Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина.




Повести Карамзина:

«Евгений и Юлия» Первая сентиментальная повесть. Субъективно-идеалистический подход к изображению крестьянского быта. Е. и Ю. любят друг друга и все хорошо,но вдруг «от беспрестанного восторга высочайшей радости» Е. Умирает. Юлия и мать Евгения живут безрадостно и одиноко. Эта повесть отражает еще масонские догматические взгляды К.

 

«Бедная Лиза» (1792) – лучшая повесть Карамзина. В основе - признание внесословной ценности человека, внимание к его частной жизни, миру простых людей. Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»[1]. Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Перечитайте произведение, вспомните все, что говорили в школеJ

 

«Наталья, боярская дочь» (1792) – историческая повесть. Своеобразие – прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в домашнем облике. В этой повести читателю показаны любовные переживания на фоне истории (во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней») Перед нами соединение готического романа с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев. Эта повесть – прощание с мечтами и заблуждениями. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас – «особенная стать».

 

«Сиерра-Морена», (1795), «Остров Борнгольм» (1793) – романтические повести. Написаны под влияием революционных событий во Франции.

 

«Юлия» (1796) – «светская» повесть, психологическая. Противостоят друг другу 2 мира: петербургский свет и деревенская жизнь. Чувства героини показаны в эволюции

 

Опубликованы в «Вестнике Европы»:

«Рыцарь нашего времени» 1802 – проблема гражданского воспитания дворян, гл.герой Леон – идеа

«Чувствительный и холодный» 1803 – своеобразное продолжение «Рыцаря…» Антагонист Леона – чувствительный, но опрометчивый Эраст противопоставлен рассудительному Леону

 

«Марфа Посадница» 1803 – историческая повесть, отражающая политические взгляды Карамзина. В основе – события 15 в - борьба Новгородской республики с московским самодержавием за свою самостоятельность. К. одинаково возвеличивает и прославляет и республиканские и монархические принципы, что соответствует мировоззрению К. Он – противник революционных потрясений. В повести идеализированы и новгородцы во главе с Марфой, но и Иван3, подавивший их (ведь он это делал во благо всего отечества, национальных интересов). => эволюция исторических взглядов К.: к нач. 19 века он понимает, что решающую роль играет не любовь, а политические страсти и сила.

 

В своих повестях Карамзин выступал тонким психологом, обогатившим эту область такими художественными средствами, как мимика, жест, внутренний монолог, лирический пейзаж.

К. принадлежит заслуга создания в России бытовой, светской, исторической и предромантической повести. Его произведения сблизили лит. Язык с живим, разговорным языком.

60. Образ автора в "Письмах русского путешественника" Н.М. Карамзина.

 

Автор – молодой дворянин, путешествующий по Европе. Это энциклопедически образованный человек, который живо и непринужденно передает все увиденное, избирательно относясь к потоку впечатлений. Автор крайне наблюдателен, многим интересуется, посещает театры, имеет тонкий эстетический вкус и чувство юмора, живет в общении с природой и часто ее описывает, он горячо любит свою родину, все время думает и скучает по ней в дальней поездке.

 

Говоря об авторе мы можем, если не приравнять его к Карамзину, то сказать, что он – отражение писателя. Сама книга - литературная обработка дневниковых записей, которые вел Карамзин за границей, дополненная материалом, почерпнутым из книжных источников. В письмах проявились особенности творческого метода и эстетических принципов К.

«Письма» были написаны в Москве, но Карамзину удалось создать иллюзию непосредственно написанных писем к друзьям (они даже начинаются эмоциональным обращением).

Мы очень много узнаем о самом Карамзине из «Писем»: в книге много философских и нравственно-эстетических размышлений самого автора, вызванных увиденным и услышанным. Все увиденное пропущено через авторское «я», но при этом очень достоверно передано: обширные и конкретные сведения о культуре, искусстве, географии и быте посещаемых стран.

Карамзин передает беседы на философские, эстетические темы, которые он ведет с Лафатером, Виландом, Гердером, из которых понятны его общественно-политические взгляды.

В письмах проявляется просветительский характер мышления К., особенно в оценке общественного строя посещаемых им стран.

Феодальная Германия – неодобрение (убожество общественной жизни немецких княжеств)

Швейцария – восхищение, наглядный пример республиканских порядков

Франция – сложное и противоречиво отношение

В издании Писем 1797 выражено отношение Карамзина и к французской революции. Якобинская диктатура испугала автора, он считает революцию нарушением установившегося порядка, а восставших называет «нищими празднолюбцами», «пьяными бунтовщиками». Хотя начало революции К. встретил с явным одобрением и в первых редакциях упускал свое мнение о ней.

Англия – смешанное мнение, хвалит купечество и законодательство, но вопиющая нищета низов

 

Автор ставит перед собой просветительскую цель: расширить представление и круг знаний русского читателя, пробудить высокие благородные чувства.

61. Н.М. Карамзин о Европе и европейцах ("Письма русского путешественника").

