Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2 ч)




Особенности использования различных видов связи при пере­даче информации. Экологические проблемы. Защита от излу­чений.

Практическая работа. Проектирование и исследова­ние телеграфного устройства связи.

Автоматика и цифровая электроника

(IX класс, 14 ч)

Датчики (2 ч)

Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствитель­ные элементы), усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и угловых перемещений. Датчики освещенности и температуры.

Практическая работа. Исследование датчиков.

Усилители постоянного тока (2 ч)

Назначение усилителей постоянного тока Усилители на би­полярных транзисторах и интегральных микросхемах. Качест­венные характеристики усилителей

Практическая работа. Совместная работа датчиков, усилителей и исполнительных устройств.

Простейшие автоматы (2 ч)

Структура автомата.

Практическая работа. Проектирование автомата на биполярных транзисторах с датчиком (освещенности, температу­ры и т. д.) и исполнительными устройствами – миниатюрной лампой накаливания, электромагнитным реле, электромотором и т. д.

Базовые логические элементы цифровой электроники (2 ч)

Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с двоичными кодами в ЭВМ. Базовые логические эле­менты НЕ, ИЛИ. И.

Практическая работа. Исследование таблицы истин­ности базовых логических элементов.

Цифровые автоматы (2 ч)

Цифровые автоматы комбинационного типа. Преобразовате­ли кодов.

Практическая работа. Проектирование автомата ти­па кодового замка на основе логических элементов.

Большие интегральные схемы (2 ч)

Использование ЭВМ для управления технологическими про­цессами.

Понятие о высоких технологиях. Цифроаналоговые и анало­го-цифровые преобразователи.

Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового преобразователя.

Робототехника и автоматизация производства (2 ч)

Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства. Классификация роботов.

Практическая работа. Проектирование учебного ро­бота.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

1. Демонстрация возникновения электрического тока.

2. Демонстрация различных типов плавких предохранителей в натуре и учебных таблицах.

3. Демонстрация простейшей электрической цепи с предохра­нителем.

4. Показ учебных таблиц с изображением различных типов электрических станций (тепловой, гидравлической, атомной).

5. Показ различных видов соединения проводов.

6. Магнитное поле катушки с током и роль сердечника в ней.

7. Различные типы электромагнитных реле.

8. Электромагнитный контактор.

9. Кнопочная станция контактора.

10. Действие тока (механическое, тепловое, магнитное).

11. Демонстрация по учебной таблице устройства магнито­электрического прибора.

12. Демонстрация коллекторного двигателя постоянного тока и его реверсирования.

13. Демонстрация обратимости электрических машин.

14. Различные типы нагревательных элементов.

15. Демонстрация работы биметаллических контактов.

16. Демонстрация электрического утюга по учебной таблице и с натуры.

17. Движение проводника, замкнутого на гальванометр, в магнитном поле.

18. Опыт получения переменного тока с механическим преоб­разователем и осциллографом.

19. Показ различных диодов.

20. Демонстрация принципа однополупериодного выпрям­ления.

21. Демонстрация принципа двухполупериодного выпрям­ления.

22. Использование механического преобразователя для полу­чения переменных токов с фазовым сдвигом.

23. Вращающееся магнитное поле в однофазной системе токов.

24. Конденсаторный однофазный асинхронный двигатель.

25. Демонстрация учебной таблицы «Трехфазный генератор».

26. Виды соединения ламповой нагрузки звездой и треуголь­ником.

27. Демонстрация трехфазного асинхронного двигателя (в на­туре и на таблице).

Перечень устройств, реализуемых при выполнении проекта на основе комплекта НИИ радиоприборостроения

1. Охранные устройства на электромагнитном реле.

2. Охранное устройство на транзисторе и светодиоде.

3. Охранное устройство на транзисторе и реле.

4. Охранное устройство с фотосопротивлением.

5. Охранное устройство со звуковой сигнализацией.

6. Охранная сигнализация с лампой-вспышкой.

7. Охранное устройство с герконом.

8. Имитатор звука канарейки.

9. Имитатор звука капели.

10. Имитатор звука подскакивающего шарика.

11. Имитатор звука двигателя автомобиля.

12. Схема озвученных сигналов поворота автомобиля.

13. Имитатор звука прерывистой сирены.

14. Электронная мина.

15. Миноискатель.

16. Передатчик беспроводной связи.

17. Приемник беспроводной связи.

18. Автоматическая схема включения габаритных огней авто­мобиля.

19. Автоматическая схема включения, стеклоочистителей ав­томобиля.

20. Автоматический регулятор температуры.

21. Таймер для фотопечати.

22. Автомат регулирования уровня воды.

23. Индикатор влажности.

24. Детекторный приемник.

25. Приемник прямого усиления.

26. Переключатель елочных гирлянд.

27. Сенсорный выключатель.

28. Индикатор занятой телефонной линии.

29. Светофор.

30. Электронный кодовый замок.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Раздел «Информационные технологии» предполагает озна­комление учащихся с возможностями использования персональ­ных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наи­более распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе «Информатика». На этот раздел за все годы обучения отводится 62 ч.

