Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Украинцы Белоруссии (около 150 тыс.)




Живут как в сёлах районов прилегающих к территории Украины, так и в других городах Белоруссии. Большинство проживает в юго-западных и юго-восточных её районах.

 

Статистика взята с Википедии, фактическая информация – из «Этнологии» Пименова. Это всё, что можно найти про эти очень маленькие группы, о них нигде ничего нет.

14. Переписи населения и этническая идентичность. Её исторические формы

Фёдор О.

ПЕРЕПИСЬ – СПОСОБ ПОКАЗАТЬ, КТО ТЫ ЕСТЬ. Иногда выгодно записываться малым народом, чтобы получать некоторые субсидии (данных о том, что это все по рез-ам переписи делается, а не по другим документам, нет).

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении.

В 1871 была проведена первая однодневная перепись населения в Москве, и там есть сведения о евреях (то вроде только как вероисповедание).

Одним из руководителей проведенной в 1876 году переписи айнского населения был поручик Радковский. «Айнское население переписано во всех поселениях и отдельных юртах, переписью, — сказано в документах, — оказалось не охвачено только айнское селение Усуро, что в 100 верстах от Кусаная. В этом селении 20 юрт. Во главе селения стоит старшина».

Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году включала в себя и такие пункты: вероисповедание; родной язык. Некоторые результаты: По вероисповеданию, крупнейшие конфессии, в порядке убывания, составилиправославные — 69,3 %, магометане (мусульмане) — 11,1 %, римо-католики — 9,1 % ииудеи — 4,2 %.

По родному языку, крупнейшие языковые группы, в порядке убывания, великороссы (русские) — 44,3 %, малороссы (украинцы) — 17,8 %, поляки — 6,3 %, белороссы (белорусы) — 4,3 %, евреи — 4,0 %.

Интересности:

При заполнении переписных листов, на вопрос об имени и отчестве жены некий мужик отвечал так: «Буду я величать её Баба так и есть, и нет ей больше названия»; Николай II в графе «род занятий» указал: «хозяин Земли Русской»; В народе думали, что идет антихрист. Ну и для введения новых налогов их всех записывают.

Всероссийская перепись населения 1920 года: Программа переписи включала 18 признаков (особый акцент сделан на изучении занятий и профессионального состава): национальность; родной язык; гражданство (для иностранцев)

Первая Всесоюзная перепись населения СССР 1926 года: национальность, родной язык.

Всесоюзная перепись населения 1937 года: национальность; родной язык; религия. Данные переписи не соответствовали ожиданиям партийного руководства, а потому содержащаяся в ней информация была засекречена. Вызвал раздражение и ответ на вопрос о вероисповедании (вопрос о религии был введён в переписной лист лично Сталиным, который редактировал последний вариант анкеты в канун переписи). Верующими себя назвали 50 % населения, из деревенских жителей — 70 %.

Всесоюзная перепись населения 1939 года. Чё: национальность, родной язык, гражданство. В ней и в переписи 1959 года есть огромные списки национальностей уже (около 130). Далее – 1970, 1979 (есть инфа по республикам, сколько там какого народа), 1989. В последней - В итоговом перечне представлены все так называемые «титульные национальности» союзных, автономных республик, автономных областей и округов, а также немцы и поляки. (Титульная нация — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства. Но! Это понятие и его определение исключены из законодательства Российской Федерации как имеющие, по сути, декларативный характер и юридически некорректные)

2002 – даны всякие этносы, типа «русские, татары, украинцы», но! Текущий учёт населения по национальностям не ведётся. За период с 1989 года произошли существенные изменения в этнической структуре населения, вызванные различиями в режимах воспроизводства населения и миграционными процессами, связанными с распадом СССР: в частности, доля русских снизилась с 81,5 % до 79,8 %, а численность нек-ых народов Кавказа возросла.

 

Власти республики Татарстан высказывали протест против действий, направленных по их мнению, на снижение численности татар в республике (например, выделение отдельной позицией этносакряшен, близкой к татарам

Сотрудник управы «Кузьминки»: В одну из управ ЮВАО пришло указание, чтобы не ставили национальность: „мы лучше сами её проставим“. И действительно, таких наций, как мордва, чуваши, коми, карелы там не оказалось ни одного человека.

По результатам переписи, 42980 человек в стране заявили о своей национальной принадлежности, в общей сложности, 430 вымышленным или историческим этническим группам, в ряде случаев эти цифры превышали даже численность некоторых народностей севера[6], так в Перми многие поклонники творчества Толкина в графе «национальность» указали «хоббит» или «эльф», а тридцать человек из Ростова-на-Дону назвали себя скифами по национальности[7].

