Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип доминанты в понимании исторического процесса




Принцип доминанты в понимании исторического процесса

Одному молодому человеку священник посоветовал прочитать книгу историка Тростникова «Бог русской истории». В этой прекрасной книге автор дает правильное понимание исторического процесса, и его мысли в чем-то напоминают мысли академика Ухтомского. Идея состоит в том, что нет истории без концепции.

Прежде чем изучать историю, человеку нужно решить, что он будет исследовать: архивы, письма людей или биографии. И формирование конечных идей зависит от того, куда он склонится. Как же узнать, где наиболее вероятно нахождение нужных тебе фактов? А вдруг ты склонился не в том направлении? В истории мы имеем дело с триллионами фактов. И историк не может изучать их изолировано, а вынужден сложить их в какую-то концепцию. И весь вопрос в том, истинна она или ложна.

Например, – битва русских с Наполеоном. Имеет ли значение насморк Наполеона? Смотря, – из какой модели мы исходим. Если мы исходим из модели целесообразности исторического процесса, то насморк Наполеона не имеет никакого значения, потому что, если бы не было Наполеона, то был бы Жуль или Жак или кто-то еще.

Если мы исходим из исторической модели влияния на историю великих людей, то, конечно, его насморк имеет громадное значение, потому что в день сражения он чувствовал себя плохо и не мог руководить сражением должным образом.

Смысл Священного Писания представляет также тысячи идей, которые мы должны сложить в определенную картину. И весь вопрос в том, сможем ли мы сложить ее в подлинную картину. Подлинной является та картина, которая может быть соотнесена с замыслом самого Бога.

Пример влияния доминанты восприятия на понимание прочитанного: Молодому человеку дали почитать указанную книгу. Молодой человек, прочитав через силу несколько страниц из книги Тростникова, посмотрел на фотографию автора. Увидев на ней уже достаточно пожилого человека, юноша подумал, что тот, наверное, дурак и положил книгу на полку. А потом у него родились две спасительных мысли. «Может быть, автор и дурак, но он-то написал книгу, а я-то нет. Так кто из нас дурак? » А вторая мысль состояло в том, что ему дали эту книгу, чтобы он что-то понял, и, не открыв ее, он ничего и не узнает. И когда в нем прозвучали эти две мысли, он прочитал книгу на одном дыхании, и она ему очень понравилась.

Теперь вернемся к ответу на ваш вопрос.

Патриарх Сергий говорит, что, пытаясь понять различия между протестантизмом, католицизмом и православием, не нужно стремиться найти разницу в каких-то мелочах и догматах. Это бесперспективный путь, потому что на каждый вопрос оппонент ответит нам сотней ссылок на Священное Писание.

Например, в православии в литургии используется заквашенный хлеб, и мы сошлемся на то, что в описании Тайной Вечери стояло слово артос, т. е. сквашеный хлеб. Католическая месса совершается на хлебе без закваски, и католики сошлются на слова апостола Павла, что «станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 8). Протестанствующий ум, вообще, может выступить за отрицание традиций и сошлется на слова из той же главы того же послания – «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1 Кор. 5. 7), понимая эти слова таким образом, что старое все нужно выбросить (то, что досталось от апостолов).

Влияние себялюбия на развитие мировоззрения

Патриарх Сергий призывает проанализировать пружины, которые движут нашим мышлением. Западная цивилизация в течении веков развивалась на принципе себялюбия и индивидуализма, и, когда формировалось законодательство, оно было призвано ограничить одно себялюбие от другого, чтобы каждый человек жил сам по себе и не причинял вреда соседу.

