Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 8. Рисунок мальчика 9 лет с психосоматическим заболеванием.




Рис. 8. Рисунок мальчика 9 лет с психосоматическим заболеванием.

Примерами рисунков с деструктивной тематикой могут служить приведенные ниже изображения. Первый рисунок создан делинквентным мальчиком 9 лет, многократно подвер­гавшимся физическому насилию.

Рис. 9. Рисунок делинквентного мальчика 9 лет, многократно подвергавшегося физическому насилию.

Подпись под его рисунком (рис. 9) гласит: «Бежала мышка. Змея увидела ее и съела. Она была довольна».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 5 баллов. Изображены деструктивные от­ношения, один из персонажей, хищная змея, с которой иден­тифицируется автор (мальчик 9 лет) испытывает удовлетворе­ние, съев другой персонаж.

Подпись под рисунком 10: «В горах самый большой вулкан начал кипятиться, он стал выбрасывать большие камни, выли­вать лаву, и все погибло. Ему было «все равно»».

Рис. 10. Рисунок, созданный делинквентным подростком (14 лет) — жертвой физического и сексуального насилия.

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 3 балла. По всей видимости, автор рисунка (мальчик 14 лет) идентифицируется с вулканом.

Рис. 11. Рисунок делинквентного подростка (13 лет), систематически подвергав­шегося избиениям в роди­тельской семье.

На рисунке 11 под рисунком подпись: «Девочка пошла в лес за грибами, и вдруг ее укусила змея. Она разозлилась из-за того, что девочка ее потревожила».

Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображены деструктивные от­ношения. По всей видимости, автор рисунка идентифициру­ется со змеей (так как более 90% испытуемых идентифициру­ются с персонажами своего пола).

Таким образом, в нашем исследовании, наряду с изображе­нием одиноких и несчастных, находящихся в смертельной опасности персонажей, было немало рисунков (14, 3%) с про­явлением агрессии и деструкции. На одних из них изобража­лись разрушительные природные процессы (например, извер­жение вулкана) или способные вызвать разрушение объек­ты (ножи), на других — хищные животные, нападающие на своих жертв. Лишь в отдельных случаях разрушительные дей­ствия на рисунке совершались людьми. Это позволяет кон­статировать наличие связи между перенесенным насилием и агрессивными тенденциями у многих испытуемых.

Связь между перенесенным насилием и агрессивностью отмечается целым рядом авторов. Некоторые из них пишут о так называемой заместительной (викарной) травматизации, проявляющейся в склонности жертв насилия самим его совер­шать в отношении других людей или живых существ. Данный феномен, проявляющийся в нашем исследовании в создании рисунков с изображением деструктивных сцен, когда автор идентифицируется с агрессором, может быть отчасти связан с действием защитного механизма замещения. Возможно, что создавая рисунки такого рода жертвы насилия пытаются «рас­правиться» с агрессором. Однако сцена насилия не воспроиз­водится на рисунке буквально, и изображение насильника обычно отсутствует. Его место занимают другие персонажи или предметы.

Среди пяти детей и подростков, чьи рисунки имели дест­руктивную тематику, было трое мальчиков и две девочки. При этом рисунки мальчиков указывали на активную агрессию, а рисунки девочек — на реактивную (Silver, 2005). Подгруппа ак­тивных агрессоров, по данным Р. Сильвер (2005), включает де­тей и подростков, чьи рисунки отражают фантазии, связан­ные с физическим ущербом окружающим. Эти испытуемые идентифицируются с теми, кто проявляет жестокость в отно­шении жертв, но переживает при этом чувство удовлетворе­ния. Таким образом, такие рисунки оцениваются в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов по шкале обра­за «я». Активные агрессоры отличаются инициативой, экспан­сивностью, стремясь утвердиться среди сверстников и завое­вать определенные привилегии.

У реактивных агрессоров агрессивные действия, как прави­ло, провоцируются действиями других и направлены на защи­ту своих интересов. Нередко реактивная агрессия проявляет­ся импульсивно и сопровождается неконтролируемым аффек­том гнева. Защитная реакция у реактивных агрессоров часто непропорциональна интенсивности провоцирующего дей­ствия. По данным Р. Сильвер, рисунки реактивных агрессо­ров, как и активных, иногда оценивались по шкале образа «я» в 5 баллов. В анамнезе у них нередко отмечается перенесенное насилие или потеря родителя.

