Эконометрические методы определения цен.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена: Где Цб - цена базисного изделия; Пб – величина параметра базисного изделия. Затем рассчитывается цена нового изделия: Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений: Балловый метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число балов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так: 1)определяется цена одного балла. 2) определяется цена нового изделия: где Ц, — цела базового изделия-эталона; Б, — балловая оценка z'-ro параметра базового изделия; Б]1( — балловая оценка г-го параметра нового изделия; Д' — цена одного балла; V., — весомость параметра. Метод агрегатный заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли
ВОПРОС 43 Ценообразование в различных типах рынка ОТВЕТ Ценовая политика предприятия во многом зависит от типа рынка. Выделяют четыре тина рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Рынок совершенной конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния па уровень текущих рыночных цен товара. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожими, так и несхожими. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. При монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых разных целей, например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст возможность организации поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма может сама устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть (благодаря невысоким ценам) на всю «глубину» рынка.
ВОПРОС 44 Сущность и основные черты предпринимательской деятельности ОТВЕТ Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Предпринимательская деятельность граждан и их объединений направлена на получение прибыли. Она осуществляется гражданами на свой риск, под их имущественную ответственность, в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. Предпринимателями выступают граждане, не ограниченные законом в дееспособности. В пределах, установленных законодательством, в качестве предпринимателей могут выступать граждане данной страны и других государств. Допускается и коллективное предпринимательство. Официальный статус предприниматель приобретает после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенных экономических условий (множественность форм собственности, свободы рыночных отношений) и предполагает полную экономическую свободу, самостоятельность выбора сфер и направлений приложения труда и капитала, отказ от централизованного планирования номенклатуры продукции и цен на нее. Такого рода деятельность позволяет регулировать производство, поскольку производство и потребление в своем развитии ориентируются на нужды потребителей. При этом каждый человек имеет право и экономическую возможность организовать процесс производства любого продукта, если есть желание и необходимые денежные ресурсы.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, экономическую заинтересованность, хозяйственный риск и ответственность. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Для нормальной предпринимательской деятельности необходим ряд правовых и организационных гарантий. Одним из них является возможность самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей продукции, устанавливать цены в соответствии со спросом, определяемым условиями свободного рынка производственных ресурсов. Необходимость привлечения финансовых средств, объектов интеллектуальной собственности, эффективного распоряжения прибылью предприятия обусловливает развитие отношений с банковской системой на коммерческих началах, свободное движение капиталов, ценных бумаг. В Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная и коллективная предпринимательская деятельность с образованием и без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических и физических лиц.. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая различного рода услуги, коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на блага (товары и услуги) и удовлетворении его путем изготовления (оказания) и продажи потребителю, с пользой для себя, этих благ. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от деятельности других некоммерческих структур, — это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Пункт 1 ст. 50 первой части ГК РФ характеризует коммерческие организации (а именно они занимаются предпринимательской и производственной деятельностью) как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной дели своей деятельности. Такая деятельность противопоставляется деятельности некоммерческих организаций (общественных, религиозных организаций, потребительских кооперативов), которая направлена на реализацию их уставных целей и задач. Предприниматель в рыночной экономике является ключевой фигурой. Его активность, инициатива должны стать основой стабильности государства и общества. Для этого необходимо наличие нескольких моментов: • создание целого слоя предприимчивых, деловых и энергичных людей; • объединение усилий правительства и предпринимательских кругов, уважение к успеху; • наличие свободы в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений; •предпринимательство обязательно должно предполагать ответственность за принятые решения, их последствия и связанный с этим риск, иначе это будет простым распорядительством по поручению; •предпринимательство и развитие рынка не бывает без банкротств; •предпринимательство должно быть ориентировано на достижение коммерческой цели — получение прибыли; • необходимо сформировать новую экономическую среду, культуру, чтобы сломать сложившийся в обществе негативный стереотип в отношении предпринимательской деятельности, что и позволит создать высокоэффективную экономику; • предпринимательство нельзя смешивать с таким понятием, как теневая экономика. Последняя не контролируется государством и связана в значительной мере с использованием государственной собственности в личных или групповых интересах. Предпринимательство — это еще и определенный стиль и тип поведения, это деловая этика, которая необходима для формирования новой экономической культуры общества. В связи с этим существуют сформулированные принципы поведения делового человека (предпринимателя), руководствоваться которыми необходимо каждому, кто хочет заниматься этим видом деятельности.
