Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 30 глава




684. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) к посланнику Аллаха, , явились какие-то бедуины, которые стали спрашивать: «Так вы целуете своих сыновей?»[1605] – на что им отвечали: «Да». Они сказали: «А мы не целуем их». (На это) посланник Аллаха, , сказал: «Что же я могу сделать, если Аллах Всевышний лишил вас милосердия?!» [1606]

685. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «…и посланник Аллаха, , взял Ибрахима[1607] на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах».[1608]

686. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Однажды,) когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, только перебрался в Медину, я вместе с ним вошёл (к нему в дом) и увидел, что его дочь ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая болела лихорадкой, лежит ничком. Абу Бакр подошёл к ней и спросил: «Как ты себя чувствуешь, доченька?» – и поцеловал её в щеку.[1609]

687. Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) один иудей попросил своего товарища: «Отведи меня к этому пророку», после чего они явились к посланнику Аллаха, , и задали ему вопрос о девяти ясных знамениях[1610].

(Сафван), который передал этот хадис, сказал (в конце его):

– И (после этого) они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты – пророк!»[1611]

688. Сообщается, что Ийас бин Дагфаль сказал: «Я видел, как Абу Надра целовал в щеку аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими».[1612]

Абу Надра, которого звали аль-Мунзир бин Малик бин Кыт‘а являлся одним из достойных доверия последователей.[1613]

Передают со слов Ибн Абу Хайсама, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто целовал своего сына Салима и говорил: «Дивитесь тому, как шейх целует шейха».

Сообщается, что великий подвижник Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, один из тех членов мусульманской общины, которые полностью посвятили себя поклонению, часто приходил к Абу Дауду ас-Сиджистани[1614] и говорил ему: «Высунь язык, которым ты передаёшь хадисы посланника Аллаха, , чтобы я поцеловал его», после чего целовал его в язык.

Свидетельств о подобных поступках наших праведных предшественников столь много, что и не счесть, а Аллах знает об этом лучше.

Нет ничего дурного ни в том, чтобы с целью получения благословения поцеловать в лицо покойного, который был праведным человеком, ни в том, чтобы поцеловать в лицо товарища, вернувшегося домой после какой-нибудь поездки.

689. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(В мою комнату) вошёл Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который открыл лицо посланника Аллаха, , а потом наклонился, поцеловал его и заплакал».[1615]

690. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха, , находился у себя дома. (Зайд) пришёл к нему и постучал в дверь, а пророк, , бросился к нему навстречу, волоча за собой одежду, обнял и поцеловал его».[1616]

Что же касается обыкновения обнимать и целовать влицо кого-либо, кроме детей или тех, кто возвращается после поездки, и подобных им людей, то Мухаммад аль-Багави и другие наши товарищи считают это достойным порицания. Указанием на это служит приводимый ниже хадис:

691. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» (Пророк, ,) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А обнимать и целовать его?» – (и пророк, , снова) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А брать его за руку и пожимать её?» – и (пророк, ,) сказал: «Да».[1617]

Всё сказанное нами о том, что можно поцеловать и обнять вернувшегося товарища или подобного ему человека, тогда как в иных обстоятельствах делать это нежелательно, не касается красивых безбородых юношей. Целовать такого юношу запрещается всегда независимо от того, вернулся он откуда-либо или нет. Очевидно, что в подобных случаях объятия ничем не отличаются от поцелуев или близки к ним, и поэтому безразлично, являются ли целующий и целуемый праведными людьми, или нечестивцами, или же праведным является только один из них. Мы считаем, что смотреть на безбородого красивого юношу запретно не только под воздействием страсти и что, во избежание искушений, взоры на безбородых юношей следует считать столь же запретными, сколь и взоры на посторонних женщин.

О рукопожатии

Знай, что, по единодушному мнению улемов, рукопожатие при встрече соответствует сунне.

692. Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал:

– (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, ?» – и он сказал: «Да».[1618]

693. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о своём покаянии, сказал: «…что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня».[1619]

694. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда (к нам) прибыли йеменцы, посланник Аллаха, , сказал: «К вам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки».[1620]

695. Аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , сказал: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, (их прегрешения)[1621] обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом».[1622]

696. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» (Пророк, ,) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А обнимать и целовать его?» – (и пророк, , снова) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А брать его за руку и пожимать её?» – и (пророк, ,) сказал: «Да».[1623]

697. Сообщается, что ‘Ата бин ‘Абдуллах аль-Хурасани сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал мне: «Пожимайте друг другу руки, и исчезнет злоба, делайте друг другу подарки, и вы станете любить друг друга, а ненависть исчезнет».[1624]

Этот хадис относится к категории “мурсаль”[1625].

