Самодийское население Сибири
Леонид П. Самодийцы: ненцы (41, 5 тыс.), энцы (0,3 тыс.), нганасане (0,9 тыс.), селькупы (4,4 тыс.) и ныне исчезнувшие Саянские самодийцы. (данные по демографии взяты из учебника «Этрология» под ред. Пименова) Самодийская семья образует вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью (об этом надо помнить). В настоящее время у всех народов распространён русский язык, число носителей самодийских языков мало и имеет четкую тенденцию к сокращению. Перечисленные народы в большинстве своём являются представителями уральского антропологического типа. Селькупы проживают на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны на Таймыре, ненцы населяют лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря.
Этническая история В Западной Сибири довольно давно началось формирование самоедоязычных и угроязычных племён. В 1 тыс. до н. э. самодийские и угорские группы активно расселялись в северной части Западной Сибири. В раннем средневековье они освоили Северный Урал, отчасти Припечорье, Ямал и пространство между Обью и Енисеем. На крайнем Севере Западной Сибири и в тундре к западу от Полярного Круга стала складываться ненецкая культурно-языковая общность. От Таза до Нижнего Енисея широко расселились лесные и тундровые энцы. Позднее эта территория стала плацдармом для проникновения самодийцев на Таймыр. Там, в ходе смешения с местными палеозиатами, образовались нганасане. Осваивая новые области, самодийцы активно перенимали различные культурные элементы аборигенного населения. Особенно хорошо это видно на примере основных традиционных занятий.
Энцы В наше время живут в Усть-енисейском и Дудинском районах Красноярского края.
Основное традиционное занятие — охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее — рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. В 1930-х годах энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства. Жилище – чум. Современные живут в стационарных посёлках. Одежда. Мужская - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями. Пища. Свежее и мороженое мясо, летом — свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу. До XVIII века у энцев существовали. С конца XVII века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы. До XIX века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с уплатой калыма. С конца XIX века основной формой социальной организации становятся соседские общины-стойбища. В христианство официально обращены лесные энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм.
Ненцы Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные ненцы. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство. В советский период большинство ненцев стали осёдлыми, существовали единоличные оленьи хозяйства. В наше время значительная часть живут в городах, семьи оленеводов кочуют. Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.
В 19 в. основной соц. ячейкой был патриленейный род. В наше время существуют две экзогамные фратрии. Сохраняются традиционные культы (шаманизм, все дела). Распространено православие.
Нганасаны Основное традиционное занятие — охота на дикого оленя (с помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени — пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со второй половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство. В настоящее время основные занятия нганасанов — сезонный отстрел дикого оленя, пушная охота. Пища — оленье мясо и рыба. Одежда аналогична энцкой.
Селькупы Традиционные занятия – охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты – белка. Также охотятся на песцов, оленей, лосей, водоплавающую дичь. Современные охотники используют ружья, различные капканы. Оленеводство распространено только в северном ареале обитания селькупов. Было заимствовано у ненцев и энцев. Жилище. Издревле использовали квадратные землянки (карамо). Позже появилась практика использования юрт. Оленеводы заимствовали у ненцев чум. Использовали его круглый год. В настоящее время многие селькупы живут в стационарных домах в поселках. Одежда. Очень похожа на энцкую. Пища. В прошлом главный компонент – рыба. Изготовляли муку (порсу). Также питались дичью, собирательство (дикий лук, сарана, различные лесные ягоды, настой можжевельника). Северные аборигены использовали плоды оленеводства.
Сибирские угры
Альбина К. В Западной Сибири с отдалённых времён формировались уралоязычные этнические общности: угорские и самодийские племена. Сибирские угры проживали на склонах Уральских гор в лесном Приобье, они же составили основу для формирования хантов и манси. Русские люди до 16 века называли районы их расселения и самих жителей –“югрой”. В 16 веке в источниках широкое распространение получает название “остяки”. Под ним известны не только ханты, но некоторые группы манси, а также селькупы и кеты.
Манси жили по обеим сторонам Среднего Урала. Ханты занимали территорию по реке Оби и ее притокам вниз от устья Иртыша до устья Оби и вверх от устья Иртыша. Главным занятием хантов и манси было рыболовство и охота. Удельный вес этих занятий был неодинаков в разных районах в зависимости от природных условий. Если в северных районах ханты занимались оленеводством, то в южных районах расселения хантов и манси было развито скотоводство, возникшее под влиянием башкир и татар. Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|