Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 27 глава




Глава 200. О том, что, если гость или какой-нибудь другой человек уберёт руку от угощения, желательно, чтобы хозяин сказал: «Ешь», и повторял эти слова, пока он не удостоверится, что тот насытился (подобным образом желательно поступать и в тех случаях, когда дело касается питья,

благовоний и тому подобных вещей)

Знай, что человеку желательно поступать так и в тех случаях, когда речь идёт о его жене или других близких людях, если ему покажется, что им всё ещё хочется есть, пусть даже немного.

Указанием на это является длинный хадис в котором сообщается об одном из чудес пророка, . В этом хадисе о том, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, который испытывал муки голода, сел на дороге и стал расспрашивать каждого, кто проходил мимо, о смысле одного из айатов Корана в надежде на то, что его пригласят в гости и накормят. В конечном итоге его пригласил к себе посланник Аллаха, , который послал ему за жившими под навесом, а когда Абу Хурайра привёл их, пророк, , досыта напоил всех, кто у него собрался, одной чашей молока. Часть этого хадиса приводится ниже:

606. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Тогда он[1459] сказал: «Остались (только) мы с тобой». Я сказал: “Твоя правда, о посланник Аллаха». Он сказал: «Садись и пей». Тогда я сел и отпил (из этой чаши), после чего он (снова) сказал: «Пей», и я (снова) отпил. И он продолжал говорить мне: «Пей», до тех пор, пока я не воскликнул: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я больше не могу!» Он сказал: «Тогда дай её мне», и я дал ему эту чашу, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему,[1460] произнёс слова “С именем Аллаха” и выпил остаток.[1461]

Глава 201. О том, что желательно сказать после еды

607. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда‘ин, ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!/»[1462]

В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды после завершения трапезы пророк, , сказал: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши потребности и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/»

608. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах обязательно останется доволен (таким Его) рабом, который (станет) воздавать Ему хвалу за (каждый) съеденный им кусок и за (каждый) сделанный им глоток».[1463]

609. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас и сделал нас мусульманами /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва джа‘аля-на муслимин/».[1464]

610. Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– После еды или питья посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил и напоил (нас этим) и облегчил вход (для каждого куска пищи и глотка воды), и устроил (для этого) выход /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама, ва сака, ва саввага-ху, ва джа‘аля ля-ху махраджан/».[1465]

611. Передают со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Простятся грехи[1466] его тому, кто после еды станет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе[1467] /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[1468]

612. Как передал последователь[1469] по имени ‘Абд ар-Рахман бин Джубайр, один человек, который прислуживал пророку, , в течение восьми лет, сообщил ему, что он слышал, как пророк, , произносил слова: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», когда ему подавали еду, а после еды он говорил: «О Аллах, ты накормил, напоил, избавил (от нужды), наделил, даровал и оказал благодеяние, хвала же Тебе за то, что Ты дал (мне) /Аллахумма, ат‘амта, ва сакайта, ва агнайта, ва акнайта, ва хадайта, ва ахсанта ва ля-кя-ль-хамду ‘аля ма а‘тайта/».[1470]

613. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас и вывел нас на путь истинный и Который насытил и напоил нас и оказал нам все благодеяния /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи манна ‘аляй-на ва хада-на, ва-ллязи ашба‘а-на, ва арва-на, ва кулля-ль-ихсани ата-на/».[1471]

614. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

– Пусть тот, кто съест что-либо (В версии Ибн ас-Сунни, приводятся другие слова: «Пусть тот, кому Аллах пошлёт еду…»), скажет: «О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат‘ым-на хайран мин-ху/». И пусть тот, кому Аллах пошлёт молоко, скажет: «О Аллах, сделай его благословенным для нас и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва зид-на мин-ху/», ибо, поистине, ничто, кроме молока, не может служить заменой и еде, и питью.[1472]

615. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, , пил из какого-нибудь сосуда, он всегда делал три глотка, воздавая хвалу Аллаху перед каждым глотком и благодаря Его после того, как заканчивал (пить)».[1473]

Глава 202. О мольбе за хозяев, с которой приглашённому и гостю желательно обратится к Аллаху после еды

616. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) посланник Аллаха, , остановился у моего отца. Мы подали ему еду и небольшой бурдюк (молока, и пророк, ,) поел, а затем ему предложили финики. (Пророк, ,) стал есть их, отбрасывая в сторону косточки, которые он клал между указательным и средним пальцами.[1474] После этого ему подали питьё, и он отпил (из сосуда), а потом передал его тому, кто находился справа от него. Тут мой отец попросил: «Обратись к Аллаху с мольбой за нас», и он сказал: «О Аллах, сделай для них благословенным то, чем Ты наделил их, прости их и помилуй их /Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум, ва-рхам-хум/».[1475]

617. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, , пришёл к Са‘ду бин ‘Убаде. Тот принёс ему хлеб с оливковым маслом, и пророк, , поел, а потом сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы! /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту!/»[1476]

618. Сообщается, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Разговевшись у Са‘да бин Му‘аза, посланник Аллаха, , сказал: «Да разговляются у вас постящиеся[1477]…»[1478]

619. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды Абу-ль-Хайсам ат-Таййихан приготовил для пророка, , угощение, на которое вместе с ним пригласил и некоторых его сподвижников. После еды пророк, , сказал: «Вознаградите вашего брата». (Люди стали) спрашивать: «О посланник Аллаха, а что послужит ему наградой?» (В ответ на это) он сказал: «Если вы придёте домой к человеку, у которого будете есть и пить, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, что и послужит ему наградой».[1479]

Глава 203. О мольбе, с которой человеку желательно обратиться к Аллаху за того, кто напоит его водой, молоком или чем-нибудь ещё

620. Сообщается, что аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, сказал:

– И тогда пророк, , поднял голову к небу и сказал: «О Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня /Аллахумма, ат‘им ман ат‘ама-ни ва-скы ман сака-ни/».[1480]

621. Передают со слов ‘Амр бин аль-Хамика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , которого он напоил молоком, сказал: «О Аллах, сделай так, чтобы он наслаждался молодостью /Аллахумма, амти‘-ху би-шабаби-хи/».

Передатчик этого хадиса сказал: «После этого (‘Амр) прожил ещё восемьдесят лет, но к него не появилось ни одного седого волоса».[1481]

622. Сообщается, что ‘Амр бин Ахтаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , попросил напиться, и я принёс ему воды в деревянной чаше, в которую попал волосок. Я вытащил его оттуда, а посланник Аллаха, , сказал: «О Аллах, надели его красотой /Аллахумма, джаммиль-ху/».

Передатчик этого хадиса сказал: «Я видел (‘Амра), когда ему исполнилось уже девяносто три года, однако его волосы и борода были черны».[1482]

Глава 204. О мольбе человека и побуждении к оказанию гостеприимства

623. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, , в надежде на то, что он окажет ему гостеприимство, однако у (пророка, ,) нечем было угостить его. Тогда он спросил: «Не примет ли кто-нибудь у себя этого человека, да помилует его Аллах?» – после чего со своего места поднялся один из ансаров и увёл его с собой…»[1483]

