Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 40 глава
989. Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, посланник Аллаха, Знай, что, по единодушному мнению всех мусульман, запретно проклинать мусульманина, находящегося под защитой шариата. Однако разрешается проклинать людей, которым присущи различные достойные порицания качества. Так, например, в предыдущем разделе указывалось, что ты можешь говорить «Да проклянёт Аллах притеснителей!», «Да проклянёт Аллах неверных!», «Да проклянёт Аллах нечестивцев!», «Да проклянёт Аллах тех, кто создаёт изображения!» и произносить иные подобные этим слова. Что касается призывания проклятий на конкретных грешников, например, на притеснителя, прелюбодея, создателя изоражений, вора или ростовщика, то очевидный смысл некоторых хадисов указывает на то, что делать это не запрещается. Аль-Газали указывает, что это не является запретным лишь в тех случаях, когда нам точно известно, что человек умер, оставаясь неверным, как это было с Абу Ляхабом[2372], Абу Джахлем[2373], фараоном, Хаманом[2374] и им подобным. Аль-Газали сказал: – Дело в том, что проклятие есть удаление от миости Аллаха Всевышнего, но мы не знаем, каким будет исход дел того или иного нечестивца или неверного. Что же касается конкретных людей, которых проклинал посланник Аллаха,
Аль-Газали также сказал: – Близким к проклятию является пожелание зла притеснителю, примером чего может служить такой случай, когда кто-нибудь говорит «Да не исцелит Аллах его тело!» или «Да не спасёт его Аллах!» или произносит подобные этим слова. Всё это достойно порицания, равно как и проклятия тех, кто проклинает любых животных или камни. Абу Джа‘фар ан-Наххас передал, что один из улемов сказал: – В том случае, когда человек незаслуженно проклянёт кого-либо, пусть сразу же скажет: «Если только он заслуживает проклятия». Тому, кто побуждает людей к одобряемому шариатом или удерживает от порицаемого, а также любому человеку, который занимается воспитанием, разрешается произносить такие слова, как «Горе тебе», или «О слабый», или «О тот, кто уделяет недостаточно внимания самому себе», или «О несправедливый по отношению к самому себе», или нечто подобное. Вместе с тем недопустимо лгать или оскорблять другого человека в какой бы то ни было форме, будь то прямое оскорбление, намёк или иносказание, даже если оскорбительные слова будут соответствовать действительности. В воспитательных целях, а также ради удержания другого человека от совершения дурного разрешается произносить лишь такие слова, которые были приведены нами выше, чтобы оказать более сильное воздействие на его душу. 990. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, 991. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды,) когда мы находились у посланника Аллаха,
992. Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: – Один человек, который произносил проповедь в присутствии посланника Аллаха, 993. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Однажды) раб Хатиба, да будет доволен им Аллах, пришёл к посланнику Аллаха, 994.[2381] Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда Абу Бакр узнал, его гостей не накормили ужином, он повернулся к своему сыну ‘Абд ар-Рахману, воскликнул: «О подлый, да отрежут тебе нос!» – и стал ругать (‘Абд ар-Рахмана).[2382] 995. Сообщается, что однажды Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, надевший только один предмет одежды,[2383] совершил молитву, во время которой остальные его одежды лежали рядом с ним. Кто-то спросил его: «И ты делаешь это?!»[2384] – на что он сказал: «Я сделал, чтобы меня увидели невежды, подобные тебе». В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «…чтобы меня увидел такой глупец, как ты».[2385] Глава 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот, просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя скромно Аллах Всевышний сказал: {Что касается сироты, то не обижай[2386] (его), * что касается просящего, то не отгоняй (его)…}[2387] Аллах Всевышний также сказал: {И не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему утром и перед закатом,[2388] стремясь к лику Его. Ты не ответишь за них ни в чём, и они не ответят за тебя ни в чём, если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых}.[2389] Аллах Всевышний также сказал: {Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них в стремлении к украшениям земной жизни…}[2390] Аллах Всевышний также сказал: {…и проявляй мягкость по отношению к верующим}.[2391]
