Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




ных ребринок. В быту рубель использовали для разглажива­ния белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой — ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Применяемый и изготав­ливаемый в настоящее время музыкальный инструмент отли­чается от своего прообраза - он не имеет изгиба, для улучше­ния акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.

Ухват - приспособление, при помощи которого стави­ли и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивакЬ об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напомина­ют танец в сапогах со шпорами. Отсюда второе название это­го инструмента - шпоры.

Рогач -приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного ин­струмента.

Коса - на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание остриём вниз, другой рукой — большой гвоздь и выбивают о косу различные рит­мы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.

В связи с возрастающим вниманием к народным тра­дициям, предметы патриархального быта всё чаще получают своё второе рождение в качестве музыкальных инструментов. Таким образом, возрастает роль исполнительского искусства как хранителя старинных традиций русской культуры.

Ударные инструменты на протяжении многих веков активно использовались в народной инструментальном твор­честве и являлись украшением сольного, ансамблевого и ор­кестрового исполнительского искусства. Дошли до наших дней и получили широкое распространение такие инструмен­ты как бубен, ложки, парные ложки О.Буданкова, косточки «рубель», рыкалка, трещотка обычная, курская трещотка,


Народная художественная культура

парная трещотка О Буданкова, круговая трещотка, пастуший барабан (барабанка), рогач, ухваты (шпоры), коса, коробочка и др. Широкий спектр ударных инструментов активно при­меняется как в сольном и ансамблевом исполнительстве, так и в оркестровой практике.

Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они представляют собой живи­тельный источник, который во многом питает все пласты на­родной художественной культуры.

Литература

Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклор­
ной традиции. - М., 1997.
Буданков О., Вахутинский М, Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инст­
рументах. М., Музыка, 1991.

Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструмен­ты. Л.,1975.


Основные виды и жанры народного художественного творчества

Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только ш>


Народная художественная культура

нимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Дерево — один из древних символов

Художественная России. В древнеславянской мифо- обработка дерева логии древо жизни символизировало

мироздание. Тенистые рощи и

дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву — это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резь­бой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архан­гельской областей, резьба по бересте в Вологодской и Киров­ской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кисте­вой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.


Основные виды и жанры народного художественного творчества

богородская резьба Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось ста­ринное русское село Богородское.

Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции вос­ходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка — смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Чело­веческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба

Недалеко от Сергиева Посада в г. Хотьково находится центр абрамцево-кудринской плоско­рельефной резьбы. Плоскорельефная резьба зародилась в России еще в IX-X веках. Она отличается от других видов рельефной резьбы незначительной глубиной порезки и тем,


 
 


Народная художественная культура

что рельефный орнамент и его фон остаются на одном и том же уровне. Свое название абрамцево-кудринская резьба по­лучила от села усадьбы Абрамцево и деревни Кудрино, где она возникла в конце XIX века. Резьба выполняется при по­мощи резака и набора стамесок, в одних случаях - с предва­рительным нанесением контура рисунка на поверхность из­делия, в других - без разметки.

Орнамент абрамцево-кудринских изделий большей ча­стью растительный и состоит из вьющихся побегов или веток с листьями и цветами. Для отделки абрамцево-кудринских изделий применяются морение (покрытие поверхности изде­лия особым красящим составом - морилкой), вощение (для получения ровной матовой поверхности) и полировка. Море­ние придает изделиям красивый шоколадно-коричневый тон. Изделия выполняются из липы, березы, ольхи - это декора­тивные настенные блюда, шкафчики, шкатулки, поставцы, ковши.

Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой

В прошлом при офор­млении деревянных быто­вых предметов широкое распространение имела геометрическая трехгранновыемчатая резьба, выполняемая с помощью стамесок различного разме­ра. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени хорошо украшают изделия, разные по своему назначению. В настоящее время трехгранновыем­чатой резьбой оформляются шкатулки, коробочки, настоль­ные лоточки, изготовляемые в ряде областей. Кировской, Ар­хангельской, Вологодской, Томской, Иркутской и других. Орнамент изделий, оформленных трехгранновыемчатой резь­бой, состоит из кругов - розеток с радиально расходящимися лучами-лепестками, в сочетании с прямоугольниками, ром­бами, квадратами, прямыми и ломаными линиями. Само на­звание трехгранновыемчатой резьбы указывает на то, что этот орнамент составляется из трехгранных выемок на по-266


Основные виды и жанры народного художественного творчества

верхности изделия, причем в готовых вещах вся поверхность, благодаря обработке морилкой и полировке, приобретает глубокий темно-коричневый или золотисто-коричневый тон, а орнамент остается светлым, не закрашенным и ярко выде­ляется своей узорностью на крышке и боковых гранях вещи. Интересной природной текстурой обладает довольно распро­страненная в России древесина сосны, бука, ясеня, ореха.

Художественные изделия из бересты

Традиционным видом

русского народного декора­тивно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от спосо­ба их изготовления, характера и размера используемой бере­сты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из цело­го куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески. Разнообразны и способы


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...