Материалы переписи положены в основу изданного в 2009 году Атласа «Народы России»

2010 год. По информации русской службы Би-би-си в Русской православной церкви назвали дискриминацией отсутствие в анкетах для переписи населения графы о вероисповедании. «Это дискриминация абсолютная. Как будто боятся узнать о религиозном состоянии нашего общества», — заявил глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский. По его словам, для включения такой графы в анкету необходим «отказ от антирелигиозного мышления»

Национальная принадлежность спрашивалась также, по самоопределению, в соотв. с 26 ст.Конституции.

 

15. Религиозный фактор межэтнических взаимодействий в России

????

 

16. Процессы урбанизации и их воздействие на этнокультурные процессы

Николай Ш.

Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества, охватывающий изменения в размещении производительных сил, в населении, его социально-профессиональной демографической структуре, образе жизни, культуре. Процессы урбанизации, связанные с появлением первых городов, начались в обществе еще за 2-3 тысячелетия до нашей эры. Нас же интересует прежде всего наиболее поздний ее этап, а именно развитие современных городов, распространение индустриальной и постиндустриальной культуры.

Среди ученых, занимающихся в той или иной мере проблемами урбанизации, существуют различные точки зрения по поводу определения этого процесса. В этом обилии мнений довольно отчетливо выделяются два направления. Первое из них, господствовавшее до недавнего времени, связано с трактовкой урбанизации как механического роста городов и городского населения, повышения его доли в стране или регионе. Однако этот показатель не является уже столь важным, для характеристики современного процесса урбанизации как в наиболее урбанизированных странах, так и в странах с низким уровнем урбанизации. По существу, в урбанизированных странах (большинство европейских стран, США, Канада, Япония), как правило, все население оказывается в сфере влияния городского образа жизни, городской культуры, новых ценностных ориентаций и т.д. Поэтому развитие урбанизации продолжается не столько вширь (вовлечение новых районов и слоев населения), сколько вглубь — по пути внутренней дифференциации. В то же время трудно назвать урбанизированными подавляющее большинство развивающихся стран, где вследствие демографического взрыва и миграции сельского населения в города население их растет быстрыми темпами.

Наряду с количественным толкованием урбанизации, когда в качестве объекта изучения выступала эволюция форм городского расселения, существует и другое, так называемое расширительное толкование урбанизации как многогранного социально-экономического процесса, в результате которого изменяются не только прежние формы расселения, но и социальная структура, образ жизни, тип культуры и т. п. и развивается урбанизированная культура, которая охватывает все общество, оказывая при этом существенное влияние на этническую культуру. Вызывая специфические изменения в типе культуры, урбанизация воздействует на изменения в образе жизни, социальной психологии. Таким образом, речь идет об урбанизации человека, урбанизации общества.

 

Общие черты урбанизации:

 

· сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания.

· интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур.

· интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы.

· высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны;

· усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран.

 

Особенности урбанизации в развитых странах:

 

· замедление темпов роста и стабилизация доли городского населения в общем населении страны. Замедление наблюдается, когда доля городского населения превышает 75 %, а стабилизация — 80 %. Такой уровень урбанизации отмечается в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании и Германии.

· стабилизация и приток населения в отдельные регионы сельской местности.

· прекращение демографического роста столичных агломераций, концентрирующих население, капитал, социально-культурные и управленческие функции. Более того, в последние годы в столичных агломерациях США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и Японии наметился процесс деконцентрации производства и населения, проявляющийся в оттоке населения из ядер агломераций в их внешние зоны и даже за пределы агломераций.

· изменение этнического состава городов вследствие непрекращающейся ми фации из развивающихся стран. Высокая рождаемость в семьях мигрантов значительно влияет на уменьшение доли «титульного» населения городов;

· размещение новых рабочих мест во внешних зонах агломерации и даже за их пределами.

 

Современная урбанизация привела к углублению социально-территориальных различий. Своего рода платой за концентрацию и экономическую эффективность производства в условиях урбанизации стали постоянно воспроизводимая в наиболее развитых странах территориально-социальная поляризация между отсталыми и передовыми районами, между центральными районами городов и пригородами; возникновение неблагоприятных экологических условий и вследствие этого ухудшение состояния здоровья городского населения, прежде всего малоимущих слоев.

