Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная политика и образовательные проекты Петра I




Пришел Красовский и закрыл шторы, которые мы с таким трудом закрывали. Он хочет сделать свою лекцию еще более невыносимой?!

Петр 1 исходил из идеи неограниченной власти абсолютного монарха, также он опирался на идею рационализма.

Вот эти идеи:

l Идея естественного права

l Идея общественного договора

l Идея общего блага

Петр Первый вообще очень любил законы и издавал их во множестве: он издал множество уставов, регламентов, артикулов, и еще больше именных указов (издавались от имени царя). При этом были указы как письменные, так и устные.

Петр создавал регулярное государство. Законы он считал Фортецией правды, то есть крепостью, которая ее защищает. Идеал для Петра — чтобы все исполняли законы идеально, как в армии исполняют воинский регламент.

Известная формула российского самодержавия, данная в воинском уставе, в 20 артикуле (разделе):

«Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, и на силу, и на власть имеет свои государства и земли... что-то там дальше». Никакие чужие мнения и оценки самовластному государю не нужны. Это, кстати, было только толкование артикула — а сам артикул так говорит: «Кто против его величества... оный имеет живота лишен быть и отсечением голвоы казнен». То есть никаких вольностей.

Петр был олицетворением государства, осуществлять свою заботу о государстве он хотел системой указов и регламентов, учитывающих все стороны жизни. Интересная страница истории петровской эпохи — всепьянейший и всешутейший собор. Сам Петр был там в звании архидьякона. Там устраивались различные потешные действа, свадьба карликов, например, в 1710 году, после свадьбы Анны Иоановны. Кощунственные действия, короче — все против церкви. Еще Петр ввел празднование нового года 1 января, причем напиваться было запрещено, потому что для пьянства есть много других дней.

Деятельность Петра — регулирование всей жизни, и одна из вещей, которую он сделал — это табель о рангах. Там было описание всех чинов — воинских, статских, чиновничьих.

Реформирование церкви тоже происходило. Петр считал, что население монастырей и всякие нищие, ошивающиеся возле церкви, - это люди бесполезные. Все должны служить государству. В конце жизни он издал специальный указ, который запрещал постриг в монастыри, кроме вдов и солдат, выбывших со службы. Кроме того, церковные учреждения, чтобы приносить пользу, должны были заниматься образовательной деятельностью.

Представление об «Общем благе» (во многих указах есть такие слова) — это по большей части только слова, политика Петра была прежде всего продворянской. Хотя в некоторых случаях Петр говорил, например, что в школах могли учиться все сословия кроме крестьянства. Крестьянство вообще никак не рассматривалось.

У дворянства было вообще особое положение — они проходили службу в походах и баталиях, то есть в военных походах или еще где-нибудь. Современный стереотип о дворянстве не соответствует тому времени.

Из всех дворян только десять процентов владели количеством душ больше ста. 60% имели от одной до десяти душ — ни о какой роскошной жизни этим людям мечтать не приходилось.

Теперь пара слов о культурной жизни.

1714 год — был спущен любимый военный корабль Петра Великого — Ингерманглант. Название — по имени исторической области в устье Невы, присоединенной к России в начале 18 века, и на этой земле возник в частности город Санкт-Петербург. Корабль, кстати, спроектировал сам Петр, научился этому в Англии. Мощный такой корабль — 64 пушки. При спуске корабля он высказался об этом событии как о триумфе просвещения. Это, конечно, было выдающимся событием. Он произнес речь, которую часто цитировали, и Красовский тоже процитировал: «Историки доказывают, что первой и начальный наук престол былв Греции, откуда, по несчастию, были принуждены они скрыться в Италии, а по малом времени рассеялись уже по всей Европе. По нерадении наших предков им воспрепятствовали и далее Польшы им пройти не дали...Да и кажется, я чувствую, что оные науки убегут когда-нибудь из Англии, Франции и Италии и перейдут для обитания между нами на долгие веки. А потом уже возвратятся в Грецию, на прежнее свое жилище» Именно этим он объясняет современное состояние России.

Это была популярная средневековая идея — Translatio Studii — идея переноса знаний. Идея культурного импорта вообще была популярна.

Технической культуры в России недостовало, так что импорт ее был хорошей идеей. Из России вывозили лен, пеньку, всякое такое. Ввозили медь, оружие, железо, сукно (для солдатских мундиров). Нужны были специалисты, практики, которые могли обучать ремеслу русских людей. Нужны были книги,больше всего книг издавалось богослужебных, у церкви была самая большая потребность. Что касается светских изданий — это были переводные в основном.

Сам Петр всегда учился на западе и никогда не стыдился этого. Например, когда он был в Дрездене, проездом в Вену, на встречу с императором, он пришел в местный музей и долго там до утра бродил и принял решение основать такую вещь и у себя. Разыскивал на западе различные научные редкости, встречался с различными учеными, например, есть слух, что встречался с Ньютоном. С Лейбницем точно встречался — даже поручил ему какой-то проект.

С 1697 года (года великого посольства) десятки русских людей, в первую очередь дворян, отправились на запад — учиться. В России правда таких порывов не было, так что приходилось силой выпихивать. Для девушек единственным возможным способом попасть туда же был экспорт невест. Петру приходилось ломать сопротивление, настаивать — даже настаивал, чтобы каждый отученный представал перед ним на экзамен, причем по результатам этого экзамена Петр давал чин.

Возвращались не все, но кто возвращался — использовались Петром.

Первой светской школой стала Математическая и навигацкая школа Москвы, возникшая в 1701 году. Позже она была переведена в Петербург и стала Морской академией, в итоге она просуществовала более 50 лет.

В 1712 году в Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллериская школа. Развивалось, короче, техническое светское образование — никаких гуманитарных наук, никаких вам журфаков. Открывались горные школы. В 1714 году во всех губерниях он повелел создат Цифирные школы во всех губерниях. Это были какие-то начатки всеобщего образования. Проект, правда, провалился — учить было некому, проблема педагогических кадров стояла очень остро. Дворяне, конечно, были против — зачем их детям эта школа? (и права, зачем?) Тем не менее, это была первая попытка поставить школьное образование.

В 1721 году Петр издал указ об основании школ при каждой церковной епархии — так называемых Епархиальных школ. Причем учиться в этих школах могло не только духовенство, но и светские люди.

В то время гуманитарная ученость сосредотачивалась в духовных школах и академиях. Петр дал статус академии знаменитому Киевскому монастырю. В конце 17 века это заведение называлось какой-то там коллегией, и ее закончил Прокопович.

В 1724 году Петр утверждает устав российской академии наук. Кстати, она очень отличалась от европейских академий. Ученых вообще не было — тоже был необходим импорт; академия была еще и образовательным учреждением, чтобы подготовить собственных ученых. Так что при академии был университет, тот, за который в последующем так пекся Ломоносов. Предполагалось, что при академии возникнет гимназия — в университет нужно готовить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...