Общая характеристика подходов и методов оценки стой мощи
Предприятия ОТВЕТ Существуют три полхода к определению стоимости предприятия (бизнеса): затратный, сравнительный и доходный. Доходный подход основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости В аренду. Результат по данному подходу включает в себя и стоимость здания, н стоимость земельного участка. Если предприятии (бизнес) не продается и не «окупается, или не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основной для инвестиций (больницы, правительственные здания), оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с. учетом амортизации и добавления стоимости замещении с учетом износа, т. е. затратным подходом. В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости подход сравнительны» или рыночный, базирующийся на выборе сопоставимых объектив, уже проданных на данном рынке. В практике операции с оценкой предприятий встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему. подходы и методы. Для правильного выбора методов необходим" предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, тина сделки, момента, на который производится оценка.» т. д. При этом, «ели на рынке обращаются десятки иди сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного подхода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный подход. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также но другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости,
Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.
Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков. Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости. При сравнительном подходе используются: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Методы дисконтированных денежных потоков, рынка капитала и отраслевых коэффициентов ориентированы на оценку предприятия как действующего и которое будет и дальше действовать. Метод чистых активов и метод сделок, напротив, применимы и для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска. Метод капитализации разумен для применения к тем предприятиям, которые успели накопить эти активы в результате капитализации в предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод дисконтированных денежных потоков более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые тем не менее имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами. Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора компании-аналога, которая должна относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие. Возможность, и даже во многих случаях необходимость (для получения более достоверного результата), применить к оценке конкретного предприятия в конкретной инвестиционной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к достаточно элементарной идее «взвешива-
ния» оценок, рассчитываемых по разным методам, и суммирования таких «взвешенных» оценок. При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе, допустимым в данной ситуации методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты сугубо экспертны. Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле: где V. — оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом (все применимые методы оценки произвольно нумеруются); i = 1,..., п — множество применимых в данном случае методов оценки; Z. — весовой коэффициент метода номер i. Очевидно, что при этом разумное выставление коэффициентов Z. является одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса. При оценке российских предприятий особое значение приобретает дата проведения оценки. Привязка оценки ко времени особенно важна, когда, с одной стороны, рынок перенасыщен собственностью, находящейся в предбанкротном состоянии, и испытывает недостаток инвестиционных ресурсов — с другой. Для российской экономики характерно превышение предложения всех активов, в том числе недвижимости, над платежеспособным спросом. Этот дисбаланс в сторону предложения непосредственно влияет на ожидаемую стоимость предлагаемого в продажу имущества. Цена имущества в условиях сбалансированного рынка не совпадает с ценой в условиях рыночной депрессии. Но владельцев имущества и инвесторов интересует именно реальная цена, которая будет предлагаться на конкретном рынке, в конкретный момент и в конкретных условиях. Покупатели стремятся уменьшить вероятность потери своих денег и требуют предоставления определенных гарантий. Поэтому при определении цены предприятия необходим учет всех факторов риска, в том числе риска инфляции и банкротства. Применение сравнительного или рыночного подхода к оценке предприятия в нашей стране ограничено в силу невозможности получить объективную информацию для сравнения.
ВОПРОС 67
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|