Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эконометрические методы определения цен.




Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена:

Где Цб - цена базисного изделия; Пб – величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывается цена нового изделия:

Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:

Балловый метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число балов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия.

Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:

1)определяется цена одного балла.

2) определяется цена нового изделия:

где Ц, — цела базового изделия-эталона; Б, — балловая оценка z'-ro параметра базового изделия; Б]1( — балловая оценка г-го параметра но­вого изделия; Д' — цена одного балла; V., — весомость параметра.

Метод агрегатный заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нор­мативной прибыли

 

 

ВОПРОС 43

Ценообразование в различных типах рынка

ОТВЕТ

Ценовая политика предприятия во многом зависит от типа рынка. Выделяют четыре тина рынка: совершенной конкуренции, монополи­стической конкуренции, олигополии и монополии.

Рынок совершенной конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один от­дельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния па уровень текущих рыночных цен товара.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества по­купателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойства­ми, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопут­ствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложени­ях и готовы платить за товары по-разному.

Чтобы выделиться чем-то помимо цены, продавцы стремятся раз­работать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных на­званий, рекламой и методами личной продажи.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продав­цов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетин­говым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожими, так и несхожими. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.

Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конку­рентов. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты мо­гут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвра­щаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу

конкурентов.

При монополии на рынке всего один продавец. Это может быть го­сударственная организация, частная регулируемая монополия или ча­стная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае цено­образование складывается по-разному.

Государственная монополия с помощью политики цен может пресле­довать достижение самых разных целей, например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупате­лей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость.

Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов.

В случае регулируемой монополии государство разрешает компа­нии устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справед­ливой нормы прибыли», которая даст возможность организации под­держивать производство, а при необходимости и расширять его.

В случае нерегулируемой монополии фирма может сама устанавли­вать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного ре­гулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление бы­стрее проникнуть (благодаря невысоким ценам) на всю «глубину» рынка.

 

 

ВОПРОС 44

Сущность и основные черты предпринимательской

деятельности

ОТВЕТ

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществля­емая частными лицами, предприятиями или организациями по произ­водству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Предпринимательская деятельность граждан и их объединений на­правлена на получение прибыли. Она осуществляется гражданами на свой риск, под их имущественную ответственность, в пределах, опре­деляемых организационно-правовой формой предприятия. В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. Предпри­нимателями выступают граждане, не ограниченные законом в дееспо­собности. В пределах, установленных законодательством, в качестве предпринимателей могут выступать граждане данной страны и других государств. Допускается и коллективное предпринимательство. Офи­циальный статус предприниматель приобретает после государствен­ной регистрации. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенных экономических условий (множественность форм собственности, свободы рыночных отношений) и предполагает полную экономическую свободу, самостоятельность выбора сфер и на­правлений приложения труда и капитала, отказ от централизованного планирования номенклатуры продукции и цен на нее. Такого рода дея­тельность позволяет регулировать производство, поскольку производ­ство и потребление в своем развитии ориентируются на нужды потре­бителей. При этом каждый человек имеет право и экономическую возможность организовать процесс производства любого продукта, если есть желание и необходимые денежные ресурсы.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести: само­стоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, экономи­ческую заинтересованность, хозяйственный риск и ответственность. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимо­связаны и действуют одновременно.

Для нормальной предпринимательской деятельности необходим ряд правовых и организационных гарантий. Одним из них является возможность самостоятельно формировать производственную про­грамму, выбирать поставщиков и потребителей продукции, устанав­ливать цены в соответствии со спросом, определяемым условиями свободного рынка производственных ресурсов. Необходимость при­влечения финансовых средств, объектов интеллектуальной собствен­ности, эффективного распоряжения прибылью предприятия обуслов­ливает развитие отношений с банковской системой на коммерческих началах, свободное движение капиталов, ценных бумаг.

В Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная и коллективная предпринимательская деятельность с образованием и без образования юридического лица, которая осуществляется в рам­ках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических и физических лиц..

К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной дея­тельности, не запрещенные законом, включая различного рода услуги, коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультацион­ную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на блага (товары и услуги) и удовлетворении его путем изготовления (оказания) и про­дажи потребителю, с пользой для себя, этих благ. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или высту­пает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от деятель­ности других некоммерческих структур, — это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя.

Пункт 1 ст. 50 первой части ГК РФ характеризует коммерческие организации (а именно они занимаются предпринимательской и про­изводственной деятельностью) как организации, преследующие из­влечение прибыли в качестве основной дели своей деятельности. Та­кая деятельность противопоставляется деятельности некоммерческих организаций (общественных, религиозных организаций, потребитель­ских кооперативов), которая направлена на реализацию их уставных целей и задач.