996. Сообщается, что сподвижник ‘А’из бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек явился к Сальману, Билялу и Сухайбу,[2392] они стали восклицать: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!»[2393] – что же касается Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то он сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!»[2394] А потом он пришёл к пророку, Глава 326. О выражениях, использование которых нежелательно 997. Передают со слов ‘Аиши и Сахля бин Хунайфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, – Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох /Хабусат нафси/», но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания /Лякысат нафси/».[2396] Улемы говорят: – “Хабусат” значит “гасийат” и означает это то же, что и “лякысат” – быть плохим, но использовать слово “хубс” нежелательно.[2397] 998. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, 999. Передают со слов Ва’иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, что пророк,
– Не говорите “карм”, но говорите “‘инаб”[2400] и “хабаля[2401]”.[2402] Запрет на использование слова “карм” объясняется тем, что так называли виноград во времена джахилийи, а некоторые называют его так и по сей день, но пророк, 1000. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Если скажет человек: «Пропали (эти) люди![2403]» – (значит,) он является самым пропащим из них /ахляку-хум/[2404].[2405] В большинстве случаев слово “ахляку” стоит в родительном падеже. Правильность этого подтверждает другая версия этого хадиса, которая приводится в “Хилйат аль-аулийа”, а именно – в жизнеописании Суфйана ас-Саури, где сказано: «…(значит,) он относится к числу самых пропащих из них /фа-хуа ми ахляки-хим/». В своём труде “Аль-джам‘ байна-с-Сахихайн” имам Абу ‘Абдуллах аль-Хумайди пишет: – В первой версии этого хадиса сообщается, что один из передатчиков сказал: «Я не знаю, в винительном /ахляка/[2406] или в родительном /ахляку/ падеже стоит это слово». Аль-Хумайди пишет, что в большинстве случаев это слово передаётся в форме родительного падежа. Аль-Хумайди сказал: «Речь идёт о человеке, который говорит такие слова, желая выразить презрение по отношению к людям и подчеркнуть своё превосходство над ними, ибо он не знает, что предопределено людям Аллахом Всевышним».[2407] В своём труде “Ма‘алим ас-сунан” аль-Хаттаби пишет: – Это значит, что такой человек постянно осуждает людей, упоминает об их недостатках и говорит: «Эти люди погрязли в пороках и погибли». Если человек поступает так, значит, он является самым пропащим из них, иначе говоря, находится в наихудшем положении, поскольку понесёт бремя греха за то, что порочил людей и злословил о них. Это может привести к тому, что человек станет считать себя достойнее и лучше других, вследствие чего он погибнет. Этот же хадис приводит Абу Дауд, который сказал: – Имам Малик сказал: «Если человек, который видит упущения людей в религиозных делах, говорит подобные слова, желая выразить своё сожаление в связи с этим, то я не вижу в этом ничего дурного. Если же он говорит это из тщеславия и презрения по отношению к людям, тогда такие слова следует считать порицаемыми и запретными». Эти слова, особенно с учётом того, что они принадлежат имаму Малику бин Анасу, да будет доволен им Аллах, являются лучшим и наиболее кратким толкованием приведенного выше хадиса.
1001. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, – Не говорите: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то», но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то»[2408].[2409] Как указывал аль-Хаттаби и другие улемы, пророк, Нежелательно говорить: «Нам был послан дождь благоларя такой-то планете», ибо если человек убеждён в том, что дождь посылает какая-нибудь планета, то это является проявлением неверия. Если же человек произносит такие слова, будучи убеждённым в том, что дождь посылает Аллах Всевышний, а вышеупомянутая планета служит только знаком, который указывает на выпадение дождя, неверным он не является. Однако и в этом случае он совершает нечто достойное порицания, поскольку такие слова произносили во времена джахилийи, а также потому, что это свидетельствует о склонности к неверию. Ранее мы уже приводили достоверный хадис, в котором указывается, что желательно говорить в случае выпадения дождя.[2410] Нежелательно говорить: «Если я поступлю так, то я – иудей (христианин)», или: «Если я поступлю так, то не имею ничего общего с исламом», или произносить другие слова, подобные этим. Дело в том, что если человек скажет так, и в самом деле намереваясь отречься от ислама, он сразу же станет неверным, и на него будут распространяться установления шариата, которые касаются вероотступников. Если же поступать так человек не намерен, то считать неверным его не следует, но он совершит нечто запретное. Это значит, что он должен будет принести покаяние, то есть немедленно отказаться от совершения этого греха, выразить сожаление по этому поводу, принять твёрдое решение никогда не возвращаться к этому впредь, попросить прощения у Аллаха Всевышнего и сказать: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Строго запрещается обращаться к мусульманину со словами «О неверный!» 