Южная Сибирь как историко-этнографическая область
Юлия С. Под термином "Южная Сибирь" следует понимать следующие регионы Сибири: Тува, Алтайский край, Бурятия, а также, в определённом смысле Хакасия и Южные районы.
Народы Южной Сибири: Якуты Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее Якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. 1620—1630-е - включение якутов в состав Русского государства - ХКТ: В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства. -Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. -Одежду шили из шкур и меха. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками -Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялся шаманизм
-Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Алтайцы Выделяются две этнографические группы алтайцев: Южные алтайцы или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (телеуты, и теленгиты). Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков. Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке (кумандинцы, челканцы и тубалары. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков. Между южными и северными алтайцами существуют очень резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. - жилище: войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. - пища: наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока - религия: шаманизм, бурханизм, православие - основное занятие - скотоводство История (с хакасами, тувинцами и шорцами происходило нечто аналогичное): 2 в. до н.э. – 3 в.н.э. - Горный Алтай входил с состав крупного государственного образования союза Гунну. 6–9 вв. - на территории Горного Алтая расселялись племена, вошедшие в четыре группы тюрков: тукю, куу, теле и кыргыз. 552 – 744 гг. - Алтайские племена входили в мощный союз племен Первого и Второго Тюркского каганатов 745 г. - территория Алтая входит с состав Уйгурского каганата. В 840 г. кыргызы захватывают ставку Уйгурского каганата и с этого времени народы Горного Алтая входят в состав Кыргызского каганата. В 12 в. кидане завоевывают Алтай и Семиречье С 17 в. Алтай входит в состав Джунгарского ханства
В 17–18 вв. ближайшие предки современных алтайцев объединились в четыре родственные этнические группы: теленгитов, тубаларов, кумандинцев и челканцев. 1756 г. - переломный момент в истории алтайского этноса, падение Джунгарского ханства. Часть племен принимают российское подданство. Начинает формироваться новая общность - алтайская народность. Современное коренное население Горного Алтая является потомками древних племен и наследниками великих культур хуннов, тюрков, уйгуров, кыргызов, киданей, монголов и джунгар. Хакасы Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской группе восточных тюркских языков, к которой помимо хакасов также относятся шорцы. Происходят от енисейских кыргызов. Тувинцы - говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. - религия: буддизм, традиционные культы (шаманизм) Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. Большое сходство генетических признаков современных тувинцев и американских индейцев указывает на вполне вероятное участие древних предков тувинцев в начальном этапе заселения Америки. В период существования Тюрскских, Уйгурскогo и Кыргызскогo каганатов, охватывающих большой отрезок времени (с VI по XII в.), племена теле сыграли ведущую роль в этногенетических процессах, определивших затем этнический состав и расселение племен Южной Сибири. На территории Тувы и в целом Саяно-Алтая обитало аборигенное, тюркское по происхождению, население, состоящее из племен теле, чики, азов, тубо, толанко, уйгуров, кыргызов и др. Несмотря на межплеменные раздоры, непрерывные войны, переселения, смешения, эти племена выжили, сохранили себя. Тофалары - традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления - жилище: чум
- пища: Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). - тофаларский язык относится к саянской группе тюркской ветви алтайских языков Сойоты - коренной малочисленный народ России в республике Бурятия - Изначально сойоты говорили на языке, который относился к самодийской группе уральской языковой семьи. Впоследствии сойоты были подвержены тюркизации, а ещё позже — полной ассимиляции с бурятами, полностью перейдя на бурятский язык монгольской группы алтайской языковой семьи. Язык сойотов после тюркизации — сойотско-цатанский язык (близкий тувинскому). - традиционные занятия: оленеводство, яководство, скотоводство, охота Сибирские татары Часть сибирских татар вышло из среды средневековых кыпчаков, принимавших участие в формировании многих тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана. 6—4 тыс. лет до н. э - обитание на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения. В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во II—III вв. н. э. В VI—IX вв. западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана. В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из южных степей войсками Чингисхана. В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения. Так к XV—XVI вв. складывается этническое ядро сибирских татар. Буряты -говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи
-подразделялись на осёдлых и кочевых. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы — охота и рыболовство.Прибайкальские буряты занимались земледелием с древних времен. -пища: продукты животного и комбинированного животно-растительного происхождения происхождения (кислое молоко, чай с маслом, молоком и салом, блюда на пару, рыба, травы, специи) -жилище: юрта Современные буряты сформировались из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века. 1689 и 1727 гг. - Россия и Китай заключили договора, согласно которым Прибайкалье и Забайкалье входят в состав царской России. До 17 века по всей территории современной Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения территории Бурятии к России, в этом регионе в силу кочевого образа жизни оказались различные монгольские племена(хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и т.д.), что и определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличий в национальной одежде, обычаях и т.д. 1729 - вышеуказанные монгольские племена оказались отрезанными от Монголии после проведения российско-монгольской границы, стали формироваться в будущий бурятский народ. В итоге к концу XIX века образовалась новая общность — бурятский этнос. Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.
6. Уралоязычное население Сибири
Алина Б. Итак, уральская языковая семья: 1. Финно-угорская ветвь, угорская группа: ханты и манси 2. Самодийская ветвь, северная группа: ненцы, нганасаны, энцы. Южная группа: селькупы. Ханты (22,3 тыс. человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек). Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Язык, религия. Говорят на хантыйском языке угорской группы финно-угорской ветви уральской семьи. Около 40% Хантов считают родным русский язык. Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение сохраняет многие трад. верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом. История. В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, пришедших во 2п 2-го тыс. до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2п 1-го тыс нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. ХКТ. Традиционные занятия - речное рыболовство, таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство(меридиональное). Большое значение имеет собирательство. Традиционные средства передвижения - лыжи, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками разного вида и размера. Жилище. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной формы, либо срубными. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Оленеводы жили в чумах. Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях. Одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная. Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Была известна татуировка. Пища. Рыба, мясо оленя, лося и др, ягоды, орехи. Пьют много чая, едят много хлеба.
Манси коренное население Ханты-Мансийского АО (6.5 тыс чел), Тюменской области (в бассейне реки Обь, главным образом по её левым притокам). Численность в России - 8,3 тыс. человек. Язык и религия. Говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60% Манси считают родным русский язык. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная, западная (по диалектам). Верующие - православные. Сохраняются традиционные верования. История. Как этническая общность Манси сложились, вероятно, в 1-м тыс нашей эры на основе аборигенных племён и угорских племён, пришедших во 2п 2-го тыс до н.э. из степей Северного Казахстана и Западной Сибири. В первом – 1п 2тыс н.э. предки Манси были оттеснены коми и русскими на восток за Урал. Контакты с русскими с 11 века. ХКТ. Традиционные занятия - охота, на Оби и в низовьях рек - рыболовство, в верховьях рек - оленеводство (заимствовано в 13-14 в у ненцев), у некоторых групп - земледелие (заимствовано в 16-17 в у русских) и скотоводство (лошади, коровы, овцы). Передвигались на лодках, лыжах, нартах (в собачьей и оленьей упряжке), в отдельных районах - на санях или особых конных нартах. Жилище. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Одежда. Традиционная женская одежда - платье, распашной халат и двойная оленья шуба, на голове - платок, большое количество украшений. Мужская одежда - рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном, у оленеводов - из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном. Традиционная пища - рыба и мясо в вяленом, сушёном, жаренном на костре, мороженом виде, ягоды. Ненцы коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском АО Красноярского края (3,5 тыс.). Численность 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Язык и религия. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной В религиозных воззрениях господствовала вера в духов. Среди части Ненцев Европейского Севера в середине 19 века получило распространение православие. История. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население. Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. Нганасаны в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО Красноярского края. Общая численность 1278чел. Язык и религия. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский. Традиционные верования - анимизм, шаманизм. История. Нганасаны сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов, ассимилировавших аборигенов - охотников на дикого северного оленя. Позднее в состав Нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган. Основное традиционное занятие - охота на дикого оленя, водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени - пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со 2-й половины 19 века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство. Жилище. Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище - чум, близкий по конструкции ненецкому. Верхнюю зимнюю одежду (парка) шили из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имела подъёма. Пища - оленье мясо и рыба. Энцы - коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО (103 человека). Общая численность 209 человек. Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края. Язык энецкий, диалекты - тундровый и лесной. Распространены также русский и ненецкий языки. В христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы. В 17 веке тундровые кочевали между низовьями Енисея и Таза, лесные - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка и Нижняя Тунгуска С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. Традиционное занятие - охота на северного оленя. Также пушная охота, рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. Традиционное жилище - конический чум. В 20 веке переняли ненецкий тип. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках. Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов. Женская парка распашная. Женская обувь короче мужской. Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку. Селькупы. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Томской области (1350 человек). Язык. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык. История. К концу 16 века существовало объединение Селькупов. Потом русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить Селькупов данью. Под влиянием русских нарымские Селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество. Основными направлениями хозяйственной деятельности Селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные Селькупы добывают песца. С помощью ружья охотятся на лося и дикого оленя. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения Селькупов, заимствовано от ненцев и энцев.Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. Традиционное зимнее жилище - землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал - очаг с трубой. У Селькупов-оленеводов чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа. Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных Селькупов служила парка. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины - домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные. В прошлом Селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку. Ягоды, лук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|