Основные категории психологии.
Психика - субъективный образ внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний сознательных и бессознательных. Деятельность - Сознательно регулируемая активность, направленая на познание окружающего мира и самого человека. Поведение - взаимодействие с окружающей средой, обусловленное внешними и внутренними условиями. Личность – конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Отражение – всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Развитие отечественной психологии Направления
Философско-религиозное Естественно-научная В.Соловьев В.Ш.Бехтерев Н.Я.Грот И.М.Сеченов Н.О. Лосский И.П. Павлов Душа, интерпретация. А.А.Ухтомский Рефлексы Нервные процессы Основные этапы развития психологии Психология наука старая и молодая. 1 этап - психология как наука о душе 2 этап - наука о сознании 3 этап - наука о поведении человека 4 этап - наука о психике, закономерностях её проявления и развития, её механизмах.
Вопрос № 3. Психика и ее развитие. Сознание как форма психическго отражения. Психика – субъективный образ внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний, сознательных и безсознательных.
Структура психики:
Функции психики: Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом. Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир. Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Этапы развития психики. 1.Элементарная сенсорная психика. (у кишечно-полостных и насекомых). Животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей. 2.Перцептивная (воспринимающая) психика На этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте. 3.Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.
4.Навыки. Навыки основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть. 5.Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают. так, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения: 1) отсутствие длительных безрезультатных действий; 2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как единый целостный акт; 3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях; 4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях; Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.
6. Сознание. высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде. Сознание - это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Функции сознания: Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память. Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Структура сознания по Леонтьеву: Чувственная ткань сознания - образы различаются по: -модальности(на вкус, внешне, на ощупь) -чувственному тону -степени ясности -устойчивости Значение – звуковое выражение образов; слова, обозначающие тот или иной образ Личностный смысл - содержание значения, которое оно приобрело лично для каждого человека
Развитие сознания. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.Человек, употребляя орудия труда, осознает и понимает их назначение, а поэтому отдает себе отчет в том, из какого материала должно быть изготовлено орудие, какая его форма наиболее рациональна. Благодаря этому за орудиями труда закрепляется определенное производственное назначение, люди изготовляют их заранее и сохраняют для будущей деятельности. Процесс труда обычно требует от людей коллективного сотрудничества. Коллективный труд возможен лишь при том условии, что каждый из участников трудового коллектива знает общую цель труда, роль каждого члена трудового коллектива и согласованно выполняет отдельные трудовые операции. В процессе труда люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга; у них появилась потребность что-то сказать друг Другу, обменяться мыслями. В результате неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. Начала складываться особая форма сигнализации-звуковой язык как система словесных сигналов - средств общения между людьми. Соответственно изменялся и мозг-формировалась вторая сигнальная система, центры речи. Труд человека всегда носит общественно-исторический характер, следовательно, и сознание как его продукт является сознанием общественно-историческим, т. е. обусловленным теми отношениями, которые складываются у человека в процессе производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|