К ним, например, относятся следующие: уважение к власти; целеустремленность; единство слова и дела; рациональное планирование времени для отдыха и размышлений о своей жизни; уважение к старшим; постоянство в браке; уважение человеческого достоинства, жизни и прав человека; оптимальное планирование своих средств; честность и правдивость; уважение права частной собственности. Авторитет предпринимательства должен во многом определяться масштабом и размерами благотворительной деятельности, которая способна изменить негативное отношение общества к предпринимательской деятельности.
ВОПРОС 45 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе ОТВЕТ Любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство—обмен—распределение—потребление), поэтому выделяют такие виды предпринимательской деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая. К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство товаров, подлежащих последующей реализации потребителям, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации. Функция производства при этом является основной в отличие от сопровождающих функций: хранение, транспортировка, сбыт, которые играют вторичную роль и дополняют основную функцию. Производственное предпринимательство независимо от вида производимого продукта и в масштабах одной сделки, связанной с его производством и реализацией (либо выполнением работы, оказанием услуги), как правило, осуществляется по следующей схеме: • разработка сценария, а затем программы (бизнес-плана) выполнения сделки; • установление контактов с потенциальными потребителями либо закупочными, торговыми организациями в целях определения спроса; • для снижения предпринимательского риска юридическое оформление сделки в виде контракта между производителями и будущим потребителем товара. Для осуществления намеченной деятельности предприниматель должен эффективно использовать факторы производства: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Кроме того, может появиться необходимость в дополнительных работах и услугах, например, в строительных, транспортных, интеллектуальных и т. д., которые предприятие не способно выполнить собственными силами. Для оплаты этих работ и услуг потребуются денежные средства или иные формы компенсации. Если предприятие не обладает для этих платежей достаточным собственным капиталом, то возникает потребность в кредитах банка. Результатами производственного предпринимательства являются реализация покупателям определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки, что позволяет вернуть кредиторам денежные суммы, равные кредиту плюс процент за кредит. Финансовый результат производственного предпринимательства оценивается по полученной прибыли, а его эффективность — по рентабельности. С финансовых позиций организация производственного предпринимательства целесообразна при годовой прибыли не менее 15-20%. Косвенными участниками производственной деятельности являются государственные, республиканские, местные финансовые органы, налоговая инспекция, которые выполняют фискальную функцию (изъятие налогов, обязательных платежей, штрафов). В настоящее время производственное предпринимательство считается самым трудным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства, поэтому многие бизнесмены предпочитают преимущественно заниматься коммерцией. Основными операциями коммерческого предпринимательства являются товарно-денежные и товарообменные. Общая схема коммерческого предпринимательства в основном совпадает со схемой производственного, за исключением обеспеченности производственными ресурсами. На примере купли-продажи товара можно определить основные этапы реализации коммерческой сделки: • выбор вида товара (услуги); • установление цены на товар выше покупной цены; • оценка спроса на данный товар, достаточного, для его реализации в масштабах сделки. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30% от затрат. Объектами купли-продажи при финансовом предпринимательстве являются ценные бумаги, валюта, деньги. Осуществлению финансово-кредитной сделки предшествуют анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей. Основными участниками финансового предпринимательства являются коммерческие банки, предприятия, организации, фондовые биржи I и даже отдельные граждане-предприниматели. Весьма специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск ценных бумаг, когда предприниматель официальности технической и коммерческой политики, так и от обеспечения высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Хозяйственная практика предприятия должна базироваться на таких требованиях, как поддержание низких цен на продукцию (благодаря минимизации затрат), обеспечение безукоризненного качества, соблюдение жестких сроков поставок готовой продукции, выпуск продукции малыми сериями, но в широком ассортименте, поддержание минимальных запасов, быстрая адаптация к новым технологиям и конструкторским идеям. Многообразие целей производственно-хозяйственной деятельности делает первостепенным вопрос о последовательности их достижения на основе их относительной самостоятельности, с одной стороны, и периодической соподчинен ноет и — с другой. В частности, без использования достижений научно-технического прогресса, обеспечения высокого технического и организационного уровня производства не стоит говорить в современных условиях о значительных доходах, прибыли производителя, собственника. В то же время само по себе использование достигнутого человеком уровня научно-технических знаний представляется важнейшей целью производства, в достижении которой одинаково заинтересованы и члены общества, и государство в целом. В различные временные промежутки цели деятельности могут меняться либо меняется приоритетность этих целей. Все это зависит от конкретных обстоятельств деятельности предприятия. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли как бы отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль, реализуя свою основную долговременную цель. Наивысшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами. Для достижения поставленной цели предприятия должны: 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; 3) разрабатывать и корректировать стратегию и тактику поведения предприятия в соответствии с обстоятельствами;
