Связь со Христом. На основе идеи формируется образ жизни. На основании образа жизни формируется состояние, которое берется в вечность
Связь со Христом В чем же заключается это лекарство? Когда человек обретает связь со Христом, он становится перед необходимостью воспитания в себе большого количества навыков. Он понимает, что если хочет сохранить связь со Христом, он не может ругаться с ближними, гневаться на них и обманывать. Можно представить, с какими сложностями столкнётся человек, желая поступать по совести в сложном современном мире. Ему нужно обрести мудрость, научиться общаться с людьми, у которых разные характеры, разные цели и мотивы. И при этом ему необходимо содержать свою семью, выполнять рабочие обязанности и реализовать творческое призвание. Его жажда сохранить связь со Христом непрестанно его обучает. Если, например, он прогневался и решил вычеркнуть ближнего из своей жизни, он ощущает, что через этот акт жестокости ослабела и его связь со Христом. Эта связь живая, и она реально существует. Люди, утверждающие, что ее придумали философы, просто никогда не ощущали этой связи. Все рано что глухой, который будет воспринимать рассказы о прекрасной музыке, как выдумки богатых для порабощения бедных. Или слепой, который подозревает, что вы стараетесь его обокрасть, рассказывая о Солнце. (Эта мысль заимствована из книги «Поющее сердце», которую написал Иван Ильин – русский мыслитель, который, кстати, эмигрировал во Францию. В главе «О духовной слепоте» он ставит такой вопрос: «Что мог бы сказать слепорожденный о красках дивной картины или прелестного цветка? Ничего… И вдруг кто-нибудь сделал бы отсюда заключение, что этой картины совсем не существует или что этот цветок есть наша галлюцинация… Кто поверит глухонемому, если он объявит, что никакой музыки нет, что все это «выдумки лицемеров»?.. Человек, лишенный духовного ока и слуха, не имеет никакого основания и никакого права говорить о духовных предметах. Человек с заглохшим сердцем или мертвым чувствилищем не знает ничего о любви, как же он может воспринять Божию любовь? »)
Человека, который стремится во всех обстоятельствах сохранить связь со Христом, можно уподобить бойцу. Чтобы остаться на ногах в поединке, он должен развить мышцы, пластику, скорость, умение передвигаться. Он должен быть готов противостоять тактике противника, который обладает разными стилями, владеет разными видами оружия. Человек, который хочет в чистоте сохранить свою совесть, вынужден постоянно думать и развиваться, чтобы не убежать от окружающего зла, а подняться над ним. Личность такого человека преображается, и преображается пространство вокруг него. В этом пространстве становится возможным упорядоченность, любовь и доверие. Опыт изучение узников концентрационных лагерей показывает, что люди имеющие живую веру, могли не только противостоять испытаниям, но и поддерживать окружающих людей. Можно привести такие имена Ефросиния Керсновская (ее книга «Сколько стоит человек»), Алексей Арцыбушев (его книга «Милосердия двери»). Можно привести, и многие другие имена мирян, русских священников и духовников. На основе идеи формируется образ жизни Примеры концентрационных лагерей показывают разницу в мировоззрениях. Нассим Талеб в своей книге «Рискуя собственной шкурой» советует: когда вы размышляете о разных религиях, не разбирайте какие-то мелочи, а посмотрите, как выживали люди, опиравшиеся на эти религии («рассматривая верования … не смотрите на то, как они конкурировали с другими; смотрите на выживание популяций, которые данные верования исповедуют»). Западный мир знает книгу «Сказать жизни Да». Виктора Франка. При всем уважении к нему и другим узникам, он находился в лагере четыре года, а упомянутые миряне – гораздо дольше. У Франкла была заметна регрессия, появились безразличие и апатия (см. главу о апатии). Огромное количество православных христиан пробыло в концентрационных лагерях более десяти лет, страдая за свою веру в годы атеистических гонений. Покидая лагеря, они возвращались к сознательной жизни, в которой была возможна любовь и доброта.
И здесь вы сами уже можете сформулировать, в чем отличаются различные религии. На основании образа жизни формируется состояние, которое берется в вечность На основании мировоззрения человек выстраивает тот образ жизни, который формирует в нем внутреннее состояние, с которым он переходит в вечность. Здесь можно рассмотреть не только христианские деноминации, но и восточные религии. Основной постулат буддизма состоит в уходе от страдания. Буддист пытается преодолеть страдание через снижение порога сознания, через его оглушение. Когда мы рассмотрели вопрос о внутреннем состоянии, с которым мы переходим в вечность, мы можем разобраться в тысячах страницах написанного текста, с помощью которых каждая религия пытается описать свое преимущество. Как бы буддистская проповедь не наполняла свои слова ссылками на любовь и человеческие взаимоотношения, исходя из приведенных мыслей, мы видим, в чем заключается на самом деле суть вопроса. На востоке нет понятия греха и представления о том, что изначально благой мир исказился и в него вошло страдание. Нет представления о том, что преодолевая грех, человек освобождается от страдания. Преображение собственной личности через жизнь в Боге – это выход наверх. Второй путь – это оглушение сознания через психотехники, антидепрессанты и распыление создания. Чтобы избавить человека от страданий, буддизм пытается убедить его, что он сам и окружающий мир не существуют. Соответственно, если я буддист, а вы меня обидели, то ваши действия мне безразличны. Вы не существуете, так же как и я. Другой вопрос, что человеку, имеющему такое мировоззрение, надо как-то жить в мире реальных людей. Человек выстраивает себе изначально некую удобную модель, но, реализуя ее в реальном мире, сталкивается с определенными препятствиями, для объяснения которых он вынужден создавать интеллектуальные надстройки второго уровня. Эти надстройки вступают в противоречие с основным фундаментом учения.
