Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема психологической готовности к школьному обучению. 2 глава




Сторонники концепции «развивающего обучения» критикуют традиционную систему обучения за то, что она провоцирует выра­ботку своеобразного типа специфически «школьной памяти», опи­рающейся на заучивание формы изложения учебного материала и характеризующейся крайне ограниченными возможностями его произвольного избирательного воспроизведения. На основе теоре­тического мышления формируется новый тип подлинно произволь­ной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учеб­ного материала.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. В возрасте 7—11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стрем­ление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формирова­нию как черты личности.


238 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

В условиях развивающего обучения учебный познавательный интерес становится действенным. Все большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельно­сти со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.

В этом возрасте развивается самопознание и личност­ная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту зада­чу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать дости­жение определенного результата), произвольность, само­контроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общест­венных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутрен­ние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравствен­ные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустой­чивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отно­шений вполне характерны.

В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Мы уже отмечали, что мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия — содержательной или формальной, а планирование - по существен­ным признакам или по частичным основаниям.

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подро­сткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д.Б. Эль-конина этот период рассматривается как кризис между стабильны­ми младшим школьным и подростковым возрастами.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом


Глава XV. Младший школьный возраст



(иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сфор­мированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выпол­нять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успеш­ным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягост­ной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохра­няться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недоста­точным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, ко­торые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, р е ф л е к с и в н ы й «оборот на себя»1. Сформированное в предшествующий стабиль­ный период рефлексивное отношение к мере собственных возможно­стей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ре­бенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюда­ется стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое позиция школьника?

2. В чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем?

3. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

4. Какова адекватная мотивация учения как деятельности?

5. Какова структура учебной деятельности?

6. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте.

7. Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.


240 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

8. Обозначьте основные направления развития личности младшего школь­ника.

9. Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшего школьного к подростковому возрасту?

ЗАДАНИЕ 1

Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в шко­ле? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

— Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать,—
говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она
диктует диктант.

Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племян­нице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и по­прекают меня, зачем я непохож на Марусю.

Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида.

Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце кон­цов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, маль­чишеским голосом:

— Хочешь играть в путешествия? Я ответил:

— Еще бы!

Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах на­шего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны
такие-то, климат такой-то, растения такие-то.

А потом сказала:

— Повтори.

Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значи­ло для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и застав­ляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся оконча­тельно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством» (Чуковский К.И. Серебряный герб. Киев, 1985. С. 187).


Глава XV. Младший школьный возраст



ЗАДАНИЕ 2

О каком изменении в восприятии ребенком окружающего мира говорится в этом отрывке?

«Вы богаты — мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не' мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысяча новых, неясных мыслей, касательно одинокого положе­ния их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бед­ны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку.

«Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? - думал я,- и каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не разделить поровну того, что имеем?» Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль.

— Неужели точно ты уедешь от нас? — сказал я.— Как же это мы будем жить врозь?

— Что же делать, мне самой больно; только ежели это случится, я знаю, что я сделаю...

 

- В актрисы пойдешь... вот глупости! - подхватил я, зная, что быть актрисой было всегда любимой мечтой ее.

- Нет, это я говорила, когда была маленькой...

- Так что же ты сделаешь?

— Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в черненьком платьице, в
бархатной шапочке. - Катенька заплакала.

Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.

Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что суще­ствует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.

Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило по крайней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любо­пытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? и из этого вопроса воз­никли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пуска­ют ли играть, как наказывают? и т.д.» {Толстой Л.Н. Детство // Избранные про­изведения. М., 1985. С. 162-164).


242 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

Дополнительная литература:

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова A.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.; Воронеж, 1998.

Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 36—41.

Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое ис­следование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

Репкин Н., Репкина Г., Заика Е. О системе психолого-педагогического мониторин­га в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 13-24.

Глава XVI

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

§ 1. Социальная ситуация развития

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотно­сится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сфор­мированная в учебной деятельности в средних классах школы спо­собность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрос­лый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к са­мостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

«Странно, отчего, когда я был ребенком, я старался быть похожим на большого, а с тех пор, как перестал быть им, часто желал быть похожим на него. Сколько раз это желание — не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, оста­навливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить. Я не только не смел поцеловать его, чего мне иногда очень хотелось, взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас. Каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка. Не пройдя еще через те горькие ис­пытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях, мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. ПО).


Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)



Чувство взрослости - это психологический симптом на­чала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»1.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает био­логический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физиче­ские, физиологические, психологические изменения, появление сек­суального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах под­ростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого че­рез специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запро­граммированности кризиса, о его прямой связи с процессом поло­вого созревания. При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы.

До XVII-XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее истори­ческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систе­матическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойст­венных взрослому человеку.

Границы и содержание подростничества тесно связаны с уров­нем социально-экономического развития общества, с особенностя­ми исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Например, у героя рассказа Дж. Лондона «Отступник» Джонни и детство, и от­рочество были очень короткими: «Джонни очень рано стал взрослым. В семь лет, ко­гда он получил первое жалованье, началось его отрочество. У него появилось извест­ное ощущение независимости, и отношения между матерью и сыном изменились. Он

i Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.


244 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

зарабатывал свой хлеб, жил своим трудом и тем как бы становился с нею на равную ногу. Взрослым, по-настоящему взрослым, он стал в одиннадцать лет, после того как полгода проработал в ночной смене. Ни один ребенок, работающий в ночной смене, не может остаться ребенком».

В двенадцать лет «он был очень стар, а они (братья и сестры. — И.Ш.) оскор­бительно молоды. Его раздражала эта чрезмерная и непостижимая молодость. Он не понимал ее. Его собственное детство было слишком далеко позади. Как брюзгливому старику, Джонни претило это буйное озорство, казавшееся ему отъ­явленной глупостью» (Лондон Дж. Отступник-// Соч.: В 7 т. М., 1954. Т. 2. С. 149, 153).

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разво­рачивается только в индустриальном обществе, где возникает боль­шая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и де­тей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, са­мостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо1.

Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросле­ние»2. Холл сформулировал представление о переходности, проме­жуточности подростничества, периода «бури и натиска». Он разра­ботал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста -«чувство индивидуальности».

К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределен­ность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных про­странств».

Развитие личности подростка было проанализировано в психо­аналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый пе­риод половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и дет­ские конфликты возрождаются с новой силой.

1 См.: Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.

2 См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27.


Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)



Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как цен­тральный период для решения задачи личностного самоопределе­ния, достижения идентичности.

В отечественной психологии основы понимания закономерно­стей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготско­го, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельд-штейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», под­черкивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.). Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на пе­реходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап пси­хического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собствен­ного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к много­численным конфликтам подростка с родителями и учителями, к про-тестному поведению.

Даже в целом нормально протекающему подростковому перио­ду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармонич­ность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравно­мерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндиви-дуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подхо­дящих для решения задач подросткового возраста «пространств» («мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризис­ные явления имеют тенденцию затягиваться1.

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятель­ность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отноше­нии отступает на задний план. Основное противоречие подростко-

1 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.С. 75-76.


246 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

вого периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвер­дить себя среди них.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками1. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспе­риментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную об­ласть жизни. Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверст­ников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении под­росткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то де­лать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в кол­лективе сверстников (12 —13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотноше­ний, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремле­ние к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практи­ческое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот — снятие напряженности в об­щении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну2. Он счи­тает, что главное значение в психическом развитии подростков име-

1 См.: Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 72 - 75.

2 См.: Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 46-55.


Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) 247

ет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.

Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организацион­но-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общест­ва; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответ -ственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей шко­ле, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно по­лезной деятельности на разных этапах подросткового возраста из­меняется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10—11 -летних — получить у других людей оценку своих возможно­стей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих ре­альную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активи­зирует потребность 12 —13-летних в признании их прав, во включе­нии в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможно­сти, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специ­альное построение общественно полезной деятельности предполага­ет выход на новый уровень мотивации, реализацию установки под­ростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.

По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если от­сутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педа­гогической организации общественно полезной деятельности под­ростков.


248 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости1.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к по­веденческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. При­чиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жиз -ни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей воз­никновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противо­поставлении своего поведения требуемому: в демонстративной бра­ваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому воз­расту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении вос­полнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспеваю­щий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассни­ков грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением до­
биться успеха именно в той области, в которой ребенок или подрос­
ток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической
слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...