Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема психологической готовности к школьному обучению. 9 глава




1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.
С. 54-60.

2 См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994.

3 См.: Слободчиков В.И., Цукерман ГА. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 44,


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



нормативному развитию, примеров остановки, регресса, выхода на уровень обыденного функционирования.

«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важ­нейших задач приспособления к жизни», - писал Э. Штерн1.

Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:

— адаптация к возрастным изменениям — телесным, психофи­зиологическим;

— адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);

— разумное распределение времени и целенаправленное исполь -зование оставшихся лет жизни;

— ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых роле­вых позиций;

— противостояние аффективному обеднению, связанному с по­терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио­нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру­гих формах;

 

— стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;

— стремление к внутренней целостности и осмыслению прожи­той жизни.

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

Центральная характеристика социальной ситуации развития в ста­рости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пен­сию и удалением от активного участия в производительном труде.

Существующий в обществе ограниченный и негативный харак­тер «культурных эталонов» старости и неопределенность социаль­ных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позво­ляют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пен­сию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творче­ский подход самого человека к собственному старению. Превраще-

Цит. по: Аивехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. С. 30.


320 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

ние социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в на­стоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека1.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработ­ка готовности к смене социальной позиции, — необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/пережива­ния старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких лич­ностных кризисов.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации — сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания пси­хофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.

Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» прояв­ляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в жела­нии спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. При­мерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное ста­рение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса.

Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старос­ти может стать структуризация и передача жизненного опыта. Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой дея-

1 См.: Шаповаленко И'.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето. С. 27-41.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



тельности могут быть продолжение профессиональной деятельно­сти, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспита­ние внуков, учеников, общественная деятельность.

В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наив­ного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоя­лись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения луч­ших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волко­вой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», — проявление потребности в «чистом» ис­кусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться.

Сохранение себя как личности предполагает возможность по­сильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь».

И даже — при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прико­ванная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю».

А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по приня­тию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в ус­ловиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости1.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопреде­ления и деятельности на разных этапах старости2:

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерное 55 лет до выхода на пенсию) — это прежде всего ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характе­ризуется:

1. Социальная ситуация развития:

ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как
возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как пре­
кращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со сво­
им опытом и еще немалой оставшейся энергией;

- основные контакты еще носят больше производственный ха­
рактер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы дан-

' См.: Лидере А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом со -держании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6-11.

2 См.: Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / / Мир психологии. 1999. № 2. С. 111-123.


322 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

ный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне на­деется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

— отношения с родственниками, когда, с одной стороны, чело­век еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, вклю­чая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

— стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

— стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «до­брую память» на работе;

— стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

— при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реали­зовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

— к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление вы­брать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальней­шую жизнь.

П. П е р и о д выхода на пенсию (первые годы после выхо­да на пенсию) — это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

— старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выра­женными;

— в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая так­тичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

— постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

— обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важ­нейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров. 2. Ведущая деятельность:

— прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании вну­ков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в об­щественной деятельности и т. п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

— для части пенсионеров первое время на пенсии — это продол­жение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

— все более усиливающееся стремление «поучать» или даже
«стыдить» людей более молодого возраста;

— для части пенсионеров это может быть стремление спокойно
осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот пери­
од начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно по­
делиться своим опытом и переживаниями.

III. П е р и о д с о б с т в е н н о с т а р о с т и (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоро­вья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

— общение в основном с такими же старцами;

— общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

— некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профес­сиональной деятельности);

— для части пенсионеров меняется значение отношений с други­ми людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою преж­нюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

— досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увле­
чение за другим, что несколько опровергает представление об их
«ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать
смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поис-


324 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

ка — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

— стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собст­венного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полез­ное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

— для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выра­жается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Д о л г о ж и т е л ь с т в о в условиях резкого ухудше­
ния с о с т о я н и я з д о р о в ь я существенно отличается от старос­
ти без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить
особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

— в основном-общение с родными и близкими, а также с врача­ми и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

— также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

— лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

— стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремле­ние приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем
з д о р о в ь е (примерно после 75 — 80 лет и старше) может характе­
ризоваться:

1. Социальная ситуация:

— общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

— у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и зна­комые;


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



— поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с
таким старцем стремятся самые разные люди, включая представи­
телей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у
долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

— она во многом зависит от наклонностей данного человека, но
в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с из­
лишествами, характерными для здорового зрелого человека). Веро­
ятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача,
но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

§ 7. Личностные особенности в старости

Среди ряда факторов, обусловливающих социальный и психологи­ческий статус пожилого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст1.

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, дряхлости, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, слепоте положение старика приближается к положению соматического больного. Бо­лезненный характер физического увядания определяет форму пси­хического старения и в целом психическую жизнь. При этом на вто­рой план отступает все то, что составляет содержание переживаний собственно старения, нового отношения с окружающими.