Следует признать, что агрессивное поведение у детей и под­ростков, в том числе у тех из них, кто подвергался или подвер­гается насилию, может быть иногда связано с механизмами копинга, то есть таким поведением, которое направлено на ус­пешное преодоление стрессовой, несущей угрозу физическо­му, психическому или социальному благополучию ситуации. Большое значение в определении границ патологической и адаптивной (здоровой) агрессивности, связанной с механиз­мами копинга, имеет культурный контекст ее проявления, в том числе, тендерные нормы. »,

По данным разных исследователей (Сильвер, Копытин, 2001; Kopytin, 2000; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005; Silver, 1993, 1996), в рисунках мальчиков и юношей, а также взрослых мужчин деструктивные, связанные с насилием сце­ны проявляются значительно чаще, чем в рисунках девочек. Проведенные в США и Российской Федерации исследования с использованием тестов Сильвер показали, что такие сцены встречаются в рисунках лиц мужского пола в 4 — 6 раз чаще, чем в рисунках лиц женского пола. Как считает американс­кий исследователь Коннор (Connor, 2002), культура поддер­живает агрессивность мальчиков, поскольку рассматривает­ся как признак мужественности, в то время как девочки вы­нуждены подавлять свою агрессивность, поскольку родите­ли, учителя и социум в целом как правило считают ее недопу­стимой для женщин.

Кроме того, в литературе неоднократно отмечалось, что аг­рессивность мальчиков, как правило, имеет открытое, физи­ческое проявление, в то время как для девочек характерна скрытая или косвенная агрессия. В то же время, по данным Р. Сильвер (Silver, 2007), в рисунках мальчиков и девочек нередко про­является косвенная агрессия. Это обычно связано с тем, что разрушительные действия в рисунках и тех, и других чаще свя­заны с изображением природных процессов или объектов, а агрессивные персонажи, с которыми авторы рисунков могут идентифицироваться, изображаются реже. Это совпадает с результатами наших исследований.

Проведенное нами исследование позволяет констатиро­вать патологический характер многих рисунков детей и под­ростков, являющихся жертвами насилия. Такой характер ри­сунков обусловлен проявлением в них депрессивных и агрес­сивных реакций на полученную травму и указывает на выра­женную психологическую и социальную дезадаптацию, что подтверждается клиническими данными. В то же время мно­гие рисунки жертв насилия в нашем исследовании могут от­ражать проявление защитно-приспособительных реакций, направленных на преодоление психической травмы. В таком ключе могут рассматриваться, в частности, рисунки с дест­руктивной тематикой, в особенности те из них, которые оце­нены в 5 баллов по шкале образа «я». В некоторых случаях, отреагируя негативные, связанные с полученной психичес­кой травмой чувства в фантазиях и изобразительной деятель­ности, жертвы насилия тем самым могли достичь эмоциональ­ной стабилизации. Их реальное поведение при этом вовсе не обязательно имеет разрушительный характер. Существуют, по-видимому, и такие дети и подростки, являющиеся жерт­вами насилия, для которых характерны деструктивные про­явления не только в фантазиях и изобразительной деятель­ности, но и в реальности. Это требует дифференцированно­го подхода к планированию и проведению программ коррек-ционной и профилактической направленности, с учетом раз­личий между детьми и подростками с разными типами реак­ций на полученную травму.

Таким образом, тесты Сильвер могут быть использованы для диагностики различных состояний, связанных с психоло­гическими последствиями насилия. Во многих случаях данные тестирования могут иметь экспресс-диагностический, предварительный характер, в особенности если тесты используются в скрининговых исследованиях, в целях первичной психопро­филактики. Эти данные необходимо уточнять с использова­нием другого психодиагностического инструментария. В слу­чаях, когда рисунок оценивается в 1 балл по обеим шкалам, в связи с высокой вероятностью самодеструктивного поведения, требуется клиническое обследование и проведение превентив­ных мероприятий.

Тесты Сильвер могут также использоваться в контексте арт-терапии и психологического консультирования со следующи­ми целями:

• в ходе предварительного интервью или первых занятий, с целью оценки состояния особенностей защитно-при­способительных реакций у жертв насилия, характерных для них механизмов копинга и защиты; при этом тесты Сильвер обеспечивают безопасное для клиента саморас­крытие, поскольку клиент, как правило, не осознает свя­зи между травматичным опытом и его проявлением в рисунках;

• с целью включения клиента в изобразительную деятель­ность, когда он, например, не знает с чего начать, на ка­кую тему рисовать, стесняется это делать, заявляет, что не умеет рисовать; клиенту легче начать рисовать, когда в его распоряжении есть какой-либо стимульный мате­риал, в том числе в виде «готовых картинок»;

• с целью динамической оценки изменений в состоянии клиента, Достигнутых в результате проведенной с ним коррекционной работы, применения превентивных или развивающих программ, в том числе для подтверждения терапевтической эффективности вмешательства;

• с целью оказания на клиента коррекционного воздей­ствия, например, позволяя ему путем создания рисун­ков отреагировать негативные чувства (заместительная виктимизация), а также показывая ему на основе обсуж­дения созданных им рисунков и историй их связь с ха­рактерными для него формами реагирования, конкрет­ными обстоятельствами прошлого и настоящего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...