Фотоколлаж и ассамбляж
Берман (Bermanr 1993) описывает опыт успешного применения фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в детстве сексуальное насилие. Создание клиенткой серии из большого числа коллажей на основе собственных фотографий позволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти конструктивное выражение связанным с ним сложным чувствам. Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др. ). Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя й, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, поскольку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, передавая как реальные, так и воображаемые ситуации. Если при создании фотоколлажей используются образы, взятые из полиграфической продукции (фотографии людей, животных, неодушевленных предметов), то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала. Поскольку автору фотоколлажа самому ничего рисовать не надо, он может легко преодолеть неуверенность в своих художественных способностях, что способствует вовлечению в изобразительное творчество. Это может иметь большое значение, например, когда тревога и страх оценки у участников занятий повышены. Вышеперечисленные особенности фотоколлажа придают этой технике выраженный игровой характер.
Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20 — 30 минут) создавать чрезвычайно насыщенные разным визуальным материалом комплексные образы, передающие их представления и чувства. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, культуре, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему. Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемной ситуации. Благодаря этому, можно предложить автору создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастических персонажей. Фотоколлаж отражает не только особенности эмоционального состояния и самовосприятия автора и его актуальные потребности и отношения, но и его мыслительные процессы. При создании фотоколлажа, как и при использовании тестов Сильвер и других изобразительных техник, проявляются такие базовые познавательные навыки, как способность выбирать, комбинировать и создавать связное повествование. Поэтому его можно использовать в качестве инструмента оценки и развития познавательных способностей, что может иметь большое значение при работе с детьми. Одним из признаков «зрелости» познавательных процессов выступает общий уровень интеграции изображения, то есть визуальной (внешней) и содержательной (внутренней) взаимосвязи между его элементами. В некоторых случаях при использовании фотоколлажа с жертвами насилия из-за актуализации сильных переживаний может отмечаться временное нарушение познавательных процессов, отражающееся в хаотичном характере работы или деструктивных манипуляциях с материалом. В иных случаях, несмотря на кажущуюся хаотичность изображения, отчасти связанную с обилием визуального материала, в процессе обсуждения фотоколлажа удается определить и даже развить авторскую концепцию картины, чему способствует создание повествований.
Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и своей способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный, мистический характер. Большое значение при работе в технике фотоколлажа имеет то, какая полиграфическая продукция имеется в распоряжении участников занятий. Чаще всего это богато иллюстрированные, так называемые «глянцевые» журналы, хотя также могут быть использованы издания с черно-белыми фотографиями, альбомы или наборы художественной фотографии, создаваемые или подбираемые ведущим. Можно признать, что относительно бедный выбор визуального материала будет ограничивать участников занятий и не позволит им в достаточной степени актуализировать и проявить свои чувства. Очень важно предоставить в распоряжение участников занятий максимально широкий набор различных образов. На фотографиях должны быть изображены люди, разные животные и объекты. Фотографии людей должны, например, включать изображении представителей разных социальных слоев и профессий, возрастов и национальностей, и при этом люди по возможности должны быть представлены в разных эмоциональных состояниях и за разными занятиями. Ценным свойством фотоколлажа также является то, что он позволяет изучать и расширять социальный и культурный опыт людей, выявлять их отношение к различным культурным феноменам и явлениям социальной жизни. Используя, например, издания, отражающие современную «культуру потребления» и «мир гламура», участники занятий могут осознать проявления маркетингового манипулирования и фетишизации объектов, а также социальные стереотипы и подмену аутентичных отношений искусственными, «сконструированными» отношениями. Такие эффекты фотоколлажа могут быть проявлены, однако, лишь при соответствующем построении процесса обсуждения образов и с учетом состава аудитории и ее запросов.
Приведенный ниже фотоколлаж создан 10-летним мальчиком, некоторые время посещавшим психотерапевта в связи с тикозным расстройством. В процессе беседы с мальчиком и его матерью установлено, что он неоднократно подвергался избиениям со стороны отца. На фоне возрастания школьных нагрузок и в связи с необходимостью адаптации при переходе в пятый класс гимназии, проявления насилия со стороны отца провоцировали появление у мальчика подергиваний лицевых мышц. Кроме того, сам мальчик обнаруживал склонность к насилию, неоднократно избивал свою старшую сестру, которая на полтора года старше его. С начала пятого класса он начал посещать секцию восточных единоборств. В ходе арт-психотерапии были проведены коррекционные беседы с участием родителей мальчика. Он также участвовал в индивидуальных арт-терапевтических занятиях, в результате чего тики исчезли и эмоциональный фон стабилизировался. Проявления брутальной агрессии с его стороны в адрес сестры нивелировались. Коллаж отражает его интересы и увлечения, а также некоторые особенности самовосприятия, в частности, активную жизненную позицию, маскулинность. Тематика и эмоциональная нагрузка коллажа имеют в целом благоприятный характер и отражают положительные эффекты арт-психотерапии. Тема для работы была свободная, мальчик смотрел журналы и, долго не задумываясь, выбирал все, что ему понравилось. После этого он расположил «наиболее ценное» на листе бумаги. Комментируя фотоколлаж, он признал, что образы отражают его любимые занятия или то, чем он хотел бы заниматься (кататься с гор на лыжах, заниматься скалолазанием, водить автомобиль, когда вырастет), а также то, что он хотел бы иметь (много денег, дорогие часы, парфюмерию, дорогие мобильный телефон и ноутбук). Фотоколлаж включает несколько мужских образов, в том числе фотографию забирающегося на гору скалолаза и средневекового арабского воина на коне и со знаменем. При некоторой хаотичности расположения отдельных элементов и отсутствии центрального объединяющего образа, фотоколлаж тем не менее отражает формирующуюся и уже отчасти осознаваемую мальчиком жизненную позицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|