Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итог логопедической работы




В итоге пятого этапа обучения дети должны овладеть граммати чески правильной обиходно-разговорной речью. Однакс их развернутая речь может иметь пробелы в лексике, грамматике фонетике. Ликвидация этих пробелов должна сочетаться с обуче нием детей сложным формам речи, что и предлагается сделать т следующем этапе обучения (см. раздел IV).

Игровой прием

«А что ты хочешь?» Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают на столе. Потом все садятся в полукруг и по вызову логопеда дают друг другу задания в такой форме:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей.

Я хочу, чтобы Лена взяла коляску а катала в ней куклу.

Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял. Например:

Я взял клюшку, чтобы играть в хоккей.

Я взял мяч, чтобы играть в футбол.

Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.

Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.

Задание 25. Научить детей элементарно передавать чужую речь с помощью союза что и придаточного предложения из двух-трех слов.

Игровой прием

«Что тебе сказали по телефону?» Логопед или кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего товарища о чем-либоГлава IV ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА РЕЧИ

Основная задача логопедического воздействия — научить де­тей связано и последовательно, логично излагать свои мысли, собы­тия из окружающей жизни и личного опыта. Это имеет важное зна­чение для дальнейшего обучения в школе, для развития логическо­го мышления, для общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств детей. Развитие повествовательной речи вклю­чает большую работу по активизации, уточнению и расширению сло­варного запаса, а также формированию грамматически правильной речи.

Данный раздел предусматривает логопедическую работу с деть­ми, владеющими развернутой фразовой речью. Словарный запас детей должен включать достаточное количество обиходно-разго­ворной лексики, объем понимания речи должен быть близким к возрастной норме.

Однако, проанализировав ответы, свободные высказывания де­тей, мы пришли к заключению, что их речь не соответствует указан­ной норме. Дети с задержкой речи затрудняются в составлении раз­вернутого рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, в выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения событий. Обычно они называют -отдельные предметы, изображенные на картинке, или, в лучшем случае, перечисляют увиденные действия. В качестве примера при­ведем рассказы двух детей (5 лет 10 мес), которые посещают одну возрастную старшую группу. У одного ребенка — Саши С, — по заключению логопеда, недоразвитие речи III уровня, у второго — Тани Ф. —развитие речи соответствует норме. Им была предло­жена серия из трех картинок «Вор-мухомор».

Саша С. (детский сад № 1853) сумел разложить картинки в нужной последовательности только с помощью наводящих вопро­сов логопеда. Его рассказ выглядел так: «Вот ежик, шел лес... ле­су он гулять... Вот и тут ежик. Что он делает? Спит, наверно. А тут ежик 'бежит опять». (Ошибки фонетического характера не приводятся.)

Таня Ф. (ясли-сад № 142) картинки разложила быстро, уверен­но, уточнив при этом у логопеда отдельные детали. Вот ее рассказ (записан дословно): «Ежик пошел в лес за грибами. Он увидел что-

 

то такое на дороге, посмотрел и узнал, что это грибок мухомор. На этот грибок он положил свои гостинцы, а сам поставил палочку и лег спать. Потом он проснулся и увидел, что вырос грибок боль­шой. Он посмотрел на него и удивился: «Куда делся мой гостинец?» Оказывается, гриб подрос, а гостинец остался на мухоморе. Ежик подумал: «Как же его достать?»

Почти недоступным для детей с общим недоразвитием речи яви­лось самостоятельное описание любимой игрушки или какого-то предложенного знакомого предмета по плану, данному логопедом, рассказ-описание выглядел очень неубедительным: дети перечис­ляли основные (а иногда и неосновные) признаки предмета в любой последовательности, нарушали стройность повествования, пере­скакивали с одной мысли на другую, возвращались и повторяли то, что уже говорили. В их речи проскальзывал аграмматизм, отчетливо выступала ограниченность словаря.

Для примера приведем описания детьми одной и той же куклы. Оля С. (ясли-сад № 142, с нормальным речевым развитием) и Ира П. (ясли-сад № 142, недоразвитие речи III уровня) возраст детей 5,5 лет1.

Рассказ Оли С: «Я ее назову Галей. У этой куклы есть кофточка. Шапоч­ка у нее пуховая, и воротничок пуховый, а платьице бзрхатное, голубого цвета. Колготки желтого цвета, у них золотые нитки. Туфельки у нее белые, сделаны из резины, красивые, со шнурочками. Эта кукла сделана из резины, — значит, ее можно купать. Щечки у нее тоже резиновые, губки покрашены губной пома­дой. Эту куклу мама купила в «Детском мире».

