Тема 3. «Основные методологические принципы. Понятийный аппарат научного исследования».
1. Диалектика как общая методология научного познания
2. Общие методологические принципы научного исследования
3. Частные методологические принципы психолого-педагогического исследования
4. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности
5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования
по специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов; МГУ, Психол. фак.. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 438 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-1320-0.
Тема 4. «Психика как отражение».
1. Понятие о высших психических функциях.
2. Концепция Л.С. Выготского о развитии психики человека
3. Вклад Л.С. Выготского в психологию развития и детскую психологию, в дефектологию и специальную психологию, в психологию искусства.
4. Психофизическая и психофизиологическая проблема
5. Рефлекторные механизмы психики. И.М. Сеченов и И.П. Павлов.
6. Концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.
7. Концепции П.К. Анохина и Н.Н. Бернштейна о строении действия.
Литература
1) Выготский, Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский. - Москва: АСТ:
Астрель, 2011. - 637 с.: граф. - ISBN 978-5-17-074544-9 (АСТ) (С.: Philosophy). - ISBN 978-5-271-36991-9 (Астрель). - ISBN 978-5-17-072532-8 (АСТ) (С.: Философия (звери)). - ISBN 978-5-271-36990-2 (Астрель).
2) Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учебное пособие для вузов по. пед специальностям: рек. УМО вузов РФ / Т. Д. Марцинковская. – Москва: Академия, 2010. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). -
Библиогр.: с. 378-379. - Словарь: c. 375-377. - ISBN 978-5-7695-5702-6.
3) Нуркова, В. В. Психология: учебник для вузов: доп. М-вом образования и науки РФ /
В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 575 с.: ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце гл.. - Указ. имен: c. 564-575. - Указ.: с. 557-563. - ISBN 978-5-9916-1112-1 (Юрайт). - ISBN 978-5-9692-1095-0 (Юрайт).
4.2 Экзаменационные вопросы 4.2.1 Экзаменационные вопросы по общему психологическому модулю 1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.
2. Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии,
психологии развития и возрастной психологии.
3. Развитие психики и форм поведения в животном. миреКачественные отличия психики человека от психики животных.
4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.
5. Сознание как высшая форма отражения.Возникновение сознания в истории человеческого общества. 6. Сознательное и бессознательное.Составные образующие сознания(по А.Н. Леонтьеву). Механизмы психологической защиты личности.
7. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности.
8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид.
9. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов. 10. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития(детство, отрочество, взрослость).
11. Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе.
12. Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура.
13. Понятие о группах и коллективах.Виды и уровни развития групп.Референтная группа.
14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А..НЛеонтьеву. Понятие о ведущей деятельности. 15. Понятие о межличностных отношениях в группе.Место общения в развитии личности подростка.
16. Общение, его формы и функции. Общение как условие развития.
17. Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной
и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития.
18. Основные положения культурно-исторической концепции развития личностиЛ.С.
Выготского. Понятие о высших психических функциях.
19. Ощущение как психический процесс. Его свойства, виды и развитие.
20. Восприятие и его свойства.Виды восприятий. Исследование восприятий в гештальтпсихологии. Развитие восприятия в онтогенезе.
21. Мышление как процесс решения мыслительных задач.Процессы мышления и его виды. Развитие мышления.
22. Память. Процессы и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе.
23. Воображение и творчество.Виды воображения. Особенности воображения в онтогенезе. 24. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций,развитие эмоций у детей.
25. Воля как волевое действие.Структура волевого акта. Развитие произвольных и волевых действий в онтогенезе. 26. Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания
в онтогенезе.
27. Речь и язык. Виды и функции речи.Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка. 28. Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского темперамента.
29. Характер. Структура и развитие. Акцентуации характера у подростков.
30. Понятие способностей. Способности и задатки. Виды и развитие способностей.
31. Направленность в структуре личности. Виды направленностей.
32. Условия, факторы и движущие силы психического. развитияОсновные
закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в
35. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие.
4.2.2 Экзаменационные вопросы по модулю клинической психологии 1. Предмет и структура клинической психологии.
2. Основные понятия (дефиниции) клинической психологии.
3. История зарождения и становления клинической психологии.
4. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия в клинической психологии.
5. Практические задачи и функции клинических психологов.
6. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии.
7. Базовые категории теоретического аппарата(симптом, синдром, норма, патология,
здоровье, болезнь).
8. Характеристика основных разделов клинической психологии(специализаций) и
перспективы их развития.
9. Патопсихология: определение, предмет, задачи, научные основы, актуальные проблемы.
10. Нейропсихология: определение, задачи, проблемы, методологические основы. 28 11. Проблема мозговой локализации психических функций.
12. Проблема восстановления нарушенных высших психических функций и
коррекция.
13. Психосоматическая проблема в клинической психологии.
14. Концепция «субъективной картины болезни»как психологическая основа психосоматических заболеваний. 15. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний.
16. Психологические аспекты проблемы телесности и интерпретации в клинической психологии. 17. Дизонтогенетические механизмы психического развития(ретардация, асинхрония,
регресс) и их основные формы.
18. Классификации психического дизонтогенеза.
19. Понятие аномального развития. Психологическая характеристика детей и подростков при различных формах аномального развития. 20. Направления и задачи психологической коррекции детей с психич недоразвитием.
21. Асинхронное психическое развитие(искаженное, дисгармоническое психическое развитие). 22. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития личности. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза.
23. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека. 24. Нарушения восприятия при психических расстройствах.
25. Нарушения речи и памяти при психических расстройствах.
26. Принципы построения патопсихологического исследования в диагностике нарушений интеллекта. 27. Патология мышления, сознания, самосознания.
28. Отклоняющееся поведение: структура, типы и основные клинические формы.
29. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.
30. Проблемы взаимосвязи души и тела, мозга и психики.
31. Цели и задачи психологической диагностики клиента с личностными нарушениями в связи с коррекцией и психотерапией.
32. Личность и ее изменения и аномалии.
33. Агрессивное поведение. Основные направления коррекции.
34. Суицидология: клинико-психологические характеристики суицидального поведения.
35. Аддикции и аддиктивное поведение:феноменология, классификация,
диагностические критерии.
4.2.3 Экзаменационные вопросы по методологическому модулю 1. История преподавания психологии
2. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;
3. Базовое психологическое образование.
4. Преподавание психологии студентам других специальностей.
5. Последипломное психологическое образование.
6. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
7. Роль и место психологии какучебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; 8. Общеобразовательные программы и преподавание психологии
9. Содержание психологического образования
10. Психология как учебный предмет в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов
11. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии
12. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;
13. Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-
воспитательных ситуаций в средней и высшей школе;
14. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии
15. Разработка учебного курса по психологии в средней и высшей школе
16. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии
17. Понятие о методологии науки. Методология психологии
18. Понятия: теория, метод, методика и их взаимосвязь
19. Понятие объекта и предмета научного исследования в методологии
20. Субъективное и объективное знание в теориях познания
21. Понятие парадигмы и научной революции в методологии по (Т. Кун и др.)
22. Классическая и постклассическая парадигма науки
23. Специфика психологического знания
24. Научное и ненаучное психологическое знание
25. Методологическая проблема объективности
26. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность
27. Категории психологии: деятельность, отражение, личность
28. Сознание как реальность и его структура.
29. Возникновение и развитие психоанализа.
30. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.
31. Принцип целостности (целостный подход) в гештальтпсихологии.
32. Возникновение и развитие гуманистической психологии.
33. Постановка и сущность психофизической проблемы в работах Р.Декарта
34. Сущность психофизиологической проблемы
35. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|