Глава 205. О похвале тому, кто оказал уважение своему гостю

624. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды к пророку, , пришёл какой-то человек и сказал: «Поистине, я изнурён!»[1484] (Услышав это, посланник Аллаха, ,) послал (кого-то) к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда он послал (его) к другой (своей жене), но и она сказала нечто подобное, (и в конце концов тот обошёл всех его жён, но все) они говорили те же слова. Тогда (пророк, ,) спросил: «Кто приютит у себя этого (человека), да помилует его Аллах, (сегодня) ночью?» Тогда со своего места поднялся один из ансаров и сказал: «Я, о посланник Аллаха», (после чего) увёл (этого человека) к себе домой. Там он спросил свою жену: «Есть ли у тебя что-нибудь?» Она ответила: «Нет (ничего), кроме еды для моих детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, а когда наш гость войдёт, сделай огонь в светильнике меньше и притворись, что мы (тоже) едим, когда же он протянет руку к еде, поднимись и потуши светильник вид». А потом они сели (на свои места), и гость поел, (они же легли спать голодными). Утром (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, , который сказал: «Аллах подивился[1485] тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!»[1486] – после чего Аллах ниспослал айат, где говорится: {…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду}[1487].[1488]

В этом хадисе подразумевается, что дети не испытывали крайней нужды в еде, поскольку даже сытый ребёнок обычно просит что-нибудь, когда видит, что другие едят. Таким образом, эти супруги отказались ради гостя только от собственной еды, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 206. О том, что человеку желательно приветствовать гостя, воздавать Аллаху Всевышнему хвалу за то, что у него находится гость, и благодарить Аллаха за то, что Он дал ему возможность принять его

625. Передают со слов Абу Хурайры и Абу Шурайха аль-Хуза‘и, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «…пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю…»[1489]

626. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Как-то раз днём (или: ночью) посланник Аллаха, , вышедший из дома, неожиданно увидел Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и спросил (их): «Что заставило вас покинуть свои дома в такой час?» Они ответили: «Голод, о посланник Аллаха». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, и меня заставило покинуть свой дом то же, что и вас! Пойдёмте же». И они пошли вместе с ним к одному человеку из числа ансаров, но оказалось, что его нет дома. Увидев (пророка, ,) жена (этого человека) сказала: «Добро пожаловать!» Посланник Аллаха, , спросил её: «А где же такой-то?» (Женщина) ответила: «Он пошёл за хорошей водой для нас», и тут появился этот ансар, который увидел посланника Аллаха, , и двух его спутников, а потом[1490] сказал: «Хвала Аллаху, ни у кого сегодня не будет более высоких гостей, чем у меня!»[1491]

Глава 207. Что желательно говорить после еды

627. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Растворяйте (съеденную) вами пищу с помощью поминания Всемогущего и Великого Аллаха и молитвы и не спите после еды, ибо тогда сердца ваши ожесточатся».[1492]

 
 


Книга о приветствии, испрашивании разрешения, благопожелании чихнувшему и обо всём том, что с этим связано

Аллах Всевышний сказал: {А когда вы входите в дома, приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха}.[1493] Аллах Всевышний также сказал: {А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же}.[1494] Аллах Всевышний также сказал: {Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей}.[1495] Аллах Всевышний также сказал: {А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них…}[1496] Аллах Всевышний также сказал: {Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?[1497] * Вот вошли они к нему и сказали: “Мир!” – он же сказал им (в ответ): “Мир, люди незнакомые!”}[1498]

Знай, что на обязательность приветствий указывают Коран, сунна и единодушное мнение улемов. Что же касается частных и второстепенных вопросов, имеющих к этому отношение, то счесть их просто невозможно. Здесь я ограничусь лишь несколькими главами, если это будет угодно Аллаху Всевышнему, Который оказывает содействие и покровительство, указывает правильный путь и приводит к достижению цели.

Глава 208. О достоинстве приветствий и велении

распространять их

628. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Один человек спросил посланника Аллаха, : «Какое (проявление) ислама является наилучшим?» – (на что пророк, ,) ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[1499] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь».[1500]

629. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Всемогущий и Великий Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, создав же его, Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих, – имея в виду нескольких сидевших ангелов, – послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков». (Адам) сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кя ва рахмату-Ллах/», добавив (к его приветствию слова) “и милость Аллаха”.[1501]

630. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, , велел нам (делать) семь (вещей): он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, поддерживать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия[1502], и (способствовать) выполнению клятвы того, кто её даст[1503]».[1504]

631. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир[1505] между собой!»[1506]

632. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «О люди, распространяйте мир, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром».[1507]

633. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Наш пророк, , велел нам распространять приветствия».[1508]

634. Передают со слов Исхака бин ‘Абдуллаха бин Абу Тальхи, что ат-Туфайль бин Убайй бин Ка‘б рассказал ему, что по утрам[1509] он обычно приходил к ‘Абдуллаху бин ‘Умару и отправлялся с ним на рынок.