Предприниматель в рыночной экономике является ключевой фи­гурой. Его активность, инициатива должны стать основой стабильно­сти государства и общества.

Для этого необходимо наличие нескольких моментов:

• создание целого слоя предприимчивых, деловых и энергичных людей;

• объединение усилий правительства и предпринимательских кру­гов, уважение к успеху;

• наличие свободы в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений;

•предпринимательство обязательно должно предполагать ответ­ственность за принятые решения, их последствия и связанный с этим риск, иначе это будет простым распорядительством по по­ручению;

•предпринимательство и развитие рынка не бывает без банк­ротств;

•предпринимательство должно быть ориентировано на достиже­ние коммерческой

цели — получение прибыли;

• необходимо сформировать новую экономическую среду, культу­ру, чтобы сломать сложившийся в обществе негативный стерео­тип в отношении предпринимательской деятельности, что и по­зволит создать высокоэффективную экономику;

• предпринимательство нельзя смешивать с таким понятием, как теневая экономика. Последняя не контролируется государством и связана в значительной мере с использованием государствен­ной собственности в личных или групповых интересах.

Предпринимательство — это еще и определенный стиль и тип пове­дения, это деловая этика, которая необходима для формирования но­вой экономической культуры общества. В связи с этим существуют сформулированные принципы поведения делового человека (пред­принимателя), руководствоваться которыми необходимо каждому, кто хочет заниматься этим видом деятельности.

К ним, например, относятся следующие: уважение к власти; целе­устремленность; единство слова и дела; рациональное планирование времени для отдыха и размышлений о своей жизни; уважение к стар­шим; постоянство в браке; уважение человеческого достоинства, жиз­ни и прав человека; оптимальное планирование своих средств; чест­ность и правдивость; уважение права частной собственности.

Авторитет предпринимательства должен во многом определяться масштабом и размерами благотворительной деятельности, которая способна изменить негативное отношение общества к предпринима­тельской деятельности.

 

ВОПРОС 45

Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности

участия в бизнесе

ОТВЕТ

Любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами вос­производственного цикла (производство—обмен—распределение—по­требление), поэтому выделяют такие виды предпринимательской де­ятельности, как производственная, коммерческая, финансовая.

К производственному предпринимательству относится деятель­ность, направленная на производство товаров, подлежащих последую­щей реализации потребителям, выполнение работ, оказание услуг, пре­доставление информации. Функция производства при этом является основной в отличие от сопровождающих функций: хранение, транспор­тировка, сбыт, которые играют вторичную роль и дополняют основную функцию.

Производственное предпринимательство независимо от вида про­изводимого продукта и в масштабах одной сделки, связанной с его производством и реализацией (либо выполнением работы, оказанием услуги), как правило, осуществляется по следующей схеме:

• разработка сценария, а затем программы (бизнес-плана) выпол­нения сделки;

• установление контактов с потенциальными потребителями либо закупочными, торговыми организациями в целях определения спроса;

• для снижения предпринимательского риска юридическое офор­мление сделки в виде контракта между производителями и буду­щим потребителем товара.

Для осуществления намеченной деятельности предприниматель дол­жен эффективно использовать факторы производства: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Кроме того, может появиться необходимость в дополнительных работах и услугах, напри­мер, в строительных, транспортных, интеллектуальных и т. д., которые предприятие не способно выполнить собственными силами. Для опла­ты этих работ и услуг потребуются денежные средства или иные формы компенсации. Если предприятие не обладает для этих платежей доста­точным собственным капиталом, то возникает потребность в кредитах банка.

Результатами производственного предпринимательства являются реализация покупателям определенного объема произведенных това­ров и получение за них денежной выручки, что позволяет вернуть кре­диторам денежные суммы, равные кредиту плюс процент за кредит.

Финансовый результат производственного предпринимательства оце­нивается по полученной прибыли, а его эффективность — по рентабель­ности. С финансовых позиций организация производственного предпри­нимательства целесообразна при годовой прибыли не менее 15-20%.

Косвенными участниками производственной деятельности явля­ются государственные, республиканские, местные финансовые орга­ны, налоговая инспекция, которые выполняют фискальную функцию (изъятие налогов, обязательных платежей, штрафов).

В настоящее время производственное предпринимательство счита­ется самым трудным, хотя и наиболее важным видом предпринима­тельства, поэтому многие бизнесмены предпочитают преимуществен­но заниматься коммерцией.