Рассказ Иры П.: Юна токо говорящая... Я хочу, чтобы она была Машень­ка. (Далее молчит, логопед опять повторяет ей наводящие вопросы.) Большая, красивая... Она говорящая... вот темные (а на самом деле светлые) волосы ней».

Многие дети не смогли справиться и с таким заданием, как пе­ресказ простой сказки или коротенького рассказа: не всегда пол­ностью понимали прочитанный им текст, опускали существенные для изложения детали, нарушали последовательность событий, допускали многочисленные повторы, избегали авторских оборотов, не всегда правильно подбирали нужное слово и т. д.

В спонтанной речи эти дети в большинстве случаев пользуются простыми предложениями. И все же в употреблении некоторых грамматических форм встречаются ошибки, так, например, вместо форм множественного числа существительных типа стулья, деревья дети употребляют «стулы», «деревы...»; опускают или заменяют предлоги («упал из стола» вместо со стола, «за стулу» вместо встал из-за стула). Бывает нарушена связь слов по типу согласования («красная колесо», «круглый колесо», «гладкая, легкая колесо»), управления глагола («убрал тетрадях»). Очень часто бывает нару­шена связь в словах, выраженных наречием меры и степени много в сочетании с именем существительным в форме родительного падежа множественного числа («в кабинете много стулов', окнов, каранда-шов, картинких, книгах, ручках»).

1 Логопед предлагает детям вопросный план; «К,ак зовут куклу? Как она ОДета? Кто купил тебе эту куклу?»

Встречаются в речи детей и сложноподчиненные предложения, но порядок их построения часто нарушен («Есть в траванчике это, которые люди достают билетики»).

В сзободных рассказах детей встречались многочисленные по­вторения одного и того же слова («потом», «тута», «вот эта», «тама» и т. д.), нарушения порядка слов, пропуски слов, употребление под­лежащего дважды, незаконченность предложений: «Машинка швей­ная, она черного цвета. На... из этой машинках делают платье, можно еще сказать шьют. А тама есть такая ручка, красная, и в середине, можно сказать сбоку, и тама у меня белая ниточка тама лежит».

Специальное обследование речи детей данного уровня показало, что, при кажущемся обилии словаря, нередко встречается незна­ние многих, казалось бы, доступных слов (дупло, луна, nai/к, лей­ка, перила, ступеньки, клубок, сачок, локоть, колено и др.). Значение ряда слов было усвоено неверно (оса — это муха, пчела, жук; подоконник — окно, рама; кресло — стул; паровоз — поезд; санитарная машина — лечит людей).

Не всегда дети могли назвать нужное слово. Зная его значение, они прибегали к описательной форме: вместо кузов говорили «грузить» вместо спинка стула — «чтобы не упасть», вместо подоконник — «чтобы окно держалось», вместо форточка — «чтобы воздух дышать» и т. д.

Недостаточно четко дифференцировались в употреблении и глаголы: «девочка шьет, делает салфетку» вместо вышивает сал­фетку, «моет руки» вместо вытирает руки, «идет по дороге» вместо переходит дорогу, «идет из дома» вместо вышел из дома, «сломала» вместо разбила и т. д.

При описании событий из своей личной жизни или из жизни детского сада дети очень мало употребляли имена прилагательные. Они касались чаще размера предмета (большой, маленький) и основных цветов (красный, белый, черный, синий). Когда предлага­ли определить, какой предмет, из чего он сделан — из дерева, из пластмассы, шерсти, бумаги, снега и т. д., то ошибки были тако­го характера: лодочка «бумагенная» (вместо бумажная), «пластмас-ная» (вместо пластмассовая); ручка «из железкиный» (вместо же­лезная); баба «снегенная» (вместо снежная) и т. д.; шапка «пухная» (вместо пуховая), «мехная» (вместо меховая), «связная» (вместо связанная), «шерстни» (вместо шерстяная), «резиная» (вместо ре­зиновая), «ситци» (вместо ситцевая) и т. д.

При наборе слов с противоположным значением все антонимы в основном сводились к понятиям «большой», «небольшой», «малень­кий»: дом высокийдом маленький; лента длиннаяленточка маленькая; дорога широкая, а тропинка маленькая.