1002. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, Если человек скажет своему брату (в исламе): «О неверный!» – это вернётся к одному из них[2411], и если тот[2412] таков, как о нём было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае (сказанное) вернётся к (тому, кто это сказал).[2413] 1003. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, – Если кто-нибудь обратится к человеку и назовёт его неверным или скажет: «Враг Аллаха!» – хотя (этот человек) таковым не является, это обязательно вернётся к (тому, кто произнесёт такие слова).[2414] Здесь приводится версия Муслима, и об этом же говорится в той версии этого халиса, которую приводит аль-Бухари. Если мусульманин призовёт проклятие на другого мусульманина и скажет: «О Аллах, лиши его веры!» – он совершит грех. Но станет ли проявлением неверия само по себе произнесение таких слов? Как указывает в своих фетвах кади Хусайн, наши товарищи, к лучшим из которых он принадлежит, придерживались двух мнений на этот счёт. Более верным представляется то мнение, согласно которому проявлением неверия это не является. Доводом в пользу этого могут служить слова Аллаха Всевышнего, Который поведал, что Мусса, Согласно указаниям Корана и единодушному мнению всех мусульман, если неверные вынудят мусульманина произнести слова, несовместимые с верой, это не значит, что его следует считать неверным. Однако поступит ли человек наилучшим образом, если произнесёт такие слова, чтобы спасти себя от казни? На этот счёт наши товарищи высказывали пять разных мнений, правильным же следует считать, что лучше пойти на смерть, но не произносить таких слов. На это указывают достоверные хадисы и известные поступки некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Другие считают, что предпочтительнее произнести такие слова, чтобы спасти себя от смерти. По мнению третьих, если сохранение жизни человека может принести пользу мусульманам, например, в том случае, когда есть основания надеяться, что он сумеет отомстить врагам, или станет выполнять установления шариата, лучше произнести такие слова, в противном же случае лучше смириться со смертью. Как полагают четвёртые, если человек относится к числу улемов или таких людей, которые служат примером для других, лучше принять смерть, чтобы другие люди не впали в соблазн. И, наконец, по мнению пятых, если человеку угрожают смертью, он должен произнести такие слова, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и не ввергайте сами себя в погибель…}[2417], однако подобное мнение является весьма слабым.[2418] Если мусульманин заставит произнести слова обоих свидетельств неверного, захваченного в плен во время военных действий, ислам такого человека будет действительным,[2419] поскольку в подобных случаях принуждение является правомерным. Если же человек относится к числу находящихся под защитой[2420], то после вынужденного произнесения свидетельств ислам его действительным не будет, поскольку мы взяли на себя обязательство ни к чему не принуждать их, и поэтому принуждение будет неправомерным. Однако некоторые придерживаются слабого мнения, считая, что ислам такого человека будет действительным, поскольку мусульманин принудил его к тому, что соответствует истине. Не следует считать мусульманином такого неверного, который, рассказывая о чём-либо, без принуждения произнесёт слова обоих свидетельств, например, если он скажет: «Я слышал, как Зайд сказал: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха”». Если же неверного призовёт к этому мусульманин, который предложит ему: «Скажи: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха”», и тот произнесёт эти слова, он станет мусульманином. Согласно правильному мнению, которого в большинстве своём придерживаются наши товарищи, если неверный произнесёт слова обоих свидетельств не в ходе рассказа и не по принуждению, то он станет мусульманином. Однако некоторые считают, что в подобном случае неверный не станет мусульманином, поскольку существует вероятность, что он передавал слова другого человека. Мусульманского правителя нельзя именовать преемником или же наместником Аллаха /халифат Аллах/. Обращаясь к правителю, следует называть его халифом, преемником посланника Аллаха, Имам Абу Мухаммад аль-Багави, да помилует его Аллах, пишет в “Шарх ас-сунна”: – Даже если мусульманский правитель не следует примеру справедливых правителей, нет ничего дурного в том, чтобы называть его повелителем правоверных или халифом, поскольку он правит мусульманами, и они подчиняются ему. Его называют халифом, то есть преемником только потому, что он сменил своего предшественника и занял его место. После Адама и Дауда, да благословит и да приветствует