Основными операциями коммерческого предпринимательства яв­ляются товарно-денежные и товарообменные.

Общая схема коммерческого предпринимательства в основном со­впадает со схемой производственного, за исключением обеспеченно­сти производственными ресурсами.

На примере купли-продажи товара можно определить основные эта­пы реализации коммерческой сделки:

• выбор вида товара (услуги);

• установление цены на товар выше покупной цены;

• оценка спроса на данный товар, достаточного, для его реализации в масштабах сделки.

Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая при­быль составляет не менее 20-30% от затрат.

Объектами купли-продажи при финансовом предпринимательстве являются ценные бумаги, валюта, деньги.

Осуществлению финансово-кредитной сделки предшествуют ана­лиз рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей. Основными участниками финансового предпринимательства являются коммерческие банки, предприятия, организации, фондовые биржи I и даже отдельные граждане-предприниматели.

Весьма специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск ценных бумаг, когда предприниматель официальности технической и коммерческой политики, так и от обеспечения вы­сокой рентабельности хозяйственной деятельности. Хозяйственная практика предприятия должна базироваться на таких требованиях, как поддержание низких цен на продукцию (благодаря минимизации затрат), обеспечение безукоризненного качества, соблюдение жестких сроков поставок готовой продукции, выпуск продукции малыми сери­ями, но в широком ассортименте, поддержание минимальных запасов, быстрая адаптация к новым технологиям и конструкторским идеям.

Многообразие целей производственно-хозяйственной деятельно­сти делает первостепенным вопрос о последовательности их достиже­ния на основе их относительной самостоятельности, с одной стороны, и периодической соподчинен ноет и — с другой.

В частности, без использования достижений научно-технического прогресса, обеспечения высокого технического и организационного уровня производства не стоит говорить в современных условиях о зна­чительных доходах, прибыли производителя, собственника. В то же вре­мя само по себе использование достигнутого человеком уровня научно-технических знаний представляется важнейшей целью производства, в достижении которой одинаково заинтересованы и члены общества, и государство в целом.

В различные временные промежутки цели деятельности могут ме­няться либо меняется приоритетность этих целей. Все это зависит от конкретных обстоятельств деятельности предприятия.

Например, основной целью предприятия на определенном этапе мо­жет быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли как бы отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль, реализуя свою основную долговременную цель.

Наивысшей целью предпринимательской деятельности является пре­вышение результатов над затратами. Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имею­щимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать и корректировать стратегию и тактику поведения предприятия в соответствии с обстоятельствами;

 

ВОПРОС 46

Понятие инноваций и их роль з развитии предприятия

ОТВЕТ

Инновация, нововведение — результат использования научных раз­работок в виде нового продукта или услуги, способа их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования, обеспечивающего эко­номию затрат или достижение социального эффекта. Инновация счита­ется осуществленной, если она внедрена на рынке или в производствен­ном процессе и обеспечивает коммерческий результат.

Инновации классифицируются по различным признакам. По сфере реализации различают технологические, организационные, управленческие, информационные и др. Технологические инновации охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные техно­логические изменения. Различают продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации включают внедрение новых или усовершенство­ванных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также получение принципиально новых функций (продуктов). Процессные ин­новации — новая технология производства, более высокий уровень авто­матизации, новые методы организации в связи с новой технологией.

По степени новизны инновации делят на базисные, улучшающие и псевдоинновации. К базисным инновациям относятся принципиаль­но новые продукты, которые существенно отличаются от выпускае­мых ранее функциональными характеристиками, свойствами, конст­руктивными или использованными материалами и компонентами, а также возможной областью применения.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт (процесс), качественные характеристики которого были заметно улуч­шены за счет использования более эффективных компонентов и мате­риалов, частичного изменения одной или ряда технологических систем и служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, технологии и разновидностей материалов, улучшению пара­метров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

Псевдоинновации — незначительные видоизменения продуктов и технологических процессов, не оказывающие существенного влияния на их свойства и параметры, а также расширение номенклатуры про­дукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на дан­ном предприятии, но уже известных на рынке продуктов.

 

ВОПРОС 47

Инновационная деятельность предприятия

ОТВЕТ

Инновационная деятельность — деятельность предприятия, направ­ленная на использование результатов научных исследований и разра­боток для расширения и обновления номенклатуры и улучшения каче­ства выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффектив­ной реализацией на внутреннем и внешнем рынках.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедре­нию, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных иссле­дований, изготовлению образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

• подбор необходимого сырья и материалов для изготовления но­вых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой про­дукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработку или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные мето­ды подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по про­движению инноваций и др.

