Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение.




Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.

Общение животных как предыстория общения людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение с человеком животных в процессе их одомашнивания.

Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — подготовка к труду и произошли из труда. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Но вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.

Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам. В дальнейшем игра становится сюжетной и по правилам. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.

Учение — исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе опыта и знания в различных условиях. Умения начального уровня заключаются в оперировании знаниями. Например, человек знает, как нужно плавать, но еще только-только начинает приобретать это умение. Он может сказать про себя: «Я знаю, как нужно плавать, но еще не умею этого делать правильно». По мере освоения данного умения он уже оперирует не только знаниями, но и движениями, входящими в действия плавания. На этом этапе он может сказать: «Я умею плавать, но не имею еще навыка, поэтому плаваю неуверенно и медленно». Умения на уровне мастерства характеризуются тем, что человек свободно оперирует уже не только знаниями, но и навыками, поэтому может выполнять деятельность с высокой результативностью не только в стандартных, но и в изменяющихся условиях. Владение умениями имеет очень большое значение в профессиональной деятельности людей, особенно в деятельности педагога.

Навык – умение, доведенное до автоматизма. Самый важный признак навыков — автоматизация. Механизм автоматизации освобождает сознание от необходимости следить за «само собой текущими движениями». Это очень важно, так как позволяет человеку фиксировать внимание не на движениях, а на условиях выполнения их, на их результатах. Однако при этом сохраняется сознательный контроль за движениями и действиями. Навыки играют важнейшую роль в жизни и деятельности людей.

Навык формируется путем упражнений (это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования). Существует 2 условия формирования навыка:

1. наличие ясно осознанной цели и стремление ее достигнуть. Обучающийся должен понимать, чего он должен достигнуть в результате.

2. обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и ошибки, недостатки и причины их. Сопоставление промежуточных результатов с их конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся с помощью учителя, а также должен быть и самоконтроль. Дальнейшие упражнения должны быт направлены на устранение недостатков и исправление ошибок.

Важный момент в формировании навыка – устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (напр.,формирование навыка письма первокл.) и объединение отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, без остановок (напр., от чтения слогами к навыку чтения словами).

Привычка – это потребность человека совершать определенные действия. Привычки могут складываться стихийно, могут быть результатом направленного воспитания, но во всех случаях необходимо, чтобы действие удовлетворяло какую-нибудь потребность многократно и длительное время. Так, если школьник начал ежедневно заниматься утренней гимнастикой с целью удовлетворения своей потребности в физических упражнениях, то через некоторое время у него может выработаться привычка делать зарядку. Ежедневное выполнение становится потребностью. Большое значение в жизни человека имеют нравственные привычки (в частности, привычка к дисциплине). Они могут перерастать в устойчивые черты характера. Профессиональные привычки облегчают трудовую деятельность. Но существуют и отрицательные, вредные, привычки (курение, употребление алкогольных напитков и др.), которые человек должен стремиться искоренить.

Воспитание положительных привычек, как и борьба с отрицательными, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение) и торможение других (ч/з осуждение, выговор). Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся подражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, т.к. порой он не замечает ее. Начинать вырабатывать положительные привычки нужно с первых дней обучения в школе. И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек и предупреждению отрицательных.

 

 

 

 

Вопрос № 6

Темперамент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...