Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)




Методические указания. Предлагаемая логопедическая работа должна способствовать дальнейшему усвоению детьми категории числа, лица и рода у глаголов и у других частей речи (местоимений, существительных), которые им даются в словосочетаниях.

Особое внимание логопед должен уделять сопоставлению од-

 

них и тех же глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Чтобы научить детей дифференцировать совершающиеся дейст-я, необходимо придать им наибольшую конкретность, связав с хорошо знакомой ситуацией. Рекомендуется как можно чаще упо­треблять наречия с глаголами настоящего времени (сейчас, теперь, сегодня), а наречия давно, уже, вчера— с глаголами прошедшего времени. Глаголы будущего времени сначала даются со вспомога­тельными словами буду, будет, будем и т. п.

Необходимо научить детей правильно употреблять грамматичес­кую форму глагола, ставя соответствующие вопросы, например: что делает? что делал (а)? что сделал (а)?, но ч т о делают? что делали? и т. п.

Задание 12. Выучить с детьми несколько двустиший. Затем научить детей самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица гла­гола.

Примерный лексический материал а) Сопоставление единственного и множественного числа.

Я бегу, бегу, бегу, Я на месте не стою.

Я гуляю, загораю, Землянику собираю.

Я по улице иду,

Я флажок в руке несу.

На скамейке я сижу И о чем-то говорю.

По садочку я иду И пою, пою, пою.

Мы бежим, бежим, бежим, Мы на месте не стоим.

Мы гуляем, загораем, Землянику собираем.

Мы по улице идем,

Мы флажки в руках несем.

На скамейке мы сидим И о чем-то говорим.

По садочку мы-идем И поем, поем, поем.

б) Сопоставление 1-го и 3-го лица единственного числа глагола.

Детям я лечу болезни. Нет занятия полезней!

Я на елку собираюсь, Очень долго наряжаюсь.

Детям лечит он болезни. Нет занятия полезней!

Он (она) на елку собирается, Очень долго наряжается.

в) Сопоставление 1-го и 2-го лица единственного числа.

Я несу, и ты несешь, Я пою, и ты поешь.

Я иду, и ты идешь, Я веду, и ты ведешь,

Я не сплю, и ты не спишь, Я сижу, и ты сидишь, Я бегу, и ты бежишь. Я стою, и ты стлишг.

Вот играю я с подружкой В интересную игрушку.

Я на елку собиралась, Очень долго наряжалась.

Я устала, посижу,

На малышек погляжу.

Я иду, и ты идешь, Я несу, и ты несешь.

Я стою, и ты стоишь.

Вот играешь ты с подружкой В интересную игрушку.

Ты на елку собиралась, Очень долго наряжалась.

Ты устала, посиди, На малышек погляди.

Вместе мы с тобой идем И грибы домой несем.

Игровой прием к заданию

Дети разучивают стихотворение и одновременно инсценируют то, что говорят, например:

По садочку мы идем

И поем, поем, поем.

Дети гуляют «по саду» и поют песню. Потом логопед предла­гает одному из них рассказать про себя, как он идет по садочку и поет. Из уст ребенка это стихотворение прозвучит уже так:

По садочку я иду

И пою, пою, пою.

Задание 13. Предложить детям заменить имена собственные (а потом на­рицательные) личными местоимениями в 3-м лице.

Игровой прием к заданию

«Как ты скажешь: он или она?» Занимается группа мальчиков и девочек. Каждый ребенок придумывает, какое действие он будет выполнять. Логопед говорит:

— Вова, показывай, что ты будешь выполнять.

Вова берет ручку и бумагу, пишет письмо. Логопед спрашивает:

— Что делает Вова?

— Вова пишет письмо, — отвечают дети. Логопед спрашивает:

— Как сказать про Вову по-другому, не называя его имени?

— Он пишет письмо. И т. д.

Задание 14. Научить детей правильно употреблять местоимения с предло­гом у меня, у тебя, у нее, у него.