Преобладающей по важности, трудоемкости и числу занятых в инно­вационных процессах специалистов является сфера науки. В научных инновационных процессах уже на ранних стадиях должны быть доста­точно полно осознана идея нового продукта или технологии, выявлены возможности и условия их существования. Главным ресурсом, вовлека­емым в этот процесс, является человеческий ресурс. Успех инноваций

во многом зависит от личностных данных участников исследований, разработок, проектирования и управления, от их научно-технической компетенции, творческой активности, а также мотивации труда.

Инновационная деятельность требует концентрации значительных финансовых средств, особенно для осуществления масштабных иннова­ций. Новые научные результаты достигаются высококвалифицирован­ными и> следовательно, высокооплачиваемыми специалистами. При этом опережающими темпами растет фондовооруженность научного тру­да. Еще больших затрат требует реализация нововведений. Как правило, это значительные инвестиции, связанные с техническим переоснащени­ем производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персонала, орга­низационные мероприятия, а зачастую и на модификацию сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и услуг. Определенных затрат требуют экспертиза, патентование, сертифи­кация новой продукции и т. д.

Высокие затраты на начальных этапах и на стадии освоения ново­введений предопределяют высокую стоимость новых видов продук­ции и услуг, что делает их недоступными для массового потребителя и в конечном итоге может тормозить распространение инноваций. Это обусловливает необходимость разработки специальных стимулирую­щих механизмов.

Характерной особенностью инновационной деятельности является высокая степень неопределенности результата. Вкладывая средства в инновации, предприятие подвергает себя значительному инновацион­ному риску, складывающемуся из нескольких элементов. Технологиче­ский риск связан с возможной неудачей проекта с технической сторо­ны. Хозяйственный риск связан с возможностью повышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Коммерческий риск связан с неопределенностью конъюнкту­ры рынка. Динамический риск связан с возможностью значительного | изменения общеэкономической среды за время реализации проекта.

Особенностью инновационной деятельности является значитель­ное отставание (лаг) момента получения результата от момента осуществления затрат, что еще больше увеличивает степень инновационного риска.

Высокая степень риска и длительный лаг обусловливают необходимость внешних стимулов либо гарантий полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприятие предпочло ин­новационный проект альтернативным способам помещения капитала.

Любая инновация, любой товар имеет жизненный цикл, который заканчивается снятием продукции с производства. Это делает иннова­ционную деятельность не разовым мероприятием, а постоянным про­цессом, неотъемлемой составной частью его производственно-коммер­ческой деятельности.

Экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности коммерциализации ин­новаций могут расширяться, например, за счет охвата дополнитель­ных сегментов рынка, использования инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других об­ластях с использованием элементов первоначальной разработки, сти­мулирования инноваций у поставщиков и потребителей через техно­логические цепи и т. д.

Для оценки эффективности инноваций используются два метода: статический и динамический.

Статическим называется такой метод оценки эффективности инно­ваций, при котором фактор времени не учитывается. Основными по­казателями этого метода являются простая норма прибыли и срок оку­паемости.

Простая норма прибыли — это готовой процент прибыли, которую принесет инновация при ее коммерческом использовании. Для оцен­ки целесообразности реализации инновационного проекта простая норма прибыли сопоставляется с банковским процентом. Если про­стая норма прибыли больше банковского процента, то в инновацион­ный проект целесообразно инвестировать.

Срок окупаемости — период времени, в течение которого инвести­ционные затраты окупятся за счет чистой прибыли от коммерческой реализации инновационного проекта. Для оценки целесообразности реализации инновационного проекта срок окупаемости сопоставляет­ся со сроком жизни проекта, т. е. периодом времени, в течение которо­го проект приносит прибыль. Если срок окупаемости меньше срока жизни проекта, то такой проект целесообразно инвестировать. Из нескольких проектов лучшим является тот, у которого при прочих равных условиях срок окупаемости наименьший.

| Применение статичного метода оправдано в том случае, если инвестиционные затраты окупаются в течение одного года. Если затраты, или результаты коммерческой реализации инновационного проекта | распределены по годам, то используется метод дисконтирования, который учитывает фактор времени.

 

 

ВОПРОС 48

Сущность и содержание подготовки нового производства

ОТВЕТ

Подготовка производства новой продукции — это комплекс нор­мативно-технических мероприятий, регламентирующих конструктор­скую, технологическую подготовку производства и систему постанов­ки продукции на производство.

