Основные психологические теории
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Вопрос № 1. Предмет, задачи и методы психологии Психологические законы показывают, как с возрастом развивается психическая деятельность и как форм. псих. свойства человека. Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильно понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Значение психологии – повышать успеваемость учащихся, разрабатывать методики обучения, развивать интеллект учащихся, достигать наибольших результатов при наименьших затратах. Значение психологии во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга. Научное понимание психических явлений предупреждает появление религиозно-идеалистических предрассудков и суеверий. Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Предмет п. - изучение сущности и закономерностейразвития психикичеловека и животных. Предмет любой науки составляют вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру. В 60- е годы XIX века психология выделилась в самостоятельную науку, в донаучный период псих знания содержались в трудах философов, материалистов медиков. Появление психологии связывают с именем В.Вундта и открытие им первой в мире экспериментальной лаборатории «В области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая науч исследованию» В. Вундт. В 1885 году Бехтерев В. М. – 1ая лаборатория в России. Психология наука старая и молодая – 1 этап разв науки и психологии как наука о душе (2 тыс л.до н.э.) 2 этап наука о сознании (17-18 век) 3 этап наука о поведении (20 век)
4 этап: Психология - наука о психики и закономерностях её проявления и развития (наше время) Психика - субъективный образ внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде совокупность всех псих состояний сознательных и бессознательных. Задачей психологии является изучение законов психической жизни человека, с тем, чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека, для правильного построения системы взаимоотношений людей, оптимальной организации процесса формирования личности. П. ставит задачу повышения уровня учебно-воспитательной работы в школе, трудового обучения и воспитания школьников, обеспечение высокого уровня усвоения знаний и развитие активного, самостоятельного мышления учащихся. Отличие житейской психологии от научной Научная п. – психология как наука. Житейская п. – психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Она обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Всякий человек, даже никогда специально не изучавший п. постоянно объясняет свои собственные поступки, слова поведение других людей. Жизн. Мудрость: «В тихом омуте черти водятся, На сердитых воду возят, Скупой платит дважды» Отличие научной п. от житейской – в том, как, на основе чего делаются умозаключения и выводы. В житейской п. они строятся на наблюдениях, стереотипах (шаблонных, трафаретных), взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, не редко противоречат друг другу. Научная п. базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в спец научных теориях. Отрасли П. Общая п. - этот раздел психология изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и опр её методический аппарат. Общая п. – фундамент всех остальных её отраслей.
Дифференциальная п. – изучает индивидуально-психологические различные между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами,, так и между опр. группами (нп: мужи жена, представителями разн профессий). Затем строятся типологии. Знания важны для всех областей практики, в том числе и для школьного обучения. Медицинская п. – изучает п. закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека, п. факторов на физическое, соматическое состояние человека. Нейропсихология – исследует влияние изменений, структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведения человека. Социальная п. – занимается п. особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к опр. соц. Группами. (дружеской, учебной, детской), (директор – учитель - дети). Психодиагностика – отрасль п., разрабатывающая методы и средства выявления и измерения п. особенностей человека, изучающая возможные применения этих средств на практике помогает выявить и измерить выраженность у человека опр индивидуально-п. характеристик: уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, свойства личности, интересы. Благодаря ей можно выявить скрытые причины поведения, поступков. Возрастная п. – исследует развитие человека и её особенностей на протяжении онтогенеза. (Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти). Педагогическая п. – включает в себя психологию обучения и воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, позн возм человека, развитие его способностей и интересов, выявляет психологию закономерности обучения и воспитания. Пед. П. изучает также особенности взаимоотношений между педагогами и учащимися, а также психологию самого учителя. Структура методов по Б. Г. Ананьеву: Борис Герасимович Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, эмпирические (практические), методы обработки данных, методы интерпретации.