Знай, что пожимать друг другу руки желательно при каждой встрече, тогда как вошедший в обыкновение обмен рукопожатиями после утренней и послеполуденной молитв не имеет никаких оснований в шариате, хотя ничего дурного в этом нет. На желательность обычных рукопожатий при встрече указывает сунна, которой люди придерживаются неуклонно лишь изредка, а во многих случаях или в большинстве их отступают от неё, однако, если что-либо делается изредка, не следует думать, что это не может являться желательным по шариату.

В своей книге “Аль-Кава‘ид” шейх и имам Абу Мухаммад ‘Абд ас-Салям упоминает о том, что нововведения в религиозных делах подразделяются на пять видов: обязательные /ваджиба/, запретные /мухаррама/[1626], неодобряемые /макруха/[1627], желательные /мустахабба/ и дозволенные /мубаха/[1628]. Он сказал: «Примером дозволенных нововведений могут служить рукопожатия после утренней и послеполуденной молитв, а Аллах знает об этом лучше».

Следует остерегаться пожимать руки красивым безбородым юношам, поскольку, как мы уже упоминали в предыдущем разделе, смотреть на них запретно. Наши товарищи указывали, что запретно прикасаться к любому из тех, на кого запрещается смотреть, но прикосновения являются запретными в большей степени. Так, например, мужчине разрешается смотреть на постороннюю женщину в том случае, когда он хочет на ней жениться, или заключает торговую сделку, или в иных подобных случаях, однако ни в одном из них ему не разрешается прикасаться к ней, а Аллах знает об этом лучше.

Пожимая руку человеку, желательно улыбаться ему, молить Аллаха о том, чтобы Он простил его, и обращаться к Нему с другими мольбами.

698. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом».[1629]

699. Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если два мусульманина встретятся, пожмут друг другу руки и улыбнутся, (проявляя) дружелюбие и доброжелательность, грехи, которые они совершили по отношению друг к другу, осыпятся с них, (как осыпаются листья с деревьев)».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Если два мусульманина встретятся, пожмут друг другу руки, воздадут хвалу Аллаху Всевышнему и попросят (Его) о прощении, Всемогущий и Великий Аллах простит их».[1630]

700. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если встретятся два раба (Аллаха), которые любят друг друга ради Аллаха, и один из них пожмёт другому руку, после чего оба они призовут благословение на пророка, то не успеют они расстаться, как им непременно будут прощены их старые и новые грехи[1631]».[1632]

701. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Если посланник Аллаха, , брал кого-либо за руку, то, расставаясь с этим человеком, он непременно говорил: «Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня![1633] /Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[1634]

Нежелательно кланяться никому, на что указывает приводимый выше хадис Анаса, да будет доволен им Аллах.[1635] Как уже отмечалось, он относится к категории хороших хадисов, и нет никаких оснований для того, чтобы поступать вопреки этому, поскольку не имеется таких указаний шариата, которые противоречили бы содержанию данного хадиса. Пусть же никого не вводит в заблуждение многочисленность поступающих вопреки сунне людей из числа тех, кого считают знающими или праведными или кому приписывают обладание иными достойными качествами, так как брать пример следует только с посланника Аллаха, . На это указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил}.[1636] Аллах Всевышний также сказал: {Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание}.[1637]

Ранее[1638] мы уже приводили слова Абу ‘Али аль-Фудайла Ибн ‘Ийада, да помилует его Аллах, смысл которых заключается в следующем: неуклонно следуй правильными путями, и тебе не повредит то, что людей, которые следуют ими, найдётся немного; ни в коем случае не следуй путями заблуждения и не обольщайся многочисленностью тех, кто находит на этих путях свою гибель.

Теперь что касается обычая вставать в знак уважения по отношению к тому, кто входит в дом. По нашему мнению, подобные знаки внимания, следует оказывать обладателям явных достоинств, например, улемам, праведникам или тем, кто в силу своей близости к Аллаху отличается нравственной чистотой, а также родителям, пожилым родственникам и подобным им людям. В таких случаях желательно вставать для того, чтобы выразить вошедшему своё почтение и уважение, но не следует делать это ни напоказ другим, ни с целью возвеличивания вошедшего. Именно так поступали наши праведные предшественники /салаф/[1639].

