Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 41 глава
В одной из версий этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, , сказал: «…и пусть никто из вас не говорит “рабби”, а говорит “сайиди” или “мауляйа”». В другой версии этого хадиса, которую также приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит “мой раб” или “моя рабыня”, ибо все вы являетесь рабами (Аллаха), и пусть раб не говорит “рабби” – пусть говорит “сайиди”». В третьей версии этого хадиса, которую также приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит “мой раб” или “моя рабыня”, ибо все вы являетесь рабами Аллаха, а все женщины – рабыни Аллаха. Пусть (каждый хозяин) говорит “гулями” и “джарийати /моя служанка/”, “фатайа” и “фатати”». Улемы указывали, что использовать слово “Рабб” с “алифом” и “лямом”[2438] можно лишь в том случае, когда речь идёт об Аллахе Всевышнем. Если же используется изафетное сочетание[2439], то можно говорить “раббу-ль-маль /хозяин имущества/”, или “раббу-д-дар /хозяин дома/”, или использовать иные подобные словосочетания. Указанием на это служат приводимые ниже хадисы. 1010. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил пророка, , о (том, что следует делать с) найденным имуществом. Посланник Аллаха, &, сказал: «(Сначала) узнай, (кому принадлежит) верёвка, (которой связано) найденное (или: сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (пророк, ,) разгневался так, что щёки его покраснели (или: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?![2440] Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!»[2441]
1011. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: – Не настанет Час этот до тех пор, пока не умножатся ваши богатства до такой степени, (что вам некуда будет их девать,) а обладатель богатства /раббу-ль-мали/ будет озабочен поисками того, кто принял бы от него милостыню, когда же он станет предлагать её, тот, кому он её предложит, скажет: «Я не нуждаюсь (в ней)».[2442] В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что как-то раз ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «…хозяин небольшого стада верблюдов и овец /раббу-с-сураймати ва-ль-гунаймати/…», и можно найти много других подобных примеров в известных хадисах. Известно, что знатоки шариата используют подобные фразы. Улемы указывали, что рабу нежелательно обращаться к своему хозяину со словами “рабби /господин мой/”, поскольку, говоря так, он как бы придаёт сотоварища Аллаху Всевышнему, Который является Единственным Господом. Теперь что касается хадиса, в котором упоминается, что посланник Аллаха, , сказал: «…так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин /рабб/ смог сам найти их!» – или сообщения о том, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «…хозяин небольшого стада верблюдов”, или иных таких же случаев. Эти выражения использовались ввиду их сходства с вышеупомянутыми словосочетаниями “хозяин имущества” и “хозяин дома”, в использовании которых определённо нет ничего нежелательного. Что же касается приводимых в Коране слов Йусуфа: {Так упомяни обо мне в присутствии твоего господина…}[2443], то на вопрос о том, почему здесь использовано слово “рабб”, есть два ответа:
1. Человек, которому это было сказано, знал, о чём идёт речь, а в случае необходимости говорить так разрешается. Примером может служить другой айат, в котором сообщается, что Муса, , сказал самаритянину: {Так посмотри же на своего бога…}[2444] Это значит: посмотри на того, кого ты избрал для себя богом. 2. Это было узаконено для членов религиозных общин, которые существовали до нас, а действия таких религиозных установлений не могут распространяться на нас лишь тогда, когда в шариате имеются противоречащие им указания, но в данном случае таких указаний нет. Знатоки основ религии расходились во мнениях лишь о том, является ли узаконенным для нас то, что было узаконено для членов прошлых религиозных общин, если шариат не одобряет и не отвергает этого. О запретности поношения ветра В главе под названием “Что желательно говорить, если поднимется сильный ветер”[2445] мы уже приводили два хадиса, в которых указывалось на запретность поношения ветра и указывалось, что желательно говорить в таких случаях, когда поднимается сильный ветер. Нежелательно также поносить горячку. 1012. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) посланник Аллаха, , зашёл к Умм ас-Са’иб (или: Умм аль-Мусаййаб) спросил (её): «Почему ты дрожишь, о Умм ас-Са’иб (или: Умм аль-Мусаййаб)?» Она ответила: «(Из-за) горячки, да не благословит её Аллах!» (На это пророк, ,) сказал: «Не поноси горячку, ибо, поистине, она удаляет грехи сынов Адама подобно кузнечному меху, удаляющему окалину из железа!»[2446] О запретности поношения петуха 1013. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не поносите петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы!»[2447] О том, что запретно взывать к Аллаху так, как это было принято делать во времена джахилийи 1014. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не относятся к нам люди, бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи[2448] и взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи[2449]!»[2450] В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «…или разрывающие на себе рубахи, или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи!»
