Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 22 глава
Глава 143. Слова поминания, имеющие отношение к закяту Аллах Всевышний сказал: {Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами...}[1174] 498. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Когда кто-нибудь из людей доставлял пророку, , свою садаку[1175], он всегда говорил: «О Аллах, благослови их! /Аллахумма, салли ‘аляй-хим!/» И когда свою садаку ему доставил мой отец, он (тоже) сказал: «О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!»[1176] Аш-Шафи‘и и его последователи, да помилует их Аллах, говорили: − Лучше всего, чтобы сборщик закята говорил тому, кто выплачивает закят: «Да вознаградит тебя Аллах за то, что ты отдал, и да сделает Он это для тебя средством очищения, и да сделает Он для тебя благословенным то, что ты оставил /Аджара-кя-Ллаху фи-ма а‘тайта, ва джа‘аля-ху ля-кя тахуран, ва баракя ля-кя фи-ма абкайта/»[1177] Желательно, чтобы человек, к которому попадёт собранный закят, будь то сборщик или бедняк[1178], обратился к Аллаху с такой мольбой, обязательным же это ни в нашем мазхабе, ни в других, как правило, не считается. Однако некоторые наши товарищи утверждали, что делать это обязательно, поскольку аш-Шафи‘и сказал: «Выплачивающий закят имеет право на то, чтобы за него обращались с мольбой, на что ясно указывается в этом айате». Улемы говорили: − Обращаясь с мольбой, нежелательно говорить: «О Аллах, благослови такого-то!» − поскольку в том айате, где сказано: {...и обращайся за них с мольбами...}[1179], подразумеваются обычные мольбы[1180]. Что же касается пророка, , который в подобных случаях говорил: «О Аллах, благослови их!» − то он, в отличие от нас, был волен обращаться с такими мольбами за того, за кого хотел. Улемы говорили:
− Точно так же не принято говорить “Мухаммад ‘азза ва джалля[1181] /могущественный и великий Мухаммад/”, хотя он и был могущественным и великим человеком. Не принято обращаться с мольбой “салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма /да благословит его Аллах и да приветствует/” после упоминания об Абу Бакре или ‘Али, но принято говорить “Радыйа-Ллаху ‘ан-ху” или “Ридвану-Ллахи ‘аляй-хи”, что означает “да будет доволен им Аллах”. По мнению большинства наших товарищей, в таких случаях нежелательно говорить “да благословит его Аллах и да приветствует”. Однако некоторые из них считали необходимым говорить, что это не является наиболее подходящим, а слово “нежелательно” употреблять не следует. Некоторые другие говорили, что делать это не разрешается, то есть запрещается. Говорить “мир ему /‘аляй-хи-с-салям/” следует только после упоминания о ком-либо из пророков, за исключением таких случаев, когда слово “салям” используется в качестве обращения или ответа, поскольку согласно сунне следует начинать с приветствия, на которое обязательно давать ответ. Что же касается использования слова “благослови” применительно к тем, кто упоминается после пророка, то это допускается всеми. Так, например, люди говорят: «О Аллах, благослови Мухаммада, его семейство, его жён, его потомство и его последователей /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али-хи, ва асхаби-хи, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи, ва атба‘и-хи/», поскольку это делали наши праведные предшественники. Более того, нам было велено произносить такие слова во время ташаххуда. Подробно об этом говорится в “Книге о мольбе за посланника Аллаха, ”.[1182] Знай, что иметь намерение относительно выплаты закята обязательно, а принимать решение об этом следует сердцем, как и в тех случаях, когда дело касается иных видов поклонения. Кроме того, желательно выражать намерение вслух, если же человек ограничится только этим, но не будет иметь намерения в сердце, то относительно действительности этого у улемов не было единого мнения. Правильнее всего считать, что действительным это не будет, а если тот, кто выплачивает закят, примет решение о его выплате, он не обязан говорить: «Это − закят». Достаточно отдать закят тому, кто имеет право на получение этих средств, но никакого вреда не принесёт и произнесение вышеупомянутых слов вслух, а Аллах знает об этом лучше.