Наибольший процент детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находится именно на таком уровне ре­чевого развития. Поэтому на данном этапе работы главное внимание должно быть направлено на ликвидацию указанных пробелов в ре-

чевом развитии детей, так как ограниченность словаря, неумение практически пользоваться средствами грамматического оформления предложений «нередко оказывается в дальнейшем серьезной поме­хой не только в овладении письмом, но и в усвоении программного материала по другим предметам»1. Данный этап обучения включает:

1) словарную работу;

2) обучение детей составлению самостоятельных рассказов — описаний (игрушек, предметов и т. д.);

3) обучение составлению самостоятельных рассказов по серии картинок;

4) обучение заучиванию стихотворений;

5) обучение пересказыванию художественных текстов.

В этом разделе специально не указывается объем и характер работы по формированию фонематического восприятия речи, одна­ко это является неотъемлемой составной частью логопедических занятий2.

Словарная работа

Методические указания. Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться в своей речи.

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые мо­гут быть использованы на логопедических занятиях, можно выде­лить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, создавая у ребенка образное представление, а также устанавливая связь слова с реальным предметом. Показ предмета должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять его сущность, развивает целенаправленное внимание, умение не толь­ко смотреть, но и видеть.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивиду­ально, а в случае необходимости с некоторыми детьми еще раз отра­женно. Для лучшего понимания и запоминания данное слово вклю­чается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление правильного произношения и употреб­ления его в предложениях.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — по-сУДа, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т. д.).

1 «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». Под ред- Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1965, стр. 43.

а См.: Г. А. Каше. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1971,

3. Употребление расширенного значения уже известных слово­сочетаний (громадный дом — очень большой дом — тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Логопед в своей работе не ограничивается только ответами детей на поставленные вопросы, преследуя цель развития у них речевой активности. Не­обходимо обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов,

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Для того чтобы-развить у детей внимание к слову, его различ­ным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из своего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, совершенствовать логическое мышление, мы предла­гаем различные задания. Цель этих заданий — развитие понимания чужой речи и активизация собственной речи детей. Весь лексиче­ский материал подобран по частям речи1 (глагол, имя существитель­ное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание логопед дол­жен уделить работе над одиокоренными и сложными словами.

Глагол

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животны­ми, птицами, насекомыми.

Примерный лексический материал

кошка — мяукает

корова — мычит

собака — лает

конь — ржет

бабочка — порхает

курица — квохчет, кудахчет

птичка — клюет, поет

гусь — гогочет

петух — кричит утка — крякает голубь — воркует кукушка — кукует ворона — каркает кузнечик —- стрекочет воробей — чирикает комар — пищит

1 Чтобы не дублировать одноплановые указания на разном лексическом ма­териале в разных заданиях, многие задания укрупнили. Логопед должен исполь­зовать предлагаемый материал творчески, с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка- Поэтому одно задание может отрабатываться в течение нескольких занятий,

 

Отдельные игровые приемы

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: «Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)» И т. д.

Можно предложить игру «Волшебный ящик».

В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, бабочка, утка, кошка и т. д.). Вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь опре­деляет, что это, и называет игрушку вместе с действием, например: «Утка — крякает. Корова — мычит.» и т. д.

Задание 2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными при­ставками. Составить с ними предложения:

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам1.

Примерный лексический материал

Дети каждый день ходят в школу. Вова входит в дом. Таня вы­ходит из дома. Лена осторожно переходит дорогу. Папа уходит рано на работу.

Поезд подходит к конечной станции. Поезд отходит от станции. Поезд приходит на станцию в два часа.

Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел — вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагмент одного занятия

Логопед вызывает к себе одного ребенка — «помощника» и пред­лагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант миш­ке, развязать узел, повязать кукле косынку и т. д.). Дети внима­тельно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т. е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а логопед, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял. Выигрывает тот, кто составит больше предложений:

1 Для этого упражнения можно использовать картинки из пособия в- А. Каше, Т. Б. Филичевой «Дидактический материал по исправлению произ- у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1970.

Вова завязал узел. Вова развязал узел. Вова перевязал палец, Вова связал ленты. Вова привязал шар к стулу. И т. д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?». Логопед назы­вает предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например:

Девочка подбежала из дома. —Девочка выбежала из дома.

Мальчик прыгнул на забор. —Мальчик прыгнул через забор.

Мама вошла из магазина. — Мама вышла из магазина.

Задание 3. Выучить с детьми данные ниже тексты. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих гла­голов.

Примерный лексический материал

Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы­ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам-

Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик.

В домике жили медведи.

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад, А потом ты покатился И назад не воротился. Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул — вот и все.

Ребята собрались идти на реку купаться- Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.

Задание 4. Научить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Примерный лексический материал

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке воротничок.

Девочка наливает (налила) воду в графин.

 

Дети поливают (полили) горку водой.

