Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фотоколлаж и ассамбляж




Берман (Bermanr 1993) описывает опыт успешного примене­ния фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в дет­стве сексуальное насилие. Создание клиенткой серии из боль­шого числа коллажей на основе собственных фотографий по­зволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти кон­структивное выражение связанным с ним сложным чувствам.

Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографи­ями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фо­тографии и др. ). Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и пред­ставления, связанные с восприятием автором самого себя й, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, посколь­ку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, пе­редавая как реальные, так и воображаемые ситуации.

Если при создании фотоколлажей используются образы, взятые из полиграфической продукции (фотографии людей, животных, неодушевленных предметов), то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психо­логического материала.

Поскольку автору фотоколлажа самому ничего рисовать не надо, он может легко преодолеть неуверенность в своих худо­жественных способностях, что способствует вовлечению в изоб­разительное творчество. Это может иметь большое значение, например, когда тревога и страх оценки у участников занятий повышены. Вышеперечисленные особенности фотоколлажа придают этой технике выраженный игровой характер.

Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20 — 30 минут) создавать чрезвычайно на­сыщенные разным визуальным материалом комплексные обра­зы, передающие их представления и чувства. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, культуре, разным социальным институтам, при­роде, своему прошлому, настоящему и будущему.

Коллаж также нередко включает определенную повество­вательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарож­дения и развития определенных отношений, либо формиро­вания и разрешения проблемной ситуации. Благодаря этому, можно предложить автору создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастичес­ких персонажей.

Фотоколлаж отражает не только особенности эмоциональ­ного состояния и самовосприятия автора и его актуальные по­требности и отношения, но и его мыслительные процессы. При создании фотоколлажа, как и при использовании тестов Сильвер и других изобразительных техник, проявляются такие ба­зовые познавательные навыки, как способность выбирать, ком­бинировать и создавать связное повествование. Поэтому его можно использовать в качестве инструмента оценки и разви­тия познавательных способностей, что может иметь большое значение при работе с детьми. Одним из признаков «зрелости» познавательных процессов выступает общий уровень интегра­ции изображения, то есть визуальной (внешней) и содержатель­ной (внутренней) взаимосвязи между его элементами.

В некоторых случаях при использовании фотоколлажа с жер­твами насилия из-за актуализации сильных переживаний может отмечаться временное нарушение познавательных процессов, отражающееся в хаотичном характере работы или деструктив­ных манипуляциях с материалом. В иных случаях, несмотря на кажущуюся хаотичность изображения, отчасти связанную с обилием визуального материала, в процессе обсуждения фото­коллажа удается определить и даже развить авторскую концеп­цию картины, чему способствует создание повествований.

Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что до­пуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и своей способнос­ти преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа по­вышается активность воображения, благодаря чему образ при­обретает фантастический, сказочный, мистический характер.

Большое значение при работе в технике фотоколлажа име­ет то, какая полиграфическая продукция имеется в распоря­жении участников занятий. Чаще всего это богато иллюстри­рованные, так называемые «глянцевые» журналы, хотя также могут быть использованы издания с черно-белыми фотогра­фиями, альбомы или наборы художественной фотографии, создаваемые или подбираемые ведущим. Можно признать, что относительно бедный выбор визуального материала будет ог­раничивать участников занятий и не позволит им в достаточ­ной степени актуализировать и проявить свои чувства.

Очень важно предоставить в распоряжение участников за­нятий максимально широкий набор различных образов. На фотографиях должны быть изображены люди, разные живот­ные и объекты. Фотографии людей должны, например, вклю­чать изображении представителей разных социальных слоев и профессий, возрастов и национальностей, и при этом люди по возможности должны быть представлены в разных эмоци­ональных состояниях и за разными занятиями.

Ценным свойством фотоколлажа также является то, что он позволяет изучать и расширять социальный и культурный опыт людей, выявлять их отношение к различным культурным фе­номенам и явлениям социальной жизни. Используя, например, издания, отражающие современную «культуру потребления» и «мир гламура», участники занятий могут осознать проявле­ния маркетингового манипулирования и фетишизации объек­тов, а также социальные стереотипы и подмену аутентичных отношений искусственными, «сконструированными» отноше­ниями. Такие эффекты фотоколлажа могут быть проявлены, однако, лишь при соответствующем построении процесса об­суждения образов и с учетом состава аудитории и ее запросов.

Приведенный ниже фотоколлаж создан 10-летним мальчи­ком, некоторые время посещавшим психотерапевта в связи с тикозным расстройством. В процессе беседы с мальчиком и его матерью установлено, что он неоднократно подвергался избиениям со стороны отца. На фоне возрастания школьных нагрузок и в связи с необходимостью адаптации при переходе в пятый класс гимназии, проявления насилия со стороны отца провоцировали появление у мальчика подергиваний лицевых мышц. Кроме того, сам мальчик обнаруживал склонность к насилию, неоднократно избивал свою старшую сестру, кото­рая на полтора года старше его. С начала пятого класса он на­чал посещать секцию восточных единоборств.

В ходе арт-психотерапии были проведены коррекционные беседы с участием родителей мальчика. Он также участвовал в индивидуальных арт-терапевтических занятиях, в результате чего тики исчезли и эмоциональный фон стабилизировался. Проявления брутальной агрессии с его стороны в адрес сестры нивелировались.

Коллаж отражает его интересы и увлечения, а также неко­торые особенности самовосприятия, в частности, активную жизненную позицию, маскулинность. Тематика и эмоциональ­ная нагрузка коллажа имеют в целом благоприятный характер и отражают положительные эффекты арт-психотерапии. Тема для работы была свободная, мальчик смотрел журналы и, долго не задумываясь, выбирал все, что ему понравилось. После этого он расположил «наиболее ценное» на листе бумаги. Комментируя фотоколлаж, он признал, что образы отражают его люби­мые занятия или то, чем он хотел бы заниматься (кататься с гор на лыжах, заниматься скалолазанием, водить автомобиль, ког­да вырастет), а также то, что он хотел бы иметь (много денег, дорогие часы, парфюмерию, дорогие мобильный телефон и но­утбук). Фотоколлаж включает несколько мужских образов, в том числе фотографию забирающегося на гору скалолаза и сред­невекового арабского воина на коне и со знаменем. При неко­торой хаотичности расположения отдельных элементов и от­сутствии центрального объединяющего образа, фотоколлаж тем не менее отражает формирующуюся и уже отчасти осознавае­мую мальчиком жизненную позицию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...