Основные этапы развития социальной психологии
С тех пор как СП выделилась в самостоятельную науку, в ее развитии можно выделить несколько этапов Первый этап - феноменологический (середина 19 в.) Толчком для развития СП было: 1) развитие языкознания; 2) накопление значительных фактов в области других наук (антропологии, этнографии, археологии); 3) становление массового производства и развитие городов. На этом этапе с.-п. феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (таких как: коллективный, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания). В этот период развития СП ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различные материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Другими словами, формировалась предметная область и методы исследования СП. В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции: 1. Психология народов возникает в Германии, в основном в трудах М.Лацаруса и Х.Штейнталя. Задача СП с позиции этой концепции – «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Эта концепция впоследствии была развита в трудах В.Вундта, который разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. 2. Психология масс (Г.Тард, С.Сигеле, Г.Лебон) Всякое скопление людей рассматривали как массу, в которой человек утрачивает способность к наблюдению. Согласно их наблюдениям, поведение человека в толпе характеризуется: обезличиванием (господство инстинктивных импульсивных реакций); преобладание чувств над интеллектом и т.п.
3. Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах английского психолога У. Мак-Дугалла, который в 1920 г. работал в США. Причины поведения людей он видел во врожденных инстинктах. Начало второго этапа совпадает с выходом в свет книги Мак-Дугала «Введение в СП» (1908)(считается датой рождения СП.) и книги Э.Росса «СП». После первой мировой войны, когда в работах Ф.Олпорта и В.Мёде было предложена программа превращения СП в экспериментальную дисциплину. Как и другие области знания СП оказалась вовлеченной в решение определенных социальных задач. Бурное развитие капитализма и экономики США выдвигает и перед этой областью ряд требований, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой информации, усилением значения парадигмы и рекламы, а также разработка и усиление способов и методов управления. В каждой из этих сфер СП не претендовала на кардинальное решение проблем, но частные рекомендации относительно «человеческого фактора», прежде всего в производстве, должна была представить именно эта наука. Т.О., после первой мировой войны возникает господство американской СП на Западе и СП приобретает черты указанной выше традиции. Третий этап развития этой науки на Западе совпадает с периодом, наступившим после второй мировой войны. Этот этап продолжается по настоящее время, и его характеристика не выглядит вполне однозначно. Часть работ ориентированы на поддержание американской экспериментальной СП, а часть внесли в ее развитие существенные изменения. Большой вклад в дальнейшее развитие СП внес К.Левин. Эмигрировавший из Германии в 1933 году, Левин быстро выдвинулся в качестве ведущего психолога в СШ. Основанный им центр по изучению групповой динамики провел целую серию блестящих экспериментов, относящихся к предмету СП. Но на ряду с сильной экспериментальной базой К Левин был и крупным теоретиком. Хотя его теория поля и вызывает серьезные возражения, тем не менее эта теория оказала большое влияние на развитие американской с.-п. мысли.
считается, что после смерти К.Левина в 1948 году происходит существенное изменение в отношении к возможностям построения сколько-нибудь общих теорий в СП вообще. Большинство теорий, возникших в СП после К.Левина, были единодушно объявлены «теориями среднего ранга». Примерами таких теорий являются: теория Миллера и Долларда «фрустрации – агрессии» (наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и наоборот, фрустрация ведет за собой агрессивное поведение), теория когнитивного диссонанса Фестингера и др. Отказ от общих теорий в СП и принятие идеи теорий среднего ранга ставит вопрос о делении СП на «школы» или направления. В настоящее время существует множество направлений СП на Западе. О некоторых из ник пойдет речь в следующем вопросе. 2. Основные направления СП на Западе. Основы СП закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале 20 века направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, интеракционализма, экзистенциональной психологии и т.д. Гештальттеория исходит из такого понимания природы человека, когда главным фокусом исследования является развитие осмысленного и организованного взгляда человека на мир. Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер, Фром) – основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые и определяют социальное поведение и предпочтения. Динамическая теория функционирования группы Байона. Суть: Объектом изученния являлась группа. Пытался охарактеризовать группу как отдельную личность. Он выделяет в группе такие понятия как потребности, мотивы, цели, коллективные защитные механизмы и т.д. Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда. Суть: Бихевиоризм (ДжюУотсон.ю Трондайк, Б.Скинер) – Человек – совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди. Необихевиористическая ориентация в ключе которой развивались такие теории как: теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда; теория диадического взаимодействия Д.Тибо и Г.Келли. Суть: всякое МЛО - это взаимодействие. Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться, если участники такого взаимодействия «выгадывают» от него, и наоборот.
Когнитивизм (Д.Бродбент, Р.Атктнсон, Ж.Пиаже и др) – Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивида. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Суть: В сознании человека часто возникает познавательный диссонанс вследствие противоречия между «двумя знаниями». Этот диссонанс приводит к выбору альтернатив. Человек делает свой выбор в пользу какого-либо одного знания и всячески подчеркивает значимость своего выбора и занижает отвергнутые им взгляды. Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча. Суть: «Поведение организованно. Эта организация молярна. Наиболее вожный ее элемент – познание» Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс) – Человек уникальная, открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала. Т.О., с одной стороны, источником активности индивида является стремление к редукции напряжения, с другой – стремление к напряжению. Личность функционирует как активна, открытая, само развивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Интеракционализм (воздействие) (Дж.Мид) – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Основные постулаты концепции: 1) человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации; 2) направление поведения человека – результаты взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу; 3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими; 4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, т.к. люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. Экзистенциализм (Гуссерль, Камю, Фром, Франкл) – основное, сугубо человеческое стремление – обрести смысл жизни (экзистенция – «существование», «сущность») и человек ощущает фрустрацию или экзистенциональный вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|