Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько слов о приобщении Благодати Святого Духа




Раздел 2

 

Несколько слов о приобщении Благодати Святого Духа

Для приобщения благодати Святого Духа Господь даровал людям таинства. Таинства представляют собой видимый глазами обряд, во время совершения которого человеку подаётся невидимо благодать Святого Духа. Таинства пришли к нам от апостолов и учеников. Последующее поколение христиан могли как угодно размышлять на тему вопроса, нужны таинства или нет, можно ли эти таинства сокращать и модифицировать, но либо в таинствах подаётся благодать Святого Духа, либо не подаётся. Необходимо учесть, что богословие – глубоко практическая отрасль знания древности. Говорили, что ты хорошо молишься, если ты богослов, и ты богослов – если ты хорошо молишься. Иными словами, богословие должно описывать путь соединения с Богом, путь приобщения благодати Святого Духа. И участие в таинствах на этом пути играло определённую роль. Если богослов отклонялся от практических целей приобщения благодати Святого Духа и начинал только размышлять о природе религии или таинствах, то он сталкивался с риском утраты практического пути. Богословие могло вырождаться в некоторые схемы, модели, которые на бумаге имели вид логичности, но в реальной жизни не помогали человеку приобщится благодати Святого Духа. На бумаге люди могли, например, обосновать ненужность участия в таинствах или возможность их сокращения, модификации, деформации, но в реальной жизни человек, который следовал такого рода идеям, лишался возможности приобщения благодати Святого Духа. Отсюда становится понятным и разница между богословскими системами православия, протестантизма, католицизма. А также разница между какими-то богословскими системами в рамках других конфессий.

Протестантские авторы могут сколько угодно размышлять, доказывать свои модели и утверждать, что Евхаристия является только неким символом, воспоминанием о тайно вечери, но если протестантизм утрачивает таинство Евхаристии, следуя определенным интеллектуальным схемам, то рядовой протестант утрачивает возможность приобщение благодати Святого Духа. Одна женщина, которая перешла в православие из общества адвентистов, рассказывала, что члены сообщества собирались и, вспоминая о Тайной Вечери, пили морс. Когда она перешла в православие и стала участвовать в таинствах причащения, она начала реально чувствовать приобщение благодати Святого Духа. Когда священник спросил, чувствовала ли она что-то подобное в протестантской общине, она ответила: «Я никого подобного не чувствовала, я просто пила клюквенный морс». Далее.

Когда мы говорим о разнице между богословскими системами католицизма, православия и протестантизма, необходимо помнить основную мысль митрополита Сергия (Страгородского) из его книги «Православное учение о спасении». Разницу между богословскими системами он видел в отличии между типами жизненного устройства. Западный мир развивался на основе себялюбия, и люди, воспитанные на римском праве, были уже предрасположены к составлению брачных контрактов. Если они создают какие-либо бизнес модели, то они были уже жестко формализованы и модифицированы. Когда речь заходит о формализации богословских систем, о создании неких замкнутых, логически выверенных, но оторванных от жизни моделей, нужно понимать, что данная тенденция касается не только богословия. Если мы берём западный мир, мы видим и некоторые психологические концепции, которые имеют вид логической состоятельности на бумаге, но которые – абсолютно оторваны от реалий духовной жизни.

Человек, обладающий определенными доминантами, выстраивает соответствующий тип мышления, на основе которого он создает свою семейную жизнь, ведет научную деятельность и религиозную жизнь. И отсюда рождается особый тип католического богословия, которое напоминает школьные схемы, где все должно быть сведено к определенным постулатам. Этот принцип замены реальной жизни схемой мы наблюдаем везде, во всех сферах жизнедеятельности человека. В эпоху реформации, т. е. в эпоху появления протестантизмам, люди восстали против жёсткой схематизации религиозной жизни. Формально реформация появилась как ответ на учение римско-католической церкви об индульгенции. Учение о индульгенции предполагало возможность прощения грехов вследствие уплаты членами католической церкви определённого взноса.