В современной России процесс урбанизации также связан с серьезными противоречиями. Тенденция к имущественной поляризации населения внутри городских сообществ приводит к сегрегации бедного населения, вытеснению его на «обочину» городской жизни. Экономический кризис и политическая нестабильность стимулируют безработицу и внутреннюю миграцию, вследствие чего из-за чрезмерного притока населения во многих городах живет значительно больше населения, чем они в состоянии «переварить». Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоев, которые не участвуют в современном производстве. Эти процессы приводят к росту городской безработицы и развитию в городах неорганизованного сектора экономики, занятого мелким производством и обслуживанием. Кроме того, заметен рост криминального сектора, включающего и «теневую» экономику, и организованную преступность.

Если рассматривать влияние процессов урбанизации в этнокультурном аспекте, то необходимо отметить их двойственность и противоречивость. С одной стороны эти процессы способствуют стиранию различий между культурами, формируется некая урбанизированная культура. С другой стороны эти же процессы разрушают традиционный уклад жизни, выступавший в качестве хранителя этнических норм и особенностей. Другим, не мене важным фактором, влияющим на этнокультурные процессы, является миграция. Россия за последние 10-15 лет столкнулась с интенсивными миграционными процессами. Ежегодно в Россию прибывает примерно 11 млн. мигрантов, большая часть которых приходится на долю стран СНГ, кроме того имеет место внутренняя миграция – перемещение людей из сел в города. Перемещение части населения с одного места жительства на другое, помимо демографических и экономических, имеет и этнокультурные последствия. Оказываясь в другой социокультурной и этнической среде, люди проходят определенный процесс адаптации, в результате которого происходит взаимопроникновение культур местного и пришлого населения. В начале 20-го века в селах жило 87 % населения России. Но с развитием техники, производительность труда выросла и необходимость в натуральном хозяйстве уменьшалась. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 г. в РСФСР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % - высокий уровень урбанизации.

 

17. Этнонациональная политика советского периода

Альбина К.

1917-1918 — признание права наций на полное самоопределение вплоть до отделения. Признание государственной независимости Финляндии, Польши, Украины, Турецкой Армении и т. д. Создание первых национальных автономий в составе РСФСР. Декларация прав народов России.

В Декларации были определены следующие принципы, определяющие национальную политику советской власти:

· Равенство всех народов России;

· Право на отделение и образование самостоятельного государства;

· Отмена всех национальных ограничений;

· Свободное развитие национальных меньшинств в составе каждого из народов.

 

1920-1922 — создание в результате победы в гражданской войне национальных Советских республик. Создание СССР.

 

Принцип «разделяй и властвуй»: выделение на каждой территории большой социальной группы, получавшей определенные преимущества в культурном, политическом и экономическом отношении по сравнению с остальным населением данной территории. Такая группа называлась «коренной» или «титульной» нацией. На деле же реализация проекта была довольно плачевной.

В ряде случаев коренным признавался народ, не составлявший большинство (Башкирия, где 1/3 башкир).

Также в рамках единых национально-государственных образований нередко под названием коренные объединялись народы, принадлежавшие к разным языковым семьям и в истории нередко враждовавшие друг с другом (Кабардино-Балкария: кабардинцы принадлежат по языку к адыгейской языковой семье, балкарцы – к тюркской).

В этнополитических целях проводилась политика консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. Так на основе племенных группировок сформировались киргизская, казахская, туркменская нации. Нет единого мнения по поводу того, составляли ли реальное единство грузинская, украинская, белорусская нации до образования союзных республик.

В ряде случаев единый этнический массив разделяли границами, и на его базе формировалось несколько самостоятельных народов.

 

1923-1924 - национально-государственное размежевание в Средней Азии. Усилилось влияние национального фактора на территориальную структуру.

 

1920—30-е — развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства» из-за непрочности советской власти в национальных окраинах, недоверия нерусского населения к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Всё это, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития нерусских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» была Декларация прав народов России. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.

 

1930-1933 - образованы национальные округа для малочисленных народов севера, сыгравшие в те годы огромную и положительную роль в сохранении этих народов.

 

1936 — принятие новой Конституции СССР. Ст. 121 Конституции указывает, что право граждан на образование обеспечивается, в частности, «обучением в школах на родном языке».

Новый этап национальной политики в СССР. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация. Речь шла скорее о всемерном повышении роли титульных этносов союзных республик в культурной и политической жизни, усиление роли русского языка в жизни страны, сужение функций родного языка и вела к свободному владению вторым – русским языком, который постепенно становился основным в СССР.

