Стратегические альтернативы
1.1. Организационная санация ] -2- Экономическая и финансовая санация 1.3. Маркетинговая санация 1.4. Социальная санация Экономия издержек 2.2. Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде 2.3. Сохранение научно-технического и кадрового потенциала ТТДиверсификация 3.2.Интенсификация с учетом рыночных условий 3.3.Технико-экономическое развитие. 4. Интеграция
Каждая из базовых стратегий имеет множество альтернативных вариантов реализации. Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и в целом по каждому направлению целесообразно определить необходимые затраты и ожидаемый экономический эффект.
ВОПРОС 27 Выбор стратегии деятельности ОТВЕТ Стратегия экономической организации — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижений. Иными словами, устанавливать стратегию предприятия — значит, формировать общее направление его деятельности, ориентированное на будущее развитие. Стратегия должна исходить из поиска реальных возможностей действий предприятия. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на влияние объективных и субъективных элементов внешней и внутренней среды. Процесс стратегического планирования на предприятии может быть представлен в виде алгоритма, состоящего из последовательных этапов решения соответствующих проблем. Пер в ый эта п процесса стратегического планирования представляет собой стратегический анализ. Стратегический анализ предопределяет выбор возможных вариантов стратегии в зависимости от внешней и внутренней среды, т. е. учитывает важнейшие факторы, влияющие на экономику предприятия.
Диагностика внешней среды должна выявить стратегически важные тенденции развития в области экономики, техники, правового регулирования, экологии, политики. Диагностика внутренней среды предприятия должна проводиться с позиций маркетингового управления предприятием по функциям: производство, НИОКР, рабочая сила, менеджмент, финансы. Маркетинговая ориентация анализа является определяющей. Анализ внутренней среды по предлагаемым функциям ведется по своему предприятию и по предприятиям-конкурентам. Выявить и оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами, определить возможности и угрозы со стороны внешней среды предприятие может, используя метод SWOT-анализа (силы, слабости, возможности, угрозы — по начальным буквам идентичных английских слов) (табл. 4). На основе информации о внешней и внутренней среде предприятие выделяет то главное, на чем оно должно сосредоточить свое внимание. На второ м этапе проводится выделение стратегических областей деятельности — стратегических зон хозяйствования и при необходимости — организация стратегических центров хозяйствования.
Таблица 4. Матрица SWOT
Под стратегической зоной хозяйствования понимается определенный отраслевой рынок, на который выходит или хочет выйти предприятие (или его отдельные стратегические центры хозяйствования). Стратегический центр хозяйствования — это относительно независимое производственное подразделение (или филиал, или самостоятельное предприятие), ориентированное на одну или несколько стратегических зон хозяйствования и отвечающее за выработку стратегической позиции в данном направлении.
Следовательно, стратегические зоны и центры хозяйствования — это тот инструмент, который может дать картину будущего изменения организации, что очень важно для принятия эффективных стратегических решений. Таким образом, на данном этапе проводится выбор конкурентных позиций для стратегических зон хозяйствования, отслеживаются жизненные циклы спроса, технологии, товара. Выбор производится с помощью матрицы БКГ (Бостонской консультационной группы) с использованием эффекта синергизма. Эффект синергизма проявляется в стратегических преимуществах, которые возникают при объединении нескольких предприятий в более крупную организацию либо при объединении для достижения единых целей обособленных стратегических центров хозяйствования в рамках одного предприятия. На третьем этапе делается оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения уровня привлекательности, конкурентоспособности. На четвертом этапе на основе оценки стратегических зон хозяйствования производится выбор бизнеспортфеля. На пятом этап е представляется целесообразным перейти к технико-экономическому планированию, т. е. к планированию по функциям. Шестым этапом процесса стратегического планирования является разработка финансового плана предприятия, предусматривающего баланс расходов и поступлений, расчеты безубыточности, прогноз формирования и распределения прибыли. Эффективность финансовой политики определяется через модель денежных потоков. На седьмом этапе производится документирование ранее проведенных расчетов. Стратегический план предприятия оформляется в виде единого документа, содержание которого может быть достаточно произвольным.
Заключительным, вос ьмым, этапом я вляется контроль и/или корректировка плана. Это этап слежения за результатами и сравнения. Контролю подвергаются все этапы стратегического плана, и в зависимости от меняющейся обстановки стратегический план может быть скорректирован. На основе приведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии.
