Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема психологической готовности к школьному обучению. 8 глава




§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жиз­ненного цикла.

Старость рассматривается как сложное биосоциопсихоло­гическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с


Глава XIX. Взрослость: старение и старость 307

выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального стату­са, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют представления о старости как о тяжелом, инертном, «закатном» времени жизни. Распространенные стерео­типы, социальные ожидания относительно старости нашли отраже­ние во множестве пословиц и поговорок русского народа: «Пора списать в архив», «пора сойти с круга», «пора на мыло», «пора с ярмарки», «был конь, да изъездился», «укатали сивку крутые гор­ки». Дж. Холл, основоположник социальной геронтологии, писал: «Познание старости есть долгий, сложный, мучительный опыт: с каждым новым десятилетием сжимается кольцо Великой усталости,

ограничивая интенсивность и продолжительность нашей деятельно-сти»1.

На психологическом уровне речь идет об осознании происходя­щих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним. Что приносит с собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индиви­дуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто вос­принимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном ва­рианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требо­ваниям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколе­ниями.

Определить хронологические границы начала старости весьма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в посте­пенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако старость следует характеризовать не только с не­гативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью. Необходимо установить качественные от­личия психики пожилого человека, выявить и показать особенности психическою развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

1 Цит. по: Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М., 1994. С. 4.


308 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

В мировой науке отмечается большой интерес к изучению старости. Как социальная категория, старость, по мнению Ф. Ариеса, была выделена лишь в XX в.

Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией, складывающейся на планете Земля в последние 100 лет. Происхо­дит старение населения мира, т.е. увеличение доли пожилых лю­дей в популяции, особенно очевидное в высокоразвитых странах. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в мла­денческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной про­должительности жизни. Историческая тенденция роста продолжи­тельности жизни наиболее отчетливо проявилась в прошлом веке. Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке составляла всего 18-20 лет, в Средние века - 35 лет, в XIX в. - 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68 — 72 лет. При этом почти с каждым поколением увеличивается и нормальная индивидуальная продолжительность жизни.

Феномен постарения населения, превращения общества в «се­деющее», в «мир старых людей», порождает новые медицинские, финансовые, юридические, политические и другие вопросы и про­блемы. Значимую часть избирателей и потребителей товаров и услуг теперь составляют пожилые, что требует определенной переориен­тации всей системы. Все чаще мы видим политическую и коммерче­скую рекламу, специально предназначенную для пожилых людей. Самая же острая проблема - организация пенсионного обеспече­ния и социальной поддержки в старости, для чего необходимы боль­шие материальные средства (а это — увеличение нагрузки на рабо­тающих членов общества) и человеческие ресурсы (огромная армия социальных работников). Даже экономически стабильные государ­ства Европы и Америки полагают, что решать эту задачу им будет все труднее и труднее (ее даже называют «демографической бомбой замедленного действия»)1. В некоторых государствах уже поставлен вопрос о пересмотре пенсионного возраста (например, в Велико­британии после 2010 г. пенсионный возраст для женщин увеличит­ся до 65 лет).

Старость как возрастной период стала массовым явлением; вполне реально прожить еще 15 — 20 лет после выхода на пенсию,

1 См.: Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. М., 2002. С. 14.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



что приблизительно составляет четверть жизни. Старение рассмат­ривается и как общественная, и как личностная проблема. Позна­ние закономерностей старения, расширение возрастных рамок ак­тивной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации старения — важнейшая ком­плексная проблема геронтологии, геронтомедицины, геронтопси-хологии.

Г е р о н т о п с и х о л о г и я — раздел возрастной психологии, по -священный проблемам старения, недавно выделившийся и недос­таточно разработанный, но привлекающий все большее внимание исследователей в последние десятилетия. Как протекает психиче­ское старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных сте­реотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возмож­ность психологического благополучия и самореализации в старос­ти — вот далеко не полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осущест­вления.

§ 3. Теории старения и старости

Существует множество подходов к пониманию и изучению старос­ти1. Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия старости одновременно диктует спектр теоретиче­ских вопросов и предписывает пути разрешения многочисленных практических проблем.

Старость как биологическая проблема. Старость как базовое биологическое свойство всех живых организмов рассматривается в теориях «программированного» и «программированного» старе­ния, в теориях «изнашиваемости», «клеточных отбросов», старения иммунной системы и цитологической теории. В каждой из этих тео­рий обосновывается своя модель механизма старения организма. К биологическим теориям можно отнести и теорию основоположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который главным

i См.: Козлов АЛ. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Тео­рии и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. 1999. № 2. С. 80-96.


