Негосударственные субъекты национальной (государственной) политической системы: понятие и виды.
К негосударственным субъектам политической системы относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации. Партии. Признаки: - идеологический характер, т.е. партия является носителем определенной идеологии; - авангардный характер деятельности, т.е. партия- политический лидер, авангард той или иной части общества; - ярко выраженный политический характер; - наличие программных документов; - фиксированное индивидуальное членство; - основой создания являются единство идеологии и политических взглядов. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на базе личных склонностей, вкусов, профессии (союзы писателей, общество охраны природы) и др. Виды партий: консервативные, социал-демократические, коммунистические, клерикальные, националистические. Общественные объединения. Признаки: - добровольность вступления в них граждан; - сочетание в них личных и общественных интересов граждан; - целенаправленный характер деятельности; - строгое организационное единство; - устойчивость состава и связей между членами; - реализация в процессе функционирования общественных организаций принципов самоуправления и самодеятельности; - их статус определяется конституцией и текущими законами. Общественно-политические движения. Это активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо политической цели. Органы местного самоуправления. Их структура и компетенция определяются населением самостоятельно, они обладают полномочиями на решение вопросов местного значения, в пределах своей компетенции издают правовые акты, являются юридическими лицами, не входят в систему органов гос власти.
Религиозные организации. Современные демократические государства, как правило, являются светскими, но есть клерикальные и теократические государства, где религиозные организации играют определяющую роль в ПС страны. Средства массовой информации. одни авторы признают их компонентом ПС, другие нет. Т.к. с одной стороны СМИ оказывают влияние на развитие политических процессов в обществе, на мировоззрение общества, на осуществление социального контроля над протекающими событиями, а с другой, носят информационный характер, не являются ветвью гос власти, не являются самостоятельным политическим учреждением общества, СМИ являются лишь распространителями идеологии, а не создателями её.
88. Основные направления и варианты взаимодействия субъектов национальной (государственной) политической системы. Взаимодействие современного демократического государства и общества основывается на следующих принципах: плюрализма и равноправия идеологий, многопартийности, самодеятельности общественных объединений, законности и гос контроля, социального и политического партнерства. Воздействие государства на другие компоненты политической системы общества осуществляется в двух формах: 1) в форме законодательного закрепления границ их свободы, 2) в форме осуществления надзора и контроля над законностью их деятельности. Государство через законодательство: - предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации; - определяет правовое положение некоторых общественных организаций, утверждает уставы данных организаций; - охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры);
- устанавливает порядок регистрации общественных объединений и других компонентов ПС; - устанавливает ответственность субъектов ПС за нарушение законодательства. Государство осуществляет надзор и контроль над деятельностью ПС. Государство имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Теневые структуры работают в режиме секретности. Необходимость теневых структур обусловлена наличием противостоящих элементов в ПС общества, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия. Воздействие общественных организаций на государство. Деятельность партий, групп давления – это борьба за гос власть и за её влияние. Типичные способы воздействия на гос органы: выдвижение своих членов в представительные и исполнительные органы власти, участие членов в работе парламентских комиссий и межведомственных комитетах, поддержание личных контактов с членами парламента или правительства. Формы контроля и воздействия на гос власть: гласные и негласные. Гласные, т.е. использование СМИ, участие в массовых акциях, демократические процессы (выборы, референдум, митинг). Негласные формы, т.е. создание групп давления, которые создают политические интриги. Виды политических систем. В зависимости от политического режима: 1. демократическая ПС (развитая правовая база регулирует взаимоотношения субъектов ПС, участие партий и общественных организаций в формировании и осуществлении гос власти, влияние на её политику реализуется через выборы их представителей в органы государства, где они отстаивают интересы соответствующей партии и тех групп населения, которые разделяют ее предвыборную программу); 2. недемократическая ПС (неразвитая правовая база, преследуют иные, чем политика цели, высока степень произвола со стороны государства). В зав-ти от механизма взаимодействия субъектов ПС: 1. командная (все субъекты объединяются на основе бюрократического централизма вокруг определенного центра, который принимает все решения. Отрицается саморазвитие общества без вмешательства государства. Отсутствие гражданского общества. Для решения задач используются силовые методы и методы принуждения.)
2. соревновательная (признается политический плюрализм, допускается саморазвитие общества, политическое противоборство и противостояние различных социальных групп. Пример: при Ельцине либералы в лице правых. Государственники отстаивали сильное государство в переходный период.) 3. социо-примерительная (характерна для устоявшейся демократии, развитое гражданское общество, на первый план выдвигаются общесоциальные задачи, которые решаются путем социального компромисса.) Советская ПС – недемократическая, тоталитарная, командная. Сейчас смешанная ПС, элементы командности проявляются, но наблюдается переходность. В зависимости от количества функционирующих в их пределах политических партий: 1. однопартийные ПС; 2. двухпартийные ПС (Великобритания, США); 3. многопартийные ПС. В зависимости от правящих в них режимов: 1. либерально-демократические; 2. тоталитарные; 3. автократические. В зависимости от общественно-экономической формации: 1) Политические системы рабовладельческих обществ. 2) Политические системы феодальных обществ. 3) Политические системы буржуазных обществ. 4) Политические системы социалистических обществ. В зависимости от географического положения: 1) Европейская политическая система. 2) Североамериканская политическая система. 3) Азиатская политическая система и т.д. Алмонд и Паулв зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию: 1) Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе. 2) Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой. 3) Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы. По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой: 1)Закрытые (СССР). 2) Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|