Комплекс нормативно-технических мероприятий включает две стадии:

1. Опытно-конструкторские работы — разработка и совершенство­вание технологических процессов, чертежей на основное изделие; тех­нологическая оснастка, нестандартное оборудование; средства для технического контроля качества и испытаний продукции, укупорки, укладки или расчаливания ее на платформах транспортных средств. Конструкторская документация на товарную (основную) продукцию может быть получена предприятием-изготовителем от разработчика или разработана им самим.

На этой стадии проводятся экспериментальные работы — изготов­ление макетов, моделей, проверка работы отдельных составных час­тей технологической оснастки и нестандартного оборудования.

На данной стадии закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых труд­но, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях.

2. На стадии производства технологического оснащения и нестан­дартного оборудования материализуются научные разработки, полу­ченные на стадии опытно-конструкторских работ. От качества и на­дежности изготовления этих средств оснащения зависит качество изготовления деталей, узлов и агрегатов конечной продукции.

Уровень подготовки производства новой продукции зависит от многих факторов — технических, экономических, организационных и социальных.

К техническим факторам относятся — разработка и внедрение ти­повых и стандартных технологических процессов, использование стан­дартизированных и унифицированных средств технологического ос­нащения, применение системы автоматизированного проектирования технологической оснастки, использование прогрессивных технологи­ческих приемов обработки, внедрение прогрессивных заготовок для снижения трудоемкости механической обработки и материалоемкости продукции, улучшение метрологического обеспечения и т. д.

Экономические факторы включают поэтапное опережающее фи­нансирование работ технологической подготовки производства, пре­доставление льготных кредитов, создание фонда стимулирования ос­воения новой техники.

К организационным факторам относят развитие и углубление спе­циализации производства; аттестацию качества технологических про­цессов и изготовленных средств технологического оснащения, нестан­дартного оборудования по результатам качества опытного образца или первой промышленной партии изделий основного производства; улучшение организации вспомогательного производства; совершен­ствование взаимоотношений между вспомогательным и основным производством; расширение внутризаводского, межзаводского, внут­риотраслевого кооперирования.

Социальные факторы — это повышение квалификации исполните­лей, механизация и автоматизация производственных и вспомога­тельных операций для улучшения условий труда, развитие социаль­ной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.

Подготовка производства может потребовать технического перево­оружения, реконструкции и расширения отдельных производствен­ных участков, а также модернизации оборудования.

Подготовка производства новой продукции требует проведения ра­бот в соответствии с нормами, правилами и требованиями, установ­ленными системами соответствующих стандартов.

 

 

ВОПРОС 49

Сущность и содержание инвестиционной деятельности

ОТВЕТ

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest*, что означает вкладывать. Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации»1 дает следующее опре­деление понятия «инвестиции».

«Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, об­орудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, лю­бое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достиже­ния положительного социального эффекта».

Другой законодательный акт РФ, Федеральный закон «Об инвес­тиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»2, дает сходное с предыдущим определение инвестиций: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Из приведенных определений видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью полу­чения дохода (результата) и становятся бесполезными, если они данно­го дохода (результата) не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно вложение ресур­сов, чтобы получить требуемый доход.

Следовательно, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвести­ционной деятельности: затрат ресурса и получения результата.

1 Закон РСФСРот 26.06.91 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ст. 1.

3 Федеральный закон РФ от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Формы и методы государственной инвестиционной деятельности

различны и зависят от направленности и делей инвестирования. Преж­де всего государство оказывает регулирующее влияние через государ­ственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования яв­ляется налоговая система. Государство оказывает влияние путем введе­ния системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субси­дий, бюджетных ссуд па развитие отдельных регионов, отраслей и про­изводств.

Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразова­ния, амортизационной политики. К числу форм и методов государствен­ного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и ан­тимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства. Не подлежит сомнению, что государственное управление должно оставаться важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потен­циала России, повышая его эффективность.

Приведенные выше определения инвестиций свидетельствуют о том, что их объемы зависят от большого числа самых разнообразных факто­ров: от распределения получаемого дохода на потребление и сбереже­ния, ожидаемой нормы чистой прибыли, ставки ссудного процента, предполагаемого темпа инфляции и т. д.

В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестицион­ными ресурсами (инвесторы), с другой — предприятия, организации и пр., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обес­печивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потреби­телями инвестиционных ресурсов.

Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы. В отечественном з

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...