Колхозники копают (выкопали) картофель.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай овощей.

Миша ловит (поймал) Катю.

Дети строят (построили) из кубиков новый дом.

Вова моет (вымыл) уши.

Таня просыпается (проснулась) в 7 часов утра.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка аккуратно чистит (вычистила) пальто.

Мальчик осторожно открывает (открыл) окно.

Девочка ломает (сломала) палку.

Девочка несет (принесла) красивую игрушку.

Осенью листья облетают (облетели) с деревьев.

Фрагмент одного занятия

'^ Логопед вызывает двух детей и предлагает им выполнять одно то же действие (например, вырезать картинку). Когда один из |й них закончит свою работу, логопед спрашивает:

— Ребята, угадайте, про кого я скажу, про Сашу или Мишу: «Вырезал картинку»? (Про Мишу.)

— А как правильно сказать про Сашу? Что он делает? (Выреза- *. ет картинку.)

Логопед раздает детям парные картинки, на которых нарисо­ваны разные действия: законченные и незаконченные. Каждый ре­бенок называет, что нарисовано на его картинках (пьет воду — выпил, выливает — вылил, закрывает — закрыл, вешает пальто — повесил и т. д.).

Задание 5. Обучить детей подбирать слова, обозначающие действия, к сло­вам, обозначающим лица, одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Примерный лексический материал

Мальчик — читает, пишет, лепит, вырезает, клеит, строгает, забивает, чинит, красит, шалит, дерется, ныряет, прячется.

Девочкашьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает, встречает, покупает, уезжает, переходит улицу.

Собакалает, кусает, ласкается, сторожит, охраняет, игра­ет, воет, бегает, скачет, спасает раненых, охраняет границу, разыскивает дичь.

Кошкалакает, мяукает, ловит мышей, мурлычет, царапает­ся, играет, когти выпускает, облизывается, усами шевелит.

Курицаклюет, кудахчет, несет яйца, ходит по двору, вы­водит цыплят, пьет водичку, ищет зернышки, квохчет.

Самолет — гудит, взлетает, летит, приземляется, идет на посадку.

Ручейбежит, журчит, звенит, течет.

Листвянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит, растет, краснеет, появляется, распускается.

Солнцесверкает, греет, печет, сияет, землю согревает.

Ветертучи разгоняет, тучи нагоняет, листья срывает, дует, воет, завывает, охлаждает, пыль поднимает, парус надувает.

Фрагмент одного занятия

Воспитатель на своих занятиях беседовал с детьми о насекомых, знакомил их с бабочками, их отличительными особенностями. Обра­щал внимание на то, как бабочка собирает пыльцу, как она летает, кружится, порхает и т. д.

Логопед на занятии продолжает эту работу. Предварительно готовится наглядное оформление (красивая бабочка, цветок, на котором вид тычинки с пыльцой). Логопед предлагает детям по­слушать, что он скажет, и угадать, кто же «прилетел» к ним в гости: «Она красивая, легкая, с прозрачными крылышками, малень­кими усиками...» Один из ребят угадывает: «Это бабочка». На столе закрепляется цветок с бабочкой. Ее рассматривают все дети.

Логопед просит детей внимательно посмотреть и сказать, что делает бабочка. (Летает, кружится, порхает, машет крылышка­ми, расправляет крылышки, шевелит лапками, шевелит усиками.)

Имя существительное

Задание 6. Научить детей образовывать множественное число существи­тельных и правильно употреблять их в предложениях.

Примерный лексический материал

стул — стулья дерево — деревья лист — листья крыло — крылья перо — перья

улей — ульи пень — пни лев — львы лоб — лбы

Предлагается прослушать предложения, а затем закончить их, поставив су­ществительное во множественном числе.

В клетке сидел огромный лев. — В клетках грозно рычали... (львы).

Впереди виднелся срубленный пень. — На просеке остались только черные.,. (пни).

Миша принес в зал новый деревянный стул. — Дети расставля­ли в зале вдоль стены... (стулья),

Это лист тополя. — Весной на деревьях зеленеют... (листья). На опушке растет одинокое дерево. — В лесу растут разные... (деревья).

У вороны было сломано крыло. —У орлов сильные... (крылья). Пчела летит в улей.—Пчелы летят в... (ульи).

Задание 7. Научить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с этими словами предложения.