 

1938 — административное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР. Плюс во многие языки начали добавлять русские слова, как неологизмы, несмотря на то, что подобные слова в национальном языке уже имелись.

 

1939—1940 — принят курс на русификацию образовательных учреждений.

 

1937—1944 — депортация народов. Форма репрессий.

Началась она ещё в годы гражданской войны, когда земли белогвардейских казаков отдали чеченцам и ингушам, их самих отправив на Дальный Восток. В 1935 году с северо-западных территорий вглубь страны депортировали финнские народы (ингерманландские финны, ижорцы, вепсы). С пограничных территорий Украины депортировали немцев и поляков.

В годы войны выселение народов приобрело массовый характер. В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

 

В период с 1956-57 гг. в области национальной политики господствовали тенденции предвоенных лет. На фоне некоторой либерализации общества стала появляться тенденция к «сворачиванию» культуры и языка титульных наций автономных республик, а также «нетитульных» национальных меньшинств при усилении роли русского языка, языков и культур титульных этносов союзных республик (школьное образование).

 

В 1957—1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо-Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

 

 

1958 — родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский). Это была действительно чрезвыйчайно распространённая практика, когда при возможности выбора, родители предпочитали русские школы.

 

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

 

1977 — принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

 

С началом перестройки, началась политика усиления роли языка и культуры титульных этносов в бывших союзных и автономных республиках.

1990 — закон «О языках народов СССР». (Оттуда: Советское государство обеспечивает гражданам СССР условия для использования в различных сферах государственной и общественной жизни языков народов СССР, заботится об их возрождении, сохранении и развитии. Граждане СССР должны бережно относиться к языку как духовному достоянию народа, всемерно развивать родной язык, уважать языки других народов СССР.)

 

другой вариант – от Анны С.

Население СССР характеризовалось этническим и религиозным многообразием. Народы отличались друг от друга хозяйственным укладом, культурными и религиозными традициями. Большивики удержали власть во многом потому, что предложили лозунг о «праве наций на самоопределение» (Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».)

Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И.Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...».

Таким образом, этно-национальные различия в СССР были институционализированы и были закреплены в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Принцип этнофедерализма, который был реализован в СССР, предполагал, что каждой нации полагалось иметь свое отдельную территорию со своими государственными учреждениями – свою республику. При этом в зависимости от размеров нации и расположения ее территории республика могла быть либо союзной, либо автономной. Союзные республики имели больше прав, включая право выхода из состава СССР (правда, законом процедура такого выхода не предусматривалась). Автономные республики входили в состав той или иной союзной республики. Менее крупные национальные образования имели статус автономных округов и областей.

В СССР было 15 союзных республик. Самой крупной из них была РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). В ее состав входили 16 автономных республик: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская.

Союзные и автономные республики имели свои органы власти – Верховный Совет, правительство, милицию (но не армию). В конце 80-х годов наличие этих органов позволило им ставить вопрос о своей независимости, что способствовало распаду СССР.

За некоторыми исключениями (Польша, Финляндия) территория СССР совпадала с территорией Российской империи. Однако после падения империи в 1917 году на ее землях возникли независимые национальные государства. В большинстве случаев период независимости продлился недолго, от нескольких месяцев до нескольких лет. В 1922 году возник СССР, включивший почти всю территорию бывшей империи. Но ряд республик – Литва, Латвия и Эстония – оставались самостоятельными государствами до 1939–40 годов, когда на основании договора с нацистской Германией (пакта Молотова–Риббентропа от 23 августа 1939 года) СССР сначала ввел в эти страны войска, а затем инсценировал там социалистические революции. Но опыт независимого существования, пусть кратковременный, сохранился в исторической памяти многих народов СССР как период их национального возрождения.

Официальная национальная политика в СССР исходила из принципов «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Предполагалось, что «классовый» интерес рабочих во всех странах стоит неизмеримо выше национальных интересов отдельных народов. Причем развитие и расцвет наций возможны только в рамках социализма и на базе пролетарского интернационализма, а национализм выражает интересы господствующих классов, стремящихся отвлечь трудящихся от их борьбы за социальное освобождение. Пролетарский интернационализм считался не только основой дружбы народов внутри СССР, но и главным принципом советской внешней политики, направленной на поддержку народных и национально-освободительных движений во всем мире.

