Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Священник Сергий Кобзарь и его книга «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом»




Священник Сергий Кобзарь и его книга «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом»

В этой книге действительно есть ответы на многие вопросы. Отец Сергий был «думающим» протестантом. Однажды перед ним встал ряд вопросов, ища ответы на которые, он пришел к пониманию, что в протестантизме их не найти. Как бывший протестант бывший «в курсе» всех претензий, которые протестанты ставят «в пику» православным, он, с одной стороны, дает ответы на эти претензии. И с другой стороны, как опытно и глубоко изучивший суть учения протестантизма, ставит вопросы, которые у него возникают к этому учению.

Питер Гиллквист и его книга «Возвращение домой»

Питер Гиллкивист – протестант, перешедший в Православие. О переходе в Православие крупной общины протестантов, к которой он принадлежал, он и написал свою книгу «Возвращение домой».

Члены общины, с которой он был связан, столкнулись с вопросами, на которые их совесть побудила искать ответы. Ответы они решили искать в истории. Чтобы понять, как им жить по-христиански, они решили понять, как жили первые христиане. «Я, – сказал один из них, – до тошноты устал гоняться за каждым новым веянием духовной жизни, которое проносится по городу. Что я хочу знать – это то, во что Церковь верила с самого начала, и во что она не верила»[5]?

 

Среди членов общины были люди, имевшие образование настолько высокого уровня, что могли себе позволить изучать историческую действительность по первоисточникам (то есть, в том числе, речь идет о изучении источников не по переводным текстам, а на языке оригинального текста). Но не только изучение исторической действительности являлось целью членов общины. Они добывали знание, чтобы в соответствии с ним привести и свою жизнь, так как приняли на себя «обязательство измениться в соответствии с обнаруженной истиной».

«Если то, что мы обнаружили в ходе изучения Церкви, – писал сам Питер Гиллквист, – разделялось и практиковалось всеми христианами повсеместно, и если это отличалось от того, во что мы верим и применяем на практике, мы должны покориться. Мы устали от нововведений; мы стремились к полноте Истины».

Члены общины, изучая исторические источники, выяснили сперва, какой была первохристианская Церковь. Затем они попытались основать свою жизнь на открытых в ходе исторического исследования принципах. Со временем, уяснив, что этим принципам соответствует жизнь в православии, группа лютеран, пятидесятников, баптистов, независимых и представителей прочих конфессий перешла в православие.

Диакон Джон Уайтфорд и его книжечка (небольшая по объему, но емкая по смыслу) «Только одно Писание? »

Как явствует из названия, исследование о. Джона Уайтфорда – бывшего протестанта имеет своей целью выяснить следующий вопрос: действительно ли верен протестантский принцип опоры исключительно лишь на текст Священного Писания? И о. Джон показывает, что на пути реализации этого принципа протестантизма возникают определенные трудности и узкие (точнее – непроходимые) места.

Павел де Баллестер, епископ Назианский и его книга «Мое обращение к Православию»

Епископ Павел в прошлом – католический монах, занимавшийся учеными трудами в одном из францисканских монастырей, расположенных в Испании. Изучая исторические документы, он пришел к ряду вопросов, на которые не смог найти ответа у представителей католицизма. Выяснив для себя первую часть вопроса – «чему быть не до`лжно» – он вышел из католицизма, и когда сформулировал для себя вторую часть вопроса – «чему быть до`лжно» – вошел в православие.

 

Клаус Кеннет и его книга «2 000 000 километров до любви. Одиссея грешника»


(в зарубежном издании название романа несколько иное – «Born to hate, reborn to love. A spiritual odyssey from head to heart»)

Клаус в детстве получал образование в католическом учебном заведении, но впоследствии разорвал свои отношения с католичеством, в частности, и с христианством, вообще. Путешествую по миру географическому он пытался найти мир внутренний (покой своему сердцу). Он пробовал себя в исламе, в индуизме, буддизме, колдовских и манипулятивных техниках. Не найти искомого в результате движения по указанным направлениям и пережив ощущение краха, он вышел из состояния отчаяние через познание Христа (речь идет о личном опыте, а не изучении абстрактных схем).

Клаус познакомился с христианами Европы, представителями различных протестантских общин, и стал жить в русле предлагаемого ими учения. Но через некоторое время он осознал, что с момента прихода к Христу он не так уж вырос духовно.

В результате общения с представителями разных конфессий он, по собственному признанию, многое почерпнул у них, но этого было недостаточно для настоящего углубления веры и постоянного движения вперед. Он прочитал Библию от корки до корки, но чтение породило лишь новые вопросы, а ответов не появлялось.

В разных конфессиях он находил лишь элементы учения Христова, но обрести его в целостном виде нигде не мог. Каждое направление по-своему интерпретировало библейский текст и настаивало на своем толковании. Для одних самое важное – Крещение, для других – распространение благой вести. Третьи концентрировались на втором пришествии Христа, четвертые считали, что спастись можно только, приобщившись к католичеству. Для пятых единственным и ключевым актом веры было крещение Духом Святым. Каждый предлагал свой путь. «По мне, – писал он, – так у всех у них очень многое шло от головы, и поступки слишком часто были продиктованы амбициями, а не велением сердца. И в один прекрасный день мне пришла простая мысль: почему бы мне не помолиться и не спросить совета у Бога? Может, Он подскажет, на чем мне остановиться и какое место, по Его мнению, будет самым лучшим для меня? »[6]

В своей книге Клаус кратко и, исходя из личного опыта, дает зарисовки различных религиозных систем и отмечает, почему он не смог остаться ни в о в одной из них[7]. Знакомство со старцем Софронием (Сахаровым) – учеником преподобного Силуана Афонского открыло перед ним дверь в православие. И Клаус описывает, почему именно он вошел в эту дверь[8] и захотел идти дальше по открывшемуся перед ним пути.