Примерный лексический материал

лев — львы — львов лоб — лбы — лбов пень —■ пни — пней

дело — дела — дел белка — белки — белок

Можно предложить детям составить с этими словами предло­жения: У утки пять утят. В колхозном стаде много телят и т. д,

конь — коней медведь — медведей еж — ежей гусь — гусей грач — грачей лебедь —■ лебедей кисть — кистей нож — ножей карандаш — карандашей кирпич — кирпичей свинья — свиней

медвежата — медвежат волчата — волчат совята — совят гусята — гусят утята — утят лисята — лисят жеребята — жеребят котята — котят щенята — щенят поросята — поросят

Логопед может использовать и такой прием. Вызывая ребенка,)н говорит ему:

— Ты забыл дома свои книги. Как ты об этом скажешь? (У меня 1ет своих книг.)

— Ты сломал новые перья. Как ты об этом скажешь? (Я сломал новые перья. У меня нет новых перьев.)

— Ты сломал новые стулья. (У меня нет новых стульев.)

— У орла подрезали большие крылья. (У орла нет больших (рыльев.)

В коридоре забили большие окна. {В коридоре нет больших окон.)

Задание 8. Научить детей подбирать недостающее слово в предложении и -'потреблять его в нужном падеже.

Примерный лексический материал

Вова нарисовал львов. Он показывает... (львов) маме. Вова любуется своими... (львами). Он рассказывает старшей сестре о... (львах).

Задание 9, Выучить наизусть с детьми данные ниже тексты. Обратить вни­мание на правильное употребление подчеркнутых слов.

В зоопарке живут обезьяны. У обезьян были забавные рожицы. За обезьянами в зоопарке хорошо ухаживают. Мы читали об обезь- янах интересный рассказ.

Грачи вьют гнезда на деревьях. Все ветви д еревьев усеяны гра­чиными гнездами. Весной в гнездах пищат птенцы. Грачи ищут для них червей. С червями грачи летят к своим гнездам. Дети» не разо­ряйте птичьих гнезд. Птицы — наши друзья.

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей.

О герое нашем Нас волнуют вести. Мыслями своими Мы с героем вместе-

Чтобы етать героем, Нужно быть отважным, Честным в деле каждом, Скромным в слове каждом.

У меня два брата. Братья служат на границе. За отличную службу моих братьев наградили медалями. О братьях написали в га­зете. Я написал братьям письмо. Я очень горжусь своими братьями.

Искал ежик себе норку на зиму. Нашел норку под большим деревом. Принес он кучу сухих листьев. Стал в листьях кататься. Прицепил он листья к иголкам. Притащил еж листья в свою норку.

Запряжем-ка мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей. Взгляни на маленьких совят;

Малютки рядышком сидят.

У Танюши дел немало, У Танюши много дел.

Задание 10. Сравнить существительные а форме творительного падежа единственного и множественного числа. Составить с этими существительными пред-ложения.

Образец: Вова режет хлеб большим ножом. Вова и Таня режут хлеб большими ножами,.

Примерный лексический материал

Таня рисует дом цветным карандашом. Папа рубит дрова желез­ным топором. Дима забивает гвоздь молотком. Лена гладит фартук утюгом. Мама угощает детей вкусным пирогом. Девочка кормит кур крупным зерном. Дети укрылись от дождя резиновым плащом. Бабушка повязала голову пуховым платком. Дети машут рукой. Лена уколола палец иглой. Дворник подметает тро­туар метлой. Пильщик пилит дерево пилой. Утром колхозник косит траву косой. Коза летом питается травой.

Задание 11. Научить детей правильно употреблять и правильно произно­сить все предлоги. Составить предложения, включая в них предлоги. Заучить стихотворения.

Примерный лексический материал С предлогом из

Грач вылетел из гнезда. Девочка достала воду из колодца. Дети выбегали из леса. Люди вышли из трамвая. Девочка достала хлеб из сумки. Мама шьет платье из ситца. Сапожник шьет сапоги из кожи.

С предлогом За

Юра спрятался за бочку. Девочка убежала за дом. Оля зацепи­лась за толстый сучок. Вова спрятал мяч за спину. Девочки ухажи­вают за маленькими цыплятами. Юннаты ухаживают за телятами.

С предлогом над

Над круглым столом висит лампа. Птицы летают над озером, Самолет летит над большим зеленым лесом. Чайка летит над широ­кой синей рекой.

С предлогами после, около, из-под, из-за, через

Около пионерского костра сидели дети. После сытного обеда Ребята крепко уснули. Из-под скамейки выглядывала серая кошка. Из-за дома вышел дедушка. Мальчик достал из-за шкафа мяч. Девочка перепрыгнула через лужу. Собака перебежала через ули-

Из-под старого валежника, У сухого пня,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...