310 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

фактором старения считал нарушение гармонии физиологических процессов организма, и теорию старения как интоксикации

И.И. Мечникова.

Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокра­щения приспособительных возможностей организма. Анализируя фундаментальные механизмы старения, Фролькис не только кон­статировал факт снижения приспособительных возможностей орга­низма, но показал тенденции саморегуляции, которые противостоят разрушению и направлены на стабилизацию жизнедеятельности ор­ганизма и увеличение продолжительности жизни. Понятие антиста­рения, или витаукта (от лат. вита — жизнь, ауктум — увеличи­вать), составляет важный аспект предложенной им адаптационно -регуляторной теории старения1.

Подход, в основу которого положено представление о старении, запрограммированном эволюцией, включенном в генетический код («Программированное старение»), и подход, согласно которому повреждения клеток не предопределены генетически, а происходят случайно, в результате сбоев («программированное старение») имеют весьма общий биологический характер в объяснении причин инволюции в старости. Важно, что в зависимости от предполагае­мого механизма старения выстраивается система предсказаний бу­дущего состояния организма, мер профилактики негативных по­следствий, однако роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни при этом не учитывают.

Старость как социальная проблема. В теории разобществ -пенил (теория освобождения, «выхода из игры») считается не­избежным процесс последовательного разрушения социальных связей.

Явление разобществления выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникатив­ности. Объективно «разобществление» проявляется в утрате преж­них социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в сниже­нии дохода, в утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно переживается индивидом как ненужность, сужение круга инте­ресов, сосредоточение их на себе.

Суть теории заключается в том, что процесс разобществления биологически и психологически обоснован и неизбежен. Разрыв ме­жду личностью и обществом происходит вскоре после выхода на пенсию, по инерции пожилой человек продолжает поддерживать

1 См.: Фролькис В.В. Старение и старость // Биология старения. М., 1982. С. 5-21.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся все более искусственными и постепенно пре­рываются. Количество поступающей человеку информации умень­шается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения1.

Теория активности («новой занятости») противоположна теории разобществления; во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Тео­рия активности предполагает, что старые люди должны быть вовле­чены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто актив­нее, тем он и удовлетвореннее. Концепция непрерывною жизненною пути трактует старость как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни.

К социальным подходам к старости можно отнести рассмотре­ние более частных проблем взаимоотношений старого человека и других людей (членов его семьи, социальных работников). Это весьма актуальные проблемы «напряжения помощника», жестокого отношения к пожилым, домашнего насилия.

Старость как когнитивная проблема. В основе этого подхода лежит так называемая «модель дефицита» — процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей. Тео­рия ингибиции (сдерживания) полагает, что старые люди становят­ся менее умелыми по причине затруднений в восприятии внешней информации и поэтому они концентрируются на задачах уровня «ручных» дел. Согласно теории «неупотребления», интеллекту­альные умения в поздней жизни ухудшаются в результате недоста­точного использования.

Другой вариант когнитивной теории старения относится к личной, персональной стороне старения. В ней рассматривается, каким образом пожилой человек истолковывает происходящие с ним изменения. При этом главную роль играют три области: лич­ные переживания (ухудшение самочувствия, уменьшение привле­кательности), особенности социального статуса (включение, ин­теграция или изоляция), осознание конечности собственного бытия.

Комплексные теории старения. Теориям, акцентирующим одну из сторон старения, противопоставляются комплексные теории. Старение многогранно, оно состоит из нескольких взаимосвязанных биологических, социальных, психологических процессов. Нет про-

I См.: Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляю­щая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96-106.


312 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

сто старения, старения вообще — у каждого человека свой собст­венный, персональный путь старения. Так, например, Дж. Тернер и Д. Хелмс1 выделяют три взаимосвязанных и взаимоперекрываю -щихся процесса:

— психологическое старение — как индивид ощущает и пред­ставляет себе свой процесс старения, как относится к процессу сво­его старения, сравнивая его со старением других людей;

— биологическое старение - биологические изменения организ­ма с возрастом (инволюция);

— социальное старение — как индивид связывает старение с об­ществом; как выполняет социальные роли.