Нежелательно называть мухаррам сафаром,[2451] поскольку это относится к числу обычаев джахилийи.[2452] Запрещается обращаться к Аллаху с мольбами о прощении за тех, кто умер неверным. Аллах Всевышний сказал: {Не подобает пророку и тем, кто уверовал, просить прощения для многобожников после того, как им стало ясно, что те станут обитатели огня, даже если они и являются их родственниками}.[2453] Указанием на это являются также некоторые хадисы и единодушное мнение всех членов мусульманской общины. Запрещается поносить мусульманина в случае отсутствия такой причины, которая по шариату является основанием для того, чтобы считать поношение допустимым. 1015. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Маc‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии»[2454].[2455] 1016. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Что бы ни говорили два человека, которые поносят друг друга, (бремя греха за это понесёт) тот из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит[2456]».[2457] Достойно порицания то, что, обращаясь к своим противникам во время тяжбы, люди нередко называют их ослами, козлами или собаками. Это отвратительно по двум причинам: во-первых, такие слова являются ложью, а во-вторых, они причиняют обиду другому человеку. Если же в подобных обстоятельствах кто-нибудь назовёт своего противника несправедливым, это можно считать простительным в силу самой сути тяжбы. Кроме того, в большинстве случаев это соответствует действительности, поскольку мало кто из людей не проявляет несправедливости по отношению к самому себе или к другим людям. Как указывает ан-Наххас, по мнению некоторых улемов, нежелательно говорить: «Не было со мной ни одного создания, кроме Аллаха», поскольку форма этой фразы делает её отвратительной. Исключение предполагает непрерывность изложения, но в данном случае это невозможно, поскольку на самом деле тот, кто говорит так, вкладывает в свои слова следующий смысл: «Не было со мной ни одного создания, но Аллах был со мной», что соответствует смыслу слов Аллаха Всевышнего: {Он – с вами, где бы вы ни были…}[2458] Таким образом, следует говорить: «Не было со мной никого, кроме Аллаха Всевышнего, слава Ему».
Как указывает ан-Наххас, один из наших праведных предшественников считал, что постящемуся нежелательно говорить: «Клянусь правом печати, наложенной на мои уста», приводя в качестве довода указание на то, что печати наложены на уста неверных, однако такой довод является спорным. В данном случае более подходящим доводом послужило бы указание на то, что запретно клясться чем бы то ни было, кроме Аллаха Всевышнего, о чём, если пожелает Аллах, речь пойдёт ниже. Следовательно, произносить такие слова запретно по указанной нами причине и ввиду того, что в подобном случае человек без всякой необходимости во всеуслышание заявляет о том, что соблюдает пост, а Аллах знает об этом лучше. О том, что двоим собеседникам запрещается перешёптываться в присутствии третьего 1017. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если вас будет трое, пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего, пока не присоединитесь к (другим) людям, ибо это огорчит его».[2459] 1018. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если (людей) будет трое, пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего».[2460] Этот хадис приводится также в “Сунан” Абу Дауда, где сказано: – Абу Салих[2461] сказал: «Я спросил Ибн ‘Умара: “А (если их будет) четверо?” – и он ответил: “(Тогда это) не повредит тебе”».[2462] О том, что жене запрещается описывать мужу или иному человеку прелести другой женщины, если только он не нуждается в этом для осуществления соответствующей шариату цели, например, для женитьбы 1019. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не следует одной женщине (сначала) прикасаться к другой[2463], а потом описывать её своему мужу, (чтобы получилось так,) будто он сам на неё смотрит».[2464] Как уже указывалось выше,[2465] нежелательно говорить молодожёну: «Согласия и сыновей!» Согласно сунне, в подобных случаях следует говорить: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения! /Баракя-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя!/» Ан-Наххас передал, что факих Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа сказал: – Человеку, который охвачен гневом, нежелательно говорить: «Помни об Аллахе Всевышнем», из страха перед тем, что гнев может привести его к неверию. По той же причине человеку, охваченному гневом, нежелательно говорить: «Призови благословение на пророка, ».
