента: 1. Комплексное управление качеством – совокупность методов менеджмента, обеспечивающих создание качественных товаров и услуг, посредством реализации следующих элементов программ в организациях:
· активное вовлечение всех работников в процесс контроля качества; · фокусировка внимания на диагностике потребностей потребителя продуктов труда работников их полном и современном удовлетворении; · контрольные сравнения (бенчмаркинг); · перманентные изменения и улучшения продуктов и услуг, внутриорганизационных процессов. 2. Научающаяся организация – организация, все члены которой участвуют в определении и решении проблем, что даёт возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться организации, личностно и профессионально развиваться сотрудникам, стремиться к достижению поставленных целей. Условия функционирования научающей организации: · Командная структура; · Наделение работников властью (делегирование полномочий) партисипативное управление; · Открытость информации; · Перманентное самосовершенствование работников; · Групповое обучение. 3. Управление знаниями – систематические усилия, направленные на поиск, формирование и использование интеллектуального капитала компании, а также непрерывное обучение персонала и интенсивный обмен знаниями. Большую роль в управлении знаниями играют информационные системы и технологии, которые обеспечивают хранение данных и их распространение внутри организации. Интранет – внутренняя коммуникационная сеть компании. Экстанет – сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие лица. Создание корпоративных университетов, использование передовых методов обучения – особенности реализации концепции управления знаниями.
Системно-ситуационный подход - это комбинация двух подходов системного и ситуационного, каждый из которых описывается отдельно, но рассматривается совокупностью. Это позволит при разработке управленческих решений подходить к объекту управления, с одной стороны, как к системе с ее свойствами и имеющимся аппаратом моделирования и проведения экспериментов, и с другой стороны, учитывать обстоятельства конкретной ситуации на объекте.
Системный подход в управлении Система(целое, составленное из частей, соединение) – совокупность взаимосвязанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единства. Авторы теории систем: Л. Берталанери, Л. Рапопор, Э. Боулдинг. Типы систем: 1) Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы (точки ее взаимодействия со внешней средой); Их действия относительно независимы от окружающей среды 2) Открытые системы (характеризуется со взаимодействием со внешней средой, зависит от ресурсов, поступающих из вне, границы системы проницаемы, т.е. идет постоянный обмен с внешней средой, имеют способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде). Основные свойства организации, как открытой системы: 1) Наличие подсистем, как частей единой системы. Изменение одного элемента неизбежно влияет на другой. 2) Синергия – целое является большим, чем сумма его частей. Система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент в отдельности. 3) Наличие обратной связи – процесс получения информации о подсистемах и системы в целом , чтобы определить их состояние и вносить коррективы при необходимости. 4) Энтропия – универсальное свойство всех систем, отражающих их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти. Задача менеджмента: уменьшить энтропию и продлить жизненный цикл организации по средствам постоянного притока из вне ресурсов, адаптации, приспособления к изменениям во внешней среде, поиска новых возможностей существования. Идея применения системного подхода к организации принадлежит Честеру Барнарду(1886-1961). Согласно системному подходу, следует учитывать в управленческой деятельности влияние и взаимодействие множество факторов, находящихся как внутри, так и вне организации, и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Системный подход – это способ мышления по отношению к управлению организацией. Системный подход положил начало интегрированному взгляду на управление. Теория 7S(80гг) – одна из системных концепций менеджмента. Согласно мнению Томаса Питерса и Роберта Устермана, Ричерда Паскаля, эффективная организация формируется на базе 7ми взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которой требует соответствующих изменений остальных шести. Задача менеджмента состоит в гармонизации элементов внутренней среды организации. Ключевые переменные организации в теории7S:
1) стратегия(3 года) – комплексный план, включающий обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения целей организации. 2) структура – внутренняя композиция организации, отражающая совокупность подразделений, иерархическую субординацию, распределение власти. 3) системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации. 4) штат – персонал организации по категориям, полу, возрасту, образованию и др. 5) стиль – способ управления людьми в организации, одна из главных характеристик организационной культуры. 6) квалификация персонала. 7) разделяемая система ценностей, как элемент организационной культуры. Ситуационный подход в управлении Ситуационный подход пришел на смену идеи универсальности, господствующей в управлении до 70ых годов 20 века. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которая демонстрирует неповторимость и уникальность явлений и процессов организационной жизни. Согласно подходу, действенные в определенной ситуации методы управления не обязательно демонстрируют высокую эффективность в других условиях, т.е. не существует единственно верного варианта управленческого решения. В ситуационных теориях управления даются множественные рекомендации с учетом особенностей конкретной ситуации. Понятие «ситуационная теория управления» введено в научный оборот Р.Маклером. Задача менеджеров, использующих ситуационный подход(концепцию сопряженных обстоятельств), состоит в понимании точной диагностики параметров организационной ситуации и поиске оптимального решения управленческой проблемы в специфичных условиях на основе знаний теории менеджмнета. Методология ( учение о структуре, логичные организации, методах деятельности ) ситуационного подхода в практической деятельности менеджера, включает следующий 4плановый процесс:
1) Руководитель должен быть ознакомлен с теорией менеджмента, а именно с процессом управления, особенностями индивидуального и группового поведения, системным анализом, методами управления, количественными методами принятия решений и тд. 2) Руководитель должен предвидеть возможные плюсы и минусы, последствия применяя различных теорий и методов в условиях конкретной ситуации, поскольку каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. 3) Руководителю требуется правильно интерпретировать ситуацию, вычленить важные факторы и определить их параметры, понять, какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4) Руководитель должен принять решение об использовании конкретных управленческих приемов и действий, которые обеспечат достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|