«Письма», передающие непосредственные впечатления Карамзина о странах, которые он посетил, отличаются свободной композицией, в которой перемеживаются объединённые воедино личностью автора разнообразные картины политической и культурной жизни западных государств, царящих там нравов и обычаев; встречи автора с известными философами, литераторами, государственными деятелями.

 

Писатель выходит за рамки субъективных переживаний и наполняет письма множеством обширных и конкретных сведений о культуре и искусстве, географии и быте посещаемых им стран. В.В. Синовский: «Жизнь Европы он изучает в театрах, в дворцах, в университетах, в кабинете учёного и в тихой семейной обстановке…Салонные парижские дамы, остроумные аббаты, уличные крикуны, поэты, художники, учёные, прусские офицеры, английские купцы, немецкие студенты, - вся эта пёстрая, шумная толпа привлекает внимание Карамзина и со всей этой обильной нивы собирает он богатую жатву, не теряясь от обилия материала, находя во всем существенное, характерное…»

В «Письмах» читатель встречает множество имён крупнейших пистелей и философов, многим из которых он даёт характеристики, воссоздаёт их портретный облик (Ричардсон, Лессинг, Стерн, Шекспир, Гёте, Шиллер, Виланд, Гердер, Руссо Рафаэля, Рубенс, Ван – Дейк, Веронез и др.)

 

Очень интересны письма из Англии. Рассказывает о чопорном самодовольстве английских буржуа, которые считают бедность пороком, всячески скрывая её («Кто у нас беден, тот недостоин у нас лучшей доли»). Надменное отношение англичан к другим народам. «Жить здесь для удовольствий общежития есть искать цветы на песчаной долине».

Много рассказов о культурной жизни в Англии. Наблюдает за никчёмным представлением в английском театре. Посещение Карамзиным Англии, Франции, Швейцарии натолкнуло его на размышления над явлениями политической жизни этих стран.

Ироничное отношение к заседанию английского парламента. «Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа: что хорошо в Англии, то будет дурно в иной стране». Конечно, Карамзин здесь сравнивал Англию со своей страной.

Особенно характерно для определения социально – политических взглядов Карамзина его отношение к Французской революции. Карамзин убеждён, что только те изменения прочны, которые достигаются посредством медленного, постепенного просвещения, успехами разума и воспитания. Осуждая якобинскую диктатуру, он считает революцию нарушением установившегося порядка и утверждает, что «всякое гражданское общество, веками утверждённое, есть святыня для добрых граждан; в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной гармонии, благоустройству, порядку».

Наблюдая европейскую жизнь, Карамзин размышляет, сопоставляет Россию с Западной Европой. Он горячо любит свою Родину.

 

В природе Карамзин видит, и в этом сказывает его ид идеалистическое мировоззрение, проявление божественного начала. Описание Швейцарии.

 

Данное литературное произведение было переведено на многие языки. Среди них английский, французский, польский немецкий и голландский.

62. Тема дружбы в "Письмах русского путешественника" Н.М. Карамзина и «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Это всё, что я нашёл по теме, этого мало, кто наткнтётся – добавьте, пожалуйста L

 

«Письма» - это литературная обработка дневниковых записей, сделанных Карамзиным во время его путешествий заграницей. «Письма» же были написаны в Москве, но Карамзину удалось создать иллюзию непосредственно написанных писем к друзьям.

 

В Лейпциге завязалась юношески-горячая дружба Ушакова (потом умер в Лейпциге, так и не вернувшись в Россию) и Радищева. Здесь же укрепилась дружба Радищева с А.М. Кутузовым, с которым вместе были они еще в России пажами и с которым потом долго они жили вместе по возвращении на родину.

 

В том же 1789 г. Радищев закончил свой многолетний труд «Путешествие из Петербурга в Москву» (посвящено его другу – А. Кутузову).

 

Тогда Радищев уст роил у себя на дому маленькую типографию. Сначалаон напечатал в ней свою брошюру «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»; это была статья, написанная еще в 1782 г., посвященная описанию открытия памятника Петру I в Петербурге

 

Исповедующий культ дружбы путешественник не мыслит себя вне круга друзей, и поэтому начало "Путешествия." является своеобразным продолжением произведения дневникового характера - "Дневника одной недели". Как простому, частному человеку путешественнику не чуждо исповедываться перед читателем.

Но ни культ дружбы, ни исповедь не делают путешественника замкнутым, погруженным в свой интимный мир человеком, а, наоборот, помогают ему выйти на "широкую" дорогу" (А.И.Герцен) с пол-? ным спектром своих чувств, которые уже здесь приобретают социальный характер. Путешественник раскрывает свое сердце только перед "положительными" героями, а для него "положительные герои" - это прежде всего представители народа. Абсолютно бесчувственным становится путешественник, когда он встречается с "отрицательными" героями. Чувства здесь уступают место иронии, сарказму, сатире.