В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы с готовыми программными продук­тами, облегчающими и автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности, как правило, не связанных с серьезным применением математики, физики, химии, – традиционных областях применения больших и суперЭВМ.

Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсаль­ных пользовательских программ – текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.

В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами получения передачи, хра­нения и использования информации; использованием ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации; компьютерными телекоммуникациями; освоением типичного при­кладного программного обеспечения, и аппаратных средств со­временных ПЭВМ для реализации современных информацион­ных технологий: компьютерным набором и редактированием тек­ста, деловой перепиской, работой с графическим редактором, созданием и редактированием изображений, работой с базами данных, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, на рынке и т. д., бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, ком­пьютерным делопроизводством, использованием ПЭВМ в систе­мах управления (роботами, станками с программным управле­нием и т. п.), высокими технологиями.

Большинство тем раздела (это зависит от возможностей каж­дой конкретной школы) предполагает формирование у учащихся определенных навыков Часть тем носит ознакомительный, ин­формативный характер. Желательно, чтобы по этим темам учащиеся подготовили рефераты, тезисы или иллюстрации с исполь­зованием компьютера.

К изучению раздела «Информационные технологии» привле­каются учащиеся со II по XI класс.

Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием обинформации и об основных источниках информации (телефон, те­левизор, проигрыватель, книга и т. д.), а также с возможностью использования информации в виде радиосигналов для простей­шего управления. В качестве объектов управления можно взять радиоуправляемые игрушки. Во II классе также происходит зна­комство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объекта­ми на экране монитора.

Знакомство с ПЭВМ и приобретение простейших навыков общения с ней посредством клавиатуры происходят в процессе развивающих и дидактических игр на ПЭВМ. Для желающих (или наиболее подготовленных учащих­ся) возможно знакомство с текстовым или графическим редакто­ром. В результате учащиеся получают представление об основ­ных источниках информации и элементарные понятия об управлении, как с помощью ПЭВМ, так и без него; они учатся обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана мони­тора в процессе игры.

В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с текстовым и графическим редакторами и учатся работать с ними, а также использовать ПЭВМ как калькулятор.

В VIII классе учащимся предлагается: ролевая частично ими­тационная игра в «предприятие» с использованием компьютера и, по возможности, навыков и умений, полученных к этому момен­ту при изучении всех разделов курса «Технология». В зависимо­сти от возможностей конкретной школы и фантазии преподава­теля это может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе такого предприятия: ведение деловой пе­реписки, реклама продукции, учет расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличия и расхода товаров), ди­зайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака, оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита игрушечная и настоящая одежда), эскизов игрушек (которые могут быть сделаны), раскладка продуктов при изго­товлении блюд (которые тоже можно приготовить).

Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов курса «Технология», можно имитационную часть игры свести до минимума. Предполагается также, что в процессе иг­ры учащиеся будут меняться функциональными ролями, т. е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером, художником, делопроизводителем и т. д.

Возможно, при проведении игры учащиеся впервые встретят­ся с базами данных, познакомятся и освоятся с такими операци­ями, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.

В Х классе учащиеся знакомятся с основами делопроизводст­ва и возможностями использования компьютера в делопроизвод­стве (текстовый редактор). Кроме того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых и других расчетах. В программу Х класса входит также знакомство с ба­зами данных и возможностями их использования для ведения до­кументации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре по­ликлиники и т. п.

Учащиеся XI класса знакомятся с использованием компьюте­ра в современном мире, в различных сферах деятельности совре­менного человека. Помимо традиционных форм подачи материа­ла, очень полезны на этом этапе экскурсии. В процессе их прове­дения учащиеся увидят воочию применение ЭВМ на производст­ве (КБ, конвейер), для управления (высокие технологии, в том числе в НИИ), в медицине, банковском деле, в офисе, в полигра­фии, в научных исследованиях, метеорологии. Приведенные здесь примеры можно считать ориентировочными/в каждом кон­кретном случае учитель сам должен решать, каким содержанием будет наполнена та или иная тема программы. Итогом работы учащихся должен быть, например, реферат по теме занятий (эк­скурсий), подготовленный с использованием ПЭВМ.

Работа по предложенной программе требует как соответству­ющего оборудования (дисплейный класс с профессиональными ПЭВМ, принтер, «мышь», желательно графопостроитель, другие аппаратные средства, необходимые для выполнения поставлен­ных задач), так и программного обеспечения, в которое входят: набор развивающих и дидактических игр, текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, базы данных, же­лательно пакет бухгалтерских программ, система автоматизиро­ванного проектирования.

Желательна также интеграция подраздела «Информацион­ные технологии» – компьютерная игра «Предприятие» (VIII класс) – с другими разделами курса «Технология», в частности «Домашняя экономика и основы предпринимательства».

Целесообразно проводить профориентационное тестирование на ПЭВМ при изучении раздела «Отрасли общественного про­изводства и профессиональное самоопределение» и работать с программами моделирования экологических ситуаций при изу­чении раздела «Производство и окружающая среда» (XI класс).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...