ВОПРОС 28 Функциональные стратегии ОТВЕТ Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Функциональная стратегия,; хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за | счет определения подходов, необходимых действий и практических I шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или j функциями бизнеса. Функциональную стратегию можно назвать рабочей стратегией. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следую- ; • стратегия маркетинга; • финансовая стратегия;, • стратегия инноваций; ; • стратегия производства; • стратегия организационных изменений и др. Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия. Стратегия маркетинга — это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Финансовая стратегия — представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем.
Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. г Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие производства. Стратегия организационного развития — это многоуровневая сис-1 тема преобразований, нацеленных на средне- и долгосрочную перспективу и предусматривающих изменение организационной структуры управления, методов работы, организационной культуры.
ВОПРОС 30 Виды планирования ОТВЕТ Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. По содержанию планов следует выделять: технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнесганщщвшиеи т. д/ Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как I фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, от-I носящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей [хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — / производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.). I По методам обоснования находят применение следующие системы | планирования: рыночное, индикативное и административное, или центрованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная сис тема планирования) Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции и номенклатуры выпуска. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса,"предложения и цен на! производимые товары и услуги. Индикативное планирование — это, по существу, государственное регулирование иен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. По времени действия планы бывают: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие.
По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное} объектами планирования в том или ином случае служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия. По стадиям разработки планирование бывает предварительное и окончательное! На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу закона. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей. По типам целей учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование обычно бывает краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, /необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного,выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы. В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным Уодних плановиков преобладает ориентация на прошлое(реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.
ВОПРОС 31 Прогнозирование работы предприятия ОТВЕТ Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени и ресурсам, выраженным в деньгах. Прогнозирование делится на две ветви — экономическое и научно-техническое, Задачами экономического прогнозирования являются: 1. предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие; 2. определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам; 3. оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др. Научно-технический прогноз определяет вероятное натуралыю-веодественное состояние прогнозируемого объекта. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) — основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов. Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различий. Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе: • анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения; • основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами; • наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции; • ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в них на рынках; • ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену; • мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции; • потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда; • выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения; • оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач. Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т. е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования. В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска. Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему. В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т. е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия. По срокам прогнозы делятся на четыре группы; 1)оперативные — со сроком до З-б месяцев от начала отсчета прогноза; 2)краткосрочные — до 1 года; 3)среднесрочные — до 2-3 лет; 4) долгосрочные - на период до 10-20 лет и более Как правило, чем длительнее период, на который составляется прогноз, тем значительнее в будущем может быть отклонение фактическихданных от прогнозируемых.
ВОПРОС 32 Разработка и выполнение производственной программы ОТВЕТ Производственная программа представляет план производства и реализации продукции. Разработка производственной программы начинается с определения номенклатуры изделий. Номенклатура характеризует укрупненные виды изделий. Хозяйствующий субъект на данном этапе прогнозирует производство видов продукта: производственно-технического назначения, товары для населения, специализированная продукция и др. Ассортимент — разновидность этой продукции. От объемов производственной программы, ее структуры зависят эффективность и конкурентоспособность всего предприятия, так как производственная программа составляет основу хозяйственной деятельности субъекта с любой хозяйственно-правовой структурой. При формировании производственной программы целесообразно соблюдать следующие этапы: 1) изучение экономической конъюнктуры рынка; 2) определение объемов структуры программы; 3) расчет производственных мощностей; 4) расчет численности работающих; 5) расчет материальных ресурсов; 6) определение потребности в топливно-энергетических ресурсах; 7) планирование вспомогательного производства; 8) организация экономической службы (контроль и анализ). Структура производственной программы позволяет предприятию определить количество необходимых экономических ресурсов, зарезервировать мощности, придать производству планомерный характер. При этом используется ряд показателей производственной программы: • натуральные — объем выпуска изделий в натуральном измерении — метрах, тоннах, штуках; • стоимостные — измерение объемов производства и продаж групп номенклатуры в денежных единицах; • трудовые — трудоемкость единицы продукции и производственной программы в нормо-часах, человеко-часах, станко-часах.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле: где Т — объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год); Pип, Pkii — стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец того же периода соответственно. Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего по трем направлениям; • наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций; • наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками-предприятиями или посредническими организациями; • наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости — договоров со сторонними организациями по выполнению отдельных работ и услуг.