В теоретической модели П. Балтеса подчеркивается, что разви­тие имеет «всевозрастной» характер, продолжается на протяжении всей жизни, является многомерным, многонаправленным процес­сом, пластичным и включающим процессы роста (приобретений) и упадка (потерь)2. Согласно этой теории, развитие детерминировано сложным взаимодействием ряда факторов: внешнего (социальной среды), внутреннего (биологического) и синтезом биологического и социального. Эти факторы задают три направления развития: нор­мативное возрастное, нормативное историческое и ненормативное развитие жизни. Нормативное возрастное развитие связано с пе­реходом от одного этапа к другому: в аспекте биологического ста­рения (начало пубертатного периода или менопаузы) и в аспекте социального старения (влияние выхода на пенсию на поведение). Нормативное историческое развитие происходит в контексте тех глобальных социально-исторических событий, которые пережива­лись целой возрастной группой (например, большинство 60-лет­них британцев имеют опыт получения продуктов по карточкам, а 20-летние их сограждане с этим не знакомы). Ненормативное жизненное развитие обусловлено влиянием событий, уникальных для жизни конкретного индивида (сыграть главную роль в фильме в 5-летнем возрасте, получить Нобелевскую премию). По мнению автора, сила воздействия факторов различается в зависимости от возраста. В пожилом возрасте велико влияние нормативных возрас­тных факторов, и необходимо учитывать накопленный эффект не­нормативных личных событий3.

1 См.: Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляю­щая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133-141.

2 См.: Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический Журнал. 1994. № 1. С. 60-80.

3 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 29.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



Модель Балтеса позволяет четче выделить типическое в развитии всех людей, общее для конкретных поколений и особенное в жизни отдельной личности.

§ 4. Проблема возрастных границ старости

Ученые разных специальностей (антропологи, геронтологи, психо­логи) имеют различные точки зрения на периодизацию человече­ской жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпири­чески выбирают возраст 60—65 лет как начало старости. В качестве иллюстрации можно привести несколько точек зрения.

Чешский профессор Б. Пржигода: старение - от 60 до 75 лет, старческий возраст - от 75 до 100 лет.

Э.Б. Харлок: старость или старение — от 60 лет до смерти.

Дж. Биррен: поздняя зрелость — 50 — 75 лет, старость — от 75 лет.

Д.Б. Бромлей: в условиях Англии цикл старения из 3 стадий: удаление от дел — 65—70 лет; старость — 70 лет и более; дряхлость, болезненная старость и смерть — до 110 лет.

Один из основоположников российской геронтологии И.В. Да­выдовский считал, что никаких календарных дат наступления ста­рости не существует1. Другой известный геронтолог Н.Ф. Шахма­тов, разрабатывавший подход к проблемам старения с позиции биологических закономерностей и тенденций, рассматривал психи­ческое старение как результат возрастно-деструктивных изменений в высших отделах центральной нервной системы2. Он стремился до­казать, что хотя процесс старения — это закономерный процесс возрастных изменений в органах и системах в ходе онтогенеза, при­водящий к старости, но он имеет ярко выраженный индивидуаль­ный характер. Место и время возникновения, преимущественное распространение, скорость прогрессирования определяют различ­ные формы, или варианты, психического старения, так же как и продолжительность жизни. Поэтому даже с биологической точки зрения трудно выделить некую дату наступления старости. Термин «стареющие», предлагаемый Всемирной организацией здравоохра­нения (ВОЗ), указывает на постепенность и непрерывность про­цесса.

i См.: Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966.

2 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996. С. 31-36.


314 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет — долгожительство (старчество).

Социальный критерий перехода к старости часто связывают с официальным возрастом выхода на пенсию. Однако в разных стра­нах, для различных профессиональных групп, для мужчин и жен­щин пенсионный возраст неодинаков (в основном от 55 до 65 лет). Другие социально-экономические показатели «порога», перехода к старшему возрасту — это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Довольно существенным является различение так называемой «молодой старости», «третьего» возраста (обычно до 75 лет) и «старой старости», «четвертого» возраста (после 75 лет). Различе­ние основано на применении функционального критерия — воз­можности для старого человека вести активную и независимую жизнь или же нуждаться в постороннем уходе.

Психологические критерии завершения, исчерпывания периода зрелости и перехода к старости четко не сформулированы. Разреше­ние этого вопроса во многом связано с дискуссией по поводу специ­фических жизненных задач этого периода и существа кризиса пере­хода к поздней взрослости и старости. Очевидно, что внутри периода поздней взрослости (старости) должны быть выделены от­дельные стадии психического развития.

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрас­том 55 —65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на кон­кретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.

Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенси -онным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Действительно, на современном историче­ском этапе «объективной меткой», маркерным событием начала


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



периода старости служит наступление официального пенсионного возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни че­ловека, включая потерю важной социальной роли и значимого мес­та в обществе, отделение человека от своей референтной группы, су­жение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».

Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пен­сионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизнен­ной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расстава­ние с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональ­ным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то дру­гим, более приятным.

Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что по совокупности ха­рактеристик (уровень активности, стратегии совладания с трудно­стями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью) можно различить два основных личностных типа пожилых людей1. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют спо­собность контролировать свое окружение. Все это ведет к пережи­ванию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризу­ются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчужде­ние со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекват­ности.

