Взрослость: молодость и зрелость
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») 20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет Принятие на себя полноты ответственности Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных дея-тельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение
Нормативные кризисы зрелости Кризис 30-летия — коррекция плана жизни, создание более кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты ма возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов
Взрослость: старение и старость Старость — 75-90 лет. Долгожи.-тельство — свыше 90 лет
к выходу к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности
Кризис индивидуального существования Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки Приложение
Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений
— Построение стратегии жизни — Феномен акме — Смысложизненные решения — Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) — Материнство/отцовство Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, ак-меология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода
упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная пробле-
Сужение щения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
— Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цельность Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от сексуального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость в отношении смерти Учебное издание Шаповаленко Ирина Владимировна ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Психология развития И возрастная психология) Учебник Редактор Н.А. Баранова Корректор В. В. Евтюхина Художественный редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой Приложение Приложение психического развития человека Общение Психологические новообразования Ключевые понятия образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало Общение с родным взрослым — ситуативно личностное
— Потребность в общении — Базовое доверие к миру — Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний — Различение близких и посторонних людей — Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) — «Истинное» подражание — Предметное восприятие — Автономная речь — Ходьба — Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпи-тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др.
доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции Общение со взрослым — ситуативно-деловое. Общение со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание
— Овладение предметными действиями — Символическое, замещающее действие — Предметная игра — Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности — Активная речь — Наглядно - действенное мышление — Личное действие — Сознание «Я сам» — Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, с ю ж е т н о - отобразительная игра, «игра рядом», куплет-ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
строптивость, достижение» протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Приложение Возрастной Хронологические Социальная Ведущая период рамки ситуация развития деятельность Дошкольное 3—7 лет Ребенок и взрослый Игра (сюжетно-ро- детство (общественный, обоб- левая игра) щенный). Познание мира человеческих отношений Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривля-Способность и потребность в социальном функционировании, в Младший [6-7- 10 лет Внутренняя позиция Учебная деятельность школьный воз- ученика как человека, раст совершенствующего самого себя Кризис пред - «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой подростковый Рефлексивный оборот на себя Приложение
Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Общение со взрослым: .3—5 лет — внеситуативно -познавательное; 5—7 лет — внеси-туативно-личност-ное. Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, сопереживание
— Воображение — Наглядно-образное мышление — Начала понятийного мышления
— Картина мира, «абрис» — Новые мотивы поведения — Соподчинение, иерархия мотивов — Произвольность поведения — Первичные этические инстанции — Самосознание — Самооценка — Практическое овладение речью, развитие функций речи Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д. ние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии значимой социальной позиции Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы
— «Умение учиться» — Понятийное мышление — Внутренний план действий — Рефлексия — интеллектуальная и личностная — Новый уровень произвольности поведения — Самоконтроль и самооценка — Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др. системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Приложение
Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность
Подростковый, Отроческий Возраст 10-11 14-15 лет Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)
Общение в общественно полезной деятельности (Д.И., Фельдштейн)
Кризис перехода к юности (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития
Юность Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития Учебно - профес -сиональная деятельность. Профессиональное са моопределение
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) «Отрыв от родительских корней» Книги УИЦ «Гардарики» можно купить: ф В книготорговом объединении «Юристъ — Гардарика»: 4 Книги по ценам издательства 105082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская») Телефоны: 797-9081, 797-9082, 797-9083, 797-9084 363-0634, 363-0635, 363-0636 Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru Интернет-магазин «Юристъ - Гардарика»: http://www.u-g.ru Оптовый отдел, «Книга-почтой» - с 9.00 до 18.00, выходные - суббота, воскресенье Розничный магазин - с 10.30 до 20.00 (понедельник - суббота) с 10.00 до 16.00 (воскресенье) Ф В книжных магазинах Москвы: • Книжный магазин «Юристъ» ё Книги по ценам издательства 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город»), Тел.: (095) 924-5036 Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные - суббота, воскресенье • ООО Торговый Дом «Библио-Глобус» 101861, Москва, ул. Мясницкая, д. 6 (ст. метро «Лубянка») • «Московский Дом Книги» 121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (ст. метро «Арбатская») • ТДК «Москва» 103009, Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1 (ст. метро «Охотный ряд») • «Юридическая книга» 121165, Москва, ул. Киевская, д. 20 (ст. метро «Студенческая») • «Читай-город» Москва, ул. Новослободская, д. 21 (ст. метро «Новослободская», «Менделеевская») ф В книжных магазинах других городов России: • Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 11 • ОАО «Ленкнига» • Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23 • Магазин «Мир книги» • Воронеж, ул. Кольцовская, д. 23 • Магазин «Книги для вас» • Краснодар, ул. Ставропольская, д. 87 • Магазин «Кругозор» • Новосибирск, Красный пр-т, д. 153 • «Сибирский Дом Книги» • Нижний Новгород, пл. Свободы, д. 1 • Магазин «Деловая книга» • Самара, ул. Чкалова, д. 100 • ООО «Киви» • Саратов, ул. Университетская, д. 42 • Библиотека СГУ ООО «Александрия и К°»
• Челябинск, ул. Барбюса, д. 61 • Книжный магазин • Омск, пр-т Мира, д. 55А • Магазин «Велесъ» • Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 101 • Магазин «Де-Юре» • Иркутск, ул. Байкальская, д. 172 • Магазин «ПродаЛитЪ» • Иркутск, ул. К. Маркса, д. 12 • Магазин «Иркутская книга» Гигиенический сертификат 77.99.02.953.Д.003058.05.04 от 05.05.2004
Изд. лиц. ИД № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 15.02.2005. Формат 60x90 Печать офсетная. Гарнитура Светлана. Усл. печ. л. 22. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 6209. УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0289, 925-6840. Факс: (095) 921-1169 E-mail: grd@aha.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|