Рис. 27. Джефф Куне «Поток» (2001), холст, наело.
Рис. 27. Джефф Куне «Поток» (2001), холст, наело. Образы «насилия в гламуре» характерны для творчества Ричарда Филипса. Он известен своими крупномасштабными, эпическими портретами, чем-то напоминающими фигурировавших на обложках журналов топ-моделей и героев поп-культуры 1960-1970-х годов. Он использует блестящую живописную технику, напоминающую работы мастеров XIX столетия, однако поверхность его живописных работ настолько гладкая, что они производят впечатление фотографий. Порой его модели кажутся бесстрастными и лишенными каких-либо человеческих чувств и слабостей. Ричард Филипс также активно использует провоцирующие эротические стимулы, пользуясь репертуаром тех образов, которые были в изобилии представлены в массовой культуре до появления СПИДа. Им многократно используются образы обнаженного женского тела (рис. 28). Рис. 28. Ричард Филипс «Скаут» (1999), картон, масло. Один из самых затейливых и в то же время депрессивных инсталляторов 1980-1990-х годов, Келли, так описывает идею своего творчества: «В литературе о синдроме подавленной памяти говорится о том, что восстановление воспоминаний об унизительной травме представляет выявление зла в ситуациях повседневной жизни: единоверцы оказываются сатанистами-искусителями, отец превращается в насильника, подготовительная школа становится местом извращенных ритуалов. Я следую этой логике и, используя стандартные формы народных развлечений, обыкновенно рассматриваемые позитивно, извращаю их, хотя чаще всего в легкой и непринужденной манере». Речь идет об использовании Келли фотографий школьных праздников, которые он по-своему оживляет, помещая участников хорового пения и танцев в кадры фильма ужасов. Персонажи других его инсталляций-спектаклей — видавшие виды секондхендовские игрушки — обречены на роли пассивных жертв насилия.
Нечто подобное создала Зои Леонард, которая для создания своей инсталляции «Открытый рот с торчащими зубами» в 2000 году использовала 162 секондхендовские куклы, выстроив их в устрашающем марше. Маниакальное коллекционирование, педофилические фантазии и идеи социальной антропологии, а также пассивность и экспансия, жертвенность и агрессия парадоксальным образом соединены в этой работе. Зои Леонард стала известна начиная с 1980-х годов как культурная активистка, гей-художница, ярая противница всякой цензуры. Сюжеты и образы для своего творчества она берет из собственного опыта культурной и политической активности (рис. 29). Рис. 29. Зои Леонард, инсталляция «Открытый рот с торчащими зубами» (2000), галерея Паулы Купер, Нью-Йорк. По мнению Е. Андреевой (2007), «Детский дискурс стабильно связан с темой отвратительного. К такой теме отвратительного как физиологически и социально бесформенного были поначалу чувствительны 1930 годы. Отвратительное означает состояние деградации и недовдплощенности, недоделанности» (с. 324). По-своему разрабатывает эту тему Синди Шерман. В ее цикле фоторабот «Disasters» («Катастрофы») в изобилии представлены разный мусор и выделения человеческого тела (кровь, рвотные массы, гной, фекалии и т. д. ), вызывающие у зрителя чувства тошноты, отвращения и страха, словно он оказался свидетелем чего-то ужасного и необратимого. Подобные чувства могут возникнуть и при просмотре фильма Гаспара Ноэ «Необратимость» с участием Моники Белуччи, в котором имеется десятиминутная сцена изнасилования в извращенной форме. * Обсуждая творчество Синди Шерман, Беттертон (Betterton, 1996) утверждает, что эти образы в западной культуре как правило ассоциируются с «ужасными» вещами. Все они связаны с нарушением социальных запретов и прежде всего с нарушением границ человеческого тела. Используя средства фотографии и различные объекты, Шерман экспериментирует с собственным телом и телами других людей, создавая подчас чудовищные конструкции из живого и неживого, кукольного и человеческого.
Ее образы могут отражать «сконструированность» тела женщины в условиях доминирования мужского дискурса и медийной диктатуры. Оно фактически, по выражению арт-терапевта-феминистки Фабр-Левин (2002), является «зеркалом угнетения». Орбах (Orbach, цит. по Ershine, Judd, 1994) сформулировала понятие «ложного тела» в отношении женщин, не имеющих устойчивого, аутентичного образа «я», нередко страдающих нарушениями пищевого поведения. По мнению Фабр-Левин (2002) женщины с «ложным телом» воспринимают себя либо как предмет для манипулирования, либо как нечто, что можно демонстрировать окружающим. Представление о женском или детском теле как объекте для манипуляций, прежде всего сексуальных, делает объяснимым использование современными художниками кукол и различных «фантомов», а также образов и физических материалов, не имеющих какой-либо защитной оболочки или границы. Если тело не имеет устойчивых физических границ, либо если его границы грубо нарушаются, все то, что в нем «производится» или из чего оно состоит, из него вываливается или исторгается. Тело также выступает «вместилищем» различных трудновер-бализуемых переживаний, которые, наподобие его физиологических производных, могут из него выбрасываться или исторгаться, либо переживаться в форме симптомов физического дистресса и психосоматических реакций. По выражению Бет-тертон (1996), в творчестве Синди Шерман «внутренности женского организма выносятся наружу, демонстрируя то, что не может не вызывать отвращение и тошноту». Создавая серийные фотографии, отражающие ее бесконечные эксперименты с образами собственного тела, Шерман словно пытается «найти себя», определить свой аутентичный телесный и психологический образ, но всякий раз этот процесс оказывается незавершенным, стимулируя автора к новым экспериментам (рис. 30).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|