Наиболее результативной стратегией смягчения кризисной ситуации отставки признана техника «антиципирующего сов­ладания». Выработка психологической готовности к новой соци­альной позиции включает предварительное планирование свобод­ного времени, поиск нового жизненного уклада, новых путей включения в общество, предвидение негативных состояний и собы-

1 См.: Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психологичекий журнал. 1994. № 3. С. 99 - 105.


316 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

тий; стремление воспринять «отставку» в позитивном плане как освобождение деятельности от жестких ограничений по содержа­нию и времени, как переход в более свободное пространство, по­зволяющее проявиться новым способностям человека. Противо­действие социальному старению - сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей деятельности, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной дея­тельности.

Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это прежде всего кризис идентичности, внутрилич-ностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы ста­рения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «не­изменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучи­тельным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несо­ответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознани­ем личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему орга­низму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием ста­рости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработ­ки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.

«Мир конечен, мир искривлен, мир замкнут, и замкнут он на Василии Михай­ловиче.

В шестьдесят-то лет шуба тяжела, ступени круты, а сердце днем и ночью с тобой. Шел себе и шел, с горки на горку, мимо сияющих озер, мимо светлых островов, над головой — белые птицы, под ногами — пестрые змеи, а пришел вот сюда, а очутился вот здесь; сумрачно тут и глухо, и воротник душит, и хрипло ходит кровь. Здесь — шестьдесят.

Все это, все уже. Трава тут не растет. Земля промерзла, дорога узка и камени­ста, а впереди светится только одна надпись: выход.

И Василий Михайлович был не согласен» (Толстая Т.Н. Круг // Любишь - не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 53).

Старость в концепции Э. Эриксона знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути1. Референтное окружение для человека старшего возраста, по мнению Э. Эриксона, — «человече­ство», «люди моего типа». Основные модальности поведения — «быть тем, кем стал», «сознавать, что когда-нибудь перестанешь существовать». Сущность психосоциального кризиса личности в

1 См.: Эриксон Э. Детство и общество.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успеш­ного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связы­вает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей про­шлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ни­чего нельзя изменить. Мудрость определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случай­ностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение воз­раста старости. Разрешение финального кризиса требует углублен­ной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение бе­зысходности, отчаяние. Разрешение кризиса идентичности конца жизни может быть зафиксировано в словах: «Я есть то, что меня переживет»1.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса (или разрешить три кон­фликта), чтобы чувство цельности (полноценности) полностью сло­жилось2.

1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной
роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перей­
ти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через
призму одной роли (профессионала или родителя), а с других по­
зиций.

В связи с этим вспоминается восьмидесятилетний мужчина, который в опросни­ке «Кто Я?» все десять определений дал, исходя из уже оставшейся позади профес­сиональной деятельности: «Я — бывший инженер; бывший завотделом; тот, кто про­работал 40 лет на одном месте» и т.д.

2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выра­
ботка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старе­
ние возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному
физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое помо­
жет ему отвлечься.

Как утверждал один из современных сатириков, здоровье после 50 лет — это ко­гда каждый день болит в другом месте.

1 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

2 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 787 - 788.


318 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жиз­ненной линии через участие в делах молодого поколения.

По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глу­бокого интереса к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих пережива­ний от беседы на эту тему (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности). Обычными ответами на вопросы соответствующего рода были: «Стараюсь не думать и не думаю о смерти», «Зачем думать о ней, какой в этом прок», «Боюсь не смерти, а физических страданий, которые могут ей сопутствовать»1.

Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необхо­димостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в се­мье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливе-худ, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса2.

В интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова и ГА Цукерман старость рассматривается как пятая, завершающая ступень развития — «универсализация»3. Уни­версализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, эк­зистенциальных ценностей. Особые направления деятельности — работа по завершению того, что может быть завершено, и по приня­тию незавершенности (несовершенства) себя и мира. Характерным становится добровольный отказ от инициативности как нетерпели­вого побуждения событий несвоевременных.

В приведенной периодизации норма психического развития по­нимается как указание на высшие возможности, на вершинные дос­тижения данного возраста. Чем старше возраст, тем реже в реаль­ной жизни человека обнаруживается совокупность возрастных характеристик, введенных в схему периодизации. В этом смысле примерами нормы авторы считают лишь редчайшие уникальные биографии людей, про которых говорят: «Человек на все времена!» Это жития святых, жизнь А. Швейцера, Я. Корчака, А. Сахарова, т.е. людей, сменивших заслуженную славу профессионалов на без­вестное служение общечеловеческим ценностям. В личных биогра­фиях большинства людей — множество примеров несоответствия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...