Тому, кто будет выплачивать закят или раздавать деньги в качестве садаки, выплаты чего-либо по обету или искупления, желательно сказать: {Господь наш! Прими от нас (это); поистине, Ты − Слышащий, Знающий /Рабба-на! Такаббаль мин-на; инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-‘Алим}.[1183] Аллах Всевышний поведал, что так говорили Ибрахим, Исма‘ил и жена ‘Имрана. Книга о словах поминания, которые произносятся во время поста Глава 144. Что желательно говорить, если кто-либо увидит молодой месяц, и что желательно говорить, если кто-либо увидит полную луну 499. Передают со слов Тальхи бин ‘Убайдуллаха, что при виде молодого месяца пророк, , обычно говорил: «О Аллах, вознеси его над нами с благоденствием, верой, благополучием и исламом![1184] Господь мой и Господь твой − Аллах! /Аллахумма, ахилля-ху ‘аляй-на би-ль-йумни, ва-ль-имани, ва-с-салямати ва-ль-ислам! Рабби ва Раббу-кя-Ллах!/»[1185] 500. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при виде молодого месяца посланник Аллаха, , обычно говорил: «Аллах велик! О Аллах, вознеси его над нами с безопасностью, верой, благополучием, исламом и содействием тому, что Ты любишь и что Тебе угодно! Господь мой и Господь твой − Аллах! /Аллаху акбар! Аллахумма, ахилля-ху ‘аляй-на би-ль-амни, ва-ль-имани, ва-с-салямати, ва-ль-ислами, ва-т-тауфики ли-ма тухиббу ва тарда! Рабби ва Раббу-кя-Ллах!»[1186] 501. Катада передал, что до него дошло, что при виде молодого месяца пророк Аллаха, , говорил: «Месяц следования по правильному пути и блага, месяц следования по правильному пути и блага, месяц следования по правильному пути и блага, я уверовал в Аллаха, Который создал Тебя! Хилялю рушдин ва хайр, хилялю рушдин ва хайр, хилялю рушдин ва хайр, аманту би-Лляхи аллязи халяка-кя!/» Потом он говорил: «Хвала Аллаху, Который унёс такой-то месяц и принёс такой-то месяц /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи захаба би-шахри кя-за ва джа’а би-шахри кя-за».
В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Катады, сообщается, что, увидев молодой месяц, пророк, , отворачивался от него.[1187] Хадис, в котором сообщается о том, что говорил при виде молодого месяца посланник Аллаха, , передаётся со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и приводится в книге Ибн ас-Сунни. Теперь что касается полной луны. 502. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: − (Однажды,) когда появилась полная луна, посланник Аллаха, , взял меня за руку и сказал: «Обращайся к Аллаху за защитой от зла это ночного мрака, когда он покрывает (землю)[1188]».[1189] 503. Зийад ан-Нумайри передал, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: − Когда наступал раджаб, посланник Аллаха, обычно говорил: «О Аллах, благослови нас в раджабе и ша‘бане и дай нам дожить до рамадана /Аллахумма, барик ля-на фи раджаба ва ша‘бана ва баллиг-на рамадана».[1190] Глава 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста 504. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: − Пост является щитом[1191], и пусть (постящийся) избегает всего непристойного[1192] и не ведёт себя подобно невеждам[1193], если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): «Поистине, я пощусь! /Инни са’им!/»[1194] Говорят, что эти слова следует произносить вслух, чтобы их услышал человек, который пытается завязать с постящимся ссору, так как это может удержать его от подобных действий. Говорят также, что эти слова следует произносить сердцем, чтобы не проявлять безрассудство и хранить неприкосновенность поста, но более верным следует считать первое, а Аллах знает об этом лучше. 505. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не отвергаются мольбы троих: (мольба) постящегося пока он не разговеется, (мольба) справедливого правителя и (мольба) притесняемого».[1195]
