III класс (элементы электротехники)
Электрические заряды и их взаимодействие (2ч) Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два рода электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп. Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия. Передача электрических зарядов (2 ч) Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и изоляторы, область их применения. Устройство проводов. Практическая работа. Определение проводимости различных веществ. Источники электрического тока (2ч) Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов гальванического элемента и батареи. Напряжение как, характеристика источника тока. Практическая работа. Изучение различных гальванических источников тока (элементов, батарей) и составление их электрических схем. Электрическая цепь (2 ч) Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальванического источника тока, ключа, предохранителя и нагрузки. Условные обозначения элементов электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических цепей. Практическая работа. Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, нагрузки и ключа. Действие электрического тока (2ч) Нагревание проводника электрическим током, нагревание нити накала лампы. Устройство электрической лампы, виды нагревательных элементов в бытовых электрических приборах. Магнитное действие катушки с током. Роль сердечника в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с током и магнитом.
Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой электрической лампы (по напряжению). Ознакомление с устройством электромагнита и внешним видом двигателя. Включение их в электрическую цепь. Последовательные электрические цепи (2 ч) Последовательное соединение двух одинаковых электрических ламп. Heдocтaтки последовательного соединения потребителей. Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение их к источнику тока. Параллельные электрические цепи (2 ч) Параллельное соединение двух электрических ламп. Преимущества параллельного соединения потребителей перед последовательным. Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к источнику. IV класс (элементы радиоэлектроники) Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч) Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изображения. Запись и передача информации с помощью радиоаппаратуры. Радиоприемники, телевизоры, электропроигрыватели, магнитофоны. Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электрической энергии питания в энергию звуковых волн и изображения. Практическая работа. Включение электропроигрывателя и управление им. Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч) Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и обращение с ней. Как доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя, снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя. Акустические системы. Звукосниматель. Практическая работа. Обращение с пластинками, регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения грамзаписи. Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч) Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные магнитофоны и плееры. Магнитолы. Типы магнитных лент. Части магнитофона.
Практическая работа. Включение магнитофона. Воспроизведение записи, регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения. Звукозапись на магнитофоне (2ч) Подготовка магнитофона к звукозаписи. Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществление записи. Проверка качества записи. Практическая работа. Обучение звукозаписи на магнитофоне. Элементарное понятие о радиовещании (2ч) Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника. Роль антенны. Настройка – выделение сигналов нужной радиостанции. Регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи. Борьба с помехами. Практическая работа. Включение приемника, настройка, регулировка громкости и частотной характеристики, воспроизведение передачи. Элементарное понятие о телевидении (2ч) Передача телевизионного изображения от телецентра к телевизору. Части телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное управление. Практическая работа. Включение телевизора, переключение каналов, регулировка громкости звука и яркости изображения. Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч) Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах. Демонстрационный эксперимент (III кл.) 1. Электризация. 2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида электрических, зарядов. 3. Передача электрических зарядов. 4. Устройство и действие электроскопа. 5. Проводники и изоляторы. 6. Гальванический элемент (простейший). 7. Различные виды гальванических источников тока и их маркировка (полярность, напряжение). 8. Таблица условных обозначений. 9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые электронагревательные приборы, устройство нагревательных элементов (натура и таблицы). 10. Простейшая электрическая цепь. 11. Магнитное действие тока. 12. Электромагнит. 13. Механическое действие тока. 14. Электромотор.
15. Последовательное соединение ламп. 16. Параллельное соединение ламп.
VIII – IX классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вариант I Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых нагревательных приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими проблемами. Раздел «Электрорадиотехнология» является составной частью образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника. Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Технология» (углубленное изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в двух четвертях IX класса – радиоэлектронику, автоматику, цифровую электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проекты, при выполнении которых учащиеся могут реализовать полученные знания, умения и навыки. Обучение может проводиться на базе электро- и радиоконструкторов, а выполнение проектов – на базе комплектов, выпускаемых НИИ радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и возможностью неограниченного усовершенствования комплекта. В основу отбора материала по основам электротехники положен принцип целесообразности, т. е. включен тот материал, который позволяет создать у учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им сознательное использование учебного оборудования (двигатели в станках и швейных машинах. пусковая и защитная аппаратура), создает базу для дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными приборами).
Основу материальной базы изучения электротехники составляет оборудование физического кабинета. Однако его необходимо дополнить техническими устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами, однофазными конденсаторными двигателями переменного тока (например, от 'лентопротяжного механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фронтальном методе проведения практических работ все это оборудование требуется в единичных экземплярах.. При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма ограниченное время (18 ч) познакомиться с областями применения радиоэлектроники и ее элементной базой: вакуумными и полупроводниковыми приборами, интегральными микросхемами и т. п. Далее рассматриваются усилители, избирательные цепи и простейший детекторный приемник, генераторы синусоидальных колебаний, понятие о модуляции и принципы действия систем связи. Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с основными элементами систем автоматического регулирования' датчиками и усилителями постоянного тока. Рассматривается структурная схема и принцип действия систем автоматического регулирования, базовые логические элементы цифровой электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы автоматизации производства и понятие о высоких технологиях. Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением практических работ, на которые отводится не менее 50% времени. Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд работ выполняется методом практикума. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: принципы производства, передачи и использования электрической энергии; принципы устройства и действия защитной и пусковой аппаратуры; устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов; устройство электрических двигателей переменного и постоянного токов; принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн; элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия усилителей и автогенераторов на транзисторах; принцип действия и состав устройств автоматического регулирования технологических параметров; логика работы базовых элементов устройств цифровой электроники. Учащиеся должны уметь: соединять провода; подключать электрические элементы; составлять простейшие электрические схемы; производить измерения тока, напряжения, сопротивления;
собирать простейшие электрические цепи; читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать простые радиоэлектронные устройства; составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических параметров, проектировать простейшие устройства цифровой электроники с использованием базовых логических элементов; собирать и регулировать простейшие электронные устройства. Тематический план
ПРОГРАММА Электротехника (VII класс, 20 ч) Электрические цепи (2ч) Область применения электрической энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель). Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Проверка исправности электрической цепи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|