Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билеты по литературе. 1 билет. Особенности славянской мифологии. Древние славянские боги. 2 билет. Трансформация житийного жанра в древнерусской литературе (на примере «Жития Бориса и Глеба», «Жития Сергия Радонежского», «Жития протопопа Аввакума»).




Билеты по литературе

1 билет. Особенности славянской мифологии

Славянская мифология коренным образом отличается от других, наиболее существенными отличиями можно назвать две ее особенности: формирование в рамках господствующей религии – христианства и устная форма передачи системы мифов.

 

Вторым важным отличием славянской мифологии является факт ее представления и существования исключительно в устной форме. До принятия христианства на территории Древней Руси отсутствовала письменность, данный факт в значительной степени затрудняет изучение славянской мифологии.

 

Все сведения, описывающие быт и мифологию славян, как правило, извлечены из отдельных описаний, принадлежащих перу древнеримских и византийских авторов, а также отдельным произведениям христианского периода, в которых языческие мифы описывались фрагментарно. Таким образом история, культура и мифология славян является крайне малоизученной, что лишний раз делает эту тему интересной для исследования.

Древние славянские боги

Отцом всех славянских богов был Сварог — бог неба, известный балтам как Свентовит. Его считали отцом Дажьбога (солнца) и Сварожича (огня). Это были главные боги природы — они давали свет и тепло земле, остававшейся большую часть года холодной. Перун почитался богом огня и молний. Его громовые топоры были могущественным символом плодородия, поскольку считалось, что они пробуждают землю весной.

Перун был также богом войны. Он проезжал по земле в железной колеснице, запряженной огромным козлом. Его оружием были «громовые стрелы», а также боевой топорик, всегда возвращавшийся к нему после того, как он метал его.

Мокошь — древнеславянская богиня плодородия, тесно связанная с образом Матери сырой земли. Ее часто изображали вместе с полуптицей-полусобакой Симоргом.

2 билет. Трансформация житийного жанра в древнерусской литературе (на примере «Жития Бориса и Глеба», «Жития Сергия Радонежского», «Жития протопопа Аввакума»).

 

Житие создавалось после смерти святого. Начинается житие Бориса и Глеба с введения в историю всего человеческого рода: сотворение Адама и Евы, их грехопадение, обличение «идолопоклонства» людей, воспоминание об учении и распятии Иисуса Христа, как стали проповедовать новое учение апостолы и как восторжествовала новая вера. Владимир крестил Русь, и этот акт изображается как всеобщее торжество и радость: радуются люди, спешащие принять христианство, и ни один из них не противится и даже не “глаголет” “вопреки” воле князя, радуется и сам Владимир, видя “теплую веру” новообращенных христиан. Такова предыстория злодейского убийства Бориса и Глеба Святополком. Святополк помышляет и действует по козням дьявола. “Историографическое” введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы бога и дьявола, и каждой ситуации, каждому поступку Нестор подыскивает аналогию: Бориса Нестор сравнивает с библейским Иосиофом, который тоже пострадал из-за зависти братьев, Святополка с Каином и т. д.
В житие рассказывается, как погибли братья, и какие чудеса происходили после их смерти.

Агиографическому жанру присущи: холодная рассудочность, осознанная отрешённость от конкретных фактов, имён, реалий.

 

Житие Сергия Радонежского также начинается с восхваления Бога. Рассказ о его жизни начинается ещё с событий, произошедших до рождения Сергия, с того времени, когда он был в утробе матери. Рассказывает Епифаний и о чудесном постижении Сергием грамоты, о примерах ясновидения Сергия.

Основной принцип создания жития - показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Автор насыщает житие цитатами из Священного писания, находя аналогии в Библии. Язык жития, в отличие от обыденной речи, наполнен восторженной эмоциональностью и украшательством. Житие рассказывает о жизни святого с рождения и до смерти, тогда как житие Бориса и Глеба рассказывается только отрывками и показывает их смерть.

Житие протопопа Аввакума – это первая в истории русской литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни соединяется с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с проповедью «истинной веры». Житие также начинается с восхваления Бога. В «Житии» протопопа Аввакума разговорно-бытовой сказ переплетается с книжной церковно-славянской риторикой проповеди. Не гнушается автор и бранной лексики. Просторечная фразеология представлена в «Житии» пословицами, поговорками, каламбурами. В «Житии» автор широко пользуется церковнославянизмами, умело вплетая их в разговорный, просторечный стиль своего произведения. Аввакум часто приводит выдержки из богословской литературы.

Несмотря на то, что «Житие» является талантливым, высокохудожественным произведением, сам протопоп Аввакум писателем себя не считал. Взяться за перо его побудила необходимость – борьба с церковным противником патриархом Никоном и его реформаторской деятельностью. Отдавая дань традициям агиографической литературы, Аввакум упоминает о своем ничтожестве.

 

3 билет. Представление А. С. Пушкина - автора о смысле человеческой жизни в маленьких трагедиях


Драматический цикл «Маленькие трагедии» классика русской литературы состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели.

«Маленькие трагедии» Пушкина – произведение актуальное и в наше время. В «Скупом рыцаре» раскрывается суть страсти людей к накопительству, присущая и некоторым современным жителям нашей планеты, для которых деньги стали чем-то священным, смыслом их жизни.

В «Каменном госте» Пушкин поразмышлял на тему смерти и любви. Очень часто эти два понятия в жизни людей пересекаются. Как уберечь светлое чувство от тьмы? Как страсть отделить от любви? Что ощущает человек на пике главного человеческого чувства?

В «Пире во время чумы» люди находятся на грани жизни и смерти. В этом состоянии они готовы на безрассудные поступки. Их земной путь может прерваться в любой момент. Старуха с косой где-то совсем близко. Как при этом не потерять свой человеческий облик и жить до конца с высоко поднятой головой?

Основным посылом пушкинского «Скупого рыцаря» является формула «деньги – это власть». Главная цель жизни Барона – нажива. Он купается в своем богатстве и не желает делить его ни с кем. Даже с самыми близкими людьми.

Произведение Пушкина учит не ставить личные интересы ставить на первый план, не быть жадным и корыстным соблюдать Божьи заповеди, учит отличать, где зло, а где добро, не бояться смерти, так как этого не избежать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...