(Ат-Туфайль бин Убайй бин Ка‘б) сказал:

– И когда мы отправлялись утром на рынок, ‘Абдуллах приветствовал каждого торговца отбросами,[1510] купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды, когда я, (как обычно,) пришёл к ‘Абдуллаху бин ‘Умару, он позвал меня с собой на рынок. Я сказал ему: «Что тебе делать на рынке, ты ведь не останавливаешься, чтобы сделать покупки, не спрашиваешь о товарах, не назначаешь цену (за свой товар) и не присоединяешься к людям, которые там собираются. А я предлагаю: (оставайся) сидеть здесь и давай поговорим». (В ответ мне) он сказал: «О толстяк[1511], поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради (распространения) приветствий и приветствуем (там) каждого встречного».[1512]

635. (Передают со слов) ‘Аммара, да будет доволен им Аллах, (что посланник Аллаха, ,) сказал: «В полной мере обладает верой тот, кому присущи три качества: справедливость /инсаф/, (обыкновение) приветствовать всех людей и расходовать свои средства, невзирая на бедность».[1513]

Этот хадис, относящийся к категории “марфу‘”[1514], приводит не только аль-Бухари, а три качества, о которых в нём упоминаются, помогут тем, кто ими обладает, обрести благо в обоих мирах. Так, например, проявление справедливости требует соблюдения всех прав Аллаха и отказа от совершения всего, что Он запретил, соблюдения всех прав людей и отказа от притязаний на то, что тебе не принадлежит, а также справедливости по отношению к собственной душе, которую не следует ввергать ни во что мерзкое. Что касается обыкновения приветствовать всех людей, то среди прочего это является признаком того, что такой человек ни над кем не превозносится, и что в его отношениях с людьми нет отчуждённости, которая мешала бы ему приветствовать кого бы то ни было. Что же касается обыкновения расходовать свои средства, невзирая на бедность, то это подразумевает полноту упования на Аллаха Всевышнего, проявление сострадания по отношению к мусульманам и многое другое, и мы молим Аллаха наделить нас всеми этими качествами.

Глава 209. О том, как следует приветствовать людей

Знай, что мусульманину, который обращается со словами приветствия, лучше всего говорить: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху/», употребляя слитное местоимение множественного числа 2-го лица[1515], даже если он приветствует одного человека. В ответ на это приветствие следует сказать: «И вам мир, и милость Аллаха, и Его благословения /Ва ‘аляй-кум ас-салям, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/», используя соединительный союз “ва” в словах “Ва ‘аляй-кум”.

К числу улемов, указывавших на то, что, обращаясь с приветствием первым, лучше всего говорить: «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху», относится Абу-ль-Хасан аль-Маварди, который говорит об этом в своей книге “Аль-Хави”, один из наших товарищей имам Абу Са‘д аль-Мутавалли, который говорит об этом в своей книге “Аль-Джум‘а”, и некоторые другие.

636. Сообщается, что ‘Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек пришёл к пророку, , и сказал: «Мир вам», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а пророк, , сказал: «Десять». Потом пришёл другой, который сказал: «Мир вам и милость Аллаха», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, ,) сказал: «Двадцать». Потом пришёл третий, который сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, ,) сказал: «Тридцать»[1516].[1517]

В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, и приводится в “Сунан” Абу Дауда, есть следующее добавление:

– Потом пришёл ещё один человек, который сказал: «Мир вам, милость Аллаха, Его благословения и Его прощение /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху ва магфирата-ху/», а (пророк, , сначала) сказал: «Сорок», а потом добавил: «Так и достигается превосходство (людей друг над другом)».

637. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Проходя мимо пророка, , один человек, который пас скот своих товарищей, всегда говорил: «Мир тебе /Ас-саляму ‘аляй-кя/, о посланник Аллаха», пророк же, , отвечал ему: «И тебе мир, милость Аллаха, Его благословения, Его прощение и Его благоволение /Ва ‘аляй-кя-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху, ва магфирата-ху ва ридвана-ху/». Его спросили: «О посланник Аллаха, , почему ты приветствуешь этого (человека) так, как не приветствуешь никого из своих сподвижников?» (В ответ на это пророк, ,) сказал: «А что мешает мне поступать так, ведь он уходит (отсюда) с наградой более чем десятка человек?[1518]»[1519]

Наши товарищи говорили:

– Человеку, который первым приветствует другого, следует сказать: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», но допустимо также говорить: «Ас-саляму ‘аляй-кя», или: «Салямун ‘аляй-кя». В ответ же следует сказать: «Ва ‘аляй-кя-с-салям», или: «Ва ‘аляй-куму-с-салям», но можно ответить и так: «‘Аляй-куму-с-салям».

Таково правильное мнение, которого придерживается большинство улемов, и об этом говорит наш имам аш-Шафи‘и в своей книге “Аль-Умм”, как и большая часть наших товарищей. Вместе с тем, один из них, Абу Са‘д аль-Мутавалли, в своей книге “Ат-Татимма” настаивает на том, что приводимые выше слова[1520] не могут служить ответом на приветствие, однако это следует считать либо необоснованным, либо ошибочным мнением.

Обратимся к Корану, где сказано: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть, сказали: “Мир!” Он (тоже) сказал: “Мир!”}[1521] Но если это было узаконено для тех, кто жил до нас, то исламский шариат подтвердил законность такого ответа. Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который был приведен нами выше. В этом хадисе упоминается о том, как ответили ангелы на приветствие Адама, и сообщается, что пророк, , сказал:

– Аллах Всевышний сказал: «…(и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков».[1522]

Однако члены мусульманской общины также относятся к числу потомков Адама, а Аллах знает об этом лучше.

Все наши товарищи сходились на том, что если человек скажет: «‘Аляй-кум», это нельзя будет считать правильным ответом на приветствие, но можно ли считать таковым слова: «Ва ‘аляй-кум»? Относительно этого мнения наших товарищей разделились. Если тот, кто приветствует первым, скажет: «Салямун ‘аляй-кум» или: «Ас-саляму ‘аляй-кум», то в ответ на это можно сказать либо: «Салямун ‘аляй-кум» либо: «Ас-саляму ‘аляй-кум», ведь Аллах Всевышний сказал: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть, сказали: “Мир!” Он (тоже) сказал: “Мир!”}[1523] Один из наших товарищей, Абу-ль-Хасан аль-Вахиди, сказал: «Ты можешь говорить либо “салямун”, либо “ас-саляму” по собственному выбору», однако говорить “ас-саляму” всё же лучше.

638. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, , говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза[1524].[1525] Возможно, в этом хадисе имеются в виду такие случаи, когда в доме, куда приходил пророк, , было много людей. Более подробно мы поговорим об этом в другом разделе, где, если захочет Аллах Всевышний, будут приведены слова аль-Маварди, автора “Аль-Хави”.

Человек обратится с приветствием как положено, если он, по меньшей мере, произнесёт приветствие достаточно громко, чтобы его мог услышать тот, кого он приветствовал. Если же его не услышат, считается, что приветствие произнесено не было, а это значит, что отвечать на него не обязательно. Обязанность ответа на приветствие считается выполненной, если отвечающий ответит достаточно громко, чтобы его услышал тот, кто его приветствовал, в противном же случае тауовой она считаться не может. На это указывает аль-Мутавалли и другие улемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...