Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2 ч)
Особенности использования различных видов связи при передаче информации. Экологические проблемы. Защита от излучений. Практическая работа. Проектирование и исследование телеграфного устройства связи. Автоматика и цифровая электроника (IX класс, 14 ч) Датчики (2 ч) Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствительные элементы), усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и угловых перемещений. Датчики освещенности и температуры. Практическая работа. Исследование датчиков. Усилители постоянного тока (2 ч) Назначение усилителей постоянного тока Усилители на биполярных транзисторах и интегральных микросхемах. Качественные характеристики усилителей Практическая работа. Совместная работа датчиков, усилителей и исполнительных устройств. Простейшие автоматы (2 ч) Структура автомата. Практическая работа. Проектирование автомата на биполярных транзисторах с датчиком (освещенности, температуры и т. д.) и исполнительными устройствами – миниатюрной лампой накаливания, электромагнитным реле, электромотором и т. д. Базовые логические элементы цифровой электроники (2 ч) Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с двоичными кодами в ЭВМ. Базовые логические элементы НЕ, ИЛИ. И. Практическая работа. Исследование таблицы истинности базовых логических элементов. Цифровые автоматы (2 ч) Цифровые автоматы комбинационного типа. Преобразователи кодов. Практическая работа. Проектирование автомата типа кодового замка на основе логических элементов. Большие интегральные схемы (2 ч) Использование ЭВМ для управления технологическими процессами.
Понятие о высоких технологиях. Цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи. Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового преобразователя. Робототехника и автоматизация производства (2 ч) Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства. Классификация роботов. Практическая работа. Проектирование учебного робота.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ 1. Демонстрация возникновения электрического тока. 2. Демонстрация различных типов плавких предохранителей в натуре и учебных таблицах. 3. Демонстрация простейшей электрической цепи с предохранителем. 4. Показ учебных таблиц с изображением различных типов электрических станций (тепловой, гидравлической, атомной). 5. Показ различных видов соединения проводов. 6. Магнитное поле катушки с током и роль сердечника в ней. 7. Различные типы электромагнитных реле. 8. Электромагнитный контактор. 9. Кнопочная станция контактора. 10. Действие тока (механическое, тепловое, магнитное). 11. Демонстрация по учебной таблице устройства магнитоэлектрического прибора. 12. Демонстрация коллекторного двигателя постоянного тока и его реверсирования. 13. Демонстрация обратимости электрических машин. 14. Различные типы нагревательных элементов. 15. Демонстрация работы биметаллических контактов. 16. Демонстрация электрического утюга по учебной таблице и с натуры. 17. Движение проводника, замкнутого на гальванометр, в магнитном поле. 18. Опыт получения переменного тока с механическим преобразователем и осциллографом. 19. Показ различных диодов. 20. Демонстрация принципа однополупериодного выпрямления. 21. Демонстрация принципа двухполупериодного выпрямления. 22. Использование механического преобразователя для получения переменных токов с фазовым сдвигом. 23. Вращающееся магнитное поле в однофазной системе токов.
24. Конденсаторный однофазный асинхронный двигатель. 25. Демонстрация учебной таблицы «Трехфазный генератор». 26. Виды соединения ламповой нагрузки звездой и треугольником. 27. Демонстрация трехфазного асинхронного двигателя (в натуре и на таблице). Перечень устройств, реализуемых при выполнении проекта на основе комплекта НИИ радиоприборостроения 1. Охранные устройства на электромагнитном реле. 2. Охранное устройство на транзисторе и светодиоде. 3. Охранное устройство на транзисторе и реле. 4. Охранное устройство с фотосопротивлением. 5. Охранное устройство со звуковой сигнализацией. 6. Охранная сигнализация с лампой-вспышкой. 7. Охранное устройство с герконом. 8. Имитатор звука канарейки. 9. Имитатор звука капели. 10. Имитатор звука подскакивающего шарика. 11. Имитатор звука двигателя автомобиля. 12. Схема озвученных сигналов поворота автомобиля. 13. Имитатор звука прерывистой сирены. 14. Электронная мина. 15. Миноискатель. 16. Передатчик беспроводной связи. 17. Приемник беспроводной связи. 18. Автоматическая схема включения габаритных огней автомобиля. 19. Автоматическая схема включения, стеклоочистителей автомобиля. 20. Автоматический регулятор температуры. 21. Таймер для фотопечати. 22. Автомат регулирования уровня воды. 23. Индикатор влажности. 24. Детекторный приемник. 25. Приемник прямого усиления. 26. Переключатель елочных гирлянд. 27. Сенсорный выключатель. 28. Индикатор занятой телефонной линии. 29. Светофор. 30. Электронный кодовый замок. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел «Информационные технологии» предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе «Информатика». На этот раздел за все годы обучения отводится 62 ч. В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы с готовыми программными продуктами, облегчающими и автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности, как правило, не связанных с серьезным применением математики, физики, химии, – традиционных областях применения больших и суперЭВМ.
Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ – текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных. В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами получения передачи, хранения и использования информации; использованием ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации; компьютерными телекоммуникациями; освоением типичного прикладного программного обеспечения, и аппаратных средств современных ПЭВМ для реализации современных информационных технологий: компьютерным набором и редактированием текста, деловой перепиской, работой с графическим редактором, созданием и редактированием изображений, работой с базами данных, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, на рынке и т. д., бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством, использованием ПЭВМ в системах управления (роботами, станками с программным управлением и т. п.), высокими технологиями. Большинство тем раздела (это зависит от возможностей каждой конкретной школы) предполагает формирование у учащихся определенных навыков Часть тем носит ознакомительный, информативный характер. Желательно, чтобы по этим темам учащиеся подготовили рефераты, тезисы или иллюстрации с использованием компьютера. К изучению раздела «Информационные технологии» привлекаются учащиеся со II по XI класс. Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием обинформации и об основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т. д.), а также с возможностью использования информации в виде радиосигналов для простейшего управления. В качестве объектов управления можно взять радиоуправляемые игрушки. Во II классе также происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора.
Знакомство с ПЭВМ и приобретение простейших навыков общения с ней посредством клавиатуры происходят в процессе развивающих и дидактических игр на ПЭВМ. Для желающих (или наиболее подготовленных учащихся) возможно знакомство с текстовым или графическим редактором. В результате учащиеся получают представление об основных источниках информации и элементарные понятия об управлении, как с помощью ПЭВМ, так и без него; они учатся обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры. В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с текстовым и графическим редакторами и учатся работать с ними, а также использовать ПЭВМ как калькулятор. В VIII классе учащимся предлагается: ролевая частично имитационная игра в «предприятие» с использованием компьютера и, по возможности, навыков и умений, полученных к этому моменту при изучении всех разделов курса «Технология». В зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии преподавателя это может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе такого предприятия: ведение деловой переписки, реклама продукции, учет расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличия и расхода товаров), дизайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака, оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита игрушечная и настоящая одежда), эскизов игрушек (которые могут быть сделаны), раскладка продуктов при изготовлении блюд (которые тоже можно приготовить). Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов курса «Технология», можно имитационную часть игры свести до минимума. Предполагается также, что в процессе игры учащиеся будут меняться функциональными ролями, т. е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером, художником, делопроизводителем и т. д. Возможно, при проведении игры учащиеся впервые встретятся с базами данных, познакомятся и освоятся с такими операциями, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.
В Х классе учащиеся знакомятся с основами делопроизводства и возможностями использования компьютера в делопроизводстве (текстовый редактор). Кроме того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых и других расчетах. В программу Х класса входит также знакомство с базами данных и возможностями их использования для ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п. Учащиеся XI класса знакомятся с использованием компьютера в современном мире, в различных сферах деятельности современного человека. Помимо традиционных форм подачи материала, очень полезны на этом этапе экскурсии. В процессе их проведения учащиеся увидят воочию применение ЭВМ на производстве (КБ, конвейер), для управления (высокие технологии, в том числе в НИИ), в медицине, банковском деле, в офисе, в полиграфии, в научных исследованиях, метеорологии. Приведенные здесь примеры можно считать ориентировочными/в каждом конкретном случае учитель сам должен решать, каким содержанием будет наполнена та или иная тема программы. Итогом работы учащихся должен быть, например, реферат по теме занятий (экскурсий), подготовленный с использованием ПЭВМ. Работа по предложенной программе требует как соответствующего оборудования (дисплейный класс с профессиональными ПЭВМ, принтер, «мышь», желательно графопостроитель, другие аппаратные средства, необходимые для выполнения поставленных задач), так и программного обеспечения, в которое входят: набор развивающих и дидактических игр, текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, базы данных, желательно пакет бухгалтерских программ, система автоматизированного проектирования. Желательна также интеграция подраздела «Информационные технологии» – компьютерная игра «Предприятие» (VIII класс) – с другими разделами курса «Технология», в частности «Домашняя экономика и основы предпринимательства». Целесообразно проводить профориентационное тестирование на ПЭВМ при изучении раздела «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» и работать с программами моделирования экологических ситуаций при изучении раздела «Производство и окружающая среда» (XI класс).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|