P. S.: Комментарий переводчицы о важности умения самостоятельно мыслить

Как важно, когда мы говорим о вере, уметь связывать явления в стройную систему. Как важно иметь мировоззренческую базу, понимать причинно-следственные связи, хоть немного овладеть культурой мышления.

Мышления, призванного не только ограничено видеть отдельные факты, но и вплетать их в единый сюжет. Мышления, способного увидеть несовпадения сущности предметов и явлений, доступное восприятие которых, казалось бы, схоже. А также, – способного увидеть ограниченность и неверность этого восприятия, оторванного от целостности картины и истории конкретного человека, народа или религии. Только сложив расчлененные части в осознанный образ, можно вскрыть природу, причины, значение.

Формирование подобного целостного мышления так необходимо. Передать его молодым, еще неокрепшим умам, у которых отсутствует зона прошлого опыта. Как важно освоить навык переходить от общего к частному, смотреть шире, мыслить глубже. Уметь рассматривать явления, в том числе и навязанные образами современного мира, в континууме. Не останавливаться на ценностях, отлитых в золотые монеты, сыплющиеся в карманы доверчивых зрителей с экранов телефонов и ноутбуков, из фильмов и телепередач. Заметить несоответствие, подмену, фальшь.

Такое мышление необходимо для уверенной ориентации в мире противоречивых явлений. Оно вплетется в жизнь и выдержит непрерывное испытание практикой. Мышление как активная познавательная деятельность в созидании своей реальности на более прочных основах.

Умение видеть масштабно и, восходя ступень за ступенью, прийти к познанию сложного. Понимать, почему стоит делать выбор в пользу одних ценностей и отвергать другие. Выбор, который на перекрестке двух дорог поведёт разными путями. Не зря этот образ так часто используется в сказках. Умение анализировать, сравнивать, синтезировать. Формировать понятия, суждения, умозаключения. Искать «концентрированные сгустки смысла», «узлы единства», живое воплощение ценностей в людях, не только прошлого, но и – современности.

Мышления, которое стало бы системой оценок сложных событий и ситуаций. Системой средств для выстраивания своих реакции, действий и поведения в целом. Своей позиции, деятельности и, наконец, жизненного смысла. От малого – к самому важному.

Не всегда даже верующий человек обладает таким мышление. А многие заперты в отсеке решения насущных задач. В отрыве от главного вектора движения.

Младенцу же, который бегло нажимает кнопки на планшете и со скоростями света осваивает пласты информации, недоступные и взрослому, главное – успеть преподать культуру мысли.

[1] Доклад иерея Алексея Елисеева: ответственного тюремного служения по Северному церковному округу Екатеринбургской епархии 26 января на секции «Тюремного служения» в рамках IXX Международных Рождественских образовательных чтений. Тема секции: «Роль Церкви и государства в привлечении внимания к тюремной проблематике и мобилизация общества в подготовке священнослужителей и волонтеров для тюремного служения в целях исправления и преображения личности». URL: anastasia-uz. ru/…/a-eliseev. khristianskoe_prosveshhenie_kak_uslovie…

[2] «Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам. Пусть кто-нибудь из вас придёт, и я затворю его в тёмную келлию, и пускай он хотя только три дня не ест, не пьёт, не спит, ни с кем не беседует, не поёт псалмов, не молится и не вспоминает о Боге; и тогда он узнает, что будут в нём делать страсти. Однако он ещё здесь находится: во сколько же более, по выходе души из тела, когда она предается страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная? По здешним скорбям вы можете несколько понять, какова тамошняя скорбь. Ибо когда у кого-нибудь сделается горячка, то что воспаляет его? Какой огонь или какое вещество производит сие желание? Если же кто-нибудь имеет тело жёлчное и худосочное, то не самое ли сие худосочие воспаляет его, всегда беспокоит и делает жизнь его прискорбною? Так и страстная душа всегда мучится, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют её» [см. поучение двенадцатое из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения»].

[3] См. например, главы «Языческая философия бытия» и «Тенденция безрелигиозности» из книги Л. А. Тихомирова «Религиозно-Философские основы Истории».

[4] См. главу 17 из книги Антуана Де Сент Экзюпери «Цитадель».

[5] См. главу «На пути к совершенной Церкви».

[6] Клаус Кеннет. «2 000 000 километров до любви. Одиссея грешника» (в зарубежном издании название романа несколько иное – «Born to hate, reborn to love. A spiritual odyssey from head to heart»). Перевод с англ. Ирины Крейниковой. М.: Никея, 2019. С. 283, 284.

[7] О католичестве: С. 274, 279; о протестантизме: С. 300, 305; о индуизме, буддизме: С. 313–315, 85, 89–101.

[8] С. 288.

Тип: Соловецкий листок

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...