Глава 146. Что желательно говорить во время разговения 506. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Разговевшись, пророк, , говорил: «Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху[1196] /Захаба-з-зама’у, ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах/».[1197] 507. Муа‘з бин Зухра передал, что до него дошло, что, разговевшись, пророк, , говорил: «О Аллах, ради Тебя я постился и дарованным Тобой разговелся /Аллахумма, ля-кя сумту ва ‘аля ризки-кя афтарту/».[1198] 508. Сообщается, что Муа‘з бин Зухра сказал: − После разговения посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который помог мне, благодаря чему я соблюдал пост, и даровал мне средства к существованию, благодаря чему я разговелся /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи а‘ана-ни фа-сумту, ва разака-ни фа-афтарту/».[1199] 509. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Разговевшись, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, ради Тебя мы постились и дарованным Тобой разговелись, прими же (это) от нас, поистине, Ты − Слышащий, Знающий /Аллахумма, ля-кя сумна ва ‘аля ризки-кя афтарна, фа-такаббаль мин-на, инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-ль-‘Алим/».[1200] 510. Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн Абу Муляйки, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, когда постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения». Ибн Абу Муляйка сказал: − И я слышал, как во время разговения ‘Абдуллах говорил: «О Аллах, поистине, я заклинаю Тебя Твоим милосердием, которое объемлет собой всё, простить меня! /Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи‘ат кулля шай’ин ан тагфира ли!/»[1201] Глава 147. Что желательно говорить, если человек разговеется у кого-либо из людей 511. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, , который принёс с собой хлеб и оливковое масло, пришёл к Са‘ду бин ‘Убаде, поел, а потом сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы! /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту!»[1202] 512. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: − После того как пророк, , разговлялся у кого-либо из людей, он обращался к Аллаху с мольбой за них, говоря: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы!»[1203]
Глава 148. С какой мольбой к Аллаху желательно обратиться в ночь предопределения 513. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: − (Однажды) я спросила: «О посланник Аллаха, что мне говорить, если я узнаю, что настала ночь предопределения?». Он сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты − Прощающий и Ты любишь прощать, так прости же меня! /Аллахумма, инна-кя ‘Афуввун тухиббу-ль-‘афва, фа-‘фу ‘ан-ни!/”»[1204] Наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что обращаться к Аллаху с этой мольбой желательно как можно чаще и желательно как можно больше читать Коран и произносить слова поминания Аллаха и мольбы, которые принято произносить в особых случаях, что уже подробно разъяснялось ранее. Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Днём[1205] эту мольбу желательно стараться произносить столь же часто, как и в ночь предопределения». Кроме того, желательно как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его удовлетворить нужды мусульман, что является признаком праведников и познавших рабов Аллаха, Который оказывает содействие. Глава 149. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время уединения в мечети (и‘тикаф) В этот период желательно как можно больше читать Коран и произносить другие слова поминания Аллаха.
Книга о словах поминания, которые желательно произносить во время хаджжа Знай, что слова поминания Аллаха и мольбы, с которыми желательно обращаться к Нему во время хаджжа, столь многочисленны, что привести их полностью невозможно, однако мы укажем на важные моменты, имеющие отношение к тому, ради чего они произносятся. Эти слова подразделяются на два вида: одни желательно произносить в пути, а другие − во время хаджжа как такового. Если пожелает Аллах Всевышний, слова поминания, которые произносятся в пути, будут приведены нами впоследствии вместе с такими словами, которые желательно произносить не только паломникам, совершающим хаджж и находящимся в дороге. Если пожелает Аллах Всевышний, то слова поминания, которые желательно произносить во время хаджжа, будут приведены нами в соответствии с порядком совершения соответствующих обрядов хаджжа. Поскольку эта тема является весьма обширной, в большинстве случаев я стану опускать необходимые указания[1206] из опасений перед тем, что книга получится слишком длинной и наскучит читателю. Если человек пожелает вступить в состояние ихрама, ему следует совершить полное /гусль/ и частичное /вуду/ омовение, а потом надеть изар и накидку. Ранее нами уже приводились слова поминания Аллаха, которые желательно произносить человеку, совершающему частичное и полное омовение[1207], а также тому, кто наденет новую одежду[1208]. После этого паломнику следует совершить молитву в два раката. О словах поминания, которые желательно произносить во время молитвы, речь также