Наиболее отвратительными из числа достойных порицания слов являются такие слова, которые произносят многие люди, когда хотят принести клятву, но страшаться говорить: «Клянусь Аллахом», так как не желают становиться клятвопреступниками или испытывают крайнее благоговение перед Аллахом. Руководствуясь этими соображениями, они произносят слова: «Аллах знает, что именно так и было», или говорят нечто подобное, однако такие фразы таят в себе опасность. В них нет ничего дурного, если человек уверен, что сказанное им соответствуют действительности, если же он сомневается в этом, то их следует считать наиболее отвратительными. Дело в том, что в этом случае человек возводит ложь на Аллаха Всевышнего, ведь он утверждает, что Аллаху известно то, в чём сам он неуверен. Здесь есть и другая, ещё более отвратительная тонкость, суть которой состоит в том, что знание о чём-либо приписывается Аллаху Всевышнему, хотя это не соответствует действительности. В подобных случаях человек, который произносит эти слова, впадает в неверие, и поэтому следует остерегаться говорить так. Обращаясь к Аллаху с мольбами, нежелательно произнесить слова “О Аллах, помилуй меня, если захочешь” или “О Аллах, помилуй меня, если пожелаешь”, так как человеку следует проявлять решительность в просьбах. 1020. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь»,[2466] но проявляет решительность, ибо никто (и так) не может (ни к чему) принудить (Аллаха).[2467] В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, (сообщается, что пророк, , сказал): «…но пусть проявляет решительность и просит о многом[2468], ибо, поистине, нет ничего даруемого (Аллахом), что посчитал бы Он слишком большим». 1021. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Когда кто-нибудь из вас станет обращаться с мольбами к Аллаху, пусть проявляет решительность в просьбах и ни в коем случае не говорит: «О Аллах, если захочешь, даруй мне (это)», ибо, поистине, никто (и так ни к чему) не может принудить Его.[2469] Нежелательно клясться чем-либо, кроме имён и атрибутов Аллаха Всевышнего, будь то клятва пророком, , Каабой, ангелами, верностью, жизнью, духом и тому подобными вещами, но нежелательнее всего клясться верностью. 1022. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний запрещает вам клясться вашими предками, а тот, кто (хочет) поклясться, пусть клянётся Аллахом или молчит».[2470] В той версии (этого хадиса, которая приводится только) в “Сахихе” (Муслима, сообщается, что пророк, , сказал): «…а тот, кто (хочет) поклясться, пусть не клянётся (никем и ничем), кроме Аллаха, или молчит». Во многих хадисах строго запрещается клясться верностью. 1023. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не относится к нам тот, кто клянётся верностью».[2471] При заключении торговых сделок запрещается часто давать клятвы, даже если они и не являются ложными. 1024. Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Ни в коем случае не давайте много клятв (при заключении) торговой сделки, ибо, поистине, (сначала) это будет способствовать сбыту (товара, но) потом уничтожит (прибыль)».[2472] Нежелательно называть радугу луком Кузаха. 1025. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Не говорите “лук Кузаха”, ибо Кузах – это шайтан, но говорите “лук Аллаха” Всемогущего и Великого, ибо Он обеспечивает безопасность тех, кто живёт на Земле».[2473] Нежелательно, чтобы человек, который совершит грех или сделает нечто достойное порицания, кому-нибудь рассказывал об этом. В подобном случае он должен принести покаяние Аллаху Всевышнему, немедленно прекратить поступать так, выразить сожаление в связи с тем, что он совершил, и принять твёрдое решение не делать этого впредь. Покаяние человека будет действительным лишь в случае выполнения всех вышеупомянутых условий. Не будет ничего дурного, если тот, кто совершит грех, сообщит об этом своему шейху или кому-нибудь другому при условии, что этот человек может указать ему, как найти выход из создавшейся ситуации, или научить его тому, что позволит не совершать такого впредь, или подскажет ему, что послужило причиной совершения греха, или станет обращаться к Аллаху с мольбами за него, или сделает нечто подобное. Напротив, если грешник расскажет о своём грехе такому человеку, будет хорошо, а нежелательным упоминание об этом является лишь в таких случаях, когда это не принесёт никаой пользы. 