Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История заселения области.




Восточная Сибирь издавна была заселена человеком. Находки археологов свидетельствуют, что еще в палеолите (за 40 тыс. лет до н. э.) в ее южных районах — по Лене, Енисею, Ангаре и Селенге существовали многочисленные поселения охотников и рыболовов. В северных районах суровый климат, непроходимые леса — территории, малопригодные для земледелия и скотоводства, задержали проникновение сюда человека па несколько десятков тысячлет.

В России первые сведения о восточносибирских народах появились только в XV веке, когда начались походы русских за Урал. До присоединения к России значительное влияние на развитие Восточной Сибири оказывали государственные образования Центральной Азии. Каждое из них (гунны, жужани, уйгуры, хакасы, монголы и другие) на некоторое время устанавливало господство над народами южной части Всточной Сибири. В начале XIII века вся южная часть была захвачена монголами и включена в состав империи Чингисхана. Перед появлением русских в Восточной Сибири жили различные народности и племена, разбросанные по огромной территории. Всего ко времени прихода русских здесь жило около 130 тыс. человек. Наиболее многочисленными были якуты, буряты, хакасы и тувинцы. (Якуты занимали Лено-Вилюйскую низменность и прилегающие к ней долины рек.)

 

Народы Восточной Сибири.

 

Автохтонные обитатели Восточной Сибири входят в различные этнолингвистические группы, и сам этногенез их отличается большой сложностью. К числу народов палеоазиатской группы относятся сравнительно немногочисленные:

- юкагиры (большая часть юкагиров и особенно чукчей живет за пределами Восточной Сибири, в соседней Магаданской области).

- чукчи (обитают сейчас на северо-востоке Якутии)

К тунгусо-маньчжурской группе, входящей в алтайскую языковую семью народов, относятся

- эвенки (тунгусы)

- эвены (раньше их называли ламутами).

 

Самые многочисленные из коренных народов Восточной Сибири —

буряты (460 тыс.), якуты (480 тыс.), тувинцы (264 тыс.).

ХКТ, Этнографическая Триада + Языки и Религия.

Якуты.

Тюркский народ, коренное население Якутии.

численность: 480тыс

Антропологический Тип:

В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Язык: Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.

История: в VIII—XII веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших там раньше.

ХТК: якуты традиционно занимаются:

  • скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах,
  • коневодством (якутская лошадь)
  • рыбной ловлей
  • охотой
  • развивают торговлю
  • кузнечное и военное дело
  • оленеводство

 

 

Пища: употребляют отваренное или замороженное мясо и рыбу. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из (черемши),хрен (подобие хрена) и сараны (луковое растение). Из говяжей или лошадиной крови получается хаан — якутская кровяная колбаса.

Овощи и фрукты в блюдах традиционной якутской кухни не используются; употребляются некоторые ягоды.

Национальным напитком является кумыс. Из коровьего молока готовят простоквашу, взбитые сливки, масло, сбитое с молоком до образования густого крема, творог,сыр. Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу «саламат».

 

Жилища: Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса.

 

Одежда: В основном, приспособлена, для полярного климата. Одежда из меха и кожи. Традиционный костюм якутов это разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками.

 

Религия: В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми природы. Якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм. Обязательный обряд — кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. Христианизация коренных жителей Ленского края — якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века. С XVII века якуты — православные христиане. У большинства якутов православные фамилии.

На сегодняшний день, что можно сказать и о россиянах в целом, большинство якутов нерелигиозны, то есть любые формы религиозного культа, хоть православие, хоть традиционные верования, не играют в жизни якутов, в общей массе, заметной роли

Буряты

Численность: 629 тыс человек

Язык: Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно.

Пользовались письменностью.

Антропологические признаки: Типичные монголоиды. С развитым эпикантусом, с чёрными жёсткими прямыми волосами; тёмными глазами; смуглым, часто желтоватым цветом кожи; слабым развитием третичного волосяного покрова; с сильным выступанием скул и уплощённым лицом.

История:

Буряты сформировались из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века.

К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры и т.д.

ХКТ:

Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы — охота и рыболовство. Прибайкальские буряты занимались земледелием с древних времен. В XVIII—XIX вв. земледелие начало интенсивно распространяться и в Забайкалье.

 

Пища: большое место занимали продукты животного и растительного происхождения происхождения. Также алкогольный напиток, получаемый путём перегонки курунги. Впрок заготовлялось кислое молоко особой закваски, сушёная спрессованная творожистая масса.

Пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.

Значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха,земляника), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту.

Символом бурятской кухни являются позы (трад. название бууза), приготовляемое на пару́ блюдо.

 

Жилище: Традиционное жилище — юрта. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами.

 

Одежда: Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. На одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

Кафтаны из выделанных овчин, опушенную с рукавами, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые.Надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.Нижняя одежда это узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи; рубашка, обыкновенно из синей ткани. Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

 

 

Религия: Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований- шаманизм. С XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм школы гэлуг.

 

Тувинцы.

Численность около 300 тыс. чел.

 

Антропологические признаки: тувинцы смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт. От современных европеоидов они отличались значительно более широким лицом.

Этнографические группы:

Тувинцы делятся на западных, говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.

 

Язык: говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков.

 

История: Главное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз — Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в IX веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII—XIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. Под воздействием монгольских племён сложился характерный и для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип.

 

ХКТ: Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины XX в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным.Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой–«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев.

 

Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

Собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передвижениям и быстрому развертыванию в любых условиях.

 

 

Пища: В традиционной пище преобладали молочные продукты (особенно летом), в том числе кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у восточных тувинцев – оленье молоко), различные типы сыра: кислый, копчёный (курут), пресный (пыштак); ели варёное мясо домашних и диких животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Употребляли растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и корни дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).

Жилище: Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками...

Традиционным жилищем восточных тувинцев–оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. В начале XX в. под влиянием русских крестьян–переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Одежда: Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней – халат, сшитый из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.

Религия: Шаманизм. Но официальной религией является ламаизм (в последние годы переживает возрождение.) Вновь создаются ламаистские монастыри с монахами, получающими образование в религиозных центрах буддизма. Все чаще проводятся религиозные праздники. Сохранили своё значение и культ гор.

Тофалары.

Численность: на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов.

Язык: Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи.

алтайская языковая семья

живут на восточных склонах Восточного Саяна.

История: Решающее влияние на этногенез тофаларов оказали тюркские племена туба. В XIII в. в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде. Формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX в. По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки к тувинцам-тоджинцам. Различия, наблюдаемые в настоящее время между двумя этими народами, — результат различных исторических судеб на протяжении последних столетий. Тувинцы-тоджинцы в силу политических условий длительное время не испытывали русского влияния, в то время как тофалары с середины XVII в. находились в орбите русской культуры.

ХКТ: Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла — белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные — лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины. Охотились тофалары в основном при помощи ружей и собак, объезжая верхом на олене промысловый участок. Этот способ охоты сохранялся и в советское время, применяется он и сейчас. Тофалары издревле использовали и продолжают применять и сейчас различные самострелы, плашки. Во время оседлой жизни стали широко использовать заводские металлические капканы.

Олени (карагасская порода) используются для верховой езды и перевозки грузов вьюком. Распространено доение важенок. В домашнем производстве известны кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога.

В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни, совершая сезонные перекочевки из таежных долин на летние горные пастбища. С началом колхозного строительства произошло оседание. До перехода на оседлость основным жилищем тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома.

Пища: Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных — оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.

Жилище: Чум

Одежда: Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела.Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом — платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.

Религия: Шаманизм.

Юкагиры.

восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

Численность: 1509 человек. Живут в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.)

Язык: Юкагирский язык делится на северноюкагирский и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят в уральско-юкагирскую семью.

Антропологические признаки: Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы, также имеют наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса.

История: В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы). В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Фактически неассимилированным юкагирам удалось уцелеть лишь в центре своего ареала, в бассейне Колымы. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти.

ХКТ: рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
Пища: Основной пищей были мясо и рыба. Оленье мясо ели сырым и вареным, зимой — строганину, весной и летом коптили над костром и вялили на солнце длинные тонкие пласты мяса.Из взбитой свежей оленьей крови готовили суп (хаша). Питались также дичью: таежные — мясом зайцев и куропаток, тундровые осенью и летом — мясом уток и гусей. Рыбу варили, вялили, квасили в ямах, хранили в слое вечной мерзлоты, делали строганину (чахаа), юколу (уйкэлэ), толкли в порошок-порсу. Лакомством считались толченая вареная рыба с голубикой и жиром (кулъибаха), рыбная мука, сваренная с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ). Пили чай, заваривали шиповник, чагу. Ягоды, рыбу хранили в берестяных туесах (оччо). Корзины плели из тальника. Посудой служили деревянные и берестяные сосуды четырехугольной и круглой формы. Для хранения порсы, вяленой рыбы и мяса шили ровдужные или тканые мешки, для женского рукоделия — сумки из лапок птиц или ровдуги.

Жилище: Древнее жилище — усеченно-пирамидальная полуземлянка (чандал)с каркасом из четырех столбов-деревьев. Таежные жили в конических чумах (нума).

Одежда: У мужчин: мужское распашное пальто шили из ровдуги,позднее из тканей. Полог стягивали 2-3 парами ремешков.

У женщин: носили 2ые распашные дошки. Нижнее пльто шили мехом к телу,верхнее-наружу. Полог и подол украшали бисером,подшейным волосом оленя,обвшивали меховой опушкой. Носили меховые уборы.

Религия: культ предков и шаманов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...