Ограничение физических возможностей и ощущения недомога­ния рассматриваются как сигнал о начале старения. «Старики начинают чувствовать свое тело как невозможность им пользовать­ся»,- писал Лопес Ибор2. Происходящие физиологические измене­ния переживаются и осознаются человеком. Для первых этапов ста­рения особенно типично повышенное внимание к возрастным изменениям в физическом состоянии. Первые признаки увядания (потеря зубов, появление лишнего веса) вызывают стремление об­наружить причину неприятных явлений и избавиться от них с помо -щью медикаментозных средств. В сознании человека старость (как биологический процесс) отражается преимущественно как физиче­ский недуг, болезненное состояние. По существу старение представ-

1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.
С. 44-51.

2 Там же. С. 46.


326 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

ляет собой состояние постоянно переживаемого физического недо­могания, выраженного то в большей, то в меньшей степени. Оно предстает в виде симптомов, в основном знакомых человеку и по более ранним возрастным периодам: вялость, повышенная утом­ляемость, болезненные ощущения в различных частях тела, обычно непродолжительные по времени. Указанные ощущения физического нездоровья являются отражением самого инволюционного про­цесса. Возрастное снижение физической силы и подвижности лежит в основе столь знакомого и привычного внешнего облика старого человека.

Пожилые женщины при лучших показателях физического здо­ровья (по сравнению с мужчинами) уделяют больше внимания сво­ему здоровью, чаще посещают врачей, чаще жалуются на свои стар­ческие недуги.

Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетво­ренности жизнью в старости. Частыми следствиями этого быва­ют оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интере­са к окружающему, изменение отношений с близкими, понижение всех видов самооценки.

Однако отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. Моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание есте­ственности ощущений физического нездоровья составляют новый уровень самосознания. Терпимость или нетерпимость пожилого че­ловека к ограничению физических сил и возможностей, к физиче­ской слабости с болезненными ощущениями отражают отношение к собственному старению.

При стратегии активного совладания с трудностями обнаружи­вается осознанное отношение к возрастным изменениям, продол­жающим выявляться с годами. Эта новая позиция в большей степе­ни зависит от самого человека. К примеру, это может быть ироничный взгляд на себя — старика, шутливое согласие с утратой прежних физических возможностей, с болезненными ощущениями.

Л. Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» (письмо XXX) пишет о совре­менном ему историке, последователе Эпикура — А. Бассе: «Он изнемогает в борьбе со старостью, она гнетет его слишком сильно, чтобы ему подняться... но наш Басе бодр духом... Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие. Хоро­ший кормчий плывет и с изодранными парусами, и даже когда снасти сорвет, он приспособит, что осталось, и плывет дальше»1.

1 Цит. по: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 50.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



Безразличие к недужным и болезненным ощущениям, которое нередко можно наблюдать в случаях глубокой старости, рассматри­вается как свидетельство глубокого снижения жизненного тонуса.

Мотивационно-потребностная сфера. Обнаружено, что пере­чень, номенклатура потребностей в старом возрасте во многом та же самая, что и в предыдущие периоды жизни. По данным К. Ро-щака, изменяется структура, иерархия потребностей: прослежива­ется выдвижение в центр потребностной сферы потребности в из­бегании страдания, потребности в безопасности, потребности в автономии и независимости, потребности в проецировании на дру­гих своих психических проявлений1. И в то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребностей в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности.

В поздний период жизни происходит общее изменение времен­ной жизненной перспективы. По мере того как удлиняется прошлое, будущее представляется все более ограниченным и менее реальным. Большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспомина­ния о прошлом, чем будущее. Феномен обращенности пожилых лю­дей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окра­шенности - существенный момент психической жизни пожилых. Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каж­дый такой день заботами о здоровье, хлопотами по хозяйству.

Например, по нашим данным, почти треть опрошенных пожилых людей на во­прос о планах на будущее отвечали: «Не планирую» или «Нет будущего». Другие две трети говорили о будущем, связывая его с занятиями конкретной деятельностью в ближайшие несколько месяцев (посадить огород, сделать ремонт, помочь кому-либо (детям, внукам)) или просто надеясь «прожить еще несколько лет», «дожить до свадьбы внучки», «увидеть правнука»2.

Сокращение «оси будущего» и акцентирование значимости по­вседневных дел (в том числе для сохранения ощущения занятости, нужности, полезности для себя и окружающих) перестраивают пе­реживание психологического времени. Описывается феномен уско­рения движения времени, когда годы и десятилетия субъективно протекают все быстрее. С другой стороны, обнаруживается «растя­гивание времени», когда какое-нибудь небольшое событие (посе­щение поликлиники или магазина) эмоционально заполняет собой весь день.

1 См.: Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Ав-тореф. дис. М., 1990.

2 См.: Шаповаленко КВ. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето. С. 27-41.


328 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих воз­растных изменений, долгожительство, сохранение деятельного об­раза жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. И при на­личии этих признаков, каждого в отдельности и вместе взятых, по­жилой человек может считать себя ущербным и полностью не при­нимать свое старение.