1026. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Все члены моей общины будут избавлены[2474], за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью[2475], и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха»[2476]. [2477] Взрослому и дееспособному мусульманину запрещается говорить рабу другого человека, его жене, сыну, слуге или другим людям, занимающим подобное положение, то, что может испортить их, если только дело не касается побуждения к совершению одобряемого шариатом или удержания от порицаемого. Аллах Всевышний сказал: {Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…}[2478] Аллах Всевышний также сказал: {Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж}.[2479] 1027. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не имеет отношения к нам тот, кто обманул жену (другого) человека или его невольника[2480]».[2481] Если речь идёт о расходах на дела, угодные Аллаху Всевышнему, следует говорить “я израсходовал” или подбирать подобные этим слова. Так, например, следует говорить “Я израсходовал тысячу дирхемов на свой хаджж”, “Я израсходовал столько-то на гостей”, “Я израсходовал столько-то на обрезание сыновей”, “Я израсходовал столько-то на свадьбу” и так далее. С другой стороны, в подобных случаях не следует говорить то, что говорят многие простые люди, а именно “Принимая гостей, я потерял столь-кто”, “Совершив хаджж, я потерял столько-то”, “На своей поездке я потерял столько-то”. Короче говоря, когда речь идёт о делах, угодных Аллаху, следует говорить “Я израсходовал”, если же дело касается грехов и неподобающих поступков, следует говорить “Я потерял” или использовать другие фразы, подобные этой. Запрещается поступать так, как поступают во время молитвы многие люди, которые повторяют за имамом слова: {Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи…}[2482] Этого следует остерегаться, а один из наших товарищей сказал: «Если подобные действия совершаются не с целью чтения Корана, молитва становится недействительной». Это утверждение является спорным, и поэтому необходимо избегать таких вещей. Поступать так во время молитвы нежелательно, даже если она и не станет недействительной, а Аллах знает об этом лучше. Нежелательно просить ради Аллаха Всевышнего что-либо, кроме рая. 1028. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не следует просить ради Аллаха ничего, кроме рая».[2483] Нежелательно отказывать тому, кто просит или ходатайствует о чём-либо ради Аллаха Всевышнего. 1029. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас[2484], и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его[2485]».[2486] В большинстве своём улемы считают, что нежелательно говорить “Да продлит Аллах твою жизнь”. В своём труде “Сына‘ат аль-куттаб” Абу Джа‘фар ан-Наххас пишет: – По мнению некоторых улемов, нежелательно, чтобы мусульмане говорили “Да продлит Аллах твою жизнь”, тогда как некоторые другие считали это дозволенным. Исма‘ил бин Исхак сказал: – Первыми слова “Да продлит Аллах твою жизнь” стали писать безбожники. Сообщается, что Хаммад бин Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: – Обычно в начале письма мусульмане всегда писали: «От такого-то такому, а затем: мир тебе. Поистине, я воздаю хвалу Аллаху и прошу Его, чтобы Он благословил Мухаммада и семейство Мухаммада», но впоследствии безбожники стали начинать письма словами “Да продлит Аллах твою жизнь”. Следует считать правильным мнение, согласно которому не возбраняется говорить “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя” или “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Указанием на дозволенность произнесения таких слов независимо от того, являются ли родители мусульманами или неверными, служат достоверные хадисы, которые приводятся в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима и других сводах. Однако некоторые улемы считали, что если родители являются мусульманами, то говорить так нежелательно. Малик бин Анас считал, что нежелаетльно говорить “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”, но