Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма гос-го устройства и межд.-прав. Формы межгос-х объединений (конфедерация, сообщество (союз) гос-в).




Р. Конфедерация. Наряду с федерациями к сложным формам гос-го устр-ва достаточно часто относят коф-ю. Время от веремени возни кают споры в юр. Лит-ре по поводу ее отлич-х признаков, формально-юридич. Природы и хар-ра. Одними авторами кон-я восприним-ся исключ. Как форма гос-го устройства, другими – как межд.- прав. Объединение, как субъект междун-го права. Конф-я формально не явл-ся гос-м. Строго говоря, конф-и, сообщ-ва, союзы, содружества гос-в к проблеме гос.-тер. Устройства имеют отдаленное отношение, поскольку перечисленные формы - это межд. Объединения гос-в, заслуживающие отдельного рассмотрения. В новое время конф-ми по сути, а не по названию были, н-р, респ-ка семи Соед-х провинций Нидерландов, первые соед-е штаты Америки, в принципе, конфедеративным образованием явл-ся и Европейский Союз в его нынешнем состоянии. Однако, более точным явл-ся рассмотр-е данного типа в кач-ве своеоб-й переходной формы террит-го устр-ва, в кот. Сочетаются признаки единого гос-ва, так и признаки союза суверенных гос-в. к признакам, позволяющим относить конф-ю к единому гос-ву, относятся наличие: общих дел для всей конф-и, ф-й, реал-х как во внутр-й, так и во внешней сферах; единого правового поля, единого таможенного пространства; конфедератив-х органов власти и конфедерат-й системы законод-ва; единой денежной единицы; единого языка межго-го общения; единых вооруж-х сил под общим командованием. В свою очередь к признакам конф-и, хар-х для союза суверенных гос-в, следует отнести следующие: сохранение нац-й валюты, нац-го граж-ва, гос-го языка, тер-й обособлен-ти; прав. Акты, принятые конфедерат-ми органами, приобретают юрид-ю силу в суб-х конф-и только в случае их ратиф-и нац-ми парламентами; суб-ты конф-и обладают правом нуллификации – признания утр. Юр. Силу акта, принятого на уровне конф-и; суб. фед-и обладают правом сецессии – правом на одностор-й выход из состава конф-и. естественно, что данное право м.б. реализовано только на основании соотв-го договора. Именно большая степень (по сравнению с фед-й) самост-ти суб-в обусл-т нестабильный хар-р конф-й формы гос-го устр-ва. Возникнув для достижения опред-х целей (как правило военного или экономич-го), коф-я после разрешения общей задачи чаще всего трансформир-ся в более стабильные формы – унитарную, федеративную. Содруж-во и сооб-во гос-в. формы гос-го устр-ва не оставались не изменными. Возникали новые формы тер.-полит. Организации гос-ва, вызванные к жизни влиянием разл-х факторов. По степени изменения элементов гос-в и способам выполнения их общих дел можно выделить следующие межгос-е объединения: содруж-во наций (типа Британского содр-ва); сообщ-ва конфед-го типа (двух- и четырехсторон-е объединения России с др. гос-ми); содр-во независимых гос-в (СНГ и Европейский Союз с конфед-ми элементами); универсальные объед-я (типа ООН); институц-е межгос-е объед-я (типа Межпарламент-го союза); функционально-целевые объед-я гос-в (типа Совет Европы, МОТ, ЮНЕСКО). Содруж-во – это объединение независимых гос-в для решения задач в опред-х сферах жизни, основан-е на наличии общих целей и признаков (культурных, языковых, экономич-х) и скрепленное межгос-м договором. Степень политико-правового един-ва в содр-ве значительно ниже, чем в конф-и. Если рассматривать Британское Содр-во наций или СНГ в кач-ве примеров подобной тер.-политич. Формы, то можно выделить некоторые формально-юридич. Признаки содр-ва: создание национ-х органов содруж-ва для координ-и действий гос-в-участников; отсутствие у содр-ва сувер-та, поскольку он сохраняется за национал-ми гос-ми-участницами; отсутствие конституции и законод-ва содруж-ва; сохранение граж-ва стран –участниц; существование содр-ва обусловл-ся совпадением их интересов, в противном случае у каждого участника имеется право на свободный выход из содр-ва; денежная, судебная, правовая системы стран-участниц автономны. Содр-во явл-ся переходной тер.-полит. Формой, для кот. Характерны неустойчивость и вследствие этого непродол-ть существ-я. Исключ. Составляет Британское содр-во наций, существ-е уже100 лет, фомиров-ся в течение длительного этапа колониал-го господ-ва Великобритании, создавшей общий мех-мы культурной, экономич-й и политич. Интеграции. Сообщ-во гос-в – форма межгос-го единства, признанная интегрировать ресурсы участников в решении актуальных задач и стать предпосылкой формирования устойчивых гос-х образований. Европейский Союз (ЕС). В 1950г. западноевр-е страны создали Европ-е экономич. Сообщ-во, цели кот. Были направлены на решение задач обеспечения обороны в условиях «холодной войны», улучшения жизни народов, экономич-го развития и свободы торговли, унификации юридич-х институтов. Для их реализации были созданы законод-й орган – Европ-й парламент, исполнит-й орган – Европ-я комиссия и судебный – Европ-й Суд. Сорок лет экономич. Интеграции подготовили почву для полит. Интеграции. Общие ресурсы, единые таможенные границы, общие институты и единая политика, внешнеторговый, экономич. И валютный союзы создали предпосылки для формирования единого пространства без границ. После этого возникла потребность в функционир-и межправит-х мех-в, кот. Обеспечат создание более тесного союза между народами Европы, где все решения должны приниматься на уровне, как можно более близком к гражданам. В этом контексте институты Сообщ-ва, Комиссия и Европарламент отходят на второй план. В то же время Европ-й совет, будучи органом, принимающим важнейшие полит-е решения, и Координац-й комитет начинают играть главную роль. Формиров-е ЕС осущ-сь на основе двух важнейших принципов федерализма: на принципе автономии гос-в-членов и на принципе соучастия в процессе пнринятия общих решений. Следоват-но, ЕС сразу ориентиров-ся на создание в будущем фед-и, а не конф-и. Первоначально предполаг-сь, что по мере продвижения к созданию Европ-й фед-и ее гос-ва, т.е. Франция, ФРГ, Бельгия и др. страны, превратятся в гос-ва-члены фед-и, а автономные образования внутри этих гос-в, в том числе германские земли, утратят свой прежний статус и значение. Однако под натиском автономии такая позиция была изменена. Конференция, провед-я в 1990г. в Брбсселе, рекомендовала для будущей европейской фед-и трехчленную модель: «регион» -«гос-во- член» - «федеральный союз». Европей-й парламент принял спец-ю «Хартию регионализма» и нынешний курс ЕС квалиф-ся как создание «Европы регионов».

 

Понятие гос-го аппарата.

Р. Гос-во м. рассм-ся в широком и узком знач-и. В широком – это вся совокуп-ть его элементов (тер-и, населения, власти и т.д.). В узком- только один институциоанал-й элемент гос-ва – организация власти, или иерархич-я орган-я, осущ-я гос-ю власть. Для ее описания испольс-ся понятия «аппарат гос-й власти» («гос-й аппарат») и «механизм гос-й власти» («мех-м гос-ва»). Соотнош-е гос-го аппарата и мех-ма гос-ва представлено двумя позициями: 1) мех-м гос-ва равен, однозначен гос-му аппарату; 2) мех-м гос-ва более широкое понятие, чем гос-й аппарат. Первая позиция имеет три разновидности: мех-м гос-ва и аппарат гос-ва тождественны по всем параметрам; они равны по составу, но в гос-м аппарате органы представлены в статике, а в мех-ме – в динамике; они имеют разные акценты: мех-м гос-ва – это органы, а аппарат – гос-е служащие. Термин «мех-м» применит-но к осущ-ю гос-й власти может нести особую смысловую нагрузку. «Мех-м» - это всегда некая функц-я характ-ка объекта. Поэтому термин мех-м следует использ-ть не для структур-го описания системы гос-х органов, а для уяснения функцион-й специфики различных частей (подсистем) и элементов гос-го аппарата. В этом контексте можно говорить о мех-ме осущ-я гос-й власти или о мех-ме функциониров-я гос-ва. Изучая аппарат гос-ва, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного гос-го органа, а изучая мех-м гос-ва – непосред-но о деят-ти гос-х органов, об их взаимод-и между собой. Вторая позиция тоже неоднородна. Она представлена следующими мнениями. Мех-м гос-ва – это: органы гос-ва (т.е. гос.аппарат) и гос-е учреждения (гос.организации)4 органы гос-ва плюс гос. учреждения, плюс гос. предприятия. Первая точка зрения имеет наиб. Распростр-е. Но в этом случае возникает вопрос о разграничении гос. органов и учреждений. В лит-ре гос. учрежд-е опред-ся как аппарат гос. органа, оказывающий содействие его деят-ти, но не обладающий властными полномочиями, или как рабочий вспомогат-й аппарат, кот. Властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке гос. решений. Гос. учрежд-я подчинены гос. аппарату (хоз. Единицы, системы коммуникаций, СМИ, транспорт, научные, соц.-культурные учрежд-я). Гос. учрежд-я не участв-т в осущ-и гос. власти, но способ-т решению задач гос-ва. Особен-ти учрежд-й: 1) рез-ты их деят-ти выраж-ся не в принятии управленч-х решений, а в непосред-м создании материал-х или духовных благ; 2) они оказывают содейст-е деят-ти гос. органа, но не обладают властными полномочиями; 3) к учрежд-м относят либо вспомогат-й аппарат, кот. Участв-т в подготовке гос. решений – канцелярии, управлении делами и т.п.; либо организации, выполняющие те или иные ф-и гос-ва (почты, телеграфы, вокзалы, учр-я связи и транспорта). Очевидно, что при рассмотр-и понятия гос-го аппарата речь идет об институцион-м элементе гос-ва, кот. В данном контексте выступает как управляющая система с определ-й структурой, состоящей из специфич-х элементов, связи между кот. Определяют форму гос-ва. Причем ключевым понятием, объясняющим и «аппарат», и «мех-м» гос-ва, явл-ся понятие «орган гос.власти». Подходы к понятию гос. аппарат. 1) гос. ап-т – это орган гос. власти, структ-й элемент гос-ва (структ-й подход); 2) гос. ап-т это организ-я граждан, надел-х спец-ми полномочиями (рацион-й подход). Понятие гос. ап-та при первом подходе восходит к механич-м представ-м о гос-ве как машине, технич-м ап-те, точном мех-ме, кот. Служат моделью и образцом для конструиров-я и работы гос. машины. Такое предст-е страдает существ-ми недостатками, поскольку игнорирует специфику гос-ва и гос. власти. Гос-во это не технич-е, а социал-е образов-е. Оно строится и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выраж-го степень и меру развитости свободы людей. Именно свободные люди формируют соответ-е гос-во как институц-но властное выражение и осуществл-е достигнутой ими ступени и формы свободы. Понятие гос. ап-та при втором подходе исходит из понимания гос-ва в его человеч-м измерении и рацион-м восприятии – гос-во состоит из свободных индивидов – граждан. В этом смысле весь гос. ап-т, все гос. органы и учр-я – это организ-е группы граждан, кот. В опред-м прав. Порядке надел-ся теми или иными гос.-вл. Полном-ми и осущ-т их. Гос. ап-ту при этом подходе повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотр-ю своим положением и игнориров-м действ-го законод-ва, к подмене общегос-х дел своими собств-ми ап-ми делами и интересами. Особенности гос. ап-та: гос. ап-т явл-ся: 1) системой органов гос-ва; 2) системой управленч-й; 3) системой властвования; 4) системой иерархич-й; 5) системой социальной. Все указанные признаки преломл-ся в глав. Особен-ти гос. ап-та – он олицетв-т собой го-ю власть, ее сув-т. Все органы гос-ва служат своеобр-ми каналами общения между полит-ми структурами негос-го хар-ра и гос-ва. Собранная по ним инф-я испол-ся для выработки решения и постановки управленч-х задач, а также для реорганиз-и структур гос-ва в соответ-и с реальным развитием полит.сферы. При этом происходит измен-е состояния гос-ва, выраж-ся в мутации его структуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...