Орнаментализация прозы неизбежно влечет за собой ослабление ее событийности.
8. Орнаментализация прозы неизбежно влечет за собой ослабление ее событийности. Повествуемая история может растворяться в отдельных мотивных кусках, связь которых дана уже не в нарративно-синтагматическом плане, а только в плане поэтической парадигмы, по принципу сходства и контраста. Наивысшей тематической сложности орнаментальная проза достигает не в полном разрушении ее нарративной основы, 9. Наивысшей тематической сложности орнаментальная проза достигает не в полном разрушении ее нарративной основы, а там, где парадигматизация наталкивается на сопротивление со стороны сюжета. Интерференция словесного и повествовательного искусства приводит к увеличению смыслового потенциала. Если сеть поэтических приемов налагается на нарративный субстрат, смысловые возможности значительно увеличиваются за счет взаимоотношений полушарий поэзии и прозы. С одной стороны, поэтические сцепления выявляют в ситуациях, персонажах и действиях новые аспекты, с другой, архаическое языковое мышление, входящее в нарративную структуру, подвергается перспективизации и психологизации. Ассоциативное умножение нарративных смыслов и нарративное использование словесного искусства предоставляют дополнительные возможности для изображения человека и его внутреннего мира. Такие возможности косвенного изображения осуществляются, прежде всего, в прозе модернизма, пользующейся смешением поэтической и прозаической полярностей в целях создания сложного, одновременно архаического и современного образа человека. Наглядные примеры такой сложной интерференции поэтического и нарративного потенциала можно найти и до периода символистской гипертрофии поэтичности — в прозе Чехова, и после — у Бабеля и Замятина. Эти писатели создали гибридную прозу, в которой, смеши-
ваясь, сосуществуют событийные и орнаментальные структуры, т. е. прозу, подвергающую несобытийный мир мифа и его внеперспективное и внепсихологическое мировосприятие воздействию нарративной сюжетности, перспективизации и психологической мотивировки. ЛИТЕРАТУРА Приводится дата первого издания всех работ. Цитаты приводятся по указываемому изданию. В случаях цитирования по переводу оригинальные заглавия работ указываются в квадратных скобках. Алексеева А. В. 1937 Прямая и косвенная речь в современном русском литературном языке // Русский язык в школе. 1937. № 4. Андерегг Й. — Anderegg Johannes 1973 Fiktion und Kommunikation: Ein Beitrag zur Theorie der Prosa. Göttingen, 1973. 2. Aufl. 1977. Андриевская А. А. 1967 Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона. Киев, 1967. Анжелет К., Херман Я. — Angelet Christian; Herman Jan 1987 Narratologie // Méthodes du texte: Introduction aux études littéraires / Ed. M. Delcroix; F. Hallyn. Paris, 1987. P. 168—201. Бал M. — Bal Mieke 1977a Narratologie: Les instances du récit: Essais sur la signification narrative dans quatre romans modernes. Paris, 1977. 1977б Narration et focalisation: Pour une théorie des instances du récit // Poétique. 1977. № 29. P. 107— 127. 1978 De theorie van verteilen en verhalen: Inleiding in de narratologie. 2. Ed. Muiderberg, 1980. 1981a The Laughing Mice, or: on Focalisation // Poetics Today. 1981. Vol. 2. P. 202—210. 1981б Notes on Narrative Embedding // Poetics Today. 1981. Vol. 2. P. 41—59. 1985 Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, 1985. Балли Ш. — Bally Charles 1912 Le style indirect libre en français moderne // Germanisch-romanische Monatsschrift. 1912. Bd. 4. S. 549—556, 597—606. 1914 Figures de pensée et formes linguistiques // Germanisch-romanische Monatsschrift. 1914. Bd. 6. S. 405—422, 456-470. 1930 Antiphrase et style indirect libre // A Grammatical Miscellany Offered to Otto Jespersen on his Seventieth Birthday / Ed. by N. B0gholm et al. Copenhagen, 1930. P. 331—340. Бальцежан Э. — Balcerzan Edward 1968 Styl i poetyka twórczości dwujęzycznej Brunona Jasińskiego // Z zagadnień teorii przekładu. Wrocław, 1968. S. 14—16. Банфильд А. — Banneid Arm 1973 Narrative Style and the Grammar of Direct and Indirect Speech // Foundations of Language. 1973.
Vol. 10. P. 1—39. 1978a The Formal Coherence of Represented Speech and Thought // Poetics and Theory of Literature. 1978. Vol. 3. P. 289—314. 1978б Where Epistemology, Style, and Grammar Meet Literary History: The Development of Represented Speech and Thought // New Literary History. 1978. Vol. 9. P. 415—454 1983 Unspeakable Sentences: Narration and Representation in the Language of Fiction. Boston; London, 1983. Барт Р. — Barthes Roland 1966 Introduction à l'analyse structurale des récits // Communications. 1966. № 8. P. 1—27. 1968 La mort de l'auteur // Barthes R. Œuvres complètes. T. 2: 1966—1973. Paris, 1994. P. 491—495. Бартошиньский К. — Bartoszyński Kazimierz 1971 Zagadnienie komunikacji literackiej w utworach narracyjnych // Problemy sociologii literatury / Ed. J. Sławiński. Wrocław, 1971. Бархударов С. Г. 1935 Грамматические очерки. Статья XI // Литературная учеба. 1935. № 5. Бахтин M. M. 1919 Искусство и ответственность // Бахтин M. M. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 3—4. 1929 Проблемы творчества Достоевского. Переиздание: М., 1994. 1934/35 Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72—233. 1963 Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972. 1979 Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин M. M. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7—180. 1992 Язык в художественной литературе // Бахтин M. M. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996. С. 287—297. Белый А. 1934 Мастерство Гоголя. М., 1934. С. 227. Бенвенист Э. — Benveniste Emile 1959 Les relations de temps dans le verbe français // Benveniste E. Problèmes de linguistique générale. Paris, 1966. P. 237—250. Берендсен M. — Berendsen Marjet 1984 The Teller and the Observer: Narration and Focalization in Narrative Texts // Style. 1984. Vol. 18. P. 140—158. Бойд Дж. Д. — Boyd John D. 1968 The Function of Mimesis and Its Decline. Cambridge, Ma., 1968. Больтен Ю. — Bolten Jürgen 1985 Die hermeneutische Spirale: Überlegungen zu einer integrativen Literaturtheorie // Poetica. Zeitschrift für Sprach- und Literaturwissenschaft. Bd. 17. Am- sterdam, 1985. S. 355—371. Большакова А. Ю. 1998 Теория автора в современном литературоведении // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15—24.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|