Игровой прием к заданию

«Угадай у кого»? Логопед выбирает двух детей- Одному предла­гает выйти из комнаты, а потом войти и найти спрятанный предмет. Другому предлагает спрятать предмет у кого-либо из детей. Водя-

 

щий обращается к тому, кто прятал предмет: «У тебя?» А затем, указывая на остальных детей, спрашивает: «У него? У нее?»

Тот, у кого оказался предмет, отвечает: «У меня» — и стано­вится водящим.

Задание 15. Научить детей правильно употреблять местоимения мне, меня,

мной.

Игровой прием

«Скажи про себя». Логопед выбирает водящего и дает ему зада­ние, например:

— Подойди к Вове!

Вова должен повторить просьбу логопеда, соответственно из­менив при этом форму обращения:

— Вова, подойди ко мне!

Или логопед дает задание Саше:

— Саша, передай Коле карандаши. Коля, обращаясь к Саше, просит его:

— Саша, передай мне карандаши.

— Саша, пойдем со мной гулять.

— Саша, проводи меня на улицу. И т. д.

Задание 16. Научить детей самостоятельно изменять единственное и мно­жественное число существительных, местоимений, глаголов.

Фрагмент одного занятия

Сначала ребенок составляет по сюжетной картинке предложе­ния, отвечая на вопросы: «Кто это? Что (он, она) делает?» Далее логопед, взяв одну из картинок, предлагает ребенку еще раз со­ставить простое предложение, например: «Вова идет». Логопед спрашивает, как нужно сказать, если на картинке будет нарисо­ван не один мальчик, а много мальчиков. Если дети затрудняются, тогда логопед начинает предложение, а дети заканчивают его.

Задание 17. Предложить детям назвать одни и те же действия в настоящем и прошедшем времени.

Игровой прием к заданию

«Ответь правильно». Логопед предлагает кому-то из детей выполнить ряд действий (читать, копать, писать, катать, бегать...). Он спрашивает:

— Кто будет читать книгу? Иди, Вова, читай книгу! Как ты про себя скажешь, что ты делаешь?

— Я читаю книгу. Логопед убирает книгу:

— Вова, что ты делал?

 

— Я читал книгу.

Аналогично составляются предложения по демонстрируемым действиям с разными глаголами.

Сначала берутся глаголы более простые, при образовании которых в форме прошедшего времени основа слова не меняется. При этом логопед фиксирует внимание детей на вопросах: «Что ты делаешь? Что ты делал?»

Задание 18. Предложить детям сравнить два одинаковых действия, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется.

Примерный лексический материал

есть — съел пьет — выпил несет — принес рисует — нарисовал поливает — полил

читает — прочитал копает — выкопал пишет — написал моет — вымыл вытирает — вытер

Игровой прием к заданию

«Спроси правильно». Перед логопедом и ребенком находятся предметы: колесо, ванночка, книга, лопата, мыло, полотенце, ко­ляска, стакан с водой, карандаш.

Ребенок должен выбрать любой предмет из приготовленных и выполнить с ним действия, например взять лопату и имитировать копание ямы. При этом он должен четко и громко сказать, что он делает, например:

— Я копаю яму. Я мою руки. Я пью воду. Логопед говорит:

— А теперь ты уже выполнил это действие.

— Я уже выкопал(а) яму. Я уже вымыл(а) руки. Я уже выпил(а) воду, — говорит ребенок.

Дети должны правильно задать вопросы действующим лицам, например: «Вова, что ты делаешь? Людмила Николаевна, а вы что сделали?»

Задание 19. Заучить стихи, в которых одни и те же глаголы употребляются в настоящем и прошедшем времени.

Замечания к выполнению задания. Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному: можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем», а можно рассказать так, как буд­то все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали».

Лена по лесу гуляет И тихонько напевает.

Вова по лесу гуляет, Громко песни напевает.

Котик по двору идет, Ищет маму Васька-кот.

Лена по лесу гуляла И тихонько напевала.

Вова по лесу гулял, Громко песни напевал*

Котик по двору пошел, Маму Васька-кот нашел.

Таня моет свою шейку, Таня мыла свою шейку, Мылом моет хорошенько. Мылом мыла хорошенько.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова И дает нам к вечерку Молока парного.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова И давала к вечерку Молока парного.