Например, чтобы общество могло существовать, буддизм говорит о необходимости проявлять метту в отношении ближних. Метта – это некий аналог любви, но не христианская любовь. Здесь речь идет об интеллектуальной конструкции второго уровня, которая вступает в противоречие с базовым утверждением, что ты и окружающий мир не существуют. Разбирая какую-то религию, мы должны понимать, что является базовым утверждением, а что является дополнительными интеллектуальными надстройками, которые призваны закрыть бреши в логических не состыковках. Я не хочу заниматься навязчивой проповедью, поэтому я не буду разбирать пункты католического учения, предоставляя вам это сделать самим. Вы можете поставить себе вопрос, дает ли погружение в ткань католической жизни вам возможность сформировать внутреннее состояние, в котором еще на земле вы будете испытать внутренний мир. Если внутреннего мира нет, то поставьте перед собой вопрос о вашем дальнейшем существовании в вечности. Один православный святой говорил, что понять свою вечную участь можно, просто проведя три дня в темной комнате[2]. Вспомните про эксперимент с детьми. Вы увидите, как вас начнут рвать на части ваши внутренние страсти. И мы также знаем, что православных подвижников в годы атеистических гонений на долгое время закрывали в карцерах, но они не испытывали страха, потому что их жизнь была глубока укоренена в Боге. И на основании их мировоззрения и образа жизни у них появились навыки, формирующие их личность. Например, если к тебе обратились со злом, и ты отвечаешь ненавистью, то ты разрушаешься. Ты не должен ненавидеть надзирателя. Речь не идет о согласии с тоталитарной системой. Они понимали, что ненависть сожрет тебя и лишит тебя связи со Христом. Через призму этой мысли вы можете посмотреть на действия многих проповедников, которые, оправдывая себя религиозной идеей, убивали иноверцев, заключали их в темницы и пытали, желая склонить к согласию. Приведенные мысли о доминанте и фильме «Семь», помогут понять, что, как бы эти проповедники не оправдывали свои действия, их идеи были просто бредовой системой, которая работала в сознании, чтобы сшить раскол, устранить раздвоение между их реальными поступками и Священным Писанием.
Люди, которые, сидя в карцере, могли несколько суток провести без страха, были укрепляемы Святым Духом. Когда Святой Дух осеняет человека, его покидают страсти, его ум становится настолько насыщен полнотой жизни, что перестает обращаться к страстям, к раздражительности, жажде сиюминутных удовольствий. Такой человек может испытывать блаженство даже по среди земных страданий. Господь в Евангелии сказал: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Речь идет не о том, что ты один раз помог кому-то и стал милостив. Помочь можно и из корыстных мотивов. Важно совершать дела милосердия множество раз и из чистых побуждений, тогда милосердие становится твоей второй натурой, твоей реакцией на происходящее. Что такое страсти и добродетели? В каком-то смысле можно сказать, что это – типы наших реакций, способ нашего реагирования на мир. Раздражительного человека помести в пятизвездочный отель, и он найдет, чем там быть недовольным. Помести благодарного человека в лачугу – он сможет сохранить радость и там. Когда добродетель становится качеством нашей личности, мы начинает испытывать внутреннее блаженство. Если нет соединения с благодатью Святого Духа – слова остаются лишь словами И наше психофизическая организация, наши умственные настройки, телесные навыки, жизненные цели и мотивы в своей совокупности начинают напоминать подсолнух, который вращается, стремясь сохранить контакт с солнцем. Такой человек находится в состоянии готовности воспринять благодать Святого Духа в своем сердце. Если наше психофизическая организация не настроена как подсолнух на соединение с Богом, то мы можем испытывать прикосновение Святого Духа к сердцу лишь временами, например, в моменты смирения и помощи ближнему, но после единичного дела мы возвращаемся в привычный ритм жизни, и наш подсолнух разворачивается в другую сторону. Мы уже не ощущаем контакта с солнцем. Задача состоит в том, чтобы весь строй своей жизни выстроить в едином ритме. Это тоже один из принципов доминанты. Когда в сознании загорается доминанта, она организует все стороны жизни человека в едином ритме жизни. Как гитарист, играющий песни публике, должен перебирать струны, следить за нотами, петь, снимать реакцию залу. Его желание петь людям включает в единую работу огромное количество систем мозга и навыков, которые занимаются обеспечением его активности в физическом мире.