Аллах их обоих, никого не следует называть наместником Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Поистине, Я помещу на земле наместника[2421]…}[2422] Аллах Всевышний также сказал: {О Дауд! Поистине, Мы поставили тебя наместником на земле…}[2423] Передают со слов Ибн Абу Муляйки[2424], что, когда один человек обратился к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, сказав: «О наместник Аллаха!» – тот возразил ему: «Я – преемник Мухаммада, Сообщается, что, когда один человек, обратившийся к ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азизу, да будет доволен им Аллах, сказал: «О наместник Аллаха!» – тот сказал ему в ответ: «Горе тебе, ты слишком далеко хватил! Мать назвала меня ‘Умаром, и если бы ты обратился ко мне по этому имени, я принял бы это. Потом я вырос, и мне дали кунью Абу Хафс, и если бы ты обратился ко мне так, я принял бы это. Потом вы вручили мне власть над вами и стали называть меня повелителем правоверных, и если бы ты назвал меня так, я принял бы это». В своём труде “Аль-ахкам ас-султанийа” шафиитский факих кади Абу-ль-Хасан аль-Маварди аль-Басри пишет: «Правителя называют халифом ввиду того, что он является преемником посланника Аллаха, Абу-ль-Хасан аль-Маварди также сказал: – Улемы расходились во мнениях относительно того, разрешается ли нам говорить “наместник Аллаха”. Некоторые считали это допустимым, поскольку правитель судит людей по законам Аллаха, а также потому, что Аллах Всевышний сказал: {Он – Тот, Кто сделал вас на земле преемниками…}[2425] Однако в большинстве своём улемы воздерживались от использования таких слов и считали тех, кто их произносит, нечестивцами. По единодушному мнению всех улемов, первым, кого стали называть повелителем правоверных, был ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Что же касается мнения некоторых невежд, которые считали, что первым так стали называть Мусайлиму[2426], то это – явная ошибка и проявление чудовищного невежества, поскольку их утверждения противоречат единодушному мнению улемов. В своём труде под названием “Аль-исти‘аб фи асма ас-сахаба” имам Абу ‘Умар бин ‘Абд аль-Барр объясняет, почему ‘Умара, да будет доволен им Аллах, стали первым называть повелителем правоверных, и упоминает о том, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, называли преемником посланника Аллаха, Правителя строго запрещается называть шахиншахом, поскольку это означает “царь царей” и говорить так можно только Аллаха Всевышнего, слава Ему. 1004. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, В “Книге об именах” мы уже указывали, что Суфйан бин ‘Уйайна сказал: «(Слова) “малик аль-амляк” означают то же, что и “шахиншах”». Об использовании при обращении к людям слова “господин” /сайид/ Знай, что слово “господин” используется при обращении к тому, кто занимает более высокое положение, чем его соплеменники, например, при обращении к вождю или к человеку, выделяющемуся своими достоинствами среди прочих. Оно может использоваться при обращении к кроткому человеку, который не проявляет свой гнев, а также при обращении к благородному человеку, правителю или мужу. Об использовании этого слова при обращении к достойным людям упоминается во многих достоверных хадисах. 1005. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я видел, как пророк, 1006. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Люди из племени) бану курайза согласились, чтобы судьбу их решил Са‘д бин Му‘аз[2430], после чего пророк, 1007. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, скажи, может ли человек убить постороннего мужчину, если застанет его со своей женой?» – и посланник Аллаха, Что же касается запрета на использование этого слова при обращении, то об этом говорится в хадисе, который приводится ниже. 1008. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Объединить эти хадисы друг с другом можно следующим образом: использовать слова “Господин”, “О господин мой” или подобные им формы обращения разрешается в тех случаях, когда обращаются к человеку, который превосходит других своим благочестием, или является более знающим или отличается другими достоинствами. Если же человек является нечестивцем или подозревается в том, что он пренебрегает своими религиозными обязанностями, обращаться к нему так нежелательно. Подобные указания в своём труде “Ма‘лим ас-сунан” приводит имам Абу Суляйман аль-Хаттаби. Нежелательно, чтобы, обращаясь к своему хозяину, невольник говорил “рабби /господин мой/”[2436], – пусть говорит “мой хозяин /сайиди/” или “мой покровитель /мауляйа/”. Хозяину же нежелательно говорить “мой раб /‘абди/” или “моя рабыня /амати/”, и поэтому пусть каждый хозяин говорит “фатайа /мой слуга/”, “фатати /моя служанка/” и “гулями /мой слуга/”. 1009. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|