Развивая мысль патриарха Сергия можно привести следующий пример. Человек, выросший в обстановке себялюбия, слышит религиозную идею о необходимости делать добро в этой жизни, за которое ему воздастся в жизни будущей. Воспитанный на идеях римского права он пытается рассмотреть эту идею сквозь призму своих концепций и хочет педантично выяснить, сколько конкретно он должен сделать здесь и сколько конкретно ему воздастся в жизни будущей. Отсюда может родиться представление о рае как о некоем пятизвездочном отеле, в котором у нас забронированы комнаты. Соответственно, может появиться модель, предполагающая какую-либо технологию по достижению билета в этот отель. Отношения человека с Богом, таким образом, приобретают отношения купли-продажи. И чтобы оправдать свои модель, человек может искусственно подтягивать некоторые цитаты из Священного Писания. При этом он не задает себе вопроса, почему Бог обязан даровать ему вечное спасение и обязан подчиняться его технологиям, его моделям.

Идея о загробном воздаянии может иметь и другое понимание. Апостол Иоанн Богослов писал, что «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3, 15). Патриарх Сергий эти слова объяснял в том смысле, что человекоубийца «не имеет вечной жизни здесь на земле, как своего душевного достояния». Наработанное убийцей во время земной жизни состояние переходит с ним в вечность.

Вечная жизнь предстает перед нами как внутреннее состояние, которое, зародившись в жизни земной, продолжает развиваться в жизни вечной. Совершая насильственное преступление, человек деформирует свое сознание. Его жизнь начинает напоминать ад еще на земле. Чтобы забыть о совершенном, он начинает пить. Во время земной жизни он еще может каким-то образом забыть о совершенном преступлении, используя интернет, алкоголь, клубы и прочие развлечения. Но когда он переходит в жизнь вечную, с ним переходит тот внутренний багаж, который он воспитал в себе при жизни. И оглушить свое сознание алкоголем у него уже нет возможности. Вот вам ад и вечные муки (более подробно см. в главе «В чем суть такого явления, как посмертное воздаяние? » из части третьей статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества», а также – в части «Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ). Почему принимать наркотики это плохо? » в первой части той же статьи).

В мыслях духовных авторов используются иногда образы костров, сковородок и котлы со смолой. Атеисты нередко иронизируют над этими образами, спрашивая, откуда в загробной жизни дрова и кто их подвозит. Но надо понимать, что эти образы даны нам исходя из нашей способности воспринимать. О чем идет речь? У одного человека маленькая дочка захотела сунуть некий металлический предмет в розетку, и мужчина предупредил, что ее ударит дядя Ток. Речь не идет о реальном человеке, но так как она еще ребенок и не способна понять, что такое электричество, отец объясняет опасность через подобным образ.

Люди, живущие в суете и в гонке за удовольствиями, не сразу могут понять слова о том, что их внутренние состояние, развиваясь, может стать основанием либо для вечного блаженства, либо для вечных мук. Многие люди живут, не чувствуя себя. Кто-то работает от зари до зари, употребляет алкоголь, суетится и готов забыть даже, как его зовут. Поэтому грубые образы сковородок и котлов со смолой дают хоть какое-то представление о том, что в загробной жизни не все так гладко, как в голливудских фильмах.

Например, вы смотрели фильм «От заката до рассвета», где играет Тарантино и Джордж Клуни. Сейчас не обсуждаем, существуют ли вампиры. Нас интересует тот эпизод, где Джордж Клуни вбивает ножку от стола в грудь своему брату со словами: «Может быть, в жизни вечной ты обретешь покой, которого не имел здесь». С какой стати обретать покой в жизни вечной человеку, который в земной жизни был маньяком и убивал беззащитных людей? В жизнь вечную он возьмет лишь то, что воспитал в себе в жизни земной.