ВОПРОС 33 Производственные мощности предприятия ОТВЕТ Максимально возможный (при прочих равных условиях) выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортимента называется производственной мощностью. В отдельных видах бизнеса вместо понятия «производственная мощность» используют понятия «производственная возможность» или «пропускная способность». Например, характеризуя производственную мощность магазина или кафе, говорят о производственной возможности или пропускной способности магазина (максимальное количество клиентов, которое может быть обслужено за определенный период, и т. д.). В данном случае пропускная способность, производственная возможность и производственная мощность тождественны по значению. Как правило, производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции и измеряется в натуральном выражении или в условных единицах измерения. Но в многономенклатурных производствах (машиностроение, швейное, трикотажное и др.) производят укрупнение номенклатуры путем объединения разных наименований изделий в группы по конструктивно-технологическому подобию и приведения каждой группы к одному базовому изделию, так называемому изделию-представителю. Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности: • по агрегатам и группам технологического оборудования; • по производственным участкам; • по основным цехам и предприятию в целом. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т. е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: • состав и количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т. д.; • технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.; • степень прогрессивности техники и технологии производства; • фонд времени работы оборудования; • уровень организации производства и труда; • производственная площадь предприятия Производственную мощность ведущего производства можно определить по формуле: Где М - производственная мощность ведущего цеха, участка в принятых единицах измерения; Фmax – максимально возможный фонд времени работы ведущего оборудования, ч.; Мт – прогрессивная норма трудоемкости обработки продукции на ведущем оборудовании, ч. Следует отметить, что при расчете производственной мощности не принимаются во внимание простой оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или организационными причинами. Производственная мощность делится на проектную, входную, выходную, среднегодовую. Проектная производственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции н расширения предприятия. Входная производственная мощность -— это мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода. Выходная производственная мощность – это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за этот же период. Среднегодовая производственная мощность служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле:
где М(. — среднегодовая мощность предприятия; М|( — мощность на начало года (входная); Мн — мощность, вводимая в течение года; М^ — мощность, выбывающая в течение года; т1 и т2 — количество полных месяцев до конца года с момента ввода и выбытия мощностей соответственно. Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основным из них является коэффициент использования производственной мощности (К): кц= v/mv где V — количество фактически произведенной продукции за год в натуральных или стоимостных единицах измерения; М( — среднегодовая производственная мощность в тех же единицах измерения. Другой показатель — коэффициент загрузки оборудования — определяется как отношение фактически используемого фонда времени (в станко-часах) всего оборудования к располагаемому фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование. Прирост мощностей может осуществляться за счет внедрения мероприятий по ликвидации или расшивке «узких мест», а именно: повышения производительности за счет модернизации оборудования, увеличения сменности работы оборудования, ввода нового оборудования и т. д.
ВОПРОС 34 Понятие и показатели качества продукции ОТВЕТ Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79). В соответствии с определением показатели качества должны описывать совокупность свойств либо степень удовлетворения потребностей в соответствии с назначением, что является следствием совокупности свойств. Среди этой совокупности различают функциональные и органолептические свойства. Органолептические свойства определяются с помощью органов чувств человека. Эта группа свойств очень характерна для потребительских товаров, работ и услуг. Функциональные свойства чаще всего можно измерить в более точных и объективных показателях. Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т. д. Система показателей включает в себя: 1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. 2. Показатели надежности (т. е. безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия). Определение надежности тесно связано с понятиями «работоспособность» и «отказ». Работоспособное состояние — то, при котором продукция способна выполнять заданные функции или сохранять значения параметров в заданных пределах. Отказ — нарушение работоспособности продукции. 3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. 4. Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чаще всего чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, и это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя. 5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, а также комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств продукции, проявляющихся при ее использовании. Это могут быть усилия, необходимые для управления механизмом; освещенность; шум; вибрация; излучение и т. п. 6. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции). 7. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении и т. д. 8. Эстетические показатели характеризуют рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида продукции. 9. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования. 10. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта.
ВОПРОС 35 Государственные и международные стандарты и системы ОТВЕТ Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся: • национальные стандарты; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты предприятий. В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: • основополагающие; • на продукцию, услуги; • на работы (процессы); • на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования. Стандарты на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|