некоторые другие улемы считали это дозволенным. Кади ‘Ийад сказал: «В большинстве своём улемы считают это дозволенным независимо от того, мусульманином или неверным является тот, о ком идёт речь». На дозволенность этого указывают очень многие достоверные хадисы, часть которых приводится мною в комментарии к “Сахиху” Муслима. Достойны порицания такие вещи, как оспаривание /мура’/, спор /джидаль/ и тяжба /хусума/. Имам Абу Хамид аль-Газали сказал: «Оспаривание есть поношение тобой слов другого человека для выявления недостатков того, что было им сказано, когда цель подобного выявления заключается только в выражении презрения по отношению к тому, кто сказал что-либо, и подчёркивания собственного превосходства над ним. Споры, как правило, представляют собой попытки утверждения какого-либо мазхаба и достижения победы одного мазхаба над другим. Что же касается тяжб, то обычно они связаны с настойчивостью в речах, проявляемой ради защиты своих материальных или иных интересов. Тяжбу можно либо начать, либо вести в качестве возражения, тогда как оспаривание всегда выступает в качестве возражения». Знай, что иногда споры ведутся с помощью истинных доводов, а иногда – с помощью ложных. Аллах Всевышний сказал: {Ведите споры с людьми Писания только с помощью наилучшего[2487]…}[2488] Аллах Всевышний также сказал: {…и веди с ними[2489] спор, используя наилучшие (средства)}.[2490] Аллах Всевышний также сказал: {Только неверные ведут споры о знамениях Аллаха…}[2491] Похвальным является такой спор, который ведётся с позиций истины и преследует цель её утверждения. Если же цель спора состоит в том, чтобы отвергнуть истину, или если он ведётся не на основе знания, такой спор достоин порицания, на что указывается в целом ряде айатов Корана. Один из улемов сказал: «Не видел я ничего, что больше способствует удалению от религии и утрате порядочности, является более неприятным и овладевает сердцем в большей мере, чем тяжба». Если же ты скажешь, что подчас человеку неизбежно приходится вести тяжбы, чтобы отстоять то, что принадлежит ему по праву, то ответ на это даёт имам аль-Газали в “Ихйа ‘улюм ад-дин”, где он пишет: – Безусловно заслуживает порицания тот, кто ведёт тяжбу, не имея на то никаких оснований или не обладая знанием о сути дела. Примером могут служить действия уполномоченного /вакиль/, которому судья /кади/ поручает вести тяжбу, прежде чем тот узнаёт, на чьей стороне правда, вследствие чего он ведёт тяжбу, не обладая знанием. Достоин порицания и тот, кто добивается удовлетворения своих законных прав, не ограничиваясь тем, что ему необходимо, но проявляет непримиримость, возводит ложь на своего противника, чтобы причинить ему страдания, и подстрекает против него других людей. То же самое относится и к людям, произносящим в ходе тяжбы обидные слова, что не является необходимым для защиты их прав, а также к тем, кого побуждает вести тяжбу только упрямство, когда цель этой тяжбы состоит лишь в том, чтобы досадить сопернику и взять над ним верх. Если же говорить о человеке, с которым обошлись несправедливо, то, когда он ведёт тяжбу, обосновывая свои доводы так, как это предписывает делать шариат, не проявляя непримиримости и излишнего упорства, не преступая пределов разумного и не стремясь обидеть своего противника, его действия запретными не являются. Однако и в таких случаях от тяжбы, по возможности, лучше отказаться, поскольку в подобных обстоятельствах человеку трудно следить за своим языком. Кроме того, тяжба вызывает гнев у её участников, в результате чего каждый из них начинает радоваться неприятностям своего противника, огорчаться, когда что-либо его радует, и говорить то, что задевает честь другого человека. Подобные бедствия поражают каждого тяжущегося человека. Наименьшим из них становится занятость сердца, когда даже во время молитвы человек продолжает думать о своей тяжбе. Следовательно, тяжбы, оспаривание и ведение споров служат источником зла. Вот почему начинать тяжбу позволительно лишь тогда, когда у человека нет другого выхода, а каждый, кто занимается этим, должен оберегать свой язык и своё сердце от связанных с нею бедствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|