Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 39 глава
В главе о наущениях шайтана мы уже приводили хадис, в котором сообщалось, что однажды люди сказали: «О посланник Аллаха, , некоторые из нас ощущают то, о чём опасаются даже и говорить», (на что пророк, ,) ответил так: «Это и есть чистая вера».[2286] К этой теме имеют отношение и другие хадисы и сообщения, которые приводились нами ранее. Простительность произнесения подобных слов в душе объясняется тем, что человек не может избежать этого. Что же касается постоянного их произнесения, то этого можно избежать, и поэтому постоянно произносить такие слова предаваться этому сердцем запретно. Это значит, что какие бы мысли, связанные с хулой и прочими запретными вещами,[2287] ни приходили тебе на ум, ты обязан их отвергать их, пытаясь найти такие объяснения, которые избавят тебя от подобных мыслей. Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии}.[2288] Иблису верить нельзя, и поэтому не следует плохо думать о человеке, если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное. Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнёт думать о недостатках людей, и начать внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность всё схватывать на лету, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха. Однако если человек осуществит это, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана. Если нечто подобное тебе скажет справедливый человек, тебе не следует ни верить ему, ни объявлять его слова ложью, чтобы не думать плохо ни о ком из этих двоих людей. В тех случаях, когда ты начинаешь плохо думать о ком-либо из мусульман, тебе следует проявлять о нём ещё больше заботы и относиться к нему с ещё большим уважением. Дело в том, что это вызовет гнев шайтана и оттолкнёт его от тебя, поскольку он перестанет внушать тебе подобные мысли из опасений перед тем, что ты станешь обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таким образом, если ты узнаешь об оплошности мусульманина, в чём у тебя не останется никаких сомнений, тебе следует тайно дать ему добрый совет, и да не обманет тебя шайтан, который станет побуждать тебя к тому, чтобы ты порочил этого человека. Если тебе придётся увещевать человека, который допустил оплошность, ты не должен радоваться тому, что тебе известно о его недостатке, в силу чего, как тебе может показаться, он будет должен смотреть на тебя с уважением, а ты на него – с пренебрежением. Нет, ты должен стремиться к тому, чтобы он прекратил совершать греховные поступки, и испытывать такое же огорчение, как и в том случае, если бы какой-нибудь недостаток появился у тебя самого. Более того, твоё желание, чтобы человек сам избавился от своего недостатка, должно быть более сильным, чем желание, чтобы он избавился от него благодаря твоему увещеванию».
Мы уже упоминали о том, что человеку, который начинает плохо думать о ком-нибудь другом, следует пресекать подобные мысли, если он не преследует целей, одобряемых шариатом. Если же он преследует такую цель, то думать о недостатках человека и удерживать других людей от повторения его ошибок разрешается. Примером может служить отвод показаний свидетелей или некоторых передатчиков хадисов, а также ряд иных случаев, на которые мы уже указывали выше[2289].
Глава 315. Искупление хулы и принесение покаяния за неё Знай, что каждому, кто совершит какой-либо грех, следует поспешить принести за него покаяние. Если прегрешение касается только совершившего его раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, покаяние должно удовлетворять трём условиям: во-первых, человеку следует немедленно отказаться от совершения такого греха, во-вторых – раскаяться[2290] в том, что он совершил это, и, в-третьих – принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь. В том случае, когда совершённый грех так или иначе ущемляет права других людей, необходимо, чтобы покаяние удовлетворяло ещё и четвёртому условию. Суть его состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от этого прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, их следует вернуть[2291] владельцу или же попросить у него прощения и очистить свою совесть. Хулителю следует принести покаяние, удовлетворяющее всем четырём упомянутым выше условиям, поскольку хула ущемляет права другого человека. Хулитель должен попросить прощения у того, кого он опорочил, но достаточно ли будет, чтобы он сказал: «Я плохо отзывался о тебе, прости же меня», или ему следует упомянуть о том, что именно говорил? Последователи имама аш-Шафи‘и высказывали два мнения на этот счёт. Одни считали, что хулитель должен сказать другому человеку, что именно он говорил, если же тот простит его и без этого, покаяние будет недействительным, как и в тех случаях, когда прощение получает человек, который приносит покаяние, не упоминая о том, какое именно имущество он присвоил. По мнению других, обязательным условием это не является, поскольку в подобных случаях разрешается проявлять снисходительность[2292], а это значит, что, в отличие от таких случаев, когда дело касается незаконно присвоенного имущества, знание о том, что именно было сказано, обязательным условием не является. Первое мнение ближе к истине, поскольку даже снисходительный человек может простить не всякую хулу. Из этого следует, что в случае смерти или отсутствия опороченного человека принести покаяние за хулу будет невозможно, однако улемы говорили, что в подобных обстоятельствах виновный должен часто просить Аллаха Всевышнего о прощении, обращаться к Нему с мольбами и совершать как можно больше добрых дел.