Практический смысл идеи о загробном воздаянии – в вечность берется состояние, сформированное во время земной жизни

Об ощущениях людей, совершавших насильственные преступления, можно судить даже по научным данным. В науке есть такой термин комплекс осуждённого. Человек, совершивший насильственное преступление, не может освободиться от образов совершенного. В его сознании раз за разом возникают образы совершенного им преступления. Словно в его внутреннем магнитофоне постоянно прокручивается один и тот же момент. Из этого патологического круга можно выйти только двумя путями. Либо он осознает собственное преступление и выходит наверх через преображение личности, через нахождение опоры в Боге, через просвещение, через внутреннее решение отныне нести добро людям. Либо из этой ситуации он выходит вниз. Выход вниз подразумевает, что личность человека начинает деградировать, и он становится циничным. Если раньше он мучился воспоминаниями о собственном преступлении, то теперь его не трогает ничего[1].

В терминах психологии можно сказать, что снижается порог его восприятия. Он вообще перестает беспокоиться о многих вопросах жизни, о которых раньше задумывался. Из его жизни уходят значимые отношения с близкими, способность сопереживать.

Сейчас много рассуждают, есть ли постабортный синдром. И кто-то может сказать, что он совершал много абортов и никаких страданий не испытывал. В данном случае речь может идти о том, что у человека уже снизился порог восприятия. Тонкая чувствительная девушка, которой она была до аборта, становится хищной грубой самкой через несколько лет после него.

Одна девушка, совершившая аборт, утверждала, что она не испытывала депрессии. Но, когда молодой человек приезжал к ней в гости, он все время заставал ее в комнате с выключенным светом, смотрящей в окно. Причем она была из очень состоятельного семейства и могла себе позволить любую деятельность. Но вместо этого она выбирала одно – сидеть в темной комнате и смотреть в окно. И когда она рассказала историю с абортом, он подумал: «Ничего себе, – нет депрессии! ».

Человек, живущий современном темпом жизни, может до определенного момента не ощущать внутреннего надлома. У него может сформироваться доминанта успеха, которая будет подавлять воспоминания о не должных поступках прошлого. Но мы так устроены, что с годами темп нашей жизни ослабевает, и все меньше возможным становится перебивать суетой внутреннюю боль.

Люди стареют, и с годами хочется больше покоя, тишины и семейного уюта. Но когда наступает эта желанная тишина, тогда из глубины памяти начинают подниматься те воспоминания, которые человек старался подавить антидепрессантами и суетой в годы молодости. Внутренние переживания могут быть настолько интенсивными, что он совершает самоубийство. Его поступок кажется абсолютно нелогичным для окружающих, которые видели только полное благополучие и отсутствие финансовых проблем. Таким образом, человек переходит в вечность со своей нерешенной проблемой.

Одна русская учительница поставила эксперимент под названием «Восемь часов наедине с самими собой». В течении восьми часов дети не должны были разговаривать друг с другом и пользоваться гаджетами. Можно было гулять, читать книжки, делать модели корабликов и вести дневник. У многих начались суицидальные мысли, и они не смогли дойти до конца эксперимента.

Одна из девочек выдержала и записала свои мысли. Когда учительница их читала, у нее шевелились волосы. Всплыло все, что лежало на дне души. Два мальчика безболезненно прошли этот опыт: один из них занимался цветами на грядках, другой строил модели корабля. Но если вернуться к тем детям, у которых проявились страшные мысли, то их состояния можно рассмотреть в контексте тех представлений, которые мы здесь разбирали. Что будет с этими детьми, если в вечной жизни не будет гаджетов, и они войдут в нее только с тем багажом, который здесь воспитали? Вот вам и ад и вечные муки.

Похожая мысль есть у французского мыслителя Блеза Паскаля. В своей книге «Мысли и религия» в главе пятой под названием «Жалкое состояние человека» он говорит о стремлении забить свою жизнь плотным графиком суеты и развлечений, чтобы бежать от страшных мыслей. Если человек только останется наедине с самим собой, из глубины души тут же начнут подниматься страх, досада, мысли о собственной немощи, страх о грядущих войнах. По мысли Блез Паскаля, человек должен мужественно встретить свою скуку, тогда он сможет найти лекарство против нее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...