шла выше[1209]. Во время первого раката такой молитвы после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Неверные”, а во время второго − суру “Искренность”. После молитвы желательно обратиться к Аллаху с мольбой по собственному выбору, примеры чего приводились выше[1210]. Когда человек пожелает войти в состояние ихрама, он должен вознамериться сделать это сердцем, которому желательно помочь языком и сказать: «Я намереваюсь совершить хаджж, и для этого я вступил в состояние ихрама ради Всемогущего и Великого Аллаха», после чего полностью произнести тальбийу. Намерение сердца является обязательным, а выражение намерения вслух соответствует сунне. Если человек вознамерится сердцем совершить хаджж, но не выразит своё намерение вслух, этого будет достаточно, тогда как одного лишь заявления о совершении хаджжа без намерения сердца будет недостаточно. Имам Абу-ль-Фатх Суляйм бин Аййуб ар-Рази сказал: − Будет хорошо, если человек скажет[1211]: «О Аллах, ради Тебя вошла в состояние ихрама моя душа, мои волосы, моя кожа, моя плоть и моя кровь». Другой человек сказал: − Желательно также сказать: «О Аллах, я вознамерился совершить хаджж, так помоги же мне в этом и прими его от меня», после чего произнести тальбийу[1212] следующим образом: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/» Так произносил тальбийу посланник Аллаха, . Если паломник входит в состояние ихрама для совершения хаджжа, желательно, чтобы, начиная произносить тальбийу, он сказал: «Вот я перед Тобой, о Аллах, совершая хаджж! /Ляббай-кя, Аллахумма, би-хаджжатин!/» Если же паломник входит в состояние ихрама для совершения умры, желательно, чтобы он сказал: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Ляббай-кя, Аллахумма, би-‘умратин!/» Согласно наиболее верному мнению, впоследствии при произнесении тальбийи об умре или хаджже больше упоминать не следует. Знай, что тальбийа произносится в соответствии с сунной. Если паломник не станет произносить её, его хаджж или умра будут действительными, но это будет означать, что он не совершил нечто весьма достойное и не последовал примеру посланника Аллаха, . Такого мнения придерживаются последователи нашего мазхаба, как и большинство улемов других мазхабов. Некоторые из наших товарищей считали произнесение тальбийи обязательным, а некоторые другие утверждали, что это является необходимым условием действительности хаджжа, однако правильным следует считать то, о чём было сказано выше. В любом случае неуклонно произносить тальбийу желательно, так как это позволит следовать примеру посланника Аллаха, , и избегать разногласий, а Аллах знает об этом лучше. Если человек входит в состояние ихрама с целью совершения хаджжа за кого-нибудь другого, ему следует сказать: «Я вознамерился совершить хаджж за того-то и с этой целью вошёл в состояние ихрама ради Аллаха Всевышнего. Вот я перед Тобой, о Аллах, вместо такого-то... /Навайту-ль-хаджжа ва ахрамту би-хи ли-Лляхи та‘аля ‘ан фулян. Ляббай-кя, Аллахумма, ‘ан фулянин...», после чего человек должен произнести тальбийу до конца так, как если бы он произносил её за себя. После произнесения тальбийи желательно призвать благословения на посланника Аллаха, , и обратиться к Аллаху с мольбами о мирском или вечном за себя самого или за кого-нибудь другого, прося Его о проявлении благоволения и о рае и моля Его о защите от огня. Желательно постоянно и часто произносить тальбийу в любом положении. Это значит, что произносить её желательно независимо от того, сидит ли паломник, идёт, едет верхом, находится на одном месте или в пути, независимо от того, находится ли он (она) в состоянии ритуальной чистоты или же в состоянии большого /джанаба/ или малого /хадас/ осквернения, и независимо от наличия или отсутствия месячных у женщин. Кроме того, произносить тальбийу желательно с наступлением каждого нового периода времени или в случае перемещения на новое место, например, с наступлением ночи, дня или предрассветного времени, при встрече товарищей, в таких случаях, когда люди встают на ноги или садятся, поднимаются на возвышенности или спускаются с них, садятся верхом или спешиваются, после молитв, а также во всех мечетях. Тальбийа не произносится во время обхода Каабы и ритуального бега /са‘й/ между холмами ас-Сафа и аль-Марва, поскольку в подобных случаях следует произносить особые слова поминания. Мужчине желательно произносить тальбийу громко, но не настолько, чтобы это доставляло ему затруднения, женщине же не следует повышать голос, так как это может ввести мужчин в соблазн. Желательно каждый раз произносить тальбийу не менее трёх раз подряд, не говоря ничего лишнего и не делая пауз. Нежелательно обращаться с приветствием к тому, кто произносит тальбийу, но если кто-нибудь поприветствует такого человека, ему следует ответить. Если же человек, который произносит тальбийу, увидит нечто такое, что вызовет его удивление, ему следует сказать то, что в подобных случаях говорил посланник Аллаха, : «Вот я перед Тобой; поистине, (настоящей) жизнью является жизнь в мире вечном! /Ляббай-кя; инна-ль-‘айша ‘айшу-ль-ахырати!