Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III класс (элементы электротехники)




Электрические заряды и их взаимодействие (2ч)

Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два рода электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп.

Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.

Передача электрических зарядов (2 ч)

Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и изоляторы, область их применения. Устройство проводов.

Практическая работа. Определение проводимости различных веществ.

Источники электрического тока (2ч)

Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов гальванического элемента и бата­реи. Напряжение как, характеристика источника тока.

Практическая работа. Изучение различных гальвани­ческих источников тока (элементов, батарей) и составление их электрических схем.

Электрическая цепь (2 ч)

Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальваниче­ского источника тока, ключа, предохранителя и нагрузки. Услов­ные обозначения элементов электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических цепей.

Практическая работа. Сборка простейшей электриче­ской цепи, состоящей из источника тока, нагрузки и ключа.

Действие электрического тока (2ч)

Нагревание проводника электрическим током, нагревание ни­ти накала лампы. Устройство электрической лампы, виды нагре­вательных элементов в бытовых электрических приборах. Маг­нитное действие катушки с током. Роль сердечника в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с то­ком и магнитом.

Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой электрической лампы (по напряжению). Озна­комление с устройством электромагнита и внешним видом дви­гателя. Включение их в электрическую цепь.

Последовательные электрические цепи (2 ч)

Последовательное соединение двух одинаковых электриче­ских ламп.

Heдocтaтки последовательного соединения потребителей.

Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение их к источнику тока.

Параллельные электрические цепи (2 ч)

Параллельное соединение двух электрических ламп. Преиму­щества параллельного соединения потребителей перед последо­вательным.

Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к источнику.

IV класс (элементы радиоэлектроники)

Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч)

Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изобра­жения. Запись и передача информации с помощью радиоаппара­туры. Радиоприемники, телевизоры, электропроигрыватели, маг­нитофоны.

Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электриче­ской энергии питания в энергию звуковых волн и изображения.

Практическая работа. Включение электропроигрыва­теля и управление им.

Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч)

Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и об­ращение с ней. Как доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя, снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя. Акустические системы. Звукосниматель.

Практическая работа. Обращение с пластинками, ре­гулировка громкости и частотной характеристики воспроизведе­ния грамзаписи.

Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч)

Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные магнитофоны и плееры. Магнитолы. Типы маг­нитных лент. Части магнитофона.

Практическая работа. Включение магнитофона. Вос­произведение записи, регулировка громкости и частотной харак­теристики воспроизведения.

Звукозапись на магнитофоне (2ч)

Подготовка магнитофона к звукозаписи.

Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществ­ление записи. Проверка качества записи.

Практическая работа. Обучение звукозаписи на маг­нитофоне.

Элементарное понятие о радиовещании (2ч)

Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника. Роль антенны. Настройка – выделение сигна­лов нужной радиостанции. Регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи. Борьба с помехами.

Практическая работа. Включение приемника, на­стройка, регулировка громкости и частотной характеристики, воспроизведение передачи.

Элементарное понятие о телевидении (2ч)

Передача телевизионного изображения от телецентра к теле­визору. Части телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное управление.

Практическая работа. Включение телевизора, пере­ключение каналов, регулировка громкости звука и яркости изоб­ражения.

Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч)

Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах.

Демонстрационный эксперимент (III кл.)

1. Электризация.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида элект­рических, зарядов.

3. Передача электрических зарядов.

4. Устройство и действие электроскопа.

5. Проводники и изоляторы.

6. Гальванический элемент (простейший).

7. Различные виды гальванических источников тока и их мар­кировка (полярность, напряжение).

8. Таблица условных обозначений.

9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые электронагревательные приборы, устройство нагревательных элементов (натура и таблицы).

10. Простейшая электрическая цепь.

11. Магнитное действие тока.

12. Электромагнит.

13. Механическое действие тока.

14. Электромотор.

15. Последовательное соединение ламп.

16. Параллельное соединение ламп.

 

VIII – IX классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариант I

Использование электроэнергии для освещения, работы быто­вых нагревательных приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой частью жизни современ­ного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а также и связанными с этим экологиче­скими проблемами. Раздел «Электрорадиотехнология» является составной частью образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.

Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Техно­логия» (углубленное изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в двух четвертях IX клас­са – радиоэлектронику, автоматику, цифровую электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проек­ты, при выполнении которых учащиеся могут реализовать полу­ченные знания, умения и навыки.

Обучение может проводиться на базе электро- и радиокон­структоров, а выполнение проектов – на базе комплектов, выпу­скаемых НИИ радиоприборостроения и содержащих набор элек­тротехнических изделий и радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода конструкторов надежностью кон­тактов, безопасностью при выполнении работы и возможностью неограниченного усовершенствования комплекта.

В основу отбора материала по основам электротехники поло­жен принцип целесообразности, т. е. включен тот материал, ко­торый позволяет создать у учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им сознательное использование учебного оборудования (двигатели в станках и швейных маши­нах. пусковая и защитная аппаратура), создает базу для даль­нейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основны­ми видами бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными приборами).

Основу материальной базы изучения электротехники состав­ляет оборудование физического кабинета. Однако его необходи­мо дополнить техническими устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами, однофазными конденсатор­ными двигателями переменного тока (например, от 'лентопро­тяжного механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фрон­тальном методе проведения практических работ все это оборудо­вание требуется в единичных экземплярах..

При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма ограниченное время (18 ч) познакомиться с областями применения радиоэлектроники и ее элементной базой: вакуумны­ми и полупроводниковыми приборами, интегральными микросхе­мами и т. п. Далее рассматриваются усилители, избирательные цепи и простейший детекторный приемник, генераторы синусои­дальных колебаний, понятие о модуляции и принципы действия систем связи.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с основными элементами систем автоматического ре­гулирования' датчиками и усилителями постоянного тока. Рас­сматривается структурная схема и принцип действия систем ав­томатического регулирования, базовые логические элементы цифровой электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы автоматизации производства и понятие о высоких технологиях.

Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением практических работ, на которые отводится не менее 50% времени.

Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд работ выполняется методом практикума.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства, передачи и использования электри­ческой энергии;

принципы устройства и действия защитной и пусковой аппа­ратуры;

устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов;

устройство электрических двигателей переменного и постоян­ного токов;

принципы передачи информации с помощью электромагнит­ных волн;

элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия усилителей и автогенераторов на транзи­сторах;

принцип действия и состав устройств автоматического регу­лирования технологических параметров;

логика работы базовых элементов устройств цифровой элект­роники.

Учащиеся должны уметь:

соединять провода;

подключать электрические элементы;

составлять простейшие электрические схемы;

производить измерения тока, напряжения, сопротивления;

собирать простейшие электрические цепи;

читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать простые радиоэлектронные устройства;

составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических параметров, проектировать простейшие устрой­ства цифровой электроники с использованием базовых логиче­ских элементов;

собирать и регулировать простейшие электронные устрой­ства.


Тематический план

№ п./п. Тема Количество учебных часов
              Электротехника (VIII кл.) Электрические цепи. Провода и способы их соединения. Электромагниты и их применение. Электроизмерительные приборы. Двигатели постоянного тока. Бытовые электроосветительные и электронагре­вательные приборы. Переменный электрический ток. Выпрямители. Двигатели переменного тока. Понятие о трехфазной системе переменного тока Радиоэлектроника (IX кл.) Понятие о радиоэлектронике. Преобразования сигналов. Элементная база радиоэлектроники. Усилитель переменного тока. Избирательные цепи. Детекторный приемник. Генератор синусоидальных колебаний. Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь. Генератор несинусоидальных колебаний. Имитаторы звука, на мультивибраторах. Охранные устройства на транзисторах. Автоматика и цифровая электроника (IX кл.) Датчики. Усилители постоянного тока. Простейшие автоматы. Базовые логические элементы цифровой электроники. Триггеры. Большие интегральные схемы. Робототехника и автоматизация производства                  

 

ПРОГРАММА

Электротехника

(VII класс, 20 ч)

Электрические цепи (2ч)

Область применения электрической энергии. Правила без­опасной работы с электрооборудованием. Источники тока, потре­бители энергии, аппараты управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель).

Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Проверка исп­равности электрической цепи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...