ВОПРОС 46 Понятие инноваций и их роль з развитии предприятия ОТВЕТ Инновация, нововведение — результат использования научных разработок в виде нового продукта или услуги, способа их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования, обеспечивающего экономию затрат или достижение социального эффекта. Инновация считается осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе и обеспечивает коммерческий результат. Инновации классифицируются по различным признакам. По сфере реализации различают технологические, организационные, управленческие, информационные и др. Технологические инновации охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Различают продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации включают внедрение новых или усовершенствованных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также получение принципиально новых функций (продуктов). Процессные инновации — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации в связи с новой технологией. По степени новизны инновации делят на базисные, улучшающие и псевдоинновации. К базисным инновациям относятся принципиально новые продукты, которые существенно отличаются от выпускаемых ранее функциональными характеристиками, свойствами, конструктивными или использованными материалами и компонентами, а также возможной областью применения. Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт (процесс), качественные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технологических систем и служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, технологии и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Псевдоинновации — незначительные видоизменения продуктов и технологических процессов, не оказывающие существенного влияния на их свойства и параметры, а также расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов.
ВОПРОС 47 Инновационная деятельность предприятия ОТВЕТ Инновационная деятельность — деятельность предприятия, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает: • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; • подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; • разработку технологического процесса изготовления новой продукции; • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; • исследование, разработку или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР; • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др. Преобладающей по важности, трудоемкости и числу занятых в инновационных процессах специалистов является сфера науки. В научных инновационных процессах уже на ранних стадиях должны быть достаточно полно осознана идея нового продукта или технологии, выявлены возможности и условия их существования. Главным ресурсом, вовлекаемым в этот процесс, является человеческий ресурс. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников исследований, разработок, проектирования и управления, от их научно-технической компетенции, творческой активности, а также мотивации труда. Инновационная деятельность требует концентрации значительных финансовых средств, особенно для осуществления масштабных инноваций. Новые научные результаты достигаются высококвалифицированными и> следовательно, высокооплачиваемыми специалистами. При этом опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Еще больших затрат требует реализация нововведений. Как правило, это значительные инвестиции, связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и услуг. Определенных затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация новой продукции и т. д. Высокие затраты на начальных этапах и на стадии освоения нововведений предопределяют высокую стоимость новых видов продукции и услуг, что делает их недоступными для массового потребителя и в конечном итоге может тормозить распространение инноваций. Это обусловливает необходимость разработки специальных стимулирующих механизмов. Характерной особенностью инновационной деятельности является высокая степень неопределенности результата. Вкладывая средства в инновации, предприятие подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей проекта с технической стороны. Хозяйственный риск связан с возможностью повышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Коммерческий риск связан с неопределенностью конъюнктуры рынка. Динамический риск связан с возможностью значительного | изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Особенностью инновационной деятельности является значительное отставание (лаг) момента получения результата от момента осуществления затрат, что еще больше увеличивает степень инновационного риска. Высокая степень риска и длительный лаг обусловливают необходимость внешних стимулов либо гарантий полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприятие предпочло инновационный проект альтернативным способам помещения капитала. Любая инновация, любой товар имеет жизненный цикл, который заканчивается снятием продукции с производства. Это делает инновационную деятельность не разовым мероприятием, а постоянным процессом, неотъемлемой составной частью его производственно-коммерческой деятельности. Экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, использования инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепи и т. д. Для оценки эффективности инноваций используются два метода: статический и динамический. Статическим называется такой метод оценки эффективности инноваций, при котором фактор времени не учитывается. Основными показателями этого метода являются простая норма прибыли и срок окупаемости. Простая норма прибыли — это готовой процент прибыли, которую принесет инновация при ее коммерческом использовании. Для оценки целесообразности реализации инновационного проекта простая норма прибыли сопоставляется с банковским процентом. Если простая норма прибыли больше банковского процента, то в инновационный проект целесообразно инвестировать. Срок окупаемости — период времени, в течение которого инвестиционные затраты окупятся за счет чистой прибыли от коммерческой реализации инновационного проекта. Для оценки целесообразности реализации инновационного проекта срок окупаемости сопоставляется со сроком жизни проекта, т. е. периодом времени, в течение которого проект приносит прибыль. Если срок окупаемости меньше срока жизни проекта, то такой проект целесообразно инвестировать. Из нескольких проектов лучшим является тот, у которого при прочих равных условиях срок окупаемости наименьший. | Применение статичного метода оправдано в том случае, если инвестиционные затраты окупаются в течение одного года. Если затраты, или результаты коммерческой реализации инновационного проекта | распределены по годам, то используется метод дисконтирования, который учитывает фактор времени.
