Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)
Методические указания. Предлагаемая логопедическая работа должна способствовать дальнейшему усвоению детьми категории числа, лица и рода у глаголов и у других частей речи (местоимений, существительных), которые им даются в словосочетаниях. Особое внимание логопед должен уделять сопоставлению од-
них и тех же глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Чтобы научить детей дифференцировать совершающиеся дейст-8Ия, необходимо придать им наибольшую конкретность, связав с хорошо знакомой ситуацией. Рекомендуется как можно чаще употреблять наречия с глаголами настоящего времени (сейчас, теперь, сегодня), а наречия давно, уже, вчера— с глаголами прошедшего времени. Глаголы будущего времени сначала даются со вспомогательными словами буду, будет, будем и т. п. Необходимо научить детей правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы, например: что делает? что делал (а)? что сделал (а)?, но ч т о делают? что делали? и т. п. Задание 12. Выучить с детьми несколько двустиший. Затем научить детей самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица глагола. Примерный лексический материал а) Сопоставление единственного и множественного числа. Я бегу, бегу, бегу, Я на месте не стою. Я гуляю, загораю, Землянику собираю. Я по улице иду, Я флажок в руке несу. На скамейке я сижу И о чем-то говорю. По садочку я иду И пою, пою, пою. Мы бежим, бежим, бежим, Мы на месте не стоим. Мы гуляем, загораем, Землянику собираем. Мы по улице идем, Мы флажки в руках несем. На скамейке мы сидим И о чем-то говорим. По садочку мы-идем И поем, поем, поем. б) Сопоставление 1-го и 3-го лица единственного числа глагола.
Детям я лечу болезни. Нет занятия полезней! Я на елку собираюсь, Очень долго наряжаюсь. Детям лечит он болезни. Нет занятия полезней! Он (она) на елку собирается, Очень долго наряжается. в) Сопоставление 1-го и 2-го лица единственного числа. Я несу, и ты несешь, Я пою, и ты поешь. Я иду, и ты идешь, Я веду, и ты ведешь, Я не сплю, и ты не спишь, Я сижу, и ты сидишь, Я бегу, и ты бежишь. Я стою, и ты стлишг. Вот играю я с подружкой В интересную игрушку. Я на елку собиралась, Очень долго наряжалась. Я устала, посижу, На малышек погляжу. Я иду, и ты идешь, Я несу, и ты несешь. Я стою, и ты стоишь. Вот играешь ты с подружкой В интересную игрушку. Ты на елку собиралась, Очень долго наряжалась. Ты устала, посиди, На малышек погляди. Вместе мы с тобой идем И грибы домой несем. Игровой прием к заданию Дети разучивают стихотворение и одновременно инсценируют то, что говорят, например: По садочку мы идем И поем, поем, поем. Дети гуляют «по саду» и поют песню. Потом логопед предлагает одному из них рассказать про себя, как он идет по садочку и поет. Из уст ребенка это стихотворение прозвучит уже так: По садочку я иду И пою, пою, пою. Задание 13. Предложить детям заменить имена собственные (а потом нарицательные) личными местоимениями в 3-м лице. Игровой прием к заданию «Как ты скажешь: он или она?» Занимается группа мальчиков и девочек. Каждый ребенок придумывает, какое действие он будет выполнять. Логопед говорит: — Вова, показывай, что ты будешь выполнять. Вова берет ручку и бумагу, пишет письмо. Логопед спрашивает: — Что делает Вова? — Вова пишет письмо, — отвечают дети. Логопед спрашивает: — Как сказать про Вову по-другому, не называя его имени? — Он пишет письмо. И т. д. Задание 14. Научить детей правильно употреблять местоимения с предлогом у меня, у тебя, у нее, у него. Игровой прием к заданию «Угадай у кого»? Логопед выбирает двух детей- Одному предлагает выйти из комнаты, а потом войти и найти спрятанный предмет. Другому предлагает спрятать предмет у кого-либо из детей. Водя-
щий обращается к тому, кто прятал предмет: «У тебя?» А затем, указывая на остальных детей, спрашивает: «У него? У нее?» Тот, у кого оказался предмет, отвечает: «У меня» — и становится водящим. Задание 15. Научить детей правильно употреблять местоимения мне, меня, мной. Игровой прием «Скажи про себя». Логопед выбирает водящего и дает ему задание, например: — Подойди к Вове! Вова должен повторить просьбу логопеда, соответственно изменив при этом форму обращения: — Вова, подойди ко мне! Или логопед дает задание Саше: — Саша, передай Коле карандаши. Коля, обращаясь к Саше, просит его: — Саша, передай мне карандаши. — Саша, пойдем со мной гулять. — Саша, проводи меня на улицу. И т. д. Задание 16. Научить детей самостоятельно изменять единственное и множественное число существительных, местоимений, глаголов. Фрагмент одного занятия Сначала ребенок составляет по сюжетной картинке предложения, отвечая на вопросы: «Кто это? Что (он, она) делает?» Далее логопед, взяв одну из картинок, предлагает ребенку еще раз составить простое предложение, например: «Вова идет». Логопед спрашивает, как нужно сказать, если на картинке будет нарисован не один мальчик, а много мальчиков. Если дети затрудняются, тогда логопед начинает предложение, а дети заканчивают его. Задание 17. Предложить детям назвать одни и те же действия в настоящем и прошедшем времени. Игровой прием к заданию «Ответь правильно». Логопед предлагает кому-то из детей выполнить ряд действий (читать, копать, писать, катать, бегать...). Он спрашивает: — Кто будет читать книгу? Иди, Вова, читай книгу! Как ты про себя скажешь, что ты делаешь? — Я читаю книгу. Логопед убирает книгу: — Вова, что ты делал?