Н.Ф. Шахматов в своем анализе старения стремился показать неразрывную связь биологической и психологической сторон старе­ния1. Он настаивал на том, что благоприятные формы психического старения характеризуются гармоничным снижением физических и психических функций (при качественной сохранности их функцио­нирования), что сопровождается согласием с самим собой, с естест­венным ходом событий, и в том числе с неминуемостью завершения собственной жизни.

Заслуживает внимания приводимая Шахматовым характери­стика мотивационно-потребностной сферы и жизненной пози­ции пожилых людей, которые считали свое старение удачным, ус­пешным, благоприятным и даже счастливым:

— отчетливая ориентировка этих пожилых людей на настоящее. Эти люди не обнаруживают какой-либо проекции на прошедшее, но также нет и устойчивых планов деятельной жизни на будущее. Се­годняшнее старческое существование принимается без каких-либо оговорок и без планов к изменению в лучшую сторону;

— тенденция к пересмотру прошлых активных целевых устано­вок, правил и убеждений, впервые появившаяся в позднем возрасте. Подобная мыслительная работа приводит к выработке новой, со­зерцательной, спокойной и самодостаточной жизненной пози­ции. Окружающая жизнь, сегодняшнее состояние здоровья, физи­ческие недуги, быт воспринимаются терпимо, такими, какие они есть;

— появление новых интересов, ранее не свойственных данному человеку. Среди них особо выделяются обращение к природе, на­клонность к стихосложению, желание бескорыстно быть полезным окружающим, в первую очередь больным и слабым, иногда впервые появляется любовь к животным;

— устойчивая мыслительная работа, отражающая стремление переосмыслить свой прошлый жизненный опыт, прошлую деятель -

1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 35-36.


Глава XIX. Взрослость: старение и старость



ность с позиции старого человека. Прошлые успехи в накоплении знаний, почетные должности и звания теряют прошлую привлека­тельность и кажутся малозначащими. Прочность и искренность се­мейных и родственных отношений представляются маловажными. Материальные ценности, приобретенные в течение жизни, также оказываются несущественными. Однако весь строй сегодняшних ус­тановок этих пожилых выгодно высвечивает настоящий период их жизни.

Примеры положительного отношения к жизни в старости можно увидеть в ряде самоописаний старения известными и выдающимися личностями (Цицерон, И.П. Павлов, К.И. Чуковский и др.). К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «...никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день— мои мысли доб­рей и светлей».

Особенности Я-концепции. Относительно особенностей Я-кон­цепции в позднем возрасте мнения исследователей расходятся. С одной стороны, имеются сведения о негативных характеристиках самосознания, выраженном снижении самооценки и удовлетворен­ности жизнью у многих людей. В других работах обнаруживаются противоположные факты.

В исследованиях О.Н. Молчановой показано, что наряду с об­щим снижением ценности Я и его отдельных аспектов с возрастом проявляется и другая тенденция, названная автором психологиче­ским витауктом. Психологический витаукт - это факторы ста­билизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте. Среди них: высокая реальная самооценка по ряду параметров; фиксация на позитивных чертах своего характера; снижение идеальных и дос­тижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооцен­кой; относительно высокий уровень самоотношения; признание сво­ей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); ориентация на жизнь детей и внуков; ретроспективный характер са­мооценки.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый ха­рактер, что находит свое отражение в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях Я-концепции человека и обуслов­ливает резко выраженные индивидуальные вариации.

Типологии личности в пожилом возрасте. По результатам не­скольких лонгитюдных исследований, при переходе от средней к

1 См.: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 60-70.

2 См.: Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133-141.


330 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

поздней взрослости важные аспекты личности сохраняются неиз­менными. Постоянство относится, например, к таким характери­стикам личности, как уровень нейротизма (тревожности, подавлен­ности, импульсивности), соотношение экстраверсии и интроверсии, уровень открытости опыту1.

По мнению ряда авторов, в старости редко вырабатывается но­вая жизненная позиция. Скорее, это заострение и модификация имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собою.

В эмпирическом исследовании американских психологов были обследованы мужчины, находящиеся на пенсии или частично заня­тые. Были выделены пять основных типов личностных черт2.

1. Конструктивный тип — характерны внутренняя уравнове­шенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по от­ношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятель­ности. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока, они строят планы на будущее, рассчитывают на помощь ок­ружающих.

2. Зависимый тип — также социально приемлем и хорошо адаптирован. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю по­мощь.

3. Защитный тип — характерны преувеличенная эмоциональ­ная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и при­вычках, стремление к «самообеспеченности», неохотное принятие помощи от других людей. Девиз людей с оборонительным отноше­нием к наступающей старости — активность даже «через силу». Расценивается как невротический тип.

4. Агрессивно-обвинительный тип. Люди с таким набором черт стремятся «переложить» на других людей вину и ответствен­ность за собственные неудачи, взрывчаты и подозрительны. Они не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил и смерти, враж­дебно относятся к молодым людям, ко всему «новому, чужому миру». Их представление о себе и о мире квалифицировались как неадекватные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...