Знай, что опороченному человеку желательно простить хулителя, но, поскольку это является добровольным делом, поступать так он не обязан, и в подобных случаях ему предоставляется право выбора. Однако простить его весьма и весьма желательно, чтобы освободить своего брата в исламе от бремени такого прегрешения и снискать великую награду и любовь Аллаха Всевышнего за прощение, ибо Аллах Всевышний сказал: {Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, * которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев, и прощают людям, (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!}[2293]Склонить свою душу к прощению можно путём напоминания ей о том, что всё уже произошло, и ничего изменить невозможно, а поэтому не следует упускать возможность получить награду Аллаха и избавить своего брата от бремени греха, ведь в Коране сказано: {Прощай, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных}[2294]. Указание на желательность этого есть и в сунне. 969. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему».[2295] Сообщается, что аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Шайтаном является тот, кто не соглашается,[2296] когда добиваются его согласия», а кому-то из наших предшественников принадлежат такие стихи:
Мне сказали: «Такой-то оскорбил тебя, а терпеть унижение для того, кто известен своей доблестью, позорно!» Я ответил: «Он пришёл к нам и представил свои оправдания, а мы считаем оправдание выкупом за грех». Все слова, побуждающие к прощению за хулу и приведенные нами выше, являются правильными. Что же касается сообщения о том, что Са‘ид бин аль-Мусаййиб сказал: «Я не прощу того, кто поступил со мной несправедливо», или сообщения о том, что Ибн Сирин сказал: «Не я запрещал ему возводить хулу, чтобы разрешать это. Хулу объявил запретной Аллах Всевышний, и я никогда не разрешу того, что было запрещено Аллахом Всевышним», то эти сообщения либо являются слабыми, либо ложными. Кроме того, человек, который прощает хулителя, не объявляет запретное дозволенным, а только отказывается от своего законного права[2297], но известно множество айатов Корана и хадисов, указывающих на желательность прощения и отказа от своих прав в подобных случаях. Если же считать, что Ибн Сирин хотел сказать, что он никогда не разрешит поносить себя другим, то его слова верны, ведь даже если человек скажет: «Я разрешил поносить меня тому, кто злословил обо мне», хула дозволенной не станет, ибо порочить его запрещается любому другому человеку, как и ему запрещается порочить других людей. 970. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , спросил людей: – Сможет ли кто-нибудь из вас стать таким, как Абу Дамдам, который, выйдя из своего дома, говорил: «Поистине, я пожертвовал свою честь людям и я не потребую возмещения у того, кто поступит со мной несправедливо, ни в мире дольнем, ни в мире вечном»?[2298] Такие слова позволяют заранее снять бремя греха с другого человека и избавляют от необходимости прощать его. Если же впоследствии он снова совершит нечто подобное, тогда необходимо простить его ещё раз, обращаясь за помощью к Аллаху. Глава 316. Распространение сплетен Мы уже говорили о запретности распространения сплетен, приводили соответствующие указания шариата, упоминали о том, что грозит сплетникам, и разъясняли, в чём состоит истинная суть этого прегрешения. Все эти вопросы разбирались нами вкратце, а сейчас мы приведём дополнительные объяснения. Имам Абу Хамид аль-Газали, да помилует его Аллах, пишет: – В большинстве случаев распространением сплетен /намима/ именуется передача чьих-либо слов тому, о ком это говорят. В пример можно привести такой случай, когда один человек говорит другому: «Такой-то говорит о тебе то-то». Однако этим дело не ограничивается, и распространением сплетен следует считать любое открытое упоминание о том, о чём упоминать нежелательно, независимо от того, кто не желает этого – тот, о ком передают что-либо, тот, кому это передают, или какое-нибудь третье лицо. Не имеет значения также способ передачи, будь то речь, письменное упоминание, намёк, знак или что-нибудь ещё, как не имеет значения то, о словах или о делах кого-либо говорит передающий, равно как и то, о недостатках или о чём-нибудь другом идёт речь. В любом случае истинная суть распространения сплетен заключается в разглашении тайны и раскрытии того, что раскрывать нежелательно. Из этого следует, что человек должен воздерживаться от разглашения сведений о делах других людей, за исключением таких случаев, когда упоминание об этом может принести пользу кому-либо из мусульман или удержать человека от совершения греха. Так, например, если кто-нибудь увидит, как человек прячет принадлежащее ему имущество, и расскажет об этом другим, это будет распространением сплетен. Ниже упоминается о том, как обязан поступить каждый, кому сплетник скажет: «Такой-то сказал о тебе то-то».