Весьма желательно посещать праведных людей, братьев по вере, соседей, друзей и родственников с целью выражения им своего уважения и поддержания связей с ними. При этом следует принимать во внимание положение человека, всевозможные конкретные обстоятельства, а также наличие или отсутствие у него свободного времени. Для посещения необходимо выбирать удобное для людей время и вести себя так, чтобы это не вызывало у них неприязни. Указания на это имеются во многих известных хадисах и сообщениях о словах и делах сподвижников.

702. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– (Как-то раз) один человек (отправился в путь, чтобы) навестить своего брата (по вере, жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда (этот человек) приблизился к нему, (ангел) спросил: «Куда ты (идёшь)?» Тот ответил: «Я хочу (навестить) своего брата, (живущего) в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (и теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?» Этот человек) ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». (Тогда ангел) сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, (чтобы сказать,) что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!»[1640]

703. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– К тому, кто проведает больного или навестит своего брата (по вере) в Аллаха Всевышнего, (с небес) обратится глашатай, который скажет: «Благословен ты, благословенна дорога, которой ты идёшь, и да займёшь ты (своё) место в раю!»[1641]

 

 

О желательности того, чтобы человек просил своего праведного товарища навещать его как можно чаще

704. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , спросил Джибрила: «Почему бы тебе не посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?» – после чего был ниспослан (айат, в котором говорится): {Скажи[1642]: “Мы нисходим только по велению Господа твоего[1643]. Ему принадлежит и то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между этим[1644], и (ничего) не забывает Господь твой”}[1645].[1646]

Глава 217. Благопожелание чихнувшему и суждение о зевоте

705. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту[1647], и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху Всевышнему, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/». Что же касается зевоты, то, поистине, она – от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет (зевоту), пока может, ибо, когда любой из вас зевает[1648], шайтан смеётся над ним.[1649]

Как указывают улемы, смысл этих слов заключается в том, что достойна похвалы причина чихания. Его вызывает лёгкость тела, являющаяся следствием умеренности в еде, придерживаться которой рекомендует шариат, поскольку это ослабляет силу страсти и помогает заниматься делами поклонения Аллаху, тогда как зевота представляет собой полную противоположность чиханию, а Аллах знает об этом лучше.

706. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат[1650] (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».[1651]

707. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) два человека чихнули в присутствии пророка, , и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: «(Почему, услышав, как) чихнул такой-то, ты сказал: “Да помилует тебя Аллах”, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал!»[1652]

708. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него[1653], а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого».[1654]

709. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, , велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам навещать больного, провожать погребальные носилки, произносить благопожелание чихнувшему[1655], принимать приглашения[1656], отвечать на приветствия, помогать притесняемому и способствовать выполнению клятвы[1657]».[1658]

710. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему».

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что пророк, , сказал): «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его (в последний путь)».[1659]

По мнению всех улемов, желательно, чтобы, чихнув, человек сказал: «Хвала Аллаху». Если он скажет: «Хвала Аллаху, Господу миров /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин/», будет лучше, если же он скажет: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось /Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь/», будет ещё лучше.

711. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось», и пусть его брат (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», и пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши».[1660]

712. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз один человек, который чихнул рядом с ним, сказал: «Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха». (Услышав это,) Ибн ‘Умар сказал: «Я тоже говорю: “Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха, ”, но посланник Аллах, , учил нас не этому. Он учил нас говорить: “Хвала Аллаху, что бы ни случилось”».[1661]

Желательно, чтобы каждый, кто услышит слова чихнувшего, сказал ему: «Да помилует тебя Аллах», или: «Да помилует вас Аллах». Желательно, чтобы после этого чихнувший сказал: «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши», или: «Да простит Аллах нас и вас /Йагфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум/».

713. Нафи‘ передал, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, и ему скажут: «Да помилует тебя Аллах», пусть скажет: «Да помилует Аллах нас и вас и да простит Аллах нас и вас /Йархаму-на-Ллаху ва иййа-кум ва йагфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум/».[1662]

Всё, о чём говорится в приведенных нами хадисах, является желательным, а не обязательным. Наши товарищи указывали, что благопожелание чихнувшему, то есть произнесение слов “Йархаму-кя-Ллах”, относится к категории желательных и соответствующих сунне действий, отказ от совершения которых может быть оправдан обстоятельствами /суннат аль-кифайа/. Так, например, эти слова достаточно произнести кому-нибудь из присутствующих, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл приведенных нами выше слов пророка, : «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): “Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/”». Последователи нашего мазхаба считают благопожелание чихнувшему желательным, тогда как мнения последователей имама Малика относительно обязательности этого разделились. Кади ‘Абд аль-Ваххаб сказал: «Это (желательно делать согласно) сунне, и благопожелания одного (из присутствующих) будет достаточно для всех», что соответствует мнению последователей нашего мазхаба. Что же касается Ибн Музайна, то он сказал: «Это – обязанность каждого из присутствующих», и такого же мнения придерживался Ибн аль-‘Араби аль-Малики.