Также и подлинная религиозная жизнь не должна ограничиваться лишь одними словами о пении, она должна давать основу для организации реального пения в реальной жизни. И вы можете вспомнить слова проповедников, доказывающих справедливость своей религии. Но могут ли они дать реальную основу, которая поможет сформировать образ жизни и направит подсолнух к солнцу? Если этот процесс становится невозможным, то слова остаются просто словами. И вы без труда сможете применить эту мысль к тому, что вы знаете о католическом мире. Некоторые религии могут давать человеку представления о каких-то процессах. У многих народов есть понимание, что представляет собой милосердие. И человек, совершавший дела милосердия, сможет по временам ощутить некое утешения, но если его вера не основана на истине, то его переживание будет единичным, и он не сможет организовать всю свою жизнь, чтобы направить свой подсолнух к солнцу. Если человек не сможет стяжать Святого Духа в этой жизни, то после смерти он будет открыт падшим духам. Благодать Святого Духа защищает нас словно экраном от мира падших духов еще при жизни. Их существование можно доказать даже на основании книг современных психиатров-атеистов. Но сейчас это не является темой нашего разговора. В лекциях «Зазеркалье» приводилось много информации в подтверждение этой мысли. Об одном известном мастере дзен-буддизма, говорилось, что он достиг высот своего учения, и его ничего не могло смутить. Он познал иллюзорность этого мира. Но когда он умирал, за несколько секунд до смерти он широко раскрыл глаза и спросил: «Что это? » В тибетской «Книге мёртвых» упоминается, что душа (которой, кстати, в буддизме быть «не должно»; чтобы обосновать возможность прекращения страдания, рождаемого с точки зрения Востока, в том числе, и вследствие бесконечной циркуляции в цепи перевоплощений[3], буддизм пытается обосновать тезис, что души нет (анатмавада), есть лишь имя-образ (напамрупа), который может быть разрушен, разложен до элементов не могущих вступить в новый цикл перерождения, но в то же время у буддизма не получается последовательно и до конца отрицать наличие души), выходя из тела, встречается со страшными приведениями. Тибетская «Книга мёртвых» утверждает, что это всего лишь плод нашего воображения. Но что, если человек, поверивший, что эти чудища являются воображением, при контакте с ними поймет, что они реальны? Но, так как он не готовился к встрече с ними в реальной жизни, в момент встречи он ничего не сможет уже сделать. Наше мировоззрение может поставить нас перед лицом роковой ошибки. Человек может сколько угодно думать о справедливости своего мировоззрения, но реальность есть реальность. Подвести итог можно словами патриарха Сергия, с упоминания книги которого начат был разговор: Лучшей проверкой любого учения является сопоставление учения с реальной жизнью, – чему оно соответствует в реальной жизни? P. S.: Напоследок, чтобы разрядить обстановку и снять накопившееся напряжение (разговор в течении длительного времени шел в высоком темпе, так как время «поджимало»), а заодно, чтобы прокомментировать последние мысли примерами предельно понятными, было рассказано два анекдота. И все усталые, но счастливые разошлись по домам)) Первый (то, что человек почитает только лишь за видение, может оказаться реальностью, способной причинить серьезные неприятности): Мужчина ночью идет по кладбищу и вдруг видит, как мелькнуло что-то желтое. В страхе он спросил: Ты кто? Я – желтое уродище, – ответило видение. Идет мужчина дальше и видит, как мелькнуло что-то красное. Ты кто? – спросил он. Я – красное уродище, – ответило видение. Идет мужчина дальше и вдруг видит, как мелькнуло что-то синее. Я знаю, я знаю! – закричал мужчина. Ты – синее уродище! Гражданин, – раздался голос, обращенный к мужчине, – пройдемте, пожалуйста, в отделение (в те годы, в которые этот анекдот имел хождение, полиция называлась милицией, и милиционеры были одеты в синюю, а не в черную форму). Второй (человек может как угодно трактовать реальность и последствия своих поступков, но реальность может развиваться по своим, отличным от трактовок, законам и кардинально отличаться от всего того, что надумал человек): Два пьющих мужчины говорят друг с другом и один другого спрашивает: Что ты делаешь, когда тебя жена не пускает домой? Я, – говорит второй, – раздеваюсь возле входной двери, беру одежду в руки, нажимаю на звонок и, когда дверь откроется, бросаю одежду в щель. Жена, увидев, что это я, захлопывает дверь. Но не оставит же она меня раздетым на пороге? (Здесь француженки рассмеялись, и сказали, что данная стратегия актуальна для России, во Франции же – тепло, и жена не будет бояться, что раздетый муж замерзнет на пороге). Через некоторое время мужчины встречаются и один другому говорит: Что ты наделал? Какой совет ты мне дал?! А что такое? – спрашивает тот, кто дал совет. Я разделся, – говорит другой, – взял одежду в руки, нажал на звонок и, когда дверь открылась бросил одежду. Дверь закрылась, и я услышал: Осторожно, двери закрываются, следующая станция – Звездная! (То есть мужчина представлял, что реализует безошибочную стратегию попадания домой, а не деле он, находясь в состоянии опьянения, не разобрался, что попал в метро. Оказавшись раздетым на станции метро, да еще в состоянии опьянения, он имеет все шансы попасть в отделение полиции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|