ВОПРОС 48 Сущность и содержание подготовки нового производства ОТВЕТ Подготовка производства новой продукции — это комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство. Комплекс нормативно-технических мероприятий включает две стадии: 1. Опытно-конструкторские работы — разработка и совершенствование технологических процессов, чертежей на основное изделие; технологическая оснастка, нестандартное оборудование; средства для технического контроля качества и испытаний продукции, укупорки, укладки или расчаливания ее на платформах транспортных средств. Конструкторская документация на товарную (основную) продукцию может быть получена предприятием-изготовителем от разработчика или разработана им самим. На этой стадии проводятся экспериментальные работы — изготовление макетов, моделей, проверка работы отдельных составных частей технологической оснастки и нестандартного оборудования. На данной стадии закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях. 2. На стадии производства технологического оснащения и нестандартного оборудования материализуются научные разработки, полученные на стадии опытно-конструкторских работ. От качества и надежности изготовления этих средств оснащения зависит качество изготовления деталей, узлов и агрегатов конечной продукции. Уровень подготовки производства новой продукции зависит от многих факторов — технических, экономических, организационных и социальных. К техническим факторам относятся — разработка и внедрение типовых и стандартных технологических процессов, использование стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения, применение системы автоматизированного проектирования технологической оснастки, использование прогрессивных технологических приемов обработки, внедрение прогрессивных заготовок для снижения трудоемкости механической обработки и материалоемкости продукции, улучшение метрологического обеспечения и т. д. Экономические факторы включают поэтапное опережающее финансирование работ технологической подготовки производства, предоставление льготных кредитов, создание фонда стимулирования освоения новой техники. К организационным факторам относят развитие и углубление специализации производства; аттестацию качества технологических процессов и изготовленных средств технологического оснащения, нестандартного оборудования по результатам качества опытного образца или первой промышленной партии изделий основного производства; улучшение организации вспомогательного производства; совершенствование взаимоотношений между вспомогательным и основным производством; расширение внутризаводского, межзаводского, внутриотраслевого кооперирования. Социальные факторы — это повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций для улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе. Подготовка производства может потребовать технического перевооружения, реконструкции и расширения отдельных производственных участков, а также модернизации оборудования. Подготовка производства новой продукции требует проведения работ в соответствии с нормами, правилами и требованиями, установленными системами соответствующих стандартов.
ВОПРОС 49 Сущность и содержание инвестиционной деятельности ОТВЕТ Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest*, что означает вкладывать. Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации»1 дает следующее определение понятия «инвестиции». «Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта». Другой законодательный акт РФ, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»2, дает сходное с предыдущим определение инвестиций: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Из приведенных определений видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода (результата) и становятся бесполезными, если они данного дохода (результата) не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно вложение ресурсов, чтобы получить требуемый доход. Следовательно, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурса и получения результата. 1 Закон РСФСРот 26.06.91 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ст. 1. 3 Федеральный закон РФ от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Формы и методы государственной инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и делей инвестирования. Прежде всего государство оказывает регулирующее влияние через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд па развитие отдельных регионов, отраслей и производств. Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства. Не подлежит сомнению, что государственное управление должно оставаться важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России, повышая его эффективность. Приведенные выше определения инвестиций свидетельствуют о том, что их объемы зависят от большого числа самых разнообразных факторов: от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения, ожидаемой нормы чистой прибыли, ставки ссудного процента, предполагаемого темпа инфляции и т. д. В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой — предприятия, организации и пр., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов. Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы. В отечественном з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|