Основные этапы развития русской литературы и журналистики XVIII в.
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Выделяют три периода: I.) литература первой трети XVIII - с 1700 по 1730 гг. Это переходный период к словесной культуре общеевропейского типа. Ориентация на авторскую, светскую культуры. Господствовал панегирический стиль: он был порожден культурным пафосом культурных деятелей. Часто его называют предклассицистическим. Произведения отличались жанровым и стилевым своеобразием. Особенности: 1) Защита гос. интересов; 2) Прославление монарха; 3) Интерес к античности. Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий. В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир. В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского (ни в коем случае не «Тредьяковского»). Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений. И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.
Реформаторские акции: 1) Реформа рус. стихосложения; 2) Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи; 3) Регламентация жанровой системы литературы, жанровая реформа. Реформаторы стихосложения были учеными-филологами, потому что надо было вникать в суть языка. Стихи писали: Сумароков Александр Петрович, Тредиаковский, Ломоносов. Шла литературная борьба. К тому же, существование Тайной канцелярии способствовали доносам.
Сумароков: ввел многие жанры, имевшие место в античности. В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления. Примечание. В «Капитанской дочке» упомянуты Сумароков и Тредиаковский (Тредиаковский был учителем Швабрина).
Расцвет публицистических жанров на страницах периодических изданий. Также изменение классицизма связано с вторжением низкой демократической беллетристики (например, Федор Александрович Эмин). В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система. Представители: Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин, Яков Борисович Княжнин (Пушкин в «Онегине» писал: «переимчивый Княжнин», но Красовский считает иначе), Василий Васильевич Капнист. Время расцвета классицизма, но в то же время – трансформация. в 60-е зародился сентиментализм, достиг апогея в 90-е (Радищев, Карамзин). Менялся тип исторического сознания. Поворот в 90-е от идеологии к эстетике. Зачастую это связывают с деятельностью масонов. в 90-е классицизм уступает сентиментализму. Разум уступает место чувству. Цель теперь – не заниматься морализаторством, а заинтересовать и эмоционально увлечь. Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период. 2. Россия эпохи Петра I в информационных темах газеты «Ведомости». «Ведомости» Крупный культурный проект, не совсем удачный. До этого газет не было. Все информация предназначалась для монархов, очень редко при чтении столбцов присутствовали бояре. После того, как царь ознакамливался, их куда-то там увозили и охраняли.
Петр лично знакомился с иностранными газетами. Ему нужна была газета, которая была бы способна держать круги читателей в курсе политики. Она должна была и Европе сказать кое-что о России. Газета составлена так, чтоб иностранцы ее читали тоже. Начало издания — выход в свет номера от второго января 1703 года, который дошел до нас в печатном виде. 15 декабря 1702 года — указ о печатании «ведомостей». Там определены были все признаки газеты: продавать в мир по надлежайшей цене, статус газеты — она новостная (газета хороших новостей). Она была органом пропаганды Петровский политики. Поставщики новостей — государственные учреждения, приказы, которые должны были отправлять свои новости в монастырский приказ, который отправлял новости на печатный двор. Инициатива Петра означала то, что не обществу нужна была эта газета, а монарху, и она не должна была выражать общественное мнение. 16 декабря указ был напечатан, 17 декабря — пробный номер новой газеты, который до нас не дошел. 27 декабря появился листок, специальный выпуск, «юрнал или поденная роспись...» текст содержал описание осады Нотебурга. В дальнейшей тоже всякие юрналы печатались как дополнения этой газеты. Влияние этой газеты на литературу и общественную мысль не ощущалось, ее не было. Газета не могла развернуться, она существовала силой монарха, выходила редко, периодичности не было, продавалась газета плохо. Газета выпускалась размером от восьмой доли листа до целого листа, новости часто запаздывали. Преобладали два отдела: зарубежная информация и светская хроника. Окружение Петра не обращало внимание на газету. Никакой частной информации в газете не было. Первые издания в России. Указ о создании первой газеты «Ведомости» был подписан Петром в декабре 1702 года. Предполагают историки, что первые, пилотные номера выпущены были в декабре, но тем не менее, первый номер датирован январем 1703 года (найти дату). Русская литература, журналистика, и вообще культура 18 века — это пример ускоренного развития. Что это было за ускорение? Переход от литературного средневековья к новой литературе — он осуществился в России за рекордно короткий срок, всего за 50 лет. Уже в середине 19 века, когда в России были осуществлены основные реформы классицизма, можно было говорить, что Россия вышла на уровень Европы.
Есть две тенденции: преемственность и новаторство в литературе, борьба между ними существовала практически всегда, разное их соотношение рождало новые жанры. Разрыв между преемственностью и традицией — это первая четверть 18 века. Это детский лепет русской литературы. ЧТООООААА?! Петр ориентировался на протестанский мир (а не на католический). Культурная изоляция России во многом связана с ее православием, а к любым проявлением этого относились с нетерпимостью. В петровское время все отрасли культурной жизни изменились — характер культуры сменился. Правда, низкая, народная культура вообще отдельно развивалась. Между старой неторопливой жизнью и новой лихорадочной деятельностью Петра был огромный разрыв. Ключевский считал, что Петр, отправившись в великое посольство в первую очередь смотрел в первую очередь на техническую сторону жизни, а на государственные формы не обращал внимание, н на самом деле это было не так. Петр изучал материалы и по государственному устройству разных стран, и по положению крестьян. Петр издал огромное количество законов, учитывая и опыт других стран, и опыт правоведов. Начал стричь бороды боярам. Реформы начались с того, что по мнению Петра, было самым костным, потому что он мыслил себя как самодержца, абсолютного государя, и его окружение не должно было ему препятствовать и сопротивляться. Его реформы подорвали авторитет церковь, и он почти подчинил церковь себе, в 1721 году упразднив патриаршество. Но Петр действовал осторожно, потому что церковь была очень авторитарна и влиятельна. Нового патриарха он выписал из Киева. Был учрежден святейший Синод — верховный коллегиальный орган управления, по сути, одна из коллегий Петра. Синод не могу издавать никаких указаний без подтверждения Петра. Петр был царем московским, а после окончанием войны со шведами он стал еще и императором всероссийском (Россия стала империей), это ознаменовало начало императорского периода развития литературы. Петр строил экономически сильное светское государства европейского типа, основанное на абсолютной власти монарха и опирающееся на многоуровневую систему бюрократии. Петр называл это регулярным государством. Идеал государственного построения для него — армия. Идея о создании такой всеобъемлющей бюрократической иерархии возникла у него в 1722 году — это идея табеля о рангах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|