Особенности государственной власти.
(Р.) Власть - одно из фундаментальных свойств челов. общества. Она необходима везде, где есть устойчивые объединения людей, является в них средством управления, обеспечения правопорядка. Особенности власти: 1.она представляет собой социальное явление, отношение не менее двух субъектов-индивидов и группы лиц (организаций); 2. власть есть средство именно соц. управления, способствующее поддержанию определенной системы в нормальном, работоспособном состоянии- состоянии функционирования; 3.проявляется там, где необходимо выражение воли субъекта по отношению к управляющим лицам, организациям и реализуется тогда, когда имеет место подчинение управляемых воле властвующего субъекта;4. власть действует с учетом определенных соц. норм, на основе которых властвующие субъекты принимают управленческие решения, обеспеченные возможностью реализации принудит.мер. Власть подразделяется на политическую (господство одного класса над другим на определенных этапах истор.развития) и неполитическую (родит.власть, власть в религиозной общине и т.д.). Не всякая полит. власть являя-ся государственной. Негос.полит.власть и гос.власть имеют разные механизмы для своего существования. ГВ формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется спец.гос.аппаратом. Полит.негос.власть таких механизмов не имеет. Только ГВ юридически уполномочена, от имени всего общества, применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. Различия: а)разное поле для реализации своих полномочий. Полем для длеятельности гос.власти явл-ся собственно гос-во и его органы, а также отношения, находящиеся в сфере правового регулирования правом. Полем деятельности полит.власти выступает преимущественно гражданское общество.б)методы, используемые для достижения целей. Субъекты полит.власти не могут непосредственно использовать метод гос-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам гос.власти. в) по объему полномочий. Только субъекты гос.власти имеют право на издание НПА, имеющих общеобязательный характер. Гос. власть- разновидность полит.власти. Существует мнение, что власть государственная и власть политическая- это одно и тоже явление. Это не совсем так: содержание полит.власти в сравнении с государственной шире. Полит.власть осуществляется не только гос-вом, но и многими составляющими частями полит.системы - партиями, общественно-полит. движениями и др(их способность оказать влияние на избирателей, на органы гос.власти на иные общ. формирования; используются различные средства, в частности высокий рейтинг партии, лидера). Не всякая полит. власть являя-ся государственной. Негос.полит.власть и гос.власть имеют разные механизмы для своего существования. ГВ формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется спец.гос.аппаратом. Полит.негос.власть таких механизмов не имеет. Только ГВ юридически уполномочена, от имени всего общества, применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. Различия: а)разное поле для реализации своих полномочий. Полем для длеятельности гос.власти явл-ся собственно гос-во и его органы, а также отношения, находящиеся в сфере правового регулирования правом. Полем деятельности полит.власти выступает преимущественно гражданское общество.б)методы, используемые для достижения целей. Субъекты полит.власти не могут непосредственно использовать метод гос-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам гос.власти. в) по объему полномочий. Только субъекты гос.власти имеют право на издание НПА, имеющих общеобязательный характер. Гос.власть -система властеотношений, реализующая функции гос-ва, основанная на аппарате принуждения. Признаки гос. власти: 1.распространяется на все общество, она универсальна(распространяется на всю территорию страны и все ее население)2.осуществляется специальными лицами (чиновниками), гос.аппаратом; 3. опирается на гос.принуждение(возможность применения принуждения, псих. или физ.насилия. Для гос.принуждения создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя карательные или правоохранительные органы);4.реализуется через гос.управление;(гос.управление- целенаправленное воздействие гос-ва, его органов на общество в целом и на его сферы) 5.имеет правовую форму(при помощи права гос.власть выполняет свои функции; право обеспечивает стабильный и наиболее эффективный режим властвования. Законы и конституция закрепляют формы организации и осуществления гос.власти);6.суверенна(т.е. независимость гос.власти вовне и верховенство внутри страны. Она выше всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти гос-ва. Власть едина и неделима.) В юр.литературе назыв-ся и другие признаки гос.власти: 1)ее сила базируется на гос-ве, она обладает прерогативой(исключит.право на издание правовых норм), действует постоянно и непрерывно (В.Н.Протасов); 2)она выступает как официальный представитель общества данной страны, обладает верховенством в обществе, в высокой степени формализована, реализуется специализированным гос.аппаратом (В.Е. Чиркин); 3) она имеет полит.природу, проявляется в деятельности гос.органов, ее субъект и объект обычно не совпадают (в.М. Корельский); 4)она поддерживается законом, легитимирована (Г.В. Назаренко) 5)публично-политический характер, наличие системы налогов, деление населения по территор.признаку (А.В.Малько). Виды гос.власти: 1. по способам господства социальных сил в обществе: тоталитарная, авторитарная, демократическая гос.власть. 2. по территориальным масштабам их деятельности: федеральная, республиканская, государственная, власть автономных областей, автономных округов, краев и областей, городов федерального значения. Данное структурное подразделение различных ветвей власти в гос-ве строится с учетом политико-организационных принципов его национально-территориальной организации и правовой формы гос.устройства. 3. по полномочиям гос. органов: законодательная, исполнительная, судебная. Структура ГВ: Элементы: 1)субъект власти. Субъект- непосредственный носитель гос.власти, его активное, направляющее начало(гос-во, его органы). Субъект предписывает те или иные варианты поведения, подчиняя своей власти объект. 2) объект власти. Объектом обычно выступают индивиды, их объединения, соц.слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект гос.власти чаще всего совпадают, в недемократическом- резко разграничены. 3)содержание власти, властной деятельности. В ходе функционирования власти неизбежно возникают особые отношения между властвующим и подвластным субъектами (властеотношения). В этих властеоотношениях происходит навязывание воли властвующего воле подвластного. Эти 2 воли могут совпадать и не совпадать. Совпадение в одном субъекте властвующего и подвластного (народ) имеет место в демократическом обществе, где народ не только объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Несовпадение- в тоталитарном обществе, когда власть узурпируется узкой элитой правящих. 4)средства и приемы осуществления гос.власти. ГВ осуществляется путем принятия правовых решений нормат. И индивид.характера, опирающихся на принуждение. ГВ использует и более мягкие способы: рекомендации, советы, пожелания, призывы, премии, обещания, награды не явл-ся по своей природе прав.средствами.5)ресурсы власти. Ресурсы гос.власти- совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление гос.власти. Выделяют в зависимости от сфер жизнедеят-ти общества: экономические (материальные), социальные, культурно- информационные, идеологические, силовые ресурсы. Материальные ресурсы: материальные ценности, необходимые для общ. И личного потребления и производства (гос.казна, техника, плодородные земли и т.д.) Они составляют экон.базу гос.власти. Социальные ресурсы: отношение населения к гос.власти.(престижные высокооплачиваемые должности, система привилегий). Силовые ресурсы составляют армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура. Другие правоохранительные органы. Функции: обеспечение обороны страны, охрана внутреннего порядка. Информационные ресурсы- это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью ГВ воздействует на людей. Знания используются для подготовки правительственных решений, для непосредственного воздействия на сознание людей. Идеологические ресурсы: ГВ объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. Если ГВ располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество гос.власти или делает ее нежизнеспособной. В юр.литературе выделяют и другие компоненты: деятельность властвующих, соц.нормы, регулирующие гос.власть(Черданцев).
Воспользуйтесь поиском по сайту: