Основные виды и жанры народного художественного творчества
верёвки, как в руки звонарю (от малых колоколов), так и перекладинам колокольни (от средних) и к ножным педалям. Стоя на одной ноге, опытный звонарь попеременно нажимал другой ногой педали, а локтями и за- пястьем приводил в движение языки больших и малых зазвонных колоколов. Бубен ратный - металлический котёл с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производился с помощью вощяги -колотушки в виде кнута с плетёным шаром на конце. Использовались разновидности ратных бубнов - ту-лумпас и набат, перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем русском войске, для устрашения врага. Пастуший барабан - цельная деревянная доска со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны: длина - 50-100 см, ширина - 25- 40 см, толщина -1,5-6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или верёвки и располагается горизонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя деревянными колотушками длиной 20- 35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса пастьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пение. Распространён в средней полосе России. В разных областях имеет различные названия - пастушка, постухалка, барабанка и др. Трещотка — ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно был создан специально как музыкальный инструмент. Представляет собой набор деревянных пластин, в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две верёвки. Пластины изготавливаются из твёрдых древесных пород: дуба, клёна, ореха. Длина пластины - 14 — 17 см, ширина - 5 - 9 см, толщина - 0,5 - 0,6 см.
Первое упоминание о трещотке в письменных источниках встречается в 1714 году. Районы бытования инструмента — преимущественно южные области: Курская, Орловская, Народная художественная культура Калужская, Тульская. Не случайно порой трещотку называют «курской». Приёмы игры на ней весьма разнообразны. Существует круговая трещотка (Raganella) — широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически применяют её и в народных оркестрах и ансамблях. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление. Бубен скомороший - само название инструмента говорит о среде его бытования. Бубен представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одной стороне кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны колокольчиками. Скоморохи и медвежьи поводыри при игре на бубне при меняли различные приёмы и фокусы: подбрасывая и схватывая его на лету, били бубном то по своим коленкам, то по голове, ударяли по мембране либо обечайке кистью руки, локтем, пальцами, делали тремоло и «вой», проводя по мембране большим пальцем правой руки. Часто вместо бубна в руках скомороха оказывался двусторонний барабан, что нашло отражение в миниатюре XVI века «Игрище славян вятичей»(Радзивиловская летопись). К третьей группе инструментов следует отнести предметы домашнего обихода, при определённых условиях становящиеся ударными музыкальными инструментами. Это ложки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и др. Практически любой предмет домашней утвари на праздничном гулянии мог стать музыкальным инструментом, однако только некоторые из них получили своё второе рождение и стали изготавливаться в чисто музыкальных целях. Ложки - для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева(дуб, ясень, клён, бук). Музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из 2 - 4 ложек. Приёмы игры достаточно разнообразны. В русских печатных изданиях XVIII века появляются первые сведения о них.
Рубель - изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество попереч-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|