1. Не следует верить сплетнику, поскольку такой человек является нечестивцем, сообщения которого должны отвергаться. 2. Необходимо предпринять попытку удержать сплетника от совершения подобных действий, дать ему добрый совет и указать на омерзительность его поступка. 3. Поскольку такой человек ненавистен Аллаху, его следует возненавидеть ради Аллаха Всевышнего, ибо проявлять ненависть ради Аллаха обязательно. 4. Не следует плохо думать о человеке, о котором говорят что-то дурное, ибо Аллах Всевышний сказал: {Избегайте многих подозрений …}[2299] 5. Что бы тебе ни рассказывали, это не должно побуждать тебя к выслеживанию и попыткам выяснения истинного положения дел, ибо Аллах Всевышний сказал: {…не выслеживайте…}[2300] 6. Никто не должен внутренне соглашаться с тем, что запрещается сплетнику, или передавать его слова другим. Сообщается, что, когда один человек подал жалобу халифу ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азизу, да будет доволен им Аллах, ‘Умар сказал ему: – Если хочешь, мы рассмотрим твоё дело. Если ты являешься лжецом, то относишься к числу тех, о ком в одном из айатов Корана сказано так: {Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это)…}[2301] Если ты говоришь правду, то относишься к числу тех, о ком в других айатах сказано так: {И не подчиняйся всякому клянущемуся часто презренному, * злословящему[2302] и сплетничающему…}[2303], а если хочешь, мы простим тебя». Выслушав его, этот человек воскликнул: «Прости, о повелитель правоверных, я больше никогда не буду поступать так!» Передают, что, когда один человек подал ас-Сахибу бин ‘Убаду записку, побуждая его отобрать имущество у какого-то сироты, владевшего значительным состоянием, ас-Сахиб написал на обратной стороне этой записки следующее: «Сплетня отвратительна, даже если сказанное соответствует действительности. Что касается покойного, то да помилует его Аллах, что касается сироты, то да поможет ему Аллах, имущество – дар Аллаха, и да проклянёт Аллах того, кто старается его присвоить!» Глава 317. О том, что передавать разговоры и речи людей представителям власти [2304] запретно, если только это не обусловлено необходимостью, которая вызвана страхом перед распространением порока или иными подобными вещами 971. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передаёт мне ни о ком другом (из них),[2305] ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем».[2306] Глава 318. О том, что запрещается порочить подтверждаемое шариатом происхождение людей [2307] Аллах Всевышний сказал: {И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!}[2308] 972. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Два (дела, совершаемые) людьми, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других) и громкие причитания по покойному»[2309].[2310] Глава 319. Запрещается превозноситься над людьми Аллах Всевышний сказал: {Не обеляйте же[2311] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым}.[2312] 973. Передают со слов сподвижника ‘Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний ниспослал мне в откровении, что вам (следует) проявлять смирение, чтобы ни один из вас не притеснял другого и не выхвалялся перед другим».[2313] Глава 320. Запретно открыто радоваться [2314] несчастью мусульманина 974. Сообщается, что Василя бин аль-Аска‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, , сказал: «Не радуйся открыто несчастью, (постигшему) твоего брата, иначе Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя».[2315] Глава 321. Запретно проявлять презрение по отношению к мусульманам и насмехаться над ними Аллах Всевышний сказал: {(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню[2316], (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей[2317], и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах, и им (уготовано) мучительное наказание}.[2318] Аллах Всевышний также сказал: {О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над (другими) людьми – может быть, те лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами – может быть, те лучше их. Не хулите самих себя и не давайте друг другу прозвища…}[2319] Аллах Всевышний также сказал: {Горе каждому клеветнику, хулителю…}[2320] Что касается достоверных хадисов, имеющих отношение к теме этой главы, то количество их учёту не поддаётся. Все улемы единодушны во мнении о том, что запретно проявлять презрение по отношению к мусульманам и насмехаться над ними, а Аллах знает об этом лучше. 975. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[2321] друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу[2322] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, богобоязненность же скрыта здесь – и он трижды указал (рукой) себе на грудь, – а для того, чтобы причинить вред (себе же), достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату в исламе[2323]. И для каждого мусульманина неприкосновенными (должны быть) жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»[2324] “Наджш” (взвинчивание цены): взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда на самом деле человек не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным. “Тадабур” (отглагольное имя от “тадабара” – поворачиваться друг к другу спиной): имеется в виду такой случай, когда один человек отворачивается от другого и покидает его, в результате чего тот как бы остаётся у него за спиной. 976. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» (На это пророк, ,) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен[2325], и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям[2326]».[2327] Глава 322. Строгое запрещение лжесвидетельства Аллах Всевышний сказал: «…избегайте лживых речей…»[2328] Аллах Всевышний также сказал: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!»[2329] 977. Сообщается, что Абу Бакра Нуфай‘ бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) посланник Аллаха, , спросил (людей): «Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?» – (и повторил этот вопрос) трижды. Мы стали говорить: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это –) многобожие и непочтительность по отношению к родителям». (Говоря это, пророк, ,) полулежал, опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, (это –) клеветнические речи и лжесвидетельство!»[2330] – и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О, если бы он умолк![2331]»[2332] Есть много других хадисов, имеющих отношение к теме этой главы, но достаточно и того, что было приведено нами выше. Что же касается улемов, то они единодушны во мнении о том, что лжесвидетельствовать строго запрещается. Глава 323. О том, что запретно попрекать людей подарками, равно как и иными подобными вещами Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и (причинением) обид…}[2333] Толкователи Корана указывали, что это означает: не уничтожайте свою награду за подаяние. 978. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание». (Абу Зарр сказал): «И посланник Аллаха, , повторил эти слова трижды». Абу Зарр воскликнул: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?» (Пророк, ,) сказал: «Опускающий (края одежды до земли), попрекающий (своими благодеяниями людей) и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв».[2334] Глава 324. О запретности призывания проклятий 979. Передают со слов Сабита бин ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, который относился к числу тех, кто давал клятву под деревом[2335], что посланник Аллаха, , сказал: «…(человек,) проклявший верующего (совершил грех), подобный его убийству…»[2336] 980. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не должен правдивейший быть проклинающим».[2337] 981. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День воскресения»[2338].[2339] 982. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не проклинайте друг друга (и не призывайте на других) ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни огонь[2340]».