/» Знай, что произносить тальбийу желательно вплоть до завершения бросания камешков в большой столб /джамрат аль-‘акаба/ в день жертвоприношения или до совершения обхода Каабы[1213], если он будет совершён раньше. Тому, кто начнёт бросать камешки или приступит к совершению обхода, следует прекратить произносить тальбийу и начать произносить такбир. Имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Паломнику, который совершает умру, следует произносить тальбийу до тех пор, пока он не прикоснётся к углу Каабы».[1214] Желательно, чтобы по достижении границы харама[1215], да возвысит его Аллах, паломник, находящийся в состоянии ихрама, сказал: «О Аллах, вот Твой харам и (место, которое Ты сделал) безопасным, сделай же меня запретным для огня и избавь меня от Твоего наказания в тот День, когда Ты воскресишь Твоих рабов, и причисли меня к тем (из них), кто проявляет покорность Тебе! /Аллахумма, хаза хараму-кя ва амну-кя, фа-харрим-ни ‘аля-н-нари, ва амин-ни мин ‘азаби-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя, ва идж‘аль-ни мин уля’икя ва ахли та‘ати-кя!/» После этого паломник может обратиться к Аллаху с любой мольбой по собственному выбору. Сообщается, что мольба мусульманина, который видит Каабу, не останется без ответа, и поэтому желательно, чтобы паломник, вступивший в Мекку, увидевший Каабу и добравшийся до Священной мечети, воздел руки к небу и обратился к Аллаху с нижеследующей мольбой: «О Аллах, сделай этот Дом ещё более почитаемым, возвеличиваемым, уважаемым и внушающим благоговение, и сделай так, чтобы каждого из тех, кто совершил (к этому Дому) хаджж или умру, проявил по отношению к нему почтение и оказал ему уважение, стали больше почитать, возвеличивать и уважать, и добавь ему благочестия! /Аллахумма, зид хаза-ль-байта ташрифан, ва та‘зыман, ва такриман, ва махабатан, ва зид ман шаррафа-ху ва каррама-ху мим-ман хаджжа-ху ау и‘тамара-ху ташрифан, ва такриман, ва та‘зыман, ва бирран!/»[1216] Желательно также сказать: «О Аллах, Ты − Мир и от Тебя − мир[1217], приветствуй же нас миром, Господь наш! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, хаййи-на, Рабба-на, би-с-салям!/»[1218] После этого паломник может обратиться к Аллаху с мольбами о даровании ему любых благ в обоих мирах. Входя в Священную мечеть, желательно говорить то же, что и при входе во все остальные мечети, о чём речь уже шла выше.[1219] О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время обхода Каабы Прикасаясь к Чёрному камню в первый раз и начиная обход Каабы, желательно сказать: «С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, (я делаю это) с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, выполняя данное Тебе обещание и следуя сунне Твоего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует /Би-сми-Лляхи, Аллаху акбар, Аллахумма, иманан би-кя, ва тасдикан би-Китаби-кя, ва вафа’ан би-‘ахди-кя, ва-ттиба‘ан ли-суннати набиййи-кя, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма/».[1220] Впоследствии эти слова желательно повторять каждый раз, когда во время очередного обхода паломник поравняется с Чёрным камнем. Обходя Каабу первые три раза быстрым и мелким шагом /рамаль/, желательно говорить: «О Аллах, сделай так, чтобы этот хаджж оказался безупречным[1221], грех − прощённым, а усилия − достойными (Твоей) похвалы /Аллахумма,-дж‘аль-ху хаджжан мабруран, ва занбан магфуран, ва са‘йан машкуран/».[1222] Во время совершения остальных четырёх кругов желательно говорить: «О Аллах, прости, помилуй и не взыщи за то, что Тебе известно; Ты − Могущественнейший и Щедрейший! О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма,-гфир, ва ирхам, ва-‘фу ‘ам-ма та‘лям; ва Анта-ль-А‘аззу-ль-Акрам! Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[1223] Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Во время обхода лучше всего говорить: “О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня!”» Он также сказал: «Лучше всего говорить это во время каждого обхода. Кроме того, желательно, чтобы во время каждого обхода Каабы паломник обращался к Аллаху с мольбами, касающимися его религиозных и мирских дел. Будет хорошо, если один человек станет обращаться с мольбами, а несколько других будут говорить “Амин”». Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал, что мольбы, с которыми люди обращаются к Аллаху в пятнадцати местах, не остаются без ответа. Имеются в виду обращения с мольбами во время обхода Каабы, у “мультазама”[1224], под водостоком /мизаб/, внутри Каабы, у Замзама[1225], на холмах ас-Сафа и аль-Марва, в любом месте совершения ритуального бега между холмами ас-Сафа и аль-Марва /мас‘а/, позади места Ибрахима[1226], на ‘Арафате[1227], в Муздалифе[1228], в Мине[1229], а также у каждого из трёх столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки. Тот, кто не старается обращаться с мольбами к Аллаху в таких местах как можно чаще, сам обделяет себя. В большинстве своём последователи шафиитского мазхаба считают, что во время обхода Каабы желательно читать Коран, поскольку в этом месте подобает часто поминать Аллаха, а лучшим поминанием является чтение Корана. Один из крупнейших последователей аш-Шафи‘и Абу ‘Абдуллах аль-Хуляйми считал, что во время обхода читать Коран нежелательно, однако правильным является мнение большинства. Наши товарищи говорили, что читать Коран предпочтительнее, чем обращаться к Аллаху с мольбами, произнося такие слова, которые не произносил в подобных случаях посланник Аллаха, . Что же касается обращений с мольбами по примеру пророка, , то это, скорее всего, предпочтительнее чтения Корана во время обхода, хотя некоторые улемы придерживаются иного мнения. Шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни, да помилует его Аллах, сказал: «В период хаджжа во время обходов Каабы желательно прочитать Коран полностью, за что обещана великая награда», а Аллах знает об этом лучше. Желательно, чтобы после завершения обхода Каабы и совершения молитвы в два раката паломник обратился с мольбами к Аллаху по своему выбору. Что же касается мольбы, соответствующей сунне, то в пример можно привести такую мольбу: «О Аллах, я − раб Твой и сын раба Твоего; я явился к Тебе с великими грехами[1230] и дурными делами, а это − место, с которого к Тебе подобает обращаться за защитой от огня, так прости же меня, ведь, поистине, Ты − Прощающий, Милосердный! /Аллахумма, ана ‘абду-кя ва ибну ‘абди-кя; атайту-кя би-зунубин кабиратин (касиратин) ва а‘малин саййи’атин, ва хаза макаму-ль-‘а’изи би-кя мин ан-нари, фа-гфир ли, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!/» О мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху у “мультазама”, расположенного между дверьми Каабы и Чёрным камнем Выше уже говорилось о том, что мольбы, с которыми к Аллаху обращаются у “мультазама”, не остаются без ответа. Ниже приводится одно из таких обращений, произносимых по примеру сунны: «О Аллах, хвала Тебе, и да будет эта хвала соответствовать благодеяниям, которые Ты уже оказал и ещё окажешь. Я воздаю Тебе хвалу за все Твои достоинства, которые мне известны и неизвестны, за все Твои благодеяния, которые мне известны и неизвестны, и за всё, (что исходит от Тебя). О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада! О Аллах, упаси меня от проклятого шайтана, упаси меня от всего дурного, сделай так, чтобы я довольствовался тем, что Ты даровал мне, и сделай это благословенным для меня! О Аллах, причисли меня к достойнейшим из тех, кто явился к Тебе, и сделай так, чтобы я не отклонялся от пути прямоты[1231], пока не встречу Тебя, о Господь миров! /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду хамдан йувафи ни‘ама-кя ва йукафи’у мазида-кя. Ахмаду-кя би-джами‘и махамиди-кя ма ‘алимту мин-ха ва ма лям а‘лям, ‘аля джами‘и ни‘ами-кя ма ‘алимту мин-ха ва ма лям а‘лям, ва ‘аля кулли халин. Аллахумма, салли ва салим ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин; Аллахумма, а‘из-ни мин аш-шайтани-р-раджими, ва а‘из-ни мин кулли су’ин, ва канни‘-ни би-ма разакта-ни, ва барик ли фи-хи; Аллахумма,-дж‘аль-ни мин акрами вафди-кя ‘аляй-кя, ва альзим-ни сабиля-ль-истикамати хатта алька-кя, йа Рабба-ль-‘алямин!» После этого паломник может обратиться к Аллаху с любой другой мольбой по собственному выбору.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|