Куклы хлопать все умеют, Куклы хлопать все умели, Своих ручек не жалеют. Своих ручек не жалели.

Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом.

Дети ручки поднимают, Дети ручки опускают, Дети ручки подают И бегут, бегут, бегут.

Мы ручки поднимали, Мы ручки опускали, Мы ручки подавали И бегали кругом.

Дети ручки поднимали, Дети ручки опускали, Дети ручки подавали, Побежали, побежали.

Формирование сложного предложения (сложноподчиненного н сложносочиненного)1

Когда дети научатся правильно составлять простые предложе­ния с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Логопедиче­ская работа над сложным предложением начинается со сложносо­чиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.

При обучении детей правильному синтаксическому и граммати­ческому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

1 Формирование сложного предложения целиком может быть перенесено на следующий этап обучения — «Повествовательная форма речи» — и увязано с работой над сериями сюжетных картин.

(Логопед. «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок. «Потому, что он устал».)

В дальнейшем сложное предложение проговаривается все цели­ком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грам­матическим оформлением всего предложения и особенно его подчи­нительной части, так как в придаточном предложении дети опускают то вторую часть союза, то подлежащее.

Задание 20. Научить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

При составлении сложносочиненных предложений логопед дол­жен использовать разнообразный картинный материал, демонстра­ции наглядных действий.

Задание 21, Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложе­ние начинается словами а потом.

Примерный лексич

Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо

еский материал

разобрать постель, а потом лечь спать, вымыть ноги, а потом идти спать, почистить зубы, а потом умыть лицо, вымыть посуду, а потом ее вытереть, надеть пальто, а потом варежки, нарисовать дом, а потом его раскрасить.

Фрагмент одного задания

Логопед подбирает пары сюжетных картин примерно такого со­держания: девочка стелет кровать — девочка спит; мальчик умы­вается — мальчик вытирается; дети сидят за столами и едят — дети моют посуду; женщина стирает белье — женщина развешивает белье и т. д. Ребенку предлагается сказать, что делает мальчик (девочка или кто-либо) сначала, а что потом. Логопед может начать фразу, а ребенок ее закончить, например: «Вова сначала моет ру­ки, а потом их...»

Игровые приемы к заданию

«Все наоборот», Логопед заранее готовит и раскладывает на столе необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок — водящий — по заданию ло­гопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, напри­мер, ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом до­стает ресческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить

 

ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

«Что сначала, что потом». Дети садятся в кружок. Логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут де­лать водящие.

Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и ска­зать, что он будет делать потом. Например, стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом...» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети.

Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сна­чала я налью суп, а потом...» «Ты будешь его есть», —добавляют дети.

«Угадай, где ошибка». Логопед, а затем и сами дети состав­ляют предложения, спутав при этом последовательность действий. Например, логопед говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу». Или: «Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю кни­гу» и т. д.

Остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.

Задание 22. Научить детей составлять союзом или.

предложения с разделительным

Игровые приемы

«Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены различ­ные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком». Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Далее логопед предлагает детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать, что ребенок будет делать сначала, а что потом.

«Или-или». Дети проговаривают и стараются запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола (например, карандаш и пласти­лин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью Делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших пред­метов) могут быть разными: «Вова рисует или лепит из пластили­на...»

Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения.

Задание 23. Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

Примерный лексический материал

Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т. д.

Игровой прием

«Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку?» На столе лежат различные игрушки; мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее вы­брал, например: «Я взял (выбрал) сачок, потому что хочу ловить бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Задание 24. Научить детей правильно строить сложноподчиненные предло­жения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчи­ненным — выражение- желания через союз чтобы + им. пад. существительного 4-согласованный глагол ■+- зависимый от глагола падеж.

или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3— 4слов, например: «Вова, принеси мне книгу» или: «Сегодня плоха* погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить что ему сказали, например: «Коля сказал-, чтобы я принес книгу Он сказал, что сегодня плохая погода».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...