Как было сказано выше, человек, воспитанный на основах римско-католического права, и религиозную жизнь начинает воспоминать как акт купли-продажи и как товарно-денежные отношения с Богом. Соответственно, грех тут понимается как некоторая провинность, которая может быть искуплена через внесение определённого пенни в какую-то кассу.

Как справедливо заметил патриарх Сергий, в подобных моделях почему-то не учитывается один важный пункт: почему Бог должен принимать эти жертвы? Он ведь не обязан идти на поводу у человеческих схем. Патриарх пишет, что прощение греха в православной традиции предполагает нравственный переворот в душе, вследствие которого человек как бы разрывает связь с своим греховным прошлым.

Вследствие греха личности человека искажается, и человек становится неспособным воспринимать Божественную благодать. Вследствие же нравственного переворота преграда, отделяющая человека от Бога, истончается, и человек вновь способен воспринимать Божественную благодать (см. подробнее главу «Что такое прощение: «списание долгов со счета» или «нравственный переворот в душе»? » из книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни»).

В православной традиции, которая в первую очередь основана на практическом понимании жизни, грех воспринимается как то, что отрывает тебя от Бога. Слово “грех” с греческого означает “мимо цели“. Греховным является то действие, которое идёт в разрез с какими-то фундаментальными законами мироздания. Один и тот же поступок, совершенный разными людьми, может быть как греховным, так и и не греховным. Все дело в мотиве. Какова была его цель? Например, один человек не дал другому требуемой суммы из-за жадности и согрешил. Другой, отказывая в деньга из-за боязни, что ближний купит алкоголь или наркотики и повредит себе, не согрешает.

Грех воспринимается как некая рана наносимая самому себе. Грех отлучает человека от Бога и пресекает доступ к приобщению благодати Святого Духа. Соответственно, грех не может быть отстранён через какое-то даяние. Нужна активная жизнь, противоположная совершенному греху. Так преподобные Иоанн Лествичник определяет покаяние: Покаяние – это жизнь, противоположная греху. Совершая поступки, противоположные греху, мы изглаживаем из своей внутренней жизни рану, полученную в следствии совершения того или иного поступка. Например, человек, который был жесток и не милосерден, покаявшись, должен воспитать в себе щедрость и готовность помогать. Человек, который испытывает внутреннюю боль, вспоминая, что в период своей греховной жизни разорвал отношения со значимыми родственниками, должен не только принести покаяние, но и восстановить утраченные связи, постараться изменить вектор отношений с ними на основании любви и доверия. Таким образом, грех будет устранен из жизни человека. Устраняя из своей жизни грех через формирование добродетели, человек формирует в себе то внутреннее состояние, с которым он перейдет в жизнь вечную.

С помощью определенных богословских умозаключений и тонкой системы подмен выдергивания цитат из Священного Писания на бумаге можно создать схему-модель, которая бы обосновывала отсутствие необходимости человеку менять собственное поведение. Необходимо понимать, что человек, поверивший этой модели и отказавшийся от деятельного преодоления греха в своей жизни, не формирует то состояние, которое в итоге приведет его в земной жизни к внутреннему миру и, соответственно, в жизни вечной к вечному блаженству. Каждый человек делает свой выбор сам. В протестантизме общей тенденцией является удалением из религиозного мировоззрения всего, что мешает жить человеку по его страстям. Обосновывается идея возможности жить без поста, без молитвы, без деятельной добродетели. Утверждается, что человек уже спасен подвигом Христа. Как писал Сергий (Страгородский), чтобы понять смысл того или иного учения, стоит посмотреть, что соответствует этому религиозному учению в реальной жизни. А в реальной жизни католицизму и протестантизму соответствует невозможность объяснить, почему человеку нужна добродетельная жизнь. Если протестант уже спасается подвигом Христа, почему тогда ему нужно совершать добрые дела?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...