 

Одно из ключевых слов в книге Радищева – «чувство», причём это не отдельное неясное чувство, а сложные, очень важные для частного человека чувствования, целый мир душевных движений. Они объединяют «сочувственников», так назвал автор своего друга Кутузова, которому посвящена книга. Пылкий Радищев понимал значение чувства, дружбы, любви. Когда в Тобольске умерла возлюбленная ссыльного писателя, он в стихах скорбил, что оставил в Сибири «души нежной половину».

Лирика Н.М. Карамзина.

 

«Поэзия – цветник чувствительных сердец» - это может быть поставлено эпиграфом к поэзии Карамзина. Он пишет в разных поэтических жанрах: у него есть и дружеские послания, и элегии, и песни, и баллады, в которых наиболее явно проявляется личность автора. Поэзия Карамзина далека от гражданских тем и, как бы подчёркивает её личный, интимный характер, Карамзин даёт своему сборнику стихов название «Мои безделки».

В лирике особенно сильно развито субъективное, эмоциональное начало («Чувствительность! Люблю я быть рабом твоим..» - «Прометей 1798.

Эстетические принципы Карамзины противопоставлены поэтике классицистов, недаром никто из французских писателей и вообще поэтов – классицистов не назван в стихотворении («Поэзия» 1787).

В поэзии, ещё в большей степени, чем в прозе, поэт считает необходимым приукрашивать действительность. Для него поэт – «искусный лжец», который «может вымышлять приятно».

В «Московском Журнале» Карамзин опубликовал свои первые стихи «Поэзия», «Осень», Граф Гавринос», «К милости». Последнее стало ярким гражданским выступлением в защиту Новикова. Это было первое и последнее гражданское стихотворение.

Поэзия Карамзина сентиментальна и автобиографична. Его стихотворения второй половины 90 годов, после перенесённого им идейного кризиса в результате событий 1793 годов во Франции, преимущественно печальны и пессимистичны. В них звучат идеи разлада со светским обществом, неудачной люблви, грустного восприятия окружающего мира, враждебного человеку. Примером могут служить многие стихотворения, написанные в жанре дружеских посланий: «Послание к Дмитриеву», «Послание к Плещееву», «К неверной», «К Лиле», «Послание к женщинам» и т.д.

В «Послании к Дмитриеву» Карамзин предлагает ему удалиться от мира зла, ибо общество не поддаётся исправлению, истина опасна, «Никто не хочет ей внимать».

Лирика Карамзина глубоко индивидуальна. Она передаёт тончайшие нюансы человеческих переживаний, настроение, страдание человеческой души. Однако в страдании поэт ищет и находит утешение, и это порождает сладостное чувство меланхолии. Одно из известнейших стихотворений Карамзина так и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание Делилю»)

Меланхолия – «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения». Счастье и покой человек должен найти в самом себе, так как «мы живём в печальном мире». Надо уметь обрести гармонию в самом себе, надо уметь жить «в мире с самим собой».

Карамзин видит возможность обрести счастье в уединённой от общества жизни, в дружбе и любви («Послание к Дмитриеву» 1794).

Во многих стихотворениях Карамзина звучат мотивы жизни и смерти, неизбежность ухода в небытие, где все волнения найдут успокоение. Поэт выражает утешительную надежду на загробную жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792), «берег» (1802).

Особенностью карамзинской лирики явилось сочетание анакреонтических мотивов с сентиментальными темами: «Весёлый час», «Прости», «Весеннее чувство».

Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.

В стихотворении «Осень» грустное, меланхолическое настроение связывается с картинами увядания природы.

Карамзин стал родоначальником русской романтической баллады: «Граф Гавринос» (1789), «Раиса» (1791). Балладам также свойственны драматические ситуации, сентиментально – романтическая трактовка характеров. Баллады Карамзина - предтеча романтических баллад Жуковского, хотя и уступают последнему и в глубине психологизма, и в изобразительности средств.

В ряде своих стихотворений Карамзин обращается к фольклору, однако в использовании его проявляются характерные для сентименталистов приёмы стилизации. («Доволен я судьбою», «Мы желали – и свершилось» и др.) Но в них нет ни истинного народного духа, ни народного слога.

Карамзин пишет незаконченную «богатырскую сказку» «Илья Муромец», пишет «мерой наших старинных песен». Но былинный стих Карамзина не выдержан, так как поэт подверг его литературной обработке. Характерно, что в поэме «Илья Муромец» главным оказались не подвиги богатыря, а любовные перипетии, и сам Илья Муромец изображён чувствительным героем.

Новые идеи, темы, эмоциональная насыщенность малых жанров поэзии Карамзина требовали соответствующей стилистической формы выражения. В этом отношении поэзия Карамзина мало чем отличалась от его прозы. Сравнения, перифразы, оценочно – психологические эпитеты создают определённое эмоциональное настроение. Фразеологические сочетания помогают раскрыть глубину и тонкость чувств.. Поэт подбирает слова, которые «имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» («Мысли об уединении», 1802.)

Поэзия Карамзина своим темам, настроению, поэтической образности, мелодике стиха во многом предопределила литературное творчество Батюшкова, Жуковского и Пушкина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...