[2341] 983. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное[2342], ни сквернословить».[2343] 984. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, когда раб (Аллаха) проклинает что-либо, это проклятие поднимается к небу, но небесные врата закрываются перед ним.[2344] Затем оно опускается на землю, но и врата (земли) закрываются перед ним, после чего (это проклятие) направляется направо и налево, возвращаясь к проклинаемому в том случае, когда не находит (никакого иного пути), и (настигая его), если он заслуживает этого, в противном же случае оно возвращается к тому, кто его произнёс».[2345] 985. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Если человек незаслуженно проклянёт что-либо, это проклятие падёт на него самого».[2346] 986. Сообщается, что ‘Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Как-то раз, когда посланник Аллаха, , находился в пути, одна женщина из числа ансаров, которая сидела верхом на своей верблюдице, прокляла её, находясь в состоянии раздражения.[2347] Услышав это, посланник Аллаха, , велел: «Возьмите то, что на ней есть, и оставьте её,[2348] ибо, поистине, она проклята!» ‘Имран сказал: «И я будто и сейчас вижу, как она беспрепятственно ходит среди людей».[2349] Несмотря на то, что улемы расходились во мнениях относительно того, являлся ли мусульманином и сподвижником Хусайн, отец ‘Имрана, однако на самом деле он принял ислам и относился к числу сподвижников, в силу чего я и сказал: «…да будет доволен Аллах ими обоими…» 987. Сообщается, что Абу Барза Надля бин ‘Убайд аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал: – Однажды какая-то девушка, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, увидела пророка, , (в то время, когда) они[2350] проезжали по узкой горной дороге, и воскликнула: «Халь![2351] О Аллах, прокляни её!» – и тогда пророк, , сказал: «Верблюдица, на которой лежит проклятие, не должна идти вместе с нами». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Верблюдица, на которой лежит проклятие Аллаха Всевышнего, не должна идти вместе с нами».[2352] Знай, что смысл этого хадиса может внушить сомнения[2353], (хотя на самом деле) ничего трудного в нём нет. Имелся в виду только запрет на пребывание вместе с ними этой верблюдицы, тогда как ни продавать её, ни резать (на мясо), ни ездить на ней в тех случаях, когда среди путников не было пророка, , не запрещалось. Таким образом, все эти действия, равно как и некоторые другие, являются дозволенными, и запрещено было только одно, что же касается прочего, то всё осталось без изменений, а Аллах знает (об этом) лучше. О том, что разрешается проклинать грешников, не называя их по именам В достоверных хадисах сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах проклял подвязывающую и ту, что просит подвязать[2354]»[2355], и что он сказал: «Аллах проклял того, кто обращается к ростовщику»[2356], и что он сказал: «Да проклянёт Аллах создающих изображения[2357]»[2358], и что он сказал: «Аллах проклял изменяющих межевые знаки[2359]»,[2360] и что он сказал: «Да проклянёт Аллах вора, крадущего (хотя бы куриное) яйцо»,[2361] и что он сказал: «Да проклянёт Аллах того, кто проклял своих родителей, и да проклянёт Аллах того, кто принёс жертву не Аллаху»,[2362] и что он сказал: «…и тот, кто совершит в ней[2363] грех или предоставит убежище совершившему грех, будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми…»,[2364] и что он сказал: «О Аллах, прокляни (людей из племён) ри‘ль, закван и бану ‘усаййа,[2365] которые ослушались Аллаха Всевышнего и Его посланника!»[2366] – и что он сказал: «Да проклянёт Аллах тех иудеев, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения»,[2367] и что он сказал: «Да будут прокляты женоподобные мужчины[2368] и мужеподобные женщины».[2369] Все эти слова взяты из достоверных хадисов, часть которых приводится в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, а часть – только в одном или другом из них. Эти хадисы приводятся мною без упоминания их передатчиков ради краткости. 988. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз), увидев осла, на морде которого было выжжено клеймо, пророк, , воскликнул: «Да проклянёт Аллах того, кто заклеймил его!»[2370]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|