Рис. 30. Синди Шерман, без названия (2000), серия цветных фотоавтопортретов.
Рис. 30. Синди Шерман, без названия (2000), серия цветных фотоавтопортретов. С точки зрения постмодернистской теории, «я» современного человека характеризуется нестабильностью и текучестью, тем, что постоянно движется, находится в процессе постоянных изменений и самообновления (Fitzgerald, 2001). Не имея фиксированного положения в пространстве или устойчивой направленности движения, «я» современного человека пребывает в бесконечных экспериментах с самим собой (Elliott, 2001). Репрезентации физического и психологического «я» при этом постоянно варьируются: как только создан один образ, появляется другой. Согласно Эллиотт (2001), идентичность современных людей носит менее определенный характер, чем раньше: «Символические формы и культурные фикции используются людьми в условиях постмодерна в качестве инструментов формирования нарциссической идентичности и интеграции «я» из множества элементов» (Elliott, 2001, р. 137). В творчестве Шерман также порой присутствуют и образы мужских фантомов — чудовищных кукол с обезображенными чертами лица (рис. 31).
Рис. 31. Синди Шерман, без названия (1999), черно-белая фотография.
Эксперименты с телами — не только человеческими, но и других живых существ — характерны для многих других современных художников — например, Джейка и Диноса Чап-менов, Дэмиана Херста. Джейк и Динос Чапмены словно зачарованы создаваемыми ими «ужасными картинками», построенными в форме тотальных инсталляций с использова нием искусно выполненных миниатюр человеческих фигур, природных и техногенных объектов. Нередко в их инсталляциях «разыгрываются» гротесковые сцены разрушения и грубого физического и сексуального насилия. Их композиции порой напоминают работы Брейгеля.
В композиции «Трагическая анатомия» (1996) Джейк и Ди-нос Чапмены использовали обезображенные манекены детей с отсутствующими гениталиями. Скульптуры, рисунки и инсталляции этих художников напоминают фантасмагорические рисунки подростков, экспериментирующих с разными формами телесности и сексуальности. Одной из наиболее впечатляющих работ этих художников является инсталляция «Ад» (2000), диорама, при построении которой было использовано 5000 миниатюрных фигурок. Инсталляция напоминает серию работ, созданных в технике юнгианской песочной терапии. Нельзя не обратить внимания на ее большое сходство с теми композициями, которые создают в песочнице подвергшиеся насилию дети. Инсталляция включает фигурки нацистов и мутантов, занимающихся пытками и истязаниями. Она представляется всепоглощающей разрушительной оргией, чем-то напоминает сцены дантовского ада, но разыгрывающиеся в декорациях западного мира конца XX — начала XXI века (рис. 32). Рис. 32. Джейк и Динос Чапмены «Arbeit McFries» (2001), инсталляция.
Скульптуры Дэмиана Херста как правило представляют собой крупномасштабные фигуры людей и живо-тных, напоминающие экспонаты музея. Так, работа 2000 годд под названием «Теории, модели, методы, подходы, гипотезы, результаты» включает более 30 скульптур и инсталляций и посвящена темам жизни и смерти, здоровья и болезни, порядка и хаоса. Одна из первых его работ (1991) представляет с собой акулу, помещенную в раствор формальдегида. В другой работе (2000) под названием «Гимн» он также использовал масштабную скульптуру человеческого тела с открытыми внутренними органами, напоминающую экспонат музея анатомии (рис. 33).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|