Согласно указанию, которое содержит в себе приведенный выше хадис[1663], не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует, по меньшей мере, произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

Не заслуживает благопожелания тот, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху, а произнесёт какие-нибудь другие слова.

714. Сообщается, что сподвижник Салим бин ‘Убайд аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз,) когда мы находились у посланника Аллаха, , один из присутствующих чихнул и сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/». На это посланник Аллаха, , ответил: «И тебе, и твоей матери /Ва ‘аляй-кя, ва ‘аля умми-кя/», а потом сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть воздаст хвалу Аллаху Всевышнему». Потом он упомянул о некоторых похвальных качествах и сказал: «И пусть каждый из тех, кто будет находиться рядом с ним, скажет: “Да помилует тебя Аллах”, а он пусть скажет (им в ответ): “Да простит Аллах нас и вас”».[1664]

Желательно, чтобы тот, кто чихнёт во время молитвы, сказал: «Хвала Аллаху», но эти слова должны быть слышны только ему самому. Таково мнение последователей нашего мазхаба, что же касается последователей имама Малика, то улемы из их числа высказывали на этот счёт три разных мнения. Первое, которое разделял Ибн аль-‘Араби, совпадает с мнением шафиитов. Согласно второму мнению воздать хвалу Аллаху следует про себя. Третьего мнения придерживался Сахнун, который сказал: «(В подобном случае) не следует восхвалять Аллаха ни вслух, ни про себя».

Согласно сунне тому, кто захочет чихнуть, следует прикрыть рот рукой, краем одежды или чем-нибудь ещё и постараться чихать как можно тише.

715. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или: одеждой), тем самым приглушая звук».[1665]

716. Передают со слов ‘Абдуллаха бин аз-Зубайра что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Всемогущему и Великому Аллаху не нравится, когда громко зевают или чихают».[1666]

717. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Грокое зевание и чихание – от шайтана».[1667]

Если человек чихнёт несколько раз подряд, согласно сунне благопожелание /ташмит/ следует произносить после каждого раза, но не более трёх раз.

718. Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как пророк, , сказал одному человеку, который чихнул в его присутствии: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул ещё раз, и посланник Аллаха, , сказал ему: «Этот человек простудился».

В таком виде этот хадис приводит Муслим. В той его версии, которую приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сообщается, что Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я видел, как один человек чихнул в присутствии посланника Аллаха, , который сказал ему: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул во второй (или: в третий) раз, и посланник Аллаха, , сказал: «Да помилует тебя Аллах. Этот человек простудился».[1668]

719. Передают со слов сподвижника ‘Убайдуллаха бин Рифа‘а что посланник Аллаха, , сказал: «Благопожелание чихнувшему следует произносить трижды, если же он будет продолжать чихать, ты можешь по собственному желанию продолжать произносить благопожелание или не делать этого».[1669]

720. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть его товарищ произнесёт слова благопожелания. Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят».[1670]

Мнения улемов по этому вопросу разделились. Так, Ибн аль-‘Араби аль-Малики сказал:

– Одни утверждают, что сказать чихнувшему: «Ты простудился», следует после второго раза, другие считают, что это следует сделать после третьего раза, а третьи говорят, что так надо поступить после четвёртого, правильным же следует считать, что сказать это надо после третьего раза. Это будет означать: теперь ты уже не относишься к числу тех, кому следует говорить такие слова, поскольку ты не просто чихаешь, а болеешь. Кто-нибудь может сказать, что обращаться к Аллаху с мольбами за больного необходимо в большей степени, чем за здорового. На это надо ответить, что обратиться за больного с мольбой желательно, но по своей форме эта мольба должна отличаться от установленного шариатом благопожелания чихнувшему. Это значит, что мусульманину следует обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбой об исцелении больного мусульманина, но не говорить то, что говорят чихнувшему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...