Программа итогового государственного экзамена
Общий психологический модуль
Тема 1. «Предмет, задачи, принципы и методы психологии».
1. Понятие психики. Природа психики. Идеально и материальное: отношения души и тела, антропоцентризм теоцентризм.
2. Культурно-исторический подход психологии. Определение предмета психологии в концепциях бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, психологии В.Вундта.
Гуманистические тенденции современной отечественной психологии.Гуманитарная парадигма в психологии.
3. Особенности психологии как науки. Психологические явления. Структура современной психологии. 4. Принципы психологического исследования отечественной психологии:активности, единства сознания и деятельности,генетический, единства деятельности и общения,
личностного подхода, детерминизма объективности изучения психики, системности.
5. Методы психологического исследования: наблюдение и эксперимент, тесты, опросы,
социометрическое исследование, проективные методы и т..дМесто интроспекции и самонаблюдения психологическом исследовании.
Литература
1) Леонтьев, А Н. Лекции по общей психологии:учебное пособие для вузов по специальности "Психология": рек. М-вом образования РФ / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - Москва: Смысл: Академия, 2010. - 511 с.: портр. - Примеч.:
с. 506-509. - ISBN 978-5-89357-230-8 (Смысл). - ISBN 978-5-7695-7285-2 (Академия).
2) Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин: рек. УМО вузов РФ / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-459-01579-9. 3) Психология: учебник для гуманитар. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - Санкт-
Петербург: Питер, 2009. - 656 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 633-652. -
Словарь: c. 622-632. - ISBN 978-5-388-00491-8.
Тема 2. «Мозг и психика. Физиологические механизмы психического».
1. Мозг и психика. Психофизиологические механизмы психики.
2. Структура поведенческого акта по. ПАнохину.К. Представление о структуре поведенческого акта пол Н.Н. Бернштейну.
3. Концепция трех основных функционально-мозговых блоков А.Р.Лурия.
4. Соотношение созревания и развития.
Литература
1) Айзман, Р. И. Физиологические основы психической деятельности: учебное пособие
для пед. направления, профилей "Безопасность жизнедеятельности", "Биология и
психология" / Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков; Рос. физиол. о-во, Новосиб. отд-ние, НИИ физиологии СО РАМН, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.: ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 188. - Соответствует Федер. гос. образоват. стандарту 3-го поколения. - ISBN 978-5-16-006165-8.
2) Анатомия и возрастная физиология[Электронный ресурс]: учебно-методическое
пособие: в 2 ч. Ч. 2: Психофизиология. Физиология адаптации / сост.: О. А. Шубина, О. И. Пятунина; науч. ред. Н. К. Гайнанова; Алтайская гос. акад. образования. - Бийск:
Алтайская гос. акад. образования, 2013. - 184 с. - Библиогр.: с. 184. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644446/. 3) Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин: рек. УМО вузов РФ / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-459-01579-9.
Тема 3. «Происхождение психики и ее развитие в животном мире».
1. Происхождение психики и ее развитие в животном мире в филогенезе.Появление чувствительности к сигнальным воздействиям как признак появления психики.
2. Периодизация развития психики и поведения животных.
3. Основные особенности психики животных.
Литература
1) Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учебное пособие для вузов по. пед специальностям: рек. УМО вузов РФ / Т. Д. Марцинковская. - Москва: Академия, 2010. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). -
Библиогр.: с. 378-379. - Словарь: c. 375-377. - ISBN 978-5-7695-5702-6.
2) Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин: рек. УМО вузов РФ / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-272-00062-0. 3) Психология: учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ/ под ред. Б. А.
Сосновского; Моск. гос. пед. ун-т. - Москва: Высшее образование, 2009. - 660 с. -
(Университеты России). - Библиогр.: с. 631-633. - Словари: с. 633-646. - Персоналии: с. 646-659. - ISBN 978-5-9692-0379-2.
4) Штейнмец, А. Э. Общая психология: учебное пособие для вузов по. пед специальностям: рек. УМО вузов РФ / А. Э. Штейнмец. - Москва: Академия, 2010. - 288 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). -
Библиогр.: с. 274-281. - Персоналии: с. 266-273. - ISBN 978-5-7695-5640-1.
Тема 4. «Сознание, его природа и особенности».
1. Общественно историческая природа сознания. Гипотезы о происхождении сознания.
Природа человеческой психики и сознания.
2. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Понятия высших психических.
функций. Социализация как процесс усвоения общественно-исторического опыта
3. Основные свойства сознания.
4. Составные образующие сознания и психология элементов сознания В.Вундта.
5. Сознательное и бессознательное в психике. Трактовка бессознательного в концепциях психоанализа. 6. Проблема самосознания и его развития в онтогенезе.
Литература
1) Бескова, И. А. Феномен сознания / И. А. Бескова, И. А. Герасимова, И. П. Меркулов;
Ин-т философии РАН. - Москва: Прогресс-Традиция, 2010. - 367 с. - Библиогр. в
сносках. - ISBN 5-89826-307-1.
2) Леонтьев, А Н. Лекции по общей психологии:учебное пособие для вузов по специальности "Психология": рек. М-вом образования РФ / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А.
Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - Москва: Смысл: Академия, 2010. - 511 с.: портр. - Примеч.:
с. 506-509. - ISBN 978-5-89357-230-8 (Смысл). - ISBN 978-5-7695-7285-2 (Академия).
3) Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / под ред. В. А. Барабанщикова; Ин-т психологии РАН; Московский городской психол.-пед. ун-т. - Москва: Институт психологии РАН, 2010. - 888 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0196-5.
Тема 5. «Деятельность. Ее структура и развитие».
1. Понятие деятельности. Структура деятельности. Отношение мотивов и целей в структуре деятельности. Действие как структурная единица деятельности. Операция как компонент действия.
2. Сдвиг мотива на цель как механизм развития деятельности.
3. Интериоризация и экстериоризация в деятельности человека.Понятие предмета деятельности. 4. Классификации видов деятельности. Понятие ведущей деятельности.
5. Основные принципы психологической теории деятельности.
6. Освоение операционального состава деятельности. Знания, навыки, умения, привычки,
их развитие и формирование.
Литература
1) Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии:учебное пособие для вузов/ В. В.
Давыдов. - Москва: Академия, 2009. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование.
Психология). - ISBN 978-5-7695-4640-2.
2) Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психол. дисциплин: рек. УМО вузов РФ / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-272-00062-0.
3) Штейнмец, А. Э. Общая психология: учебное пособие для вузов по. пед специальностям: рек. УМО вузов РФ / А. Э. Штейнмец. - Москва: Академия, 2010. - 288
с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). -
Библиогр.: с. 274-281. - Персоналии: с. 266-273. - ISBN 978-5-7695-5640-1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|