— Я читал книгу. Аналогично составляются предложения по демонстрируемым действиям с разными глаголами. Сначала берутся глаголы более простые, при образовании которых в форме прошедшего времени основа слова не меняется. При этом логопед фиксирует внимание детей на вопросах: «Что ты делаешь? Что ты делал?»
Задание 18. Предложить детям сравнить два одинаковых действия, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Примерный лексический материал есть — съел пьет — выпил несет — принес рисует — нарисовал поливает — полил читает — прочитал копает — выкопал пишет — написал моет — вымыл вытирает — вытер Игровой прием к заданию «Спроси правильно». Перед логопедом и ребенком находятся предметы: колесо, ванночка, книга, лопата, мыло, полотенце, коляска, стакан с водой, карандаш. Ребенок должен выбрать любой предмет из приготовленных и выполнить с ним действия, например взять лопату и имитировать копание ямы. При этом он должен четко и громко сказать, что он делает, например: — Я копаю яму. Я мою руки. Я пью воду. Логопед говорит: — А теперь ты уже выполнил это действие. — Я уже выкопал(а) яму. Я уже вымыл(а) руки. Я уже выпил(а) воду, — говорит ребенок. Дети должны правильно задать вопросы действующим лицам, например: «Вова, что ты делаешь? Людмила Николаевна, а вы что сделали?» Задание 19. Заучить стихи, в которых одни и те же глаголы употребляются в настоящем и прошедшем времени. Замечания к выполнению задания. Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному: можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем», а можно рассказать так, как будто все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали». Лена по лесу гуляет И тихонько напевает. Вова по лесу гуляет, Громко песни напевает. Котик по двору идет, Ищет маму Васька-кот. Лена по лесу гуляла И тихонько напевала. Вова по лесу гулял, Громко песни напевал* Котик по двору пошел, Маму Васька-кот нашел. Таня моет свою шейку, Таня мыла свою шейку, Мылом моет хорошенько. Мылом мыла хорошенько. Ходит, бродит по лужку Рыжая корова И дает нам к вечерку Молока парного. Ходила, бродила по лужку Рыжая корова И давала к вечерку Молока парного. Куклы хлопать все умеют, Куклы хлопать все умели, Своих ручек не жалеют. Своих ручек не жалели. Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом.
Дети ручки поднимают, Дети ручки опускают, Дети ручки подают И бегут, бегут, бегут. Мы ручки поднимали, Мы ручки опускали, Мы ручки подавали И бегали кругом. Дети ручки поднимали, Дети ручки опускали, Дети ручки подавали, Побежали, побежали. Формирование сложного предложения (сложноподчиненного н сложносочиненного)1 Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному. При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. 1 Формирование сложного предложения целиком может быть перенесено на следующий этап обучения — «Повествовательная форма речи» — и увязано с работой над сериями сюжетных картин. (Логопед. «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок. «Потому, что он устал».) В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения и особенно его подчинительной части, так как в придаточном предложении дети опускают то вторую часть союза, то подлежащее. Задание 20. Научить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. При составлении сложносочиненных предложений логопед должен использовать разнообразный картинный материал, демонстрации наглядных действий. Задание 21, Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а потом. Примерный лексич Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо еский материал разобрать постель, а потом лечь спать, вымыть ноги, а потом идти спать, почистить зубы, а потом умыть лицо, вымыть посуду, а потом ее вытереть, надеть пальто, а потом варежки, нарисовать дом, а потом его раскрасить. Фрагмент одного задания Логопед подбирает пары сюжетных картин примерно такого содержания: девочка стелет кровать — девочка спит; мальчик умывается — мальчик вытирается; дети сидят за столами и едят — дети моют посуду; женщина стирает белье — женщина развешивает белье и т. д. Ребенку предлагается сказать, что делает мальчик (девочка или кто-либо) сначала, а что потом. Логопед может начать фразу, а ребенок ее закончить, например: «Вова сначала моет руки, а потом их...»
Игровые приемы к заданию «Все наоборот», Логопед заранее готовит и раскладывает на столе необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок — водящий — по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом достает ресческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить
ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом. «Что сначала, что потом». Дети садятся в кружок. Логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие. Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и сказать, что он будет делать потом. Например, стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом...» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети. Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сначала я налью суп, а потом...» «Ты будешь его есть», —добавляют дети. «Угадай, где ошибка». Логопед, а затем и сами дети составляют предложения, спутав при этом последовательность действий. Например, логопед говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу». Или: «Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю книгу» и т. д. Остальные дети должны найти ошибку и исправить ее. Задание 22. Научить детей составлять союзом или. предложения с разделительным Игровые приемы «Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены различные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком». Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Далее логопед предлагает детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать, что ребенок будет делать сначала, а что потом. «Или-или». Дети проговаривают и стараются запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола (например, карандаш и пластилин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью Делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших предметов) могут быть разными: «Вова рисует или лепит из пластилина...» Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения. Задание 23. Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему? Примерный лексический материал Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т. д. Игровой прием «Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку?» На столе лежат различные игрушки; мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал, например: «Я взял (выбрал) сачок, потому что хочу ловить бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась». Задание 24. Научить детей правильно строить сложноподчиненные предложения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчиненным — выражение- желания через союз чтобы + им. пад. существительного 4-согласованный глагол ■+- зависимый от глагола падеж. или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3— 4слов, например: «Вова, принеси мне книгу» или: «Сегодня плоха* погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить что ему сказали, например: «Коля сказал-, чтобы я принес книгу Он сказал, что сегодня плохая погода».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|