В 70-е годы, когда брежневское руководство заявило о построении в СССР развитого социалистического общества, было также объявлено о возникновении новой исторической общности людей – советского народа. Считалось, что эта историческая общность пришла на смену прежним нациям, возникшим еще при капитализме, и что в ее рамках удалось преодолеть межнациональные противоречия, которые невозможно было разрешить при капитализме.

Однако принцип дружбы народов на деле дополнялся другим, не декларировавшимся официально, но игравшим важную роль принципом – унаследованным от Российской империи представлением, что господствующей нацией в СССР являются русские, что русская культура и русский язык являются важными политическими факторами, обеспечивающими единство Союза. Это представление находило выражение в формуле о том, что русский народ – старший брат в семье народов СССР. И хотя правящая партийная и государственная элита (номенклатура) формировалась из представителей разных народов, она в большинстве своем рассматривала русский народ как занимающий особое положение в стране. Само собой разумеющимся считалось положение, при котором первый секретарь ЦК компартии союзной республики (фактический глава региона) относился к «титульной» нации, а второй секретарь был русским (крайне редко – украинцем).

Эта двойственность характеризовала национальную политику советского руководства. На основе принципа дружбы народов поддерживалось развитие наций и национальных культур. Некоторые республики СССР, как раньше «национальные окраины» царской России, были слабо развиты в экономическом и культурном отношении. Поэтому в их экономику и культуру вкладывались значительные средства, в частности, с целью способствовать развитию рабочего класса, который КПСС считала своей социальной опорой. Принудительное развитие новых производств вызывало противоречивую реакцию местных жителей. С одной стороны, оно способствовало модернизации экономики, строительству и развитию городов, распространению образования, с другой – нередко проводилось без учета местных условий и способствовало подрыву местных культурных традиций и загрязнению окружающей среды.

Союзное правительство поощряло – и даже специально организовывало – переселение в союзные и автономные республики русских – управленцев, военных, рабочих, что было необходимо для создания новых производств, но преследовало также и цель контроля над населенными другими народами территориями. В республиках усиленно проводилась политика русификации – распространения русского языка и культуры. Это стало особенно характерным в 80-е годы. Закрывались национальные школы, сужалось использование национальных языков. Например, в Белорусской республике в школах резко сократилось преподавание на белорусском языке, а в университетах преподавание на 90% велось на русском языке. Руководство республики говорило только по-русски, подавляющее большинство книг также выходили на русском языке. Такая политика вызывала раздражение не только представителей национальной элиты, но и вообще всех жителей национальных республик.

Однако поддержка развития национальных культур также существовала. Эти культуры считались социалистическими по содержанию, а национальными только по форме. В СССР поощрялись некоторые национальные праздники, традиционные промыслы и ремесла, создание этнографических и краеведческих музеев, издание книг местных авторов.

Но поддержка национальной культуры осуществлялась в узких рамках – все культурные инициативы, которые могли поставить под угрозу политическую лояльность республик союзному центру, объявлялись буржуазным национализмом и жестоко пресекались. Например, упорно замалчивались или отрицательно оценивались многие исторические события, связанные с борьбой народов против царского самодержавия и тем более советского строя. Любой, кто заговаривал об этнической или религиозной дискриминации, подвергался преследованиям вплоть до тюремного заключения за «националистическую пропаганду», «клевету на советский строй» и «антисоветскую деятельность».

При этом этническая (национальная) принадлежность конкретного гражданина была немаловажным фактором его общественного положения, оказывала влияние на его жизнь и карьеру. В советском паспорте была «пятая графа», обозначающая национальность (этническую принадлежность). Эта же графа имелась во всех анкетах, которые советский человек должен был заполнять. Несмотря на все заявления о «дружбе народов», пятый пункт нередко становился препятствием при поступлении в вуз или на работу. Детей из еврейских или немецких семей, крымских татар, равно как и приезжих с Кавказа, неохотно принимали на работу или учебу, особенно на гуманитарные («идеологические») специальности. В советском фольклоре было даже выражение «инвалид пятой графы» (по аналогии с медицинским понятием «инвалид первой (второй и т.д.) группы»). Только в 1997 году из российских паспортов нового образца была изъята эта графа.

В целом национальную политику советского руководства не следует считать полным провалом. Сближение уровня развития многих входивших в состав СССР народов, их взаимное ознакомление с культурой и традициями друг друга были вполне реальными результатами развития страны в 80-е годы (даже если знакомство с русской культурой в других республиках было гораздо более основательным, чем знакомство с их культурой в России). Русский язык, на котором говорило подавляющее большинство граждан СССР, стал общепринятым языком межнационального общения. У многих советских людей чувство советского патриотизма было никак не менее сильным, чем чувство местного (русского, украинского, казахского и т.д.) патриотизма. Они не видели противоречия между этими чувствами, за исключением сравнительно узких кругов националистически настроенных граждан и нескольких областей, где эти круги пользовались влиянием на общественное мнение (как, например, на Западной Украине).

Но не менее реальными были проблемы в национальных отношениях, порожденные насильственным включением ряда республик (как, например, Прибалтики) в состав СССР, политикой насильственной русификации и сохраняющимися элементами неравноправия людей разных национальностей.

Важное место занимали проблемы, оставшиеся со сталинских времен. Границы между республиками и областями были при Сталине проведены во многих случаях произвольно, что создало основу для будущих конфликтов. Но особенно тяжелыми были последствия насильственных переселений – депортаций – целых народов, которые были репрессированы при Сталине. Правда, большинство из них уже в 50-е годы были реабилитированы, но не все они смогли вернуться на свои земли, уже переданные другим народам. Это создавало почву для многочисленных этно-национальных конфликтов (особенно на Кавказе и в Средней Азии).

Эти противоречия, безусловно, не только подрывали идею о советском народе как о новой исторической общности, но и являлись основной для этно-национальных конфликтов, которые вышли на поверхность при первых же признаках ослабления центральной власти в годы перестройки.

 

 

18. Миграционные процессы на постсоветском пространстве

 

Мария П.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года 90% иностраннцев в России – из стран СНГ. Между союзными республиками на протяжении десятилетий существовал активный миграционный обмен.

Первый этап (1991-1995 гг.) В новых независимых государствах социально-экономическая и политическая нестабильность, рост национализма, дискриминация по этническому признаку, ущемление гражданских прав, отсюда волна миграции. Миграция носила в основном семейный характер.

Только в Россию прибыло в этот период почти 6 млн. мигрантов. Более 70% прибывших в Россию иммигрантов были русскими по национальности. Россия, прежде "отдававшая" свое население(в результате послевузовых распределений, рабочих и др), превратилась в крупный центр притяжения мигрантов.

Движение миграции было обоюдонаправленным, однако, соотношение прибывших в Россию из бывших советских республик и выбывших из России в эти государства составило 4:1.

В это время наблюдались потоки вынужденной миграции из зон вооруженных конфликтов. В первой половине 1990-х гг.не менее 5 млн. чел. покинули места постоянного проживания в зонах вооруженных конфликтов: около 2,4 млн. выехали в другие страны СНГ (из них более 1 млн. чел. получили статус беженца и вынужденного переселенца)

Плюс была еще экономическая миграция из-за кризиса и сокращения штатов, можно назвать ее вынужденной. В основном это был выезд на заработки, так называемым челночным образом.

Второй этап (1996-2001 гг.) характеризовался относительной социально-политической стабилизацией в странах СНГ, прекращением или замораживанием вооруженных конфликтов, что привело к сокращению масштабов вынужденной миграции.

В России, которая остается крупнейшей принимающей мигрантов страной региона, пик миграционного притока был пройден в 1994 г., когда Россия приняла более 1 млн. мигрантов. К 1996 г. миграционный приток сократился более чем вдвое. Аналогично снизились масштабы эмиграции из Казахстана,Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси. В меньшей степени, но также пережили сокращение миграционного оттока Украина и Молдова.

В то же время произошло изменение характера миграционного движения. Помимо уменьшения потоков беженцев и вынужденных переселенцев,сократился поток возвращающихся на родину.

В то же время сильно ухудшалась экономика в СНГ, а значит и миграция. Особенно многочисленным был приток украинцев – 312 тыс. чел., армян – 261 тыс.чел., азербайджанцев – 92 тыс. чел., и др. В экономической миграции за рубеж многие домохозяйства видели главное, если не единственное средство выживания в условиях глубокого экономического кризиса. Доходы, получаемые мигрантами за рубежом,составляли значительную часть бюджета мигрантских домохозяйств: 25-30% в Армении (Roberts and Banaian 2004), до 40% в Украине (Прибыткова 2003), 70-80% в Таджикистане (ADB 2007; ЕК/МОМ 2005),40-50% в Молдове (World Bank 2006).

Именно на этом этапе возрастает масштаб нелегальной трудовой миграции в Россию. Простота пересечения границ в безвизовом режим<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...