Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 26 глава
К этой главе относится хадис Абу Мусы, приводимый в предыдущей главе.[1387] Глава 174. Желательно подгонять верблюдов пением /хида/ [1388] для того чтобы быстрее двигаться, ободрять и успокаивать души и облегчать для них тяготы путешествия К этой главе относятся многие известные хадисы. Глава 175. Что желательно говорить, если из рук человека вырвется верховое животное 571. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Если в пустыне у кого-нибудь убежит верховое животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ахбису, йа ‘ибада-Ллахи, ахбису!/» – ибо, поистине, на земле у Всемогущего и Великого Аллаха найдётся тот, кто задержит его».[1389] Один из наших великих шейхов, которому был известен этот хадис, рассказывал мне, что как-то раз у него убежало одно из верховых животных, по-моему, мулица, и он произнёс эти слова, после чего по воле Аллаха оно немедленно было задержано. Что же касается меня, то однажды я находился в пути вместе с несколькими другими людьми, у которых убежало какое-то животное. Они не смогли его поймать, а я произнёс эти слова, и животное немедленно остановилось без всякой причины, если не считать таковой те слова, которые я произнёс. Глава 176. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом на строптивое животное В книге Ибн ас-Сунни приводится сообщение о том, что Йунус бин ‘Убайд бин Динар аль-Басри, да помилует его Аллах, известный последователь, религиозность, благочестие и осведомлённость в области религиозных наук которого были общепризнанными, сказал: – Если любой человек сядет верхом на строптивое животное и скажет: {Неужели жаждут они не религии Аллаха, (а чего-то иного)?! Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены}[1390], оно непременно остановится с соизволения Аллаха Всевышнего.
Глава 177. Что желательно сказать при виде какого-нибудь селения независимо от того, пожелает ли человек войти в него 572. Сообщается, что Сухайб, да будет доволен им Аллах, сказал: – Если пророк, 573. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – При виде местности, где посланник Аллаха,
Глава 178. С какой мольбой желательно обратиться к Аллаху путнику, если он испугается людей или кого-нибудь ещё 574. Выше уже приводился хадис[1393], в котором со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сообщается что, когда пророк, Наряду с этой мольбой желательно также обращаться к Аллаху с другими приведенными выше мольбами, которые произносятся в случае скорби и в прочих соответствующих случаях. Глава 179. Что желательно говорить путнику, если гули будут представать перед ним в разных обличьях 575. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, Гуль – один из видов джиннов и шайтанов. Гули занимаются колдовством. Слова пророка, Глава 180. Что желательно говорить тому, кто остановится в каком-либо доме 576. Сообщается, что Хауля бинт Хаким, да будет доволен ею Аллах, сказала: – Я слышала, как посланник Аллаха, 577. Сообщается, что ‘Абдуллах бнн ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил с приближением ночи: «О земля, мой Господь и твой Господь – Аллах; прибегаю к защите Аллаха от твоего зла, и зла того, что в тебе (сокрыто), и зла того, что в тебе создано, и зла того, что по тебе движется! И прибегаю к Твоей защите[1398] ото льва и (дурного) человека, от змеи и скорпиона, от живущего здесь, (а также) от отца и его порождений! /Йа арду, Рабби ва Раббу-ки-Ллаху, а‘узу би-Лляхи мин шарри-ки, ва шарри ма фи-ки, ва шарри ма хулика фи-ки ва шарри ма йадиббу ‘аляй-ки! Ва а‘узу би-кя мин шарри асадин ва асвада, ва мин аль-хаййати ва-ль-‘акраби, ва мин сакини-ль-баляди ва мин валидин ва ма валяд!/»[1399]
Аль-Хаттаби сказал: «Под “живущим здесь” подразумеваются джинны, которые обитают в этой местности. Возможно, что под “отцом и его порождениями” подразумеваются Иблис и шайтаны». Глава 181. Что желательно говорить тому, кто возвращается домой после поездки Согласно сунне желательно произносить слова из хадиса Ибн ‘Умара, который мы уже привели выше.[1400] 578. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды), когда мы с Абу Тальхой возвращались (из Хайбара) вместе с пророком, Глава 182. Что желательно говорить путнику после утренней /субх/ молитвы Знай, что после утренней молитвы путнику желательно говорить то же, что и всем остальным[1403], примеры чего уже приводились выше.[1404] Кроме того, желательно сказать то, что приводится в нижеследующем хадисе. 579. Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал: – Совершив утренню молитву, посланник Аллаха,
Глава 183. Что желательно сказать путнику, который увидит родные места В подобных случаях желательно произносить слова, которые приводятся в хадисе Анаса[1414] и в главе под названием “Что желательно сказать при виде какого-нибудь селения…”[1415] К той главе имеет отношение также нижеследующий хадис. 580. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что при виде Медины посланник Аллаха, Глава 184. Что желательно сказать путнику, который вернётся после поездки и войдёт в свой дом 581. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Когда посланник Аллаха, Глава 185. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после поездки В таких случаях желательно произнести слова: «Хвала Аллаху, Который уберёг тебя /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи салляма-кя/», или: «Хвала Аллаху, Который соединил тебя (с нами) /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи джама‘а-ш-шамля би-кя/», или сказать нечто подобное, ведь Аллах Всевышний сказал: {Поистине, если будете вы благодарить, Я обязательно умножу (милости Свои) вам…}[1418] К этой главе относится также приводимый ниже хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. Глава 186. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после военного похода 582. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды,) когда посланник Аллаха, Глава 187. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после совершения хаджжа, и что желательно говорить ему самому 583. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Как-то раз) один юноша пришёл к пророку,
584. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха,
Книга о словах поминания Аллаха во время еды и питья Глава 188. Что желательно сказать человеку, если к нему придвинут еду 585. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда к пророку, Глава 189. О желательности того, чтобы, предлагая гостям еду, хозяин сказал: «Ешьте», или нечто подобное Знай, что желательно, чтобы, предлагая гостям еду, хозяин сказал: «С именем Аллаха», или: «Ешьте», или: «Мольба»[1423], или произнёс какую-нибудь иную фразу, ясно указывающую на то, что всем разрешается приступить к еде. Однако произносить такие слова не обязательно – достаточно поднести гостям еду, ничего не говоря, после чего они могут начинать есть. Один из наших товарищей утверждал, что говорить нечто подобное необходимо, но это неверно. Что же касается достоверных хадисов, в которых упоминается о том, что такие слова произносил пророк, Глава 190. О произнесении слов “С именем Аллаха” во время еды и питья 586. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Посланник Аллаха, 587. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, – Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[1425] 588. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, – Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».[1426] В другом хадисе упоминается об одном из явных чудес, которое совершил посланник Аллаха, 589. Сообщается, что Анас сказал: – Потом пророк, 590. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, 591. Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: – Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха Здесь подразумевается, что пророк, 592. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Как-то раз, когда) посланник Аллаха, 593. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, – Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха над едой, прочтёт: «Скажи: “Он, Аллах, Один…”»,[1433] после того, как закончит есть.[1434] По единодушному мнению улемов, желательно поминать имя Аллаха в начале трапезы. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, желательно, чтобы он так и поступил, то есть произнёс слова “С именем Аллаха в начале и конце её”, как указывается в приводимом выше хадисе. Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха точно так же, как и во время еды. Улемы из числа наших товарищей, и не только они, указывали, что поминать Аллаха желательно вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его прмеру, а Аллах знает об этом лучше. Что касается формы поминания, то знай, что лучше всего говорить: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/», если же человек скажет: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», то этого будет достаточно, поскольку и это соответствует сунне. Поминать Аллаха во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Делать это следует каждому из участников трапезы, однако, если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных. На это указывает аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах, а также ряд улемов, слова которых приводятся в жизнеописании аш-Шафи‘и в “Табакат”.[1435] Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если за всех нужные слова произнесёт один из присутствующих. Глава 191. О том, что не следует порицать еду и питьё 594. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим,, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «…а если не желал, то хранил молчание». 595. Сообщается, что сподвижник Хульб, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я слышал, как один человек сказал посланнику Аллаха, Глава 192. О том, что в случае необходимости разрешается говорить: «Я не хочу есть это», или: «Я не привык к такой пище», или говорить нечто подобное 596. В хадисе, передаваемом со слов Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, сообщается следующее: – Однажды посланнику Аллаха, Глава 193. О том, что человеку желательно хвалить пищу, которую он ест 597. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, Глава 194. Что желательно сказать постящемуся, когда подают угощение, если он не намерен прерывать пост 598. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 599. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, Глава 195. Что желательно сказать человеку, которого пригласят на угощение, если с ним будет кто-нибудь ещё 600. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: – Один (из ансаров) пригласил пророка, Глава 196. О том, как пророк, 601. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: – В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе”[1449], сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: – Однажды, когда во время общей трапезы, в которой принимал участие посланник Аллаха, 602. Сообщается, что Джабаля бин Сухайм сказал: – Когда мы находились с Ибн аз-Зубайром, [1450] выдался засушливый год, и нам выдавали финики. Что же касается ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то, проходя мимо нас, когда мы ели, он говорил: «Не берите по два, ибо, поистине, пророк, 603. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, Глава 197. О том, что во время совместной трапезы желательно вести беседу К этой главе относится хадис, который приводится в главе под названием “О том, что человеку желательно хвалить пищу, которую он ест”.[1455] В своей книге “Ихйа ‘улюм ад-дин” имам Абу Хамид аль-Газали пишет, что согласно нормам мусульманской этики во время еды следует разговаривать о том, что одобряется шариатом, а также передавать рассказы о праведных людях. Глава 198. О том, что следует говорить и делать тому, кто ест, но не может насытиться 604. Передают со слов Вахши бин Харба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) сподвижники посланника Аллаха, Глава 199. О том, что желательно сказать человеку, если ему придётся есть вместе с больным 605. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|