Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема психологической готовности к школьному обучению. 7 глава




По крайней мере, один из моментов кризиса связан с пробле­мой убывающих физических сил, привлекательности. Откры­тие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции.

Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием от­ветственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не та­кие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распреде­ление сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! — итог поединка в пользу молодости...

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юно-


296 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

сти, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное рас­хождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я иде­альным, между областью наличного и областью возможного, же­лаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло вре­мя оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого по­коления.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и боль­ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физиче­ских сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой­ством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкну­тые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интегра­торы» и др.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семей­ного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обо­собление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили роди­тельскую семью).

«"Живите до ста лет, Давид Данилыч", — успокаивала Римма, а все-таки при­ятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще предста­вить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бе­шеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушую­щий океан.

А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемода­нах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петю-ня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными визитами и дикими ее разговорами. <...>

... И эпизод забылся. Но что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хо-


Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость 297

рош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали на будущее, которое не хочет наступать.

Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в ка­кой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто си­дела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссер­тацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и во­все исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую ка­призную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового от­дела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно го­ворила кому-то по телефону: «Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной язык».

<...> «Федя, поедем на юг?» — спросила Римма. «Обязательно», — с готовно­стью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки по­едем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже трудно было различить. «Эй, смотри-ка: Петюня!» — удивленно сказал Федя. На экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице тоже что-то не было видно.

Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. <... >

Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь по­казала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожде­ленный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с тор­чащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами, покачивающими плевки и бумажки. А дома — старая, запселая коммуналка, и бес­смертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток буду­щих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести, как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, об­манно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки» (Толстая Т.Н. Огонь и пыль // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 81, 84, 87, 92).

Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и дости­жений, основанных на деловитости, прагматизме. Это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив


298 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

на вопрос: «Какова моя действительная задача?»1 Причем переос­мыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейт­мотив» жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правиль­ности прежней линии.

0 собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: «Знание опре­
деленных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пере­
жить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе
вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детско­
го психиатра, и я руководил большим учреждением. <...> Я часто мог убедиться в
том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел.
Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже
знающий»2.

Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осо­знает, что не стоит искать кого-то другого на роль «испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой рабо­те, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказани­ем духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях.

По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созида-тельностью в самых разных областях. Наибольший риск для разви­тия личности представляет сведение жизни к удовлетворению ис­ключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдобли­зости.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последую­щего личностного развития:

- развитие у человека уважения к мудрости (в противополож­ность физической храбрости);

- смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);

- противостояние аффективному обеднению, связанному с по­терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио-

1 Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хресто­
матия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000. С. 185.

2 Там же. С. 186.


Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость 299

нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру­гих формах;

- стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения1.

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмо­циональной отдаче по отношению к подрастающим детям и ста­реющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пе­ресмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, кор­рекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду но­вой стабильности.

Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реа­листичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются го­ризонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за про­фессиональным и личностным становлением которых приносит ра­дость.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек по­гружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, от­носится к молодым как к угрозе своему положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках».

Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых воз­можностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, от­ставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в ре­зультате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, на­ступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.

i См.: Крайг Г. Психология развития. С. 787 - 788.


300 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

В современной действительности все яснее осознается роль об­разования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование - это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведе­ния некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гиб­кость, новое профессиональное мировоззрение1.

Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, веду­щей к трагическому концу.

Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни­когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз вы­работанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно дра­матические переходы к иным мотивационным путям, к иной смы­словой ориентации основных видов деятельности2.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятель -ностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

— глубокие изменения происходят внутри самих основных дея­тельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

— развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;

— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в

1 См.: Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности
взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический жур­
нал. 1980. № 2. С. 52-60.

2 См.: Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / / Вестник
Московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3-11.


Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость' 301

становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадле­жит самому человеку.

«Знание нормальных закономерностей хода жизни человека мо­жет быть началом выхода из проблем такого рода», — подчеркивал Б. Ливехуд1.

Таким образом, нормальная зрелая личность — это не лич­ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.

В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризуют дефектные формы разрешения внутренних про­тиворечий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности, пере­стройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невроти­ческою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно - компенсатор -ных, «паразитарных» деятельностей, ведущих к еще большей кон­сервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности.

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость «психической окаменелостью», настаивая на прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру­ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз­растной изменчивости психофизиологических характеристик прило-жимо к человеку на всем диапазоне взрослости2. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития пси­хических функций:

1 Ливехуд Б. Человек на пороге. Биографические кризисы и возможности разви­тия. Калуга, 1993. С. 11.

2 См.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Средняя взрос­лость / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1977.


302 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

.— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — с п е ц и а л и з а ц и я психофизиологических ф у н к ц и й — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

— Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло­
гических и психологических функций взрослого человека включает
совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня,
отдельных функций и познавательных
способностей. Выявленная закономерность относится и к нейроди-
намическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи­
ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел­
лект, память.

Тетерохронность (неравномерность) развития — несов­
падающий темп развития и уровней достижений человека как инди­
вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж­
дой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер­ны конструктивные, положительные сдвиги — «пики», или «опти-мумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи­вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы ин­теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю­дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни­жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме­жду функциями. В микропериод 41 — 50 л е т отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специ­альностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как


Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость 303

математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси­рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых1. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела­ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершен­ствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию пре­имущественно вербально-логического мышления, а также образно­го и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре­дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив­ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис­ле и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); обра­зование как процесс, индивидуальная и организованная познава­тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб­ность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразо­вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини­рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность само­му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по­колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши­роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным сужде­ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви­дуальностью2.

1 См.: Канатов А.К. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости // Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 329-335.

2 См.: Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический жур­нал. 1980. № 2. С. 52-60.


304 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способ­ность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. спе­циализация функции поддерживает ее общий уровень.

Современные исследования, в том числе лонгитюдные, дока­зали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия «диалектическое» мышление и самостоятельно вы­бранная позиция и ответственность, подразумевая качест­венную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания про­тивоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Другие исследователи говорят о постепенном совершенствовании и гибком использовании ин­теллекта для решения все более сложных задач на разных воз­растных этапах, о способности суждения и рассуждения, о разви­вающихся смысловых системах, приобретающих индивидуальный характер, и т.п.1

ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ:

1. В чем сложность определения понятия «взрослость»?

2. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возрас­та?

3. Сравните различные теоретические подходы к пониманию взрослости.

4. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в период зре­лости?

5. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.

6. Охарактеризуйте феномен акме и его значение для психологии развития.

7. Поразмышляйте над проблемой соотношения возрастного (норматив­ного), внутриличностного и социального кризисов в жизни взрослого человека.

8. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наибо­лее перспективные?

I См.: Крат Г. Психология развития. С. 770-778.


Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость 305

ЗАДАНИЕ 1

Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35 — 40 лет проблему воз­растных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предвари­тельно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их так­тичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окру­жающих.

ЗАДАНИЕ 2

Проанализируйте данный отрывок, обращая специальное внимание на:

— особенности переживания героем кризиса середины жизни;

— поиски им путей преодоления кризисных явлений.

«.. Но Денисов знал, что он и сам не подарочек — с прокуренным своим пиджаком, с тяжелыми мыслями, с ночным сердцебиением, с предрассветным страхом — умереть и быть забытым, стереться из людской памяти, бесследно рассеяться в воздухе.

До половины пройдена земная жизнь, впереди вторая половина, худшая. Вот так прошелестит Денисов по земле и уйдет, и никто-то его не помянет! Каждый день помирают Петровы и Ивановы, их простые фамилии высекают на мраморе. Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске, почему не украсить своим профилем Орехово-Борисово? «В этом доме проживаю я...» Вот он женится на Лоре и помрет — она же не решится обратиться туда, где это решают, увековечивать, нет ли... «Товарищи, увековечьте моего четвертого мужа, а? Ну, това-арищи...» «Хо-хо-хо...» Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не вы­стрелил. Ничего нового не открыл и именем своим не назвал. Да ведь и то сказать, все уже открыто, перечислено и поименовано, все, и живое и мертвое, от тараканов до комет, от сырной плесени до спиральных рукавов заумных туманностей. Вон какой-нибудь вирус — дрянь, дешевка, от него и курица не чихнет, так нет, уже пой­ман, назван, усыновлен парочкой ученых немцев — смотри сегодняшнюю газету. Призадумаешься — как они его делят на двоих? Небось разыскали его, завалящее та­кое дрянцо, в немытом стакане и обмерли от счастья — и ну толкаться, кричать: «Мое!» — «Нет, мое!» Разбили очки, порвали подтяжки, отмутузили друг друга, за­пыхались, присели со стаканом на диван, обнялись: «Давай, брат, пополам!» — «Давай, что уж с тобой поделаешь...»

<...> Пробовал Денисов изобретать — не изобреталось, пробовал сочинять сти­хи — не сочинялось, начал было труд о невозможности существования Австралии: сварил себе крепкого кофе и засел на всю ночь к столу. Работал хорошо, с подъемом, а под утро перечел — и порвал, и плакал без слез, и лег спать в носках. Вскоре после этого он и повстречал Лору, и был пригрет и выслушан, и многажды утешен как у себя в Орехове-Борисове, где на них, конечно, пролился золотым дождем капитан, опять отдраивший кингстоны, так и в ее безалаберной квартирке, где всю ночь в ко­ридоре что-то шуршало» (Толстая Т.Н. Сомнамбула в тумане // Любишь — не лю­бишь: Рассказы. М., 1997. С. 331, 333).

Дополнительная литература:

Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.

Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, пре­образование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1.


306 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

Анциферова A.M. Способность личности к преодолению деформаций своего разви­тия // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 6—19.

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

Боровинская А.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин // Психология зрелости и старения. 2001. № 6.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис // Психологический журнал. 1995. № 3. С. 90-101.

Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Под ред. И.Я. Петрова. М., 1978.

Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

Коулмен В. Внутренняя сила. СПб., 1997

Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификацион­ная граница.

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000.

Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998.

Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Соболъников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. Ново­сибирск, 1998.

Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психоло­гический журнал. 1999. № 5.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — Перри Г. Как справиться с кризисом. — Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. М., 1995.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

Шайе К.У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. № 6. С. 72-87.

Глава XIX

ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...