I Организационные методы включают: 1)сравнительный - то есть сравнение одного вяления, проявляющегося у разных объектов; и 2) лонгитюдный метод - изучения одного объекта на протяжении длительного времени. 3)комплексный II Метод сбора эмпирических данных: 1)обзервационные методы - то есть интроспекция и наблюдение со стороны; 2) экспериментальные методы - психолог сам меняет ситуацию, вслед за изменением ситуации меняется фактор, на который психолог не может повлиять прямо. Различается а) лабораторный эксперимент, б) полевой эксперимент, при котором используется как можно меньше приборов и в) внелабораторный (естественный) эксперимент, при котором человек находится в естественной для него среде. 3)Психодиагностические методы (стандартизированное и проективное тестирование); 4) Праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности личности); 5)моделирование 6)географический III Методы обработки данных по Ананьеву включали в себя качественный и количественный анализ (статистика). 1) Метод матиматико-статического анализа данных 2) Метод качественного анализа IV Методы интерпретации входили структурный метод (психолог наблюдает за деятельностью испытуемого, составляя структуру его психической активности) и выводы, сделанные на основании развития испытуемого. 1) Генетические методы а) филогенетические б) онтогенетические 2) Структурный а) классификация б) типологизация Самыми распространенными эмпирическими методами является наблюдение и беседа. С помощью беседы психолог может получить необходимые ему данные о человеке в общении с ним. преимущества этого метода состоят в том, что психолог может наблюдать за реакцией испытуемого, его эмоциями, что дает дополнительную информацию о нем. Тем не менее, этот метод является субъективным и зависит от личного мнения психолога. Наблюдение также является субъективным методом психологической науки. Его суть заключается в том. что наблюдаемая личность не знает, что за ней наблюдают. Для метода наблюдения существует целая методика его правильного использования.
Методы психологии Основные методы п.- наблюдение и эксперимент Частные методы – метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовы1й метод и др. Наблюдение -исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека. Научное наблюдение отличается от обычных житейских наблюдений, которые часто носят случайный, неорганизованный, неплановый характер. Особенность – преднамеренность, целенаправленность, избирательность, планомерность и систематичность Эксперимент – Этот метод состоит в том, что у испытуемого (так называют человека, над которым проводится эксперимент, опыт, испытание) преднамеренно вызывают тот психический процесс, который необходимо изучить. Например, чтобы выяснить, какова оптимальная скорость чтения для понимания и усвоения текста, определенный рассказ прочитывали одной группе детей в течение 3 минут, другой группе тот же отрывок читали 5 минут и третьей — 7 минут. На основе ряда опытов пришли к выводу, что наилучшее понимание и запоминание учебного материала происходит при среднем темпе (скорости) чтения. Экспериментальный метод по сравнению с наблюдением имеет то преимущество, что при нем не надо дожидаться, когда возникнет интересующий нас процесс или явление. Кроме того, в эксперименте можно менять условия протекания психического процесса и таким образом получать больше нужных сведений об этом процессе (в описанном опыте варьировался темп чтения). Лабораторный эксперимент - проводится в помещении, спец приспособленным для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Естественный э. – предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Констатирующий э. – выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий э. – выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития опр качеств, способностей, свойств путем активного их формирования. Тест – стандартизированные методы, т. е. предлагаемые в них задания, оценка строго регламентированы и единообразны. Их результаты не зависят от того кто проводит тест и обрабатывает результаты. Метод беседы – исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на кот тот отвечает (устно в случае беседы или письменно – анкета). Содержание и форма опр задачами иссл. И возрастом испытуемых. Одновременно иссл наблюдает за характером речевых высказываний, а также за поведением, выр лица, мимикой испытуемых.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, кот. Дают изучаемым лицам для письменного ответа. + легко и быстро получить массовый материал - отсутствие личного контакта
В психологии используются также наблюдения человека над собственной психической жизнью. Этот прием получил название метода самонаблюдения. Самонаблюдение может быть использовано в психологии не как самостоятельный метод, а лишь как вспомогательный прием, дающий дополнительный материал, который почти всегда должен проверяться наблюдением или экспериментом. При этом важно, чтобы самонаблюдение не превращалось в бесплодное, ненужное «копание в своей душе», а побуждало бы человека к работе над собой, к развитию положительных качеств и к борьбе со своими недостатками.
Вопрос № 2 Основные психологические теории Структурализм - В. Вундт, Э. Титченер считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы, ощущения, образы и чувства. Функционализм - Ф.Гальтон, У.Джеймс, Д. Дьюи считали, что роль сознания в приспособлении человека к окружающему миру. Бихевиоризм - Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами,т.к. не подлежат исследованию. Необихевиоризм - Э. Толман, К. Халл, Б.Скиннер. Психоанализ - З.Фрейд невротические болезни взрослых вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте. Неофрейдизм - придавали существенное значение социальным факторам.К. Хорни, Г.С. Саливен, Э.Фролли. Гештальтпсихология - М.Вертгеймер, К.Коффка, В. Келер считали, что психика должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов) Генетическая психология - Ж.Пиаже его интересовало, как ребенок учиться познавать и понимать окружающий мир, как формируется мышление. Когнитивная психологи я - мозг человека = машине упрощающая сложный внутренний мир человека. Гуманистическая - К. Роджерс, А. Маслоу новый взгляд на развитие человека основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|