Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взрослость: молодость и зрелость





Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») 20-30 лет.

Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет


Принятие на себя полноты ответствен­ности


Труд.

Максимальная реали­зация сущностных сил человека.

Спектр основных дея-тельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их со­отношение


 


Нормативные

кризисы

зрелости


Кризис 30-летия — коррекция плана жизни, создание более кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты ма возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов


 


ПОЖИЛОЙ возраст Готовность (старение) — 60-75 лет.

Взрослость: старение и старость


Старость — 75-90 лет.

Долгожи.-тельство — свыше 90 лет


 

на пенсию. Адаптация

к выходу

к

новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости


Профессиональная деятельность в адап­тированных формах. Структуризация и пе­редача жизненного опыта. Хобби.

Прародительство. Постепенный отказ от активности


 


Кризис инди­видуального существования


Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки


Приложение



 


Общение


Психологические новообразования


Ключевые понятия


 


Круг общения, свя­занный с профес­сиональной дея­тельностью. Освоение и реали­зация супружеских и родительско-детских отношений


 

— Построение стратегии жизни

— Феномен акме

— Смысложизненные реше­ния

— Новый уровень интеллек­туального развития (спо­собность самому формулиро­вать проблемы, диалектиче­ское мышление)

— Материнство/отцовство


Взрослость, зрелость, само­актуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, ак-меология, карьера, профес­сионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель пе­рехода


упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная пробле-


круга об-

Сужение щения.

Взаимоотношения со взрослыми деть­ми и внуками


 

— Принятие своей жизни

— Жизненная мудрость

— Счастливая старость

— Интегрированность, цель­ность


Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассив­ное старение, типологии ста­рости, освобождение от сек­суального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастли­вая старость


в отношении смерти


Учебное издание Шаповаленко Ирина Владимировна

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Психология развития

И возрастная психология)

Учебник

Редактор Н.А. Баранова

Корректор В. В. Евтюхина

Художественный редактор И.С. Соколов

Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой


Приложение



Приложение


психического развития человека

Общение Психологические

новообразования


Ключевые понятия


образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало


Общение с родным взрослым — ситу­ативно личностное


 

— Потребность в общении

— Базовое доверие к миру

— Дифференциация ощуще­ний и эмоциональных со­стояний

— Различение близких и по­сторонних людей

— Преднамеренные действия (хватание, доставание пред­мета)

— «Истинное» подражание

— Предметное восприятие

— Автономная речь

— Ходьба

— Мотивирующие представ­ления. Превращение ребенка в субъекта желания и дейст­вия


Биологическая беспомощ­ность новорожденного, опе­режающая инициатива взрослого, бондинг, безус­ловные и условные рефлексы, социальная улыбка, макси­мально социальное существо, комплекс оживления, госпи-тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое об­щение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пас­сивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипу­ляции и др.


доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции


Общение со взрос­лым — ситуативно-деловое.

Общение со сверст­никами — началь­ные формы, взаим­ное подражание


 

— Овладение предметными действиями

— Символическое, замещаю­щее действие

— Предметная игра

— Начальные этапы изобра­зительной и других — видов продуктивной деятельности

— Активная речь

— Наглядно - действенное мышление

— Личное действие

— Сознание «Я сам»

— Отделение себя от окру­жающих и сравнение себя с ними


Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие дей­ствия, внешние ориентиро­вочные действия, полифунк­циональные предметы, с ю ж е т н о - отобразительная игра, «игра рядом», куплет-ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, ста­дия головоногов, агрессив­ность, пассивная речь, не­произвольное внимание, не­произвольная память и др.


 


строптивость, достижение»


протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм.



Приложение


Возрастной Хронологические Социальная Ведущая

период рамки ситуация развития деятельность

Дошкольное 3—7 лет Ребенок и взрослый Игра (сюжетно-ро-

детство (общественный, обоб- левая игра)

щенный).

Познание мира чело­веческих отношений

Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривля-Способность и потребность в социальном функционировании, в

Младший [6-7- 10 лет Внутренняя позиция Учебная деятельность

школьный воз- ученика как человека,

раст совершенствующего

самого себя

Кризис пред - «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой подростковый Рефлексивный оборот на себя


Приложение



 


Общение


Психологические новообразования


Ключевые понятия


 


Общение со взрос­лым:

.3—5 лет — внеси­туативно -познава­тельное;

5—7 лет — внеси-туативно-личност-ное.

Общение со сверст­никами — игровое сотрудничество, со­переживание


 

— Воображение

— Наглядно-образное мыш­ление

— Начала понятийного мышления

— Картина мира, «абрис»

— Новые мотивы поведения

— Соподчинение, иерархия мотивов

— Произвольность поведения

— Первичные этические ин­станции

— Самосознание

— Самооценка

— Практическое овладение речью, развитие функций речи


Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ори­ентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориенти­роваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мыш­ления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных этало­нов), игровая роль, содер­жание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эго­центрическая речь, контекст­ная речь и т.д.


ние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии значимой социальной позиции


Особенности учеб­ного общения: роль учителя, роль свер­стников.

Совместное обсу­ждение учебной проблемы


 

— «Умение учиться»

— Понятийное мышление

— Внутренний план действий

— Рефлексия — интеллекту­альная и личностная

— Новый уровень произ­вольности поведения

— Самоконтроль и само­оценка

— Ориентация на группу сверстников

Зависимость уровня дости­жений от содержания и ор­ганизации учебной деятель­ности


Психологическая готовность к школе, личностная готов­ность, умственная готов­ность, чувство компетентно­сти, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствова­ния, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фо­бия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, ла­тентный период и др.


системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний.



Приложение


 


Возрастной период


Хронологические рамки


Социальная ситуация развития


Ведущая деятельность


 


Подростковый,

Отроческий

Возраст


10-11 14-15


лет


Формирование созна­тельного отношения к себе как к члену об­щества. Благоприят­ные условия (сензи-тивность) для прояв­ления индивидуаль­ности


Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)

Общение в общест­венно полезной деятельности (Д.И., Фельдштейн)


 


Кризис пере­хода к юности (15-18 лет)


Становление человека как субъекта собственного развития


 


Юность


Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год


Поиск своего места в более широкой соци­альной общности, на­чало практической самореализации. Процесс самоопреде­ления как аффектив­ный центр социальной ситуации развития


Учебно - профес -сиональная деятель­ность.

Профессиональное са моопределение


 


Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)


«Отрыв от родительских корней»


Книги УИЦ «Гардарики» можно купить:

ф В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»: 4 Книги по ценам издательства

105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084

363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru Интернет-магазин «Юристъ - Гардарика»: http://www.u-g.ru

Оптовый отдел,

«Книга-почтой» - с 9.00 до 18.00, выходные - суббота, воскресенье

Розничный магазин - с 10.30 до 20.00 (понедельник - суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье) Ф В книжных магазинах Москвы:

• Книжный магазин «Юристъ» ё Книги по ценам издательства

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка»,

«Китай-город»), Тел.: (095) 924-5036

Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные - суббота, воскресенье

• ООО Торговый Дом «Библио-Глобус»

101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка»)

• «Московский Дом Книги»

121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская»)

• ТДК «Москва»

103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд»)

• «Юридическая книга»

121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая»)

• «Читай-город»

Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», «Менделеевская»)

ф В книжных магазинах других городов России:

Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 11 • ОАО «Ленкнига»

Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23 • Магазин «Мир книги»

Воронеж, ул. Кольцовская, д. 23 • Магазин «Книги для вас»

Краснодар, ул. Ставропольская, д. 87 • Магазин «Кругозор»

Новосибирск, Красный пр-т, д. 153 • «Сибирский Дом Книги»

Нижний Новгород, пл. Свободы, д. 1 • Магазин «Деловая книга»

Самара, ул. Чкалова, д. 100 • ООО «Киви»

Саратов, ул. Университетская, д. 42 • Библиотека СГУ ООО «Александрия и К°»

 

Челябинск, ул. Барбюса, д. 61 • Книжный магазин

Омск, пр-т Мира, д. 55А • Магазин «Велесъ»

Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 101 • Магазин «Де-Юре»

Иркутск, ул. Байкальская, д. 172 • Магазин «ПродаЛитЪ»

Иркутск, ул. К. Маркса, д. 12 • Магазин «Иркутская книга»


Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004

Изд. лиц. ИД № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 15.02.2005. Формат 60x90 Печать офсетная. Гарнитура Светлана. Усл. печ. л. 22. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 6209.

УИЦ «Гардарики»

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1.

Тел.: (095) 921-0289, 925-6840. Факс: (095) 921-1169

E-mail: grd@aha.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфкомбинат».

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...