Историко-этнографическое районирование Сибири
Фёдор О.
В результате ряда региональных историко-культурных процессов, протекавших в интересуемой территории, сформировались некоторые вещи. Во-первых, это возникновение и развитие традиционно устойчивых ХКТ: 1. Пеших охотников и рыболовов таежной зоны; 2. Охотников на дикого оленя в Субарктике; 3. Оседлых рыболовов в низовьях больших рек (Оби, Амура и на Камчатке); 4. Таежных охотников-оленеводов Восточной Сибири; 5. Оленеводов тундры от Сев. Урала до Чукотки; 6. Охотников за морских зверем на Тихоокеанском побережье и островах; 7. Скотоводов и охотников Алтая и Саян; 8. Скотоводов и земледельцев Ю. и З. Сибири, Прибайкалья и др. Во-вторых, формирование ПЯТИ больших историко-этнографических областей: i. западно-сибирской (южный регион – примерно до широты Тобольска и устья Чулыма на Верхней Оби, северный, таежный, субарктический регионы) здесь с давних времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. ii. алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной зоны) iii. восточносибирской (с внутренней дифференциацией промысловых и с/х типов тундры, тайги и лесостепи) iv. амурской (или амуро-сахалинской). Тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи: негидальцы, удэгейцы, орочи, эвенки (тунгусы). v. северовосточной (чукотско-камчатской) В последних двух ИЭО живут наиболее стабильные в хозяйственном и бытовом плане оседлые рыболовы и охотники за морским зверем: нивхи в низовьях Амура и на Сахалине, ительмены на Камчатке и эскимосы и береговыми чукчами на Чукотке. А кое-кто выделяют еще 6ую – ямало-таймырскую. М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров рассмотрели ямало-таймырскую область, которая включает ненцев, большую часть энцев и нганасан, а также северные оленеводческие группы хантов и манси. Здесь общность культуры сводится не только к хозяйственно-культурному типу тундрового оленеводства с использованием нартовой упряжки. Она проявляется и в специфических деталях: наличии пастушеской собаки, веерной упряжки оленей в косокопыльной нарте, управлении оленями вожжой слева и т. д. Такие детали свидетельствуют об исторических связях народов на данной конкретной территории
(В лекциях было несколько иное деление Сибири: Западная, Восточная, Дальний Восток, и Южная Сибирь как южные части вышеназванных; схематично это буква Ш, где каждая из 4ех палок – регион.) Еще вот что можно добавить: Лингвистическая классификация народов Сибири. Уральская языковая семья: финно-угорские и самодийские языки. Алтайская языковая семья: тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Чукотско-камчатская («палеоазиатская»): чукчи, коряки, ительмены. Эско-алеутская языковая семья. Изолированные и генетически неопределенные языки: кетский, юкагирский. Антропологическая классификация народов Сибири. Северные монголоиды в составе большой монголоидной расы. Локализация степени выраженности монголоидного комплекса в пределах территории Сибири. Уральская раса. Южносибирская раса. Североазиатская раса (байкальский и центральноазиатский антропологические типы). Арктическая раса (континентальные и островные популяции). Расовые изоляты: кеты, нганасаны, нивхи.
2. Западная Сибирь как историко-этнографическая область Олег С. Западная Сибирь — часть Сибири, расположенная между Уральскими горами на западе и руслом реки Енисей на востоке. Площадь региона — 2 451,1 тыс. км² (15 % территории России). Население — 14 619 тыс. человек (10 % населения России). Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 км от Северного Ледовитого океана до возвышенностей Казахского мелкосопочника и на 1900 км от гор Урала до Енисея.
1. Кеты - малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. · Численность: 1 600 чел. · Кетский язык относится к группе енисейских языков. · Антропология: Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип. · История: Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году. · Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными. Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища — землянка (бан, нус). · Летний мужской костюм, который шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей, состоял из короткого, до колен, суконного халата, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет. · Религия - традиционные верования, православие.
2. Ненцы - народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
· Численность: 45 000 · Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового и лесного, каждый из которых делится на говоры. · Антропология: ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам · Пища: мясо - оленина (в сыром и вареном виде); рыба (сиг, щука,...) · Религия: православие, традиционные верования · ХКТ: кочевое оленеводство (ездят на оленях). · Жилище: чум. · Соц. структура: В 19 в. основной соц. ячейкой был патриленейный род. В наше время существуют две экзогамные фратрии. · Одежда: Верхняя - малица, сокуй; обувь - пимы, шились из оленьих шкур.
3. Долганы -живут в Красноярском крае и Якутии. · численность - 8 тыс. · Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. · Религия: православие, шаманизм · Традиционный ХКТ: оленеводство, охота · Этноистория: оформление долганов в этнос произошло в начале XX века, в этногенезе долганов ведущую роль сыграли эвенки и якуты. Основу долганов составили четыре эвенкийские родовые группы. На протяжении XIX — начала XX вв. в состав долганов вошли также отдельные семьи энцев, ненцев и затундренных крестьян. · Жилище: чум · Одежда: Мужская и женская верхняя одежда — кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. · Пища: Основа пищи — оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. · Антропологически долганы сближаются с центральноазиатским типом монголоидной расы, с примесью байкальского (тунгусского) типа.
4. Ханты -занимали территорию по реке Оби и ее притокам вниз от устья Иртыша до устья Оби и вверх от устья Иртыша. Ныне проживают в основном в Ханты-Мансийском округе и в Ямало-Ненецком округе. · язык хантов - уральская семья языков, обско-угорская группа · религии: шаманизм, православие. · численность: 30 тысяч. · Пища — рыба, мясо, ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми. · Занятия: Традиционно рыболовство и охота. На севере оленеводство, на юге скотоводство. · Антропология: уральская раса см. билет 8 5. Манси -жили по обеим сторонам Среднего Урала. · численность: 12 тысяч. · язык манси - уральская семья языков, обско-угорская группа · религии: шаманизм, православие. · Антропология: уральская раса · Традиционно рыболовство и охота. см. билет 8 6. Нганасаны в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО Красноярского края. · Общая численность 1278чел. · Язык и религия. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский. Традиционные верования - анимизм, шаманизм. · История. Нганасаны сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов, ассимилировавших аборигенов - охотников на дикого северного оленя. Позднее в состав Нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган. · Основное традиционное занятие - охота на дикого оленя, водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени - пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со 2-й половины 19 века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство. · Жилище. Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище - чум, близкий по конструкции ненецкому. · Верхнюю зимнюю одежду (парка) шили из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имела подъёма. · Пища - оленье мясо и рыба.
7. Шорцы -тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области · численность: 13 000 · Говорят на шорском языке тюркской группы алтайской семьи. · Сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев, кетов. В VI—IX веках шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с древне-алтайскими, уйгурскими, енисейско-киргизскими и монгольскими племенами. В XVII—XVIII вв. С шорцами слились пришедшие с Севера кочевники-скотоводы телеуты. В XVII—XVIII вв. русские называли шорцев «кузнецкими татарами.
· ХКТ и трад. занятия: традиционно занимались кузнечным делом. К концу XVIII века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота. Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя, позднее — пушной промысел. До XIX века с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств шорцев. До прихода русских на южных пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. С развитием контактов с русскими на севере в степных и горных районах распространились пашенное земледелие · Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). · Пища: основным источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70% хозяйств. Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика · Антропология: западносибирская раса, южносибирская раса · Религия: шаманизм, анимизм, православие · Одежда: Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта). Женская рубаха — длинная с разрезом на груди Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами
8. Кумандинцы -народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области. · численность 3 200 · Язык: Кумандинский язык относится к северноалтайским языкам (тюркской группы алтайской языковой семьи) или является наречием (диалектом) северноалтайского языка (кумандинско-челканского). Официально кумандинцы и кумандинский язык признаны отдельными народом и языком. Однако некоторые этнографы согласно новой классификации склоняются к отнесению их в состав алтайцев (северноалтайцев) и северноалтайского языка. · Религия: шаманизм, бурханизм, православие · Расовый тип: западносибирская раса · Традиционное занятие кумандинцев – это (сезонная) охота, рыболовство, животноводство, собирательство. · Пища: в основном мясная и растительного происхождения. Она включает различные блюда: мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домашних и диких животных и др. Напитками служили чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогольные напитки по типу браги, молочная водка (арака) и др. · Одежда: мужская состояла из белых холщевых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом (кур). В холодное время года несколько теплых халатов или шуба из овечьих шкур. Головными уборами являлись колпаки, меховые шапки, а с начала XX в. – шляпы и фуражки. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщевым голенищем. Женская одежда состояла из длинных холщевых рубах и штанов, поверх которых надевались платья. Верхней одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонкими шерстяными поясами. Головы подвязывались матерчатыми платками. Обувь шилась из кожи (чарык), она скрывала только ступни женщины. · Жилище: традиционные поселения кумандинцев немногочисленные, с отсутствием четкой планировки, расположенные длинной полосой вдоль рек. Жилище кумандинцев насчитывает несколько типов: временные промысловые шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двускатной крышей; небольшие срубные четырехстенные избы; саманные четырехстенные дома.
9. Энцы - коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО (103 человека). Общая численность 209 человек. Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края. · Язык энецкий, диалекты - тундровый и лесной. Распространены также русский и ненецкий языки. В христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. · В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы. В 17 веке тундровые кочевали между низовьями Енисея и Таза, лесные - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка и Нижняя Тунгуска С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. · Традиционное занятие - охота на северного оленя. Также пушная охота, рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. · Традиционное жилище - конический чум. В 20 веке переняли ненецкий тип. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках. · Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов. Женская парка распашная. Женская обувь короче мужской. · Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку. 10. Селькупы - живут в Томской и Тюменской (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский авт. округа) областях и Красноярском крае. · Выделяются северные селькупы, живущие в лесотундре и южные. · Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Диалекты: тымский (юж.) и тазовский (сев.) · История. К концу 16 века существовало объединение Селькупов. Потом русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить Селькупов данью. · Основными направлениями хозяйственной деятельности Селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные Селькупы добывают песца. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения Селькупов, заимствовано от ненцев и энцев. · Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. Традиционное зимнее жилище - землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал - очаг с трубой. У Селькупов-оленеводов чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа. · Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных Селькупов служила парка. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины - домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные. · Пища: традиционно рыба.
3. Восточная Сибирь как историко-этнографическая область Алтана Л. Восточная Сибирь- это часть Сибири, которая поражает своими масштабами. С запада на восток она протягивается от обско-енисейского междуречья до горных хребтов тихоокеанского водораздела, на севере широким фронтом выходит к Северному Ледовитому океану, на юге граничит с Монголией и Китаем. В Восточную Сибирь входят Красноярский край, Забайкальский край, Иркутская и Читинская области, Бурятия, Тува и Якутия. Климат Восточной Сибири суровый, резко континентальный. Многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, занимающие 3/4 всей территории, низменные равнины тундровой полосы- такова Восточная Сибирь. В наше время Восточная Сибирь - по-прежнему наименее заселенный регион России. Ее площадь составляет 7 млн 280,2 тыс. км², 43% площади всей страны. Население 